Какой язык программирования выбрать ребёнку и как подобрать программу обучения: советы сертифицированного тренера Apple Материал редакции

Что преподавать дошкольнику, а что — старшекласснику, чем обучение в офлайне лучше онлайна и почему личность учителя — это важно, рассказывает Алина Слепушкина.

В закладки
​Алина Слепушкина

В 2013 году Алина Слепушкина прошла отбор по программе Professional Development от Apple. До этого она работала учителем английского языка, а теперь даёт вводные уроки по программированию школьникам и рассказывает учителям о том, как использовать в своей работе мобильные устройства.

Слепушкина рассказала о том, как выбрать язык программирования, которому учить ребёнка, и какие подходы к обучению подходят детям разных возрастов.

Зачем ребёнку программирование

Мы с коллегами-преподавателями недавно обсуждали, зачем учить будущего врача или учителя программированию. Вспомнили цитату Михаила Ломоносова: «Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Мы решили, что он имел в виду, что ум приводит в порядок не математика, а логика, которая идёт вместе с ней.

Программирование тоже способно заложить основу логического мышления. Через логику можно научиться заглядывать в суть процессов, а это навык, который пригодится в любой сфере.

Когда первокласснику объясняют, что такое программирование, его, например, просят описать, как он делает бутерброд. Первый раз ребёнок теряется, потому что раньше он об этом не задумывался. Тогда мы начинаем разбираться: сначала для бутерброда нужно взять кусок хлеба, потом сверху положить колбасу, затем сыр.

Уже этот бытовой язык помогает понять принцип программирования и как раз заглянуть глубже в повседневные дела.

Мы все видим роботов-пылесосов и машины-беспилотники. Понятно, что в будущем более привычные профессии, будь то сотрудник банка, который выдаёт квитанции, или водитель машины, будут заменены роботами, которыми кто-то должен управлять.

Если у детей будет возможность познакомиться с этим в школе, то, возможно, они захотят пойти в программисты. Если нет, полученные основы логики пригодятся в любой другой профессии, а если будет выработан навык программирования, он станет дополнительным плюсом при собеседовании.

Есть родители, которые берегут детей от мобильных устройств. В середине 20 века появился инновационный инструмент — шариковая ручка, от которой все отказывались, говорили, что она портит глаза и осанку. Тогда было много споров, но время взяло своё. Если мы сейчас заберём устройства у детей, мы лишим их множества возможностей в будущем.

Уж лучше научить их использовать с пользой для себя.

На что обратить внимание до начала обучения

Деление по возрасту

Здесь всё стандартно: дошкольное образование, начальная школа, средняя, старшая.

Сложно назвать универсальный возраст, с которого можно учить ребёнка программировать. Всё очень индивидуально, но главное, чтобы он был готов слушать и выполнять задания.

Онлайн- и офлайн-образование

Не стоит недооценивать личный контакт с учителем, который зачастую теряется при онлайн-обучении. Это особенно важно при работе с детьми.

Если же родители всё-таки решат отправить ребёнка на онлайн-курс, им придётся помогать ему, следить за дисциплиной, выполнением заданий. Даже среди взрослых онлайн-курсы заканчивают только 10%, потому что в какой-то момент становится лень.

Бесплатное обучение

В целом научить ребёнка программированию без финансовых вложений возможно.

Сейчас много информации, заданий, приложений, видеоуроков в открытом доступе. Вопрос лишь в методике обучения.

Профессиональные учителя понимают, как выстроить процесс обучения так, чтобы постепенно повышать уровень сложности. Они мешают разные блоки и выстраивают курс, при котором не забывается начальное и всегда добавляется новое.

У большинства родителей нет педагогического образования и распределить задания, упражнения, информацию от простой к сложной — трудно.

Отдать ребёнка на курсы ради галочки

Это очень распространённая проблема. Родители говорят, что их ребёнок ходит в кружок по робототехнике и программированию, но чем он там занимается и есть ли прогресс, — они не знают.

Сегодня проблема детей в том, что они потеряли родительское внимание, время, любовь. Раньше родители знали всех одноклассников, общались с учителями, а сейчас это теряется. У родителей слишком много работы, им некогда следить и вникать в это.

Каким языкам программирования и в каком возрасте учить

Языки программирования хоть и отличаются, но все они имеют общую базу и смысл, поэтому не столь важно, какому из них учить ребёнка. Если он освоит один, то сможет понять и другой.

Дошкольников не учат языкам программирования — слишком рано. В этом возрасте им дают принципы алгоритмизации и базовые логические понятия. Спрашивают, например, что нужно сделать, когда проснёшься.

У маленький детей ещё страдает ориентация в пространстве и даже простой вопрос «Как повернуться направо, поворачиваясь через лево?» вводит детей в ступор. Они считают, что так нельзя. Здесь нужно помочь изучать пространство, мир и самого себя.

Младшеклассникам дают базовым принципы программирования. Например, функции — несколько команд, которые объединены.

Для этого подходит один из трёх языков:

  • Scratch — искусственный блоковый язык, который создан именно для обучения программированию. На нём невозможно написать программу для управления роботом.
  • Swift — одно из преимуществ этого языка в том, что под него Apple разработала целые подробные методички. Сейчас они только на английском, но компания обещала их русифицировать в будущем.
  • MicroPython — это упрощённый язык Python. В основном он связан с робототехникой. У того же Lego много конструкторов, в которых можно программировать на нём.

Средние классы могут осваивать не только Swift и MicroPython, но и C++, Objective C, Java и различные языки, подходящие для робототехники ( JavaScript, С и другие).

В этом возрасте ребёнок видит всю картину. Даже если он не учил программирование до этого, то за пару уроков он освоит то, что учил бы в начальной школе год. Со временем ребёнок изучит не просто разные команды, но и будет использовать их для создания чего-то своего.

В старших классах MicroPython окончательно заменяется основным Python. Остальные языки остаются такими же, что и для школьников среднего звена.

Единственное, здесь, наверное, есть смысл подумать о том, что именно хочет ребёнок программировать, и выбирать язык, исходя из этого. Самые популярные — Swift и Python.

Более того, старшеклассник может изучать несколько языков одновременно.

Курсы, игры, книги

Курсов для дошкольников в России почти нет. Дошкольное образование у нас вечно выпадает.

Мне известно лишь о паре офлайн-курсов от школ «Алгоритмика» и Coddy. Вариантов в онлайне мне не попадалось, и в принципе в этом возрасте обязательно живое общение с ребёнком.

Единственное — здесь могут справиться с обучением даже родители, которые не знакомы с программированием сами. Можно взять англоязычные книги и методички (например, Primary Coders) и по ним дать основы алгоритмизации.

В этом возрасте многое зависит от преподавателя. Если ребёнок его слушает и готов с ним взаимодействовать, то можно спокойно продолжать обучение.

Алина Слепушкина
сертифицированный тренер Apple

В начальных классах тоже ещё можно обойтись без учителей. Родителям здесь помогут методички по Swift, где расписана программа обучения прям по урокам и даются конкретные задания.

Например, на первом занятии ребёнка спрашивают о том, как он понимает слово «команда». Потом просят его дать команду нарисовать домик. Учитель или родитель начинает рисовать его в воздухе или пальцем, потому что ученик не учёл все факторы, не дал полную инструкцию.

Дополнительно можно использовать сайт Code, где есть упражнения по языкам для разных возрастов.

Дети, способные усидеть в этом возрасте на месте, могут уже учиться на онлайн-площадках. Однако в офлайн-кружках можно поуправлять роботами, что для ребёнка может быть ярче и интереснее.

Тут я вновь посоветую школы «Алгоритмика» и Coddy. Они самые популярные. Для детей от семи лет у них есть индивидуальные занятия и онлайн.

В младших классах некоторые дети уже понимают, что если тихонько отсидеть занятие, то и мама с папой будут довольны, и преподаватель тоже. Нужно обращать на это внимание.

Алина Слепушкина
сертифицированный тренер Apple

А вот с обучением ребёнка из средних классов родители, не связанные с программированием не справятся. Тут важно быть специалистом и хорошо знать язык, чтобы выстроить систему, по которой учить.

Кроме уже названных школ можно заглянуть на сайт «Яндекс.Лицея» и «Фоксфорд». В разных городах России у них есть офлайн-курсы для школьников, где их учат языку Python.

Старшеклассник может научиться программировать самостоятельно, но всё-таки лучше иметь преподавателя. Он поможет выучить язык быстрее и качественнее.

Здесь можно пройти бесплатные курсы на Coursera, «Фоксфорд» или даже пройти обучение в Skillbox. Здесь уже подойдут любые курсы для взрослых.

Когда ребёнок освоит базу, ему можно будет пойти на курсы от действующих специалистов, которые поделятся своими лайфхаками и подробнее расскажут о своей профессии.

Как заинтересовать и мотивировать ребёнка

Как ни странно, увлечь дошкольника довольно просто. Достаточно эмоционально начать: «А ты знаешь, что сегодня мы полетим на Луну?»

В этом возрасте детям нравится узнавать новое. Это потом зачастую школа, жёсткие требования и критерии оценки отбивают желание учиться.

В начальных классах можно показать робота и предложить попробовать сделать так, чтобы он поехал с помощью команд. При этом есть готовые роботы, которые могут осваивать дети вместе с родителями, без преподавателей. Многие из этих игрушек поддерживают сразу несколько языков программирования, а цены на самые простые из них начинаются от 5000 рублей.

Некоторых учеников средних классов можно завлечь олимпиадами, конкурсами, в которых можно попробовать выиграть приз.

Дополнительно стоит рассказать ребёнку о том, что программирование — одна из профессий, которую он может попробовать уже сейчас. Или же родители могут поделиться историей, что ребёнок может создать своё приложение, которое поможет людям или принесёт ему доход.

Мотивировать на изучение программирования старшеклассника сложнее всего. Тут или вновь говорить про возможность заработать или же просто надеяться, что он сам захочет окунуться в этот мир.

Важно помнить, что в любом возрасте внешняя мотивация будет плохо работать. Я часто слышу от детей, что родители им платят за хорошие оценки. Кому-то за пятёрку даже дают 500 рублей. Но ребёнок же должен учиться в удовольствие и для себя, а не ради денег от родителей.

Мне кажется, что лучшая мотивация — это коллектив и хороший педагог, который старается сплотить детей.

Что делать, если у ребёнка ничего не выходит

С дошкольником можно попробовать посидеть вместе на занятии, потом попробовать сменить преподавателя.

Если это не помогает, ребёнка просто ещё рано этому учить. В пять лет все дети разные и не все способны долго держать внимание на чём-то одном. Но это обычно видно и по другим занятиям, не только по программированию.

В начальных классах также можно попробовать сменить курсы или преподавателя, а если не помогает, отложить занятия на год. Давить ни на кого не надо точно.

Если программирование не даётся ребёнку средних и старших классов, то, возможно, это в принципе не подходит ему. Главное — прислушаться и понять, саботаж это или ребёнок действительно не может.

До старших классов особенно важен контакт родителей с педагогом, потому что так можно узнать о прогрессе ребёнка. При этом сам ребёнок тоже будет меняться и находить сходства между реальным миром и программированием. Внимательные родители заметят это и порадуются его успехам.

{ "author_name": "Дарья Дейнека", "author_type": "editor", "tags": ["\u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435"], "comments": 90, "likes": 22, "favorites": 118, "is_advertisement": false, "subsite_label": "learn", "id": 100497, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 10 Jan 2020 10:35:15 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 100497, "author_id": 238904, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/100497\/get","add":"\/comments\/100497\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/100497"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 371372, "last_count_and_date": null }
90 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
11

Сыну 11 лет, третий год занимается в "Алгоритмике". Стимулировать оказалось довольно просто - "хочешь научиться делать компьютерные игры?". 

Первый год учили Scratch, все было хорошо - преподаватель, группа, программы создаваемые работали и домашние задания задавались.
В прошлом году началась обучение на Python. В целом, неплохо, но некоторые программы написанные неработали по причине "ошибок в курсе учебной программы".
В этом году - Python для продвинутых. И практически каждое задание - с косяками - или не работает вообще, или неполноценно. Плюс почему-то перестали дом. задание задавать. Косяки в исходной платформе, разработанной "Алгоритмикой, подтверждал мне лично и преподаватель, и "Алгоритмика" 100 раз извинялась уже за 3.5 месяца. Но деньги берёт исправно, 6700 рэ. 
Если первый и второй год сын говорил "хочу стать программистом", то в этом году уже всё не так восторженно. Естественно, такая хрень (всё правильно сделано, но постоянно не работает) офигенно у ребёнка мотивацию снижает!

Ответить
1

Не хочу заниматься саморекламой, но у меня в профиле есть ссылка на мой аккаунт ВК, а там на школу. У нас индивидуальные уроки, поэтому можем помочь разобраться.

Ответить
0

Записал сына на пробное занятие.

Ответить
0

Не наседайте на сына и займитесь с ним проектными работами: придумайте и напишите игру вместе с ним, а потом дорабатывайте.

Что нибудь легкое и веселое вроде змейки или аналога марио... 

Ответить
0

Дети они такие, могут в 13-14 лет передумать и захотят стать рок музыкантами или реперами. Тут дело такое, житейское. Главное не мешать, и следить чтобы по глупости не умерли, не покалечились, ну и поддерживать. 

Ответить
7

Я зашёл сюда случайно, но мне очень понравилась данная статья.

 
Как по мне python стоит учить в средней школе, ведь он достаточно легкий, ну или мне так кажется. Мне 13 лет, я никогда не ходил на кружки по коду и никогда не просил родителей записать меня, хоть мне предлогали, и не раз. Наверное у всех и родителей и детей разное представление, о учебе чего-либо.(Дальше читать не обязательно, простотхочу рассказать как я учусь коду в 13 лет один)

В 11 лет даже не задумывался и не понимал что такое программирование, но сидел за компьютером минимум часа 3-4 в день, я заглянул на ютуб и мне попалось видео "Моя история программиста" или что-то вроде этого.
Я очень вдохновился ведь этот человек не ходил на кружки, он программист "самоучка" и даже он без интернета тогда был. Вообщем продолжем, дня 2 я выбирал какой язык мне выбрать и выбрал html, посмотрел я видео html за 1 час, попробовал также, понравилось. 
Но на следующий день встречаю видео о самых популярных языка на 19 год и там я вижу питон, ну или пайтон. На тот момент он еще не был топ 1 языком мира, ну и я также смотрю видео, и там слова "Привет мир!" намного легче и короче, выбрал я язык python.
Может быть из-за своего возраста я не могу понять смысл всех кружков или может быть из-за того что я не ходил на них, но я разве что ходил и хожу на английский. 
Конечно будет много негативных ответов на этот пост, как мне кажется. Скажу сразу, за 5 лет игры в Dota 2 и cs:go у меня выработался иммунитет к агрессивным людям, даже не пытайтесь меня задеть, не теряйте свое время. 

Ответить
5

Ну почему сразу негатива-то ) Наоборот, здорово, что самостоятельно решил учиться новому и есть мотивация к развитию. Успеха тебе, insane! 

Ответить
0

Просто по своему опыту знаю, всегда пытаются как-то подшутить или задеть тебя, ведь они знают что автору 13 лет:) Но к их сожалению у них это никогда не получается. Особенно в играх, я достаточно хорошо играю и когда видят что какой-то малыш тянет на себе всю команду(меня почти всегда принимают за девушку, когда я говорю в микрофон), так ещё и командует тобой, они просто подгорают, к сожалению это чаще всего происходит с русским комьюнити, иностранцы или как я их называю энглиш мэны) Всегда с тобой общаются и это довольно весело)

Ответить
1

Ой, как меня порадовал твой пост. Я обожаю людей, которые могут учиться самостоятельно. Это компетенция людей будущего. Современные кружки тоже должны быть основаны на самостоятельном обучении. Я своему сыну в 6 лет открыла code.org и он сам его освоил. В 7 лет уже прошёл 4-й уровень, рассчитанный на среднюю и старшую школу. Я учитель, и ты мне сейчас на многие учительские сомнения дал ответы. Спасибо! Молодец

Ответить
0

Ваш ответ меня тоже очень порадовал) Спасибо! Успехов в карьере

Ответить
1

Удачный выбор. Питон с одной стороны очень прост при начальном освоении, а с другой стороны обладает всей мощью современного языка программирования. И плюс имеет огромное количество библиотек почти для всего. 

Ответить
1

Очень здорово, что ты учишься самостоятельно и все получается. Я тоже так начинал, да и сейчас многое сам изучаю. Но хотелось бы подсказать тебе небольшой урок из будущего. Порой усилия на самостоятельное изучение на столько велики, что уходит очень много ценного времени. А хороший учитель может сразу показать как нужно сделать правильно и избежать многих ошибок.

Например, при изучении языка очень мало уделяется внимания архитектуре и подобным вопросам:

- все же ООП или функции
- как разделить код на разные файлы и какая структура файлов/папок должна быть. Пока твой код содержит даже 2000 строк, кажется, что может хватить и одного файла. Но, чтобы лучше ориентироваться, нужно разбивать код
- сколько кода можно писать в одной функции. Когда стоит его разбивать на несколько функций
- что вообще должна возвращать функция, если в ней обрабатывается много разных данных, а также может возникнуть какая-то ошибка в результате обработки
- что делать с повторяемым кодом, который у тебя, вдруг, необходим в каждой 3-й функции
- что делать с какими-то стандартными значениями в коде, значение которых ты через полгода забываешь
- и т.д.

Для всего этого есть некие принципы, которые можно изучить и самостоятельно: SOLID, DRY, цикломатическая сложность, паттерны проектирования. Но обычно при изучении языка уделяется очень много внимания именно синтаксису и очень мало внимания организации кода. Хотя именно организация кода - гораздо важнее. Также, в каждом языке есть свои собственные нюансы, которые могут иметь значение. Грубо говоря, чем вообще отличается JavaScript и Python? Суть не только в синтаксисе.

Поэтому, в будущем, не бойся посещать и хорошие курсы. Ищи те, где учат серьезные специалисты из крупных компаний. Они постоянно сами занимаются практикой и научат тебя именно тому, что реально необходимо для работы.

Кстати, курсов хороших становится все больше. Раньше было гораздо сложнее с этим всем разобраться.

Желаю больших успехов )

Ответить
0

Спасибо) Обязательно прислушаюсь к твоему совету) 

Ответить
0

Но на следующий день встречаю видео о самых популярных языка на 19 год и там я вижу питон, ну или пайтон. На тот момент он еще не был топ 1 языком мира.

"На тот момент"? 2019 год - это буквально вчера)))

Ответить
0

:)

Ответить
7

Не удивительно, что тренер Apple везде суёт SWIFT ))) Причём суют его начиная с младших классов, то есть Python сложно в младших классах, поэтому мы берём MicroPython, а SWIFT самое то ) Ну тогда бы уже и плюсы брали в младшей школе, что уж. В средней школе появляется C++, и нет Python, будем использовать MicroPython, ну да конечно, лишь бы не указывать Python в каждой возрастной группе. А SWIFT всем подходит с начальной школы и до выпуска ))) 

Ответить
0

У swift хороший playground режим, интерактивный. Плюс программу можно собрать сразу на iphone и показать одноклашкам. Это круче чем скретчи и пайтоны. 

Ответить
2

Сразу собрать на iphone ученику младших классов в России. Ок, всё здорово. Надо для начала купить ребёнку iphone и возможно macbook (ибо инфраструктура), чтобы он мог показать друзьям свою разработку ) 

Ответить
0

Слушайте, ну даже в моем мухосранске у всей школоты есть айфоны. Судя по всему если у тебя нет айфона, то тебя как бы и не существует:) Это первое. А второе, если родитель не может купить ребенку сраный айфон самый дешевый (он не обязан, но это дети, свой мир - свои правила), то какие-то дорогие курсы по кодингу на Свифте очень вряд ли заинтересуют родителей-работяг с завода. Немного утрирую, но не так уж и сильно:)

Ответить
1

Я ребёнку не покупаю телефон. Сейчас он во утром классе. Но 4 курса по поограммированию на онлайн-ресурсе он прошёл ещё в 6 лет. Сейчас собирает и программирует роботов. Никаких проблем в школе, что у него нет телефона не испытывает.кроме того, он победитель города в турнире по шахматам. Пол-класса записались на шахматы за ним. 

Ответить
0

Ну слушайте, зачем покупать ребёнку в начальной школе или средней IPhone за 60-100К? Они есть, но далеко не у всех, а у процентов 10%, средняя зп 35000 по РФ, это как бы просто дорого...

Ответить
0

ну macbook не сильно отличается в цене от хорошего ноута в котором хром не будет тормозить, iphone тож не обязательно последний SE можно и за 20к купить

Ответить
0

Послений бу SE можно за 20 купить ) Ну и для того чтобы программировать нужен ноут за 20-30К, можно даже не ноут, а настольный комп - что даже лучше, и он есть практически у всех. Чтобы что то показать друзьям, можно просто сделать это в вебе, и пусть открывают хоть на iphone хоть на android и смотрят. Кроме того, разрабатывать на том же python можно тупо со смартфона на android, поставив терминал, подключив клаву по USB - но это вариант для особо извращённых ))

Ответить
0

SE сейчас от 17к идёт, не БУ. Можете загуглить. Ноут для программирования за 20к, ну это если ребёнку зла желаете) Минимум 50к что бы хотя бы хром ворочался чутка и глаза не вытекали от плохого дисплея.

Ответить
0

Вот как раз от SE быстрее глаза вытекут, хуже этого устройства только наверное китайцы за 5 рублей.

Ответить
0

Почему? Не у всех большие руки, для девушек и детей вполне удобное устройство, единственный аппарат с 4'' дисплеем. Но можно купить 6s, там 4.7''. Но уже надо выложить 20к где-то.

Ответить
0

Раньше на 486 и первых пентиумах, на мониторах с ЭЛТ кодили. Вот там могли быть проблемы с глазами, но всё равно считалось топ машины. ))

А сейчас если у моника хорошая матрица, IPS например, то уже хорошо. Чтобы программировать не нужен суперкомп, код писать школьнику и компилить достаточно машинки средней или начального уровня (собственно macbook air и macbook 12 и были машинками между средним и начальным уровнем всегда). Только вот они не стоят того (под стоить я подразумеваю производительность на вложенный рубль). Человек получает в первую очередь эстетическое удовольствие от дизайна и материалов, ни как не выигрыш в производительности. Да и потом, юному программисту должно быть полезно разбираться в операционных системах, поставить например ubuntu, centos или linux mint, познакомиться с терминалом, поустанавливать пакетики. Для этого не нужен супер пупер крутой комп за 50-60К уж точно. Десктоп в комнате на винде и вторая система Linux, причём десктоп с точки зрения производительности и удобства, возможности подключить несколько моников даже лучше (сойдут даже компа 7 летней давности ). 

Вы когда-нибудь учились играть на музыкальных инструментах, например на гитаре? Если да, то наверное знаете, что новичкам советуют купить не дорогую гитару, тысяч за 8-15 рублей, чтобы начать. Так вот и здесь такой же принцип. Ну если конечно родители состоятельные и делают от 250 К в месяц, то можно и мак купить )) Даже если не будет кодить, будет ютюб смотеть и рефераты писать, не пропадёт.  

Ответить
0

Если да, то наверное знаете, что новичкам советуют купить не дорогую гитару, тысяч за 8-15 рублей, чтобы начать.

ну это плохие советчики) у меня был советский самоучитель и там было написано что для учёбы нужен хороший инструмент, что бы ученик сразу привыкал к правильной игре, нюансам звукоизвлечения - от этого зависит успешность обучения

Ну если конечно родители состоятельные и делают от 250 К в месяц, то можно и мак купить ))

ну про то и речь, как бы если есть деньги, то почему бы не купить мак к айфону. потому что айфон сейчас у всех детей состоятельных родителей есть)

а если денег таких нет, то конечно надо исходить из бюджета семьи, тут подойдёт и самый дешманский комп. в принципе можно купить какой-неть подержанный на авито.

Ответить
7

Эх, хорошо меня не учили программированию в детстве. Химии и физики с алгеброй в школе хватало, чтобы отравить мне старшие классы. Все-таки не для всех.

Ответить
3

Я конечно все понимаю... но данный исследаватель не понимает сложности языков ... c++ начинать с 4 класса...свифт с первого? Она вообще нормальная? Спп как язык программиррвания содержит все парадигмы программирования и даже людям знающим языки дается с трудом... да и она нагло пропихивает интересы корпоративные ведь свифт это прикладной язык компании яблочной. 

Не слушайте подобных личностей, пусть ребенок начинает с визуальных концепций информационных технологий а не разбирается в машинном коде.

Я не прошу воспринимать на веру... освойте сами язык/другой и оцените усилия 

Ответить
1

Да так и есть, тренер Apple двигает Apple, наёмный говорящий рекламный плакат, просто называется тренер, объективности не в её словах. Да и наверное она сама не понимает о чём говорит.

Ответить
3

Я сам начал учиться программированию в 7м классе. Сейчас очень много различных школ по программированию и этого мне очень не доставало в 90е, потому что чтение специализированной литературы давалось очень трудно, некому было объяснить. Но учился я тогда ещё на советских компьютерах агат-9, на бейсике. Открывал исходный код опять же простой текстовой игры, изменял код и изучал как ведёт себя та или иная процедура. И вот теперь в возрасте 40 лет вместе с женой открыли свою школу программирования codologia http://codologia.ru в Костроме. Работаем уже третий год. Не хочу чтобы у детей, которым интересно как работают игры, были такие же проблемы как и у меня.

Ответить
0

Даже если это крауд такой, то хорошая подводка. Если реально - то вдвойне хорошо 😉

Ответить
0

У нас в городе тоже есть Кодология. Племянник ходит уже год. Делает свои проекты дома. Хоть чем-то отвлекся от игр и это радует.

Ответить
–1

Мои дети тоже ходят в Кодологию

Ответить
0

Я детей конечно не учил, но в средних классах Javа и плюсы? Ну-ну. А про JS упоминание для средних классов вообще 5: это сразу отобьет охоту программировать навсегда.

Ответить
5

Почему изучение JS отобьет охоту программировать?

Создание всяких простых двигающихся квадратов меняющих цвет, для которого нужно создать всего один файл, не устанавливая тысяч окружений наоборот подогреет интерес у ребенка к обучению. Конечно, не надо в голову в 12 лет вбивать замыкания и привязку контекста, а дать больше визуальных прикоюх, которые и произведут главное впечатление и заинтересуют. 

Ответить
0

Для квадратов не нужен JS. Синтаксис его для ребенка сомнителен.

Ответить
1

Типичный С синтаксис, в чем проблемы? Отличный язык, с новыми обновлениями так вообще все хорошо

Ответить
1

Да нет никакой разницы js будет учить ребенок или ещё что-то. Разница в преподавателе. Если там квадратноголовый который для галки всё делает то толку не будет хоть что учи.

Ответить
–2

но ребенку нужно будет понять также  и html и css, кроме того в js синтаксис меняется каждые два года. 

А как ребенку будет радостно разбираться в дом модели, следить за поддержкой функциональности браузеров и просто ловить ошибки... красота же

Ответить
0

Зачем ему это делать? Хочешь его в 12 на фриланс отправить?

Ответить
0

а как ему еще на js учиться программиррвать? Все учебники что я читал и книги по js  так или иначе взаимодействовали с браузерами... да , есть микроконтролоеры, которые точно не для детей... ну  и плагины браузера, которые однако тоже взаимодействуют с дом  моделью.

Ответить
0

Он сам начнет копать если ему эту будет интересно. Не думайте как взрослый, думайте как ребенок/подросток, им должно быть интересно что-то сделать и увидеть результат своих действий, а как это все называется, это уже дело десятое, захочет, начнет сам копать.

Ответить
1

Ахахах, да конечно, JS отобьет. JS таки как раз не отобьет, это то, что можно сразу потыкать пальцами и увидеть работающий результат, визуально, в браузере, да.

Понимаете, это вы и я допустим рефлексируем что там "бубубу, динамическая типизация" и типа "бубубу, как это плохо", ребенку не нужны все эти задротские штучки, ему должно быть интересно, и чем меньше нужно делать чтобы получить реальный результат, тем лучше, JS для этого отлично подходит. Все остальное, типа "синтаксис, замыкашки, динамическая типизация" это все вкусовщина.

Ответить
0

JS отлично зайдет писать через GreaseMonkey и получать резултат сразу

Ответить
0

Js зайдет? Вы пробовали пятиклашкам объяснить  прототипы, коллбеки и как работает event loop?)

Ответить
0

а это все прям неообходимо? коллбеки - легко

Ответить
1

Но перед коллбеками нужно объяснить замыкания, области видимости и множество других связанных вещей. В js даже приведение типов не весьма тривиально.

Если обучать - "сделай один в один и не думай почему", то можно учить js.

Ответить
1

Прекратите задротствовать🤦‍♀️Вы думаете как взрослый человек.

Ответить
0

учить его прям первым языком наверно не стоит.
но после logo,pascal  или vb вполне зайдет.
сейчас в 3 класме питон дают, поэтому к 5ому js вполне

Ответить
0

Лол, ага, еще наверно нужно им объяснять как работает движок V8, да? ведь без этого, о божемой! никак не написать сраный работающий скриптик🤣

Ответить
2

"Scratch — искусственный блоковый язык, который создан именно для обучения программированию. На нём невозможно написать программу для управления роботом." - просто смешно. Контрпримеры -https://scratch.mit.edu/ev3 , http://robbo.ru/products/robotkit/

Ответить
–1

Отличная статья от Алины. Все аргументированно и по полочкам. Класс! :)

Упомянутая в статье школа Coddy к слову очень достойная, если не лучшая в этом направлении. Не по наслышке знаю как ребята все строили и разрабатывали материал и подбирали преподавательский состав. 

Ответить
2

Для таких статей неплохо бы ставить отметку реклама или промо. Очень субъективная статья в интересах яблочной компании.

Ответить
1

Не стоит учить программирование с детства это сильно машает развитию ребёнка. Сначала ребёнок должен научится абстрактно мыслить, развить фантазию, получить социальные навыки, а потом уж задрачиваться - а стать программистом без просиживания за компом днями напролёт невозмжно. Самое лучшее время это старшие классы и университет. 

Ответить
0

Программирование, логика и воображение, фантазирование ходят рука об руку. Абстрактное мышление на пустом месте мне развивается

Ответить
0

Лучше в художественную школу отдать для этого, разве нет?

Ответить
0

Проблема в том, что есть виды деятельности которые требуют определённых навыков, но сами эти навыки не развивают. Например, что бы стать военным лётчиком нужно высшее образование и хорошие инженерные знания, но само пилотирование не развивает инженерные знания. Что бы стать боксёром нужна хорошая физическая подготовка и здоровье, но само боксирование здоровья не приносит.

Ответить
1

Изучать нужно Python или Java, на C++ нужно изучать основы, но для проектной работы очень сложный язык. Для web javascript, так же Go так как за ним похоже будущее микросервисной архитектуры.

Какой, на**й Swift? Чтобы макбуки свои впаривать?))

Ответить
1

Лучше детей учить физике, биологии, и прочей фундаментальной науке, чем игрульки учиться писать и становиться кодером, чтобы устроиться на работу в очередной ынтерпрайс. Проганье в 99% случаев это унылое, не требующее много ума занятие.

Ответить
1

Мой совет: не слушайте этого сертифицированного тренера.

Ответить
0

Я начал изучать программирование в 10 лет, самостоятельно. За полгода изучил PHP на базовом уровне, затем принялся за js. Лет в 12 я увлекся созданием компьютерных игр и решил изучить с#, у меня это вышло и в итоге я создал несколько игр с VR. В 13 лет у меня в школе появились занятия Яндекс.Лицея, на которых нас учат основам пайтона, крутая идея, с довольно хорошей реализацией. Сейчас мне 14.

Ответить
1

Когда появится первый заказчик...Тебе сразу станет 40. Начнешь пить и курить.

Ответить
0

Пока дети вырастут, зп и перспективы у программистов станут как у экономистов, юристов и бухгалтеров. Скринте. 

Ответить
0

Есть и другая теория, что лет через 10-20 программирование заменит чтение и писание. И те дети, кто сейчас не учит программированию, уже отстали в будущем от своих сверстников 

Ответить
1

Это у вас проф деформирование.

В реале большинство подростков даже ноутбуком не умеют пользоваться, они все в мобиле, тотальные протребители, о производстве ни идет и речи, они вроде с детства в компьютерах, но не "компьютерщики" как раньше были, а лемминги.

Ответить
1

все так и есть, много потребителей вырастают. Но это же не значит, что нет детей, которые учат программирование с раннего возраста? 

Ответить
0

Ага-ага, так вот гуманитарии и стали в этом копаться.

Ответить
0

В США у экономистов, юристов и бухгалтеров зарплаты не ниже чем у прогеров) а то и выше, особенно у юристов. Так что это проблема РФ. Если с интернетом будет такая же ситуация как с правосудием (его нет) , то конечно ЗП программиста тож обвалится)

Ответить
1

Да так и есть. За границей ещё врачи в топе, учатся по 6-7 лет, и у успешных за по 500K $ в месяц. Плюс IT в том, что стандарты в разных странах универсальны, вернее стандарты диктует запад, а все перенимают, потому что своего нет. Поэтому программист из РФ может работать программистом в США. А вот врач или юрист из РФ, не может сразу работать врачом или юристом в США. В первом случае, требуется переобучение и сдача экзаменов, пусть по ускоренной программе, но занимающее несколько лет, во втором случае, требуется полное повторное обучение, считай нет специальности. Так как рынок труда глобальный, выигрываю те, кто соответствует международным стандартам.

Ответить
0

А что же станет новой доминирующей отраслью по вашему?)

Ответить
1

Одно из направлений биотех

Ответить
0

Зато мозги прокачают за время обучения. Да и спрос ближайшие лет 20 на хороших программистов навряд ли упадёт, изменятся инструменты, нейросети заменят часть рутинных операция, но люди останутся и спрос будет.

Ответить
0

Это миф про спрос и интеллектуальность программистов. Среди разрабов 95 процентов людей без профессионального образования, встречал даже бывших сотрудников ГИБДД и копателей могил - супер интеллектуалов=D, а дыблоты столько же сколько на заводе. С другой стороны, деды с аппл, айбм с корочками МИТ - тоже бывают творожками обезжиренными но с хорошим резюме. Говнокодить не сложно научиться, в целом программирование на мозг вообще не как не влияет, поверьте, мозжечок у вас не вырастет, а в коре новых слоев не образуется. Если родились с 10 нейронами то и помрете с 5ю, а 11 точно не станет.     

Ответить
0

Я вам этот миф не озвучивал, и ничего такого не говорил. Зачем вы мне пишите это. )) И есть разница говнокодер и программист это во-первых, есть же разница водитель авто и пилот формулы 1, и первый и второй вроде как управляют автомобилем если в общем, а по факту разница в их мастерстве колоссальна. Программирование, как и любая деятельность влияет на мозг, чем больше практики, тем лучше и быстрее получается. Растут не нейроны, а связи между ними, чем больше и плотнее связи, тем лучше взаимодействует группа нейронов. И да, определенно в старости нейронов будет меньше. Но всё это не отменяет того факта, что полезно детям программировать, суть в том, что дети учатся системному мышлению, декомпозиции задачи на подзадачи, выстраиванию последовательности действий, данная практика в будущем пригодится, в мозгу уже будут нужные связи и навыки. Даже если во взрослой жизни человек не будет программировать. 

Ответить
0

Есть родители, которые берегут детей от мобильных устройств

Кажется Татьяна Черниговская научно обосновывала почему до лет 5 нельзя давать детям вообще планшеты, мобилы. Звучало очень здраво. Дело вообще не в зрении и т.п.

Особенно важно в раннем возрасте.

Не конкретно это видео, но есть тоже отсылки.

Ответить
0

Ребенком просто нужно заниматься и разносторонне развивать. Нет никакой проблемы в том, чтобы в доступе был гаджет у ребёнка. Многие люди уже выросли с постоянным доступом к компьютеру. И что, есть какие-то проблемы у них? Нет. А нам тоже тогда рассказывали, что зависимость от компьютера нас погубит. Это просто какое-то шаблонное представление, которое кочует из поколения в поколение

Ответить
1

И что, есть какие-то проблемы у них?

Ну этот поток только только пошел, вот им только 20 лет в большинстве.
То есть говорить пока рано, надо лет 10 обождать.
Я думаю там большие проблемы будут с памятью, образным мышлением, концентрацией внимания, коммуникацией (некоторые боятся телефона, не могут на работе трубку снять, на следующий день просто не выходят уже).

А нам тоже тогда рассказывали, что зависимость от компьютера нас погубит.

Нам, это кому? Одно дело в 10 лет загружать, другое, когда с годика с планшетом не расставаясь. 

Мне просто пока кажется, что действительно до лет 5 должны моторикой заниматься, физическими играми, развивалками, не мульты смотреть мигающие.

Тот же язык очень много значит, мы на языке не просто говорим, это файловая система по сути, то есть мы мыслим по разному, японский ребенок это другая прошивка уже, другой образ мысли, другая образность.

Или дети маугли. Есть период, который если просрал, то все, его уже не наверстать, отставание на вечно. Так и тут, некоторые навыки будут недоразвиты. Мы же животные, биологический организм, есть инструкция по развитию, по формированию мозга и навыков.

Ответить
0

Нам, это кому? Одно дело в 10 лет загружать, другое, когда с годика с планшетом не расставаясь.

Многие людей, которые имеют дело с компьютером с тех же 10 лет. Нет у них проблем. Но им говорили, что проблемы будут. На практике же многие из этих людей даже не особо используют сейчас компьютер.

Если вы пообщаетесь с большим количеством 20-летних, то увидите, что многие из них и телефон не особо охотно используют. Я склонен предполагать, что проблема возникает именно у предыдущего поколения, которое пытается свое представление натянуть на новый способ потребления информации и рассматривают временную увлеченность новой технологией, как глобальную проблему. Давайте вспомним чтение книг, просмотр телевизора, телефон и многое другое. Все это вовлекало огромное количество людей. И всегда в этом видели проблему. А ее нет.

 некоторые боятся телефона, не могут на работе трубку снять

Не понятно как вы это привязали к обсуждаемой теме. Я терпеть не могу телефон. Крайне негативно отношусь к разговорам по телефону даже с очень близкими людьми. Потому, что я не могу в это время больше ничего делать. Это время вылетает в трубу с крайне низким КПД, как правило. Поэтому я предпочту голосовые или письменные сообщения, которые позволят мне работать параллельно, например. Но для оперативных вопросов я могу использовать телефон, разумеется. А входящие звонки я вообще не принимаю, как правило. Особенно когда это значит "эй, мне пофиг чем ты там занимаешься, я хочу украсть 30 минут твоей жизни для своих личных нужд".

 Мне просто пока кажется, что действительно до лет 5 должны моторикой заниматься, физическими играми, развивалками, не мульты смотреть мигающие.

А вот тут я полностью вас поддерживаю. Детьми нужно заниматься, развивать. Просто многие же сами заменяют это планшетом. Чтобы ребенок не доставал. Вот это ужасно.

Ответить
0

Я склонен предполагать, что проблема возникает именно у предыдущего поколения, которое пытается свое представление натянуть

Согласен, возможно.
Но просто есть биологические принципы.
Интеллектуальное развитие или спорт, есть базовые принципы развития. Вот допустим каллиграфия, устаревший навык? Однако он развивает мозг, потому что используются базовые принципы.

Единственное, что можно предположить еще, что это некая оправданная "мутация", то есть, окей, пусть ребенок будет недоразвитым (в сегодняшнем понимании), но в новой среде это станет нормой и наиболее эффективно. Ну может быть, но эксперимент так себе, опасный.

Но для оперативных вопросов я могу использовать телефон, разумеется

Да я про другое, когда человек именно боится и не может звонить или принимать звонки, тут не про эффективность. Хотя этот навык по прежнему гипер важен.

Ответить
0

А что и как будет - никто не знает. Посмотрим 😏

Ответить
0

Ну вот говорят, что есть проблема. Мозг по другому развивается. Не знаю, может быть на 30 минут и можно давать, а может даже и это время будет губительно для малыша.

Ответить

Комментарий удален

0

В свое время очень мотивировал Action Script для Flash. Можно было делать очень крутые вещи сразу, а не корпеть в консоли.

Ответить
0

Есть небольшая путаница понятий - "онлайн-курс" - это не обязательно без преподавателя.

Так как могут быть:
- онлайн-курсы (вебинары, интерактивные платформы), где большая проблема с доходимостью до конца курса как у взрослых, так и у детей.
- онлайн-школы (с групповыми/индивидуальными уроками) - там уже такой проблемы нет, как правило там отобранные преподаватели, проработанная программа.
- онлайн-репетиторы - зависит всё от конкретного человека, можно попасть как на очень классных специалистов, а можно и на таких, которые отобьют желание быть программистом у ребенка.

Ответить
0

Первый язык, котрый выучил в классе 5 это был фокал, нынешние хипстеры о таком даже не слышали. Причём учил я его в комп классе в конце Союза, тогда это все было бесплатным. И тётка педагог нас просто мотивировала - напишешь программу, сможешь поиграть в конце урока)) ну а что ещё надо было ребёнку, бесплатно поиграть на компе)) а потом случайно нашёл книгу по бейсику и сам его освоил, без всякой внешней мотивации. Что называется открылся канал)) ну и это определило в дальнейшем всю мою судьбу, ушёл в ИТ.

Сейчас в 44 решил вернуть долг Вселенной. Купил франшизу школы программирования, открыл свою площадку. С августа набрал 60 детей, учим scratch, js, Unity, Unreal Engine. В каждой группе есть 1-2 ребёнка самородки. Просто кайф

Ответить
0

Если отбросить рекламу, то: 

1) Scratch/MicroPython - выбор в младших классах, если хочется заинтересовать ребенка.
2) Python - простой в обучении язык, если вбить в поиск "python для детей", найдется 5+ книг на русском.
3) Java - кто бы что не говорил, Java(не EE) спокойно учится лет с 10. Книжка "Программирование на Java для детей, родителей, бабушек и дедушек" через поиск бесплатно на русском языке. 
4) чистый C, не плюсы - если ребенок действительно заинтересован сам.

Класса с 8-го в список добавляются C++, C#(осторожно .Net), Ruby, Swift, Js, можно чистую функциональщину типа Haskell, тут уже нужно плясать от того, чем хочется заниматься.

Pascal, basic, php(не нужно так на меня смотреть) и все, что не пригодится в жизни не советую.

P.S. Objective C умер, Apple успокойся.

Ответить
0

Есть специальные логические игры и программы,  для  подготовки перед решением сложных задач.

Ответить
0

У вас я, действительно, нашел что-то полезное) Видно, что вы в теме языка разбираетесь. К сожалению, на других сайтах все одно и тоже.
Еще могу посоветовать статью https://mentalsky.ru/kak-bystro-vyuchit-anglijskij-yazyk-s-nulya/. Если постараться, можно найти что-то. 

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }