Kauri
240

Интернет вещей и ритейл: на что будет похож умный магазин?

IoT (интернет вещей) – основа концепции «умного магазина», главная задача которого — максимально автоматизировать все процессы. Мы изучили причины внедрения систем IoT, посмотрели, как обстоят дела с умными магазинами на Западе и выяснили, почему в ближайшем будущем они будут актуальны и для России.

В закладки
Источник: pixabay

1. IoT сможет бороться с кражами

Основой умного магазина стала RFID-маркировка товаров (от англ. Radio Frequency IDentification – определение радиочастоты) – это способ автоматической идентификации объектов через радиосигнал. RFID-система состоит из считывающего устройства (антенна) и транспондера (RFID-метка на товаре). По сути это самоклеющаяся этикетка с чипом. Если антенна перестанет видеть RFID-метку (и при этом в системе не будет зафиксирована покупка), то сразу сработает уведомление о краже или включится звуковое оповещение для охраны.

2. IoT навсегда избавит магазины от очередей на кассе

Установленные в магазине камеры помогут в онлайн-режиме фиксировать число посетителей, очереди и места скопления людей. Работник магазина сможет несколько раз за день посмотреть информацию о количестве клиентов, отследить самый популярный маршрут передвижения по залу — это поможет создать удобную планировку магазина, основанную на привычках клиента. Благодаря этому можно выбрать более удачные места для плохо продаваемых вещей, точки для рекламы или дегустаций.

А очередей не будет ещё и потому, что автоматический расчёт чека на все товары в корзине покупателя происходит без участия кассиров – по RFID-меткам.

3. Больше не придется менять сотни ценников вручную

Так выглядят умные ценники

“Умный” электронный ценник внешне напоминает экран смартфона, который крепится к любой поверхности. Теперь, если надо срочно поменять цену на все марки молока в магазине, достаточно просто ввести нужное значение в графу программы, и она отобразится на полках товаров. Это позволит экономить не только бумагу, но и время обслуживающего персонала, который вынужден заменять все ценники вручную. В конце концов, исчезнут вечные препирательства у касс “а почему это так пробилось, если там была другая цена!”.

4. RFID-технологии решают проблемы пустых полок

Если на всех продуктах будет соответствующая электронная метка, то RFID-антенна зафиксирует объем товара и передаст все данные на склад. Если, например, в холодильнике заканчивается молоко, обслуживающий персонал получит уведомление и пополнит запасы.

5. Обеспечение идеальных климатических условий

Источник: pixabay

IoT поможет максимально правильно разбить магазин на зоны микроклимата под условия хранения товаров, что поможет увеличить срок хранения продуктов. Делать это вручную дорого и долго, а система датчиков будет самостоятельно контролировать температуру и влажность для разных категорий товаров, используя заранее подготовленные шаблонные настройки.

6. Сокращение штата сотрудников

IoT-решения позволят значительно сэкономить на работе кассиров, охранников, контролёров и мерчендайзеров. Это отразится на стоимости товаров, так как цены на них формируются с учетом оплаты труда персонала магазина. Полностью исключить человеческий фактор не получится: кто-то должен следить за статистикой, проводить обслуживание оборудования. Но IoT решения позволят значительно минимизировать человеческий фактор, а значит снизить число ошибок.

Примеры успешных кейсов

1. Одними из первых были магазины сети Amazon. В «Amazon Go» покупатели просто заходят, берут нужную вещь и сразу уходят. Перед началом покупок клиент прикладывает свой смартфон к турникету со считывателем QR-кода. Далее система Just Walk Out с помощью датчиков на товарах и видеокамер определит, какой продукт положил в корзину покупатель. Даже если клиент передумает покупать продукт и положит его обратно на полку, система учтет решение и отредактирует чек. Оплата производится автоматически — нужная сумма снимается с кредитной карты, которая подключается к пользовательскому аккаунту Amazon.

2. В 2015 году магазин Levi San Francisco решил мониторить запасы товаров в режиме реального времени. Для этого Intel создала сенсорную платформу для розничной торговли. Пробы прошли удачно, и теперь технология продается как «Intel Retail Sensor Platform». Принцип действия довольно прост: RFID-антенны сканируют торговую площадь и передают данные о товарах (RFID-метки установлены на всех предметах в магазине). Если условные батончики Snickers на полке заканчиваются, работникам склада сразу же приходит оповещение.

3. В Германии винный магазин BASF разместил для клиентов на входе настенный планшет. Покупатель отмечает в нём свои предпочтения, и на их основе система подбирает бутылки, которые подсвечиваются неоновыми лампами прямо на полке. Так клиенту больше не придется тратить время на исследование каждой отдельной бутылки вина, магазин сделает выбор за него.

4. Сеть Walmart доказала, что применение IoT пригодится и на складах интернет-магазинов.

Согласно отчету Forbes, в 2013 году Walmart потеряла 3 миллиарда долларов в из-за отсутствия на складе товаров, которые хотели заказать клиенты.

Тогда команда MIT Media Lab разработала целый парк беспилотников, способных отслеживать объем инвентаря на складских площадях на расстоянии десятков метров. Так что замена традиционного штрих-кода на RFID-метку и запуск дронов помог Walmart контролировать наличие товаров и вовремя пополнять запасы, минимизировав альтернативные издержки.

IoT в российском ритейле

В России пока что не так активно используют IoT-решения, как в Западной Европе. Сейчас это выгодно и доступно только таким большим компаниям, как «Магнит», «Окей».

Многие отечественные компании (например, некоторые филиалы «Ашана») отслеживают поведение покупателей через Bluetooth-маячки. Одна из таких технологий называется iBeacon. Её принцип заключается в передаче Bluetooth-сигнала с маячков в помещении на устройства клиентов (смартфоны, планшеты), находящиеся в радиусе действия, через равные промежутки времени. iBeacon помогает отслеживать траекторию движения потребителя, а также может активировать совместимые устройства при приближении сигнала, и запустить, например, приветствие на экране.

Однако, в скором времени IoT в России станет востребованней. С 2019 года начал действовать Федеральный закон, обязующий маркировать сигареты, обувь, духи, шины, белье и фотокамеры.

К 2024 году должна быть создана «сквозная система маркировки товаров контрольными идентификационными знаками». Это значит, что большая часть потребительских товаров должна будет промаркирована в единой системе. Делается это для защиты от контрабанды: так легко выявить поддельные товары.Так что внедрение IoT решений неизбежно, и дело не только в техническом прогрессе: аспекты безопасности становятся триггером для их появления.

{ "author_name": "Kauri", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 0, "likes": 2, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "kauri_iot", "id": 89370, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Thu, 24 Oct 2019 09:47:56 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 89370, "author_id": 378698, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/89370\/get","add":"\/comments\/89370\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/89370"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 378698, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет
Популярные
По порядку
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }