Стоимость, добавленная цифрой. Как «выжать» прибыль из цифровой трансформации?

Тренд на цифровизацию прочно обосновался во всех отраслях бизнеса. Что на самом деле он означает и как именно поможет компаниям усилить конкурентоспособность? Об этом мы поговорили с профессором Николаем Верховским, директором программ по цифровой трансформации школы управления «Сколково».

Технологии стали «добавочной стоимостью» товара

Цифровая трансформация давно перестала восприниматься бизнесом как «дань моде» - компании осознали, что диджитализация необходима. Согласно международному исследованию IBM Global CEO Study, в 2004 году технологический фактор находился только на 6 месте среди внешних факторов, которые, по мнению топ-менеджеров, оказывают наибольшее влияние на компании. С 2012 года по сегодняшний день этот аспект занимает лидирующие позиции в опросах.

Как это произошло? В традиционные отрасли (производство, торговлю) начали приходить новые игроки. При этом им удавалось забирать часть выручки у «классических» корпораций, продающих свой товар привычными способами. Новые компании предлагали потребителю принципиально иное – сервис, основанный на технологиях, чтобы решать задачи клиента быстрее и качественнее. Например, стало возможным оформить доставку, а не идти в магазин, или заказать нужный товар в торговую точку со склада.

«Сервисная модель позволяет предложить покупателю не просто готовый продукт, например, «свежее молоко», а результат - свежее молоко у вас дома через 15 минут. Реализовать это без централизованной ИТ-системы невозможно».

В свою очередь, и традиционный бизнес начал трансформироваться в компании-платформы. Они продают не только «единицу товара», но и услуги на основе ИТ-технологий, которые позволяют получать больше прибыли. Например, сегодня крупный мировой производитель сельхозтехники John Deere предлагает покупателям не просто тракторы или комбайны, а цифровой сервис по повышению производительности полей. В 2012 году компания вывела на рынок цифровую платформу My JohnDeere. У клиентов, работающих с ИТ-сервисом, появилась возможность контролировать состояние машины и управлять работой операторов с помощью мобильного приложения. Система стала агрегировать такие параметры как время простоя и работы оборудования, расход топлива, пройденное расстояние и т.д. Помимо данных, связанных с техникой, сельхозпроизводителям стали доступны анализатор агрономических данных для полей, цифровые отчеты по урожайности и посевным работам, удаленный спутниковый мониторинг и др. Если в 2016 году, по данным «РБК Инвестиции», капитализация Deere&Company (владелец бренда John Deere) составляла 33 миллиарда долларов, то в 2019 - уже 56. За этот же период чистая прибыль увеличилась с 2 до 3 миллиардов долларов.

Еще один пример – продажа авиабилетов с помощью онлайн-сервиса, который на основе анализа клиентских данных формирует адресные предложения каждому покупателю. Авиакомпания, как и раньше, продает билеты, но аналитическая надстройка позволяет отслеживать персональные запросы (любимые направления и сезоны, важные для клиента факторы – необходимость багажа, возможность выбора места при покупке и т.п.) и предлагать максимально полезный для конкретного пользователя продукт, что приводит к росту продаж.

Цифровая трансформация VS автоматизация

Сегодня эти два понятия часто употребляются как синонимы, однако это не совсем верно. Цель автоматизации в любой отрасли – повысить эффективность существующих рутинных процессов. Автоматизация позволяет компании увеличить производительность ресурсов в единицу времени, например, отвечать на большее количество звонков или производить больше товара.

При цифровой трансформации параллельно с продуктом создаются еще и знания, компетенции, возможность предлагать рынку новые решения. Цифровые инструменты оптимизируют интеллектуальную работу – анализ данных, прогнозирование, моделирование систем, что в разы ускоряет принятие управленческих решений и повышает их точность.

«Цифровая трансформация – это переход с people-driven, когда люди принимают решения, основываясь на интуиции и управленческом опыте, на model-driven – когда возможные управленческие решения просчитывает смоделированная система. За счет этого компания выигрывает в скорости и качестве решений, что в итоге позволяет оставаться конкурентоспособным и наращивать выручку».

Эффект «здесь и сейчас»: стоит ли ожидать от цифровизации быстрого возврата инвестиций?

Часто акционеры крупных компаний ожидают мгновенной окупаемости цифровых инструментов. Важно понимать, что, во-первых, это «длинные» инвестиции в новую инфраструктуру и компетенции внутри компании. Во-вторых, прежде чем система поддержки принятия решений выдаст точный прогноз или расчет ее надо «накормить» данными. Но если вы эти данные никогда не собирали, а те, что есть, непригодны для системного использования – результата не будет.

«Цифровые решения – ключевые точки роста для бизнеса, позволяющие увеличивать выручку и капитализацию, а главное – формировать абсолютно новые рынки. Они точно принесут результат, но важно подготовиться: начать собирать, систематизировать и хранить клиентские данные».

Цифровая трансформация в 2023: продолжать, нельзя остановиться

По данным «Сколково», последние несколько лет большинство российских компаний увеличивает траты на ИТ и цифровизацию. Так, если в 2020 году совокупные расходы сельхоз компаний и пищевой промышленности на эти цели составляли 1,74%, то в 2021 году – 2,1%. В тот же период выросли траты на цифровизацию у ритейлеров (с 9,61% до 10,24%), металлургов (с 2,71% до 3,02%) и других компаний.

По итогам 2022 года ожидается краткосрочное замедление роста, поскольку компании сейчас пересматривают ИТ-стратегии – на это нужно время. Однако можно с уверенностью сказать, что в 2023-2024 тренд будет только расти. В особенности это касается сегмента B2C, который продолжит работу с клиентскими данными. В ближайшие годы ожидается рост спроса на цифровизацию не только со стороны больших, но и средних, а также малых компаний.

0
1 комментарий
Roman

Куча текста, а ответа на вопрос в заголовке нет. Идем дальше. Профессура в своем репертуаре.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда