Агрегатор и не только. Что такое онлайн-турагентство?

Страны уже готовятся открыть границы для путешественников, а значит, мы скоро будем покупать билеты на самолет. Найдем его на метапоисковике, купим через онлайн-турагентство или на сайте любимой авиакомпании? На вкус и цвет... Но, пока есть время, давайте разберемся, чем онлайн-турагентство может быть выгодно для путешественника. А заодно развеем самые частые мифы.

«Котлеты отдельно, мухи отдельно…»

Многие до сих пор уверены, что любой сайт, на котором можно найти авиабилет — это поисковик. К примеру, чем aviasales или skyscanner отличается от kupibilet.ru? Отличия в бизнес-моделях. Метапоисковик не продает, он агрегирует данные и показывает места для покупки. Онлайн-тревел агентство продает билеты, используя при этом различные каналы дистрибуции: контекстную рекламу, таргет и т.д. ОТА могут стать партнерами метапоисковика и показывать авиабилеты на нем, как на дополнительном ресурсе.

К примеру, авиакомпания продает билет Москва-Питер у себя на сайте за 2000 руб., а агентство kupibilet.ru ставит его за 1800 руб. Метапоисковик при этом покажет путешественнику варианты билета у авиакомпании за 2000 руб. и агентства за 1800 руб., ничего не меняя.

Агентство берет деньги за продажу билетов, а значит (если это не запрещено правилами), может поставить цену за билет ниже чем у авиакомпании. Кроме того, программа лояльности ОТА (скидки и бонусы) распространяется сразу на все авиакомпании, а не только на конкретные рейсы.

А теперь, перейдем к топу мифов про онлайн-трэвел агентства. Настало время их развеять!

Миф: «Авиакомпании платят ОТА от 5% до 10% комиссии за продажу их билетов».

Ответ: Такие условия прекратись еще в далеком 2012 году. Сейчас за продажу билета в 30000 рублей агентство может получить комиссию всего в 1 рубль. Особенности бизнеса изменились и комиссия стала условной.

Миф: «Продавать авиабилеты то же самое, что продавать билеты в кино. Просто заполняешь свое имя в «окошке» и билет готов».

Ответ: Система авиабилетов гораздо сложнее чем кажется, к примеру терминал рядового кассира мало чем отличается от терминала системного администратора. Чтобы отменить бронирование или вернуть билет, нужно хорошо разбираться в особенностях и большом количестве документов. Это делают специально обученные люди - операторы службы поддержки, которые не один месяц готовятся к тому, чтобы приступить к своей работе.

Чтобы найти нужный билет агентство опрашивает 20-30 провайдеров по 60 раз в секунду. Ответ провайдера может занимать до 5 мегабайт. Сами понимаете какой получается объем, если посчитать нагрузки.

Миф: «Услуги кол-центра и горячей линии по умолчанию входят в тариф»

Ответ: Еще 10 лет назад поддержка колл-центра была нужна 70% билетов, сейчас всего лишь 5%. Услугу исключили из тарифа и сделали билет дешевле. Теперь, за обращение в службу поддержки агентство берет сервисный сбор. Но, если услуга не нужна, клиент за нее не платит.

Многим знакома модель усредненной цены - все платят за услугу, даже если ей не пользуются. Сейчас бизнес и клиенты поняли, что выгоднее платить только за то, что потребляется. Прекрасный пример - авиакомпания «Победа». Питание, багаж и страховку они предлагают оплатить отдельно. Онлайн-тревел агентство kupibilet.ru использует похожую бизнесмодель. Это позволяет делать билеты дешевле и не «скидываться коллективно» на ненужные услуги.

Миф: «Для работы кол-центра ничего особенного не нужно. Сидит себе оператор, на звонки отвечает»

Ответ: Процедура возврата и обмена авиабилета - сложная и специфическая. Оператору службы поддержки нужно:

  • соблюсти все правила авиакомпании,
  • знать особенности системы бронирования,
  • отвечать оперативно.

Размер службы поддержки формируется под текущий запрос. В сезон высокого спроса или при сложной политической обстановке команда расширяется. Сейчас, во время карантина, агентством kupibilet.ru нанят дополнительный аутсорс колл-центр. Его сотрудники работают на горячей линии, оповещая клиентов о текущем ходе работ.

Миф: «Почему бы программисту не сесть в колл-центре и начать возвращать билеты?»

Ответ: IT и служба поддержки — разные сферы, требующие глубоких специфических знаний. Просить программиста решать задачи колл-центра тоже самое, что физика-ядерщика попросить заняться молекулярной биологией.

Миф: «Неужели искать и показывать данные это так сложно?»

Ответ: В мире более 700 авиакомпаний и каждая использует одну из известных систем бронирования (GDS), или разрабатывает личную (лоукостеры). Все авиакомпании устанавливают свои правила поиска и бронирования билетов. Для того, чтобы найти подходящий рейс среди массива данных, нужны глубокие знания.

В 2018 году компания kupibilet.ru вышла за рамки простого поиска и разработала алгоритмы смарт-маршрутов. Этот проект позволил независимо объединять более 700 авиакомпаний между собой и дать возможность летать значительно дешевле. Смарт-маршруты позволяют за одно путешествие объединить билеты разных авиакомпаний на местах назначения и пересадках (а в мире примерно 5000 аэропортов!). Это делает путешествие иногда более чем на 30% дешевле и дает возможность добраться туда, куда не летают регулярные рейсы.

База компании kupibilet.ru хранит около 100 млрд. билетов и для того, чтобы найти и выдать клиенту оптимальные маршруты за 2 секунды, нужны большие ресурсы.

Смарт-маршруты достойны отдельного материала. Его мы выпустим совсем скоро!

Сайтом и приложением онлайн-тревел агентства kupibilet.ru ежедневно пользуется большое количество пользователей. Над разработкой полезных опций трудится команда IT-отдела. Первый вопрос с которого начинается день: «Что нового мы можем предложить?» Второй - «Как воплотить придуманное?». IT-отдел работает как небольшой научно-исследовательский институт.

Но, самый распространенный миф о том, что агентства купаются в деньгах, ведь авиабизнес - это «о гламуре».

Авиаиндустрия крайне сложна и затратна - продажа билетов происходит практически по себестоимости, поэтому бизнес низкомаржинальный. Основной доход получается за счет дополнительных услуг, которые могут быть интересны клиенту.

В авиаиндустрии работают страстные люди, которые не стоят на месте. Буквально за один век был совершен прорыв от деревянного самолета братьев Райт до высокотехнологичных авиасудов. Сейчас для путешественника взлететь и приземлиться - в порядке вещей. Но вы только представьте, сколько в это вложено!

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Александр Борцов

такая большая статья и 500 просмотров ( 
лайкнул, комент хоть напишу 

Ответить
Развернуть ветку
Купибилет
Автор

Спасибо за ваш отзыв о материале :) рады, что было интересно!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Купибилет
Автор

Очень приятно слышать! Спасибо ) будем и дальше производить интересный и качественный контент

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Тихонова

Интересно. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Купибилет
Автор

Спасибо за отклик )

Ответить
Развернуть ветку
Zahariy Kochubey

Каким образом ота может сделать цену ниже сайта АК?

Ответить
Развернуть ветку
Купибилет
Автор

это происходит, если ак разрешает такую опцию в рамках своих правил

Ответить
Развернуть ветку
Zahariy Kochubey

Можете детальней рассказать что вы имеете ввиду?

Ответить
Развернуть ветку
vmc21

1. Демпинг (если не запрещено АК). OTA-агентства пытаются сформировать пул лояльных клиентов и снижают цену ниже рынка и АК. Такое длится 1-2 месяца, потом деньги кончаются.
2. Агентский сбор. Агентское вознаграждение не всегда составляет один рубль. Оно может составлять несколько процентов от стоимости тарифа. OTA-агентство может снизить цену за счет снижения своего агентского вознаграждения.
3. Вознаграждение от авиакомпании. Авиакомпания может предложить вознаграждение конкретному OTA-агентству за проданные тарифы.
4. Сбор GDS. В стоимость билета, в таксы, включается сбор GDS. По итогам отчетного периода GDS может, при достижении определенных KPI, вернуть OTA-агентству часть денег из этого сбора.
5. Приватные тарифы. Через GDS могут быть доступны специальные тарифы (всем или части OTA-агентств) по более низкой цене. Теоретически они могут быть дешевле чем на сайте АК.

Ответить
Развернуть ветку
Zahariy Kochubey

Благодарю:)

Вы забыли ещё про ndc каналы продаж.

Ответить
Развернуть ветку
житель Кёнигсберга

Зачем раскидывать бренд на три разных(судя по доменам)?
Не проще ли использовать какой нибудь софт из коробки(например немо) чем держать IT-отдел которой работает как небольшой НО ПЛОХОЙ научно-исследовательский институт? Плохой он, потому как у вас тоже самое, что и у всех остальных агентств и коробочных решений... Халтурят ребята из вашего "НИИ"
А вообще кухня тревел очень интересна! Интересны планы развития. Спасибо за статью.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда