Закончить магистратуру в бизнес-школе в России. Почему бы и нет

Преимущества и недостатки обучения в Высшей школе менеджмента СПбГУ.

Опыт Александра Байзарова, специалиста по коммуникациям и бизнесу компании Boft и главы оргкомитета конференции «Менеджмент будущего», проводящейся в Высшей школе менеджмента СПбГУ.

Обучение в бизнес-школе — это не только MBA для профессионалов с опытом работы. Уже много лет в мире развиваются программы магистратуры по менеджменту для выпускников бакалавриата, которые позволяют получить схожие знания гораздо дешевле.

В этой заметке я поделюсь своей историей выбора и обучения в бизнес-школе в России. Это будет полезно тем, кто сейчас выбирает магистратуру, планирует работать в корпоративном менеджменте или запускать свою компанию.

Мой опыт обучения в бизнес-школе — это Парижский технологический институт HEC Paris, Graduate School of Management SPbU, IIM Calcutta и программа CEMS. Но говорить буду в основном о Высшей школе менеджмента СПбГУ, где я провёл два замечательных года.

Выпуск магистратуры ВШМ СПбГУ, 2017 год

Предыстория

Закончив бакалавриат по международным финансам в МГИМО, я осознал, что карьера в IB — не для меня. Не хватало ума, бесконечное рисование финансовых моделей утомляло. Впереди маячила магистратура и предстояло сделать выбор направления подготовки.

Для начала я решил, что пора приземлять мои международно-экономические знания и учиться прикладным вещам в сфере экономике. С финансами не сложилось.

Но был опыт управления командами в некоммерческих организациях, желание делать крутые вещи (независимо от сферы) и стремление формализовать полученные на практике навыки.

Наверное, каждый, кто имел успешный опыт управления командой, знает, что лидерство, особенно ценностное и визионерское, — это нереальный кайф, от которого становишься зависимым. Посему мой выбор пал на менеджмент.

Где учиться менеджменту

Либо идти работать в компанию, стартап или НКО, либо отправиться на факультет менеджмента, именуемый бизнес-школой в западном простонародье.

Выбор

Какую бизнес-школу выбрать

Страна. Образование — самый удобный способ социализации и закрепления в стране. Найти друзей, подготовить почву для переезда, разобраться с визой, не торопясь.

У меня не было глобального плана переехать в какую-то страну, не было большого количества денег для оплаты жилья (если выиграть стипендию на обучение), я не хотел начинать с нуля. У меня было понимание, какие есть возможности в России, и что у меня уже есть наработанная база. Поэтому — Россия.

Вуз. «Настоящая», сделанная по всем западным канонам бизнес-школа включает в себя хорошую образовательную программу на английском языке и много кейсов, имеет сильных зарубежных партнёров. Есть возможность аккредитации и участия в профильных рейтингах.

В 2014 году я впервые побывал в бизнес-школе: ездил по обмену на семестр в HEC Paris. Тогда моё представление об образовании перевернулось: выяснилось, что это может быть интересно и увлекательно, а преподаватели могут гореть своим делом.

Мы с друзьями провели анализ самых известных мест: ВШЭ — слишком академично, много аудиторных часов; РЭШ — заточены на финансах; экономфак МГУ — слишком политэкономично. От студентов остальных экономико-управленческих вузов поступило много нареканий о качестве программы.

Анализ выявил единственную в России бизнес-школу, сделанную по западным канонам, — Высшую школу менеджмента СПбГУ.

В ВШМ был один недостаток — это Петербург. Про этот город можно написать отдельный материал, рассказать о бесконечном свинцовом небе, маленьком рынке труда, явных урбанистических проблемах местных чиновников, а также невероятных людях, потрясающей культуре и отличных булочных.

В общем, подумал, почему бы не попробовать. И когда, если не сейчас. Кроме того, помните, университет — отличный способ социализации, так почему бы не влиться в общество Санкт-Петербурга.

ВШМ СПбГУ

Кстати, у них не принято употреблять аббревиатуру ВШМ без СПбГУ. Университет очень гордится бизнес-школой и рьяно оберегает единый бренд.

1 сентября 2015 года я ступил на порог городского кампуса Высшей школы менеджмента СПбГУ, предварительно сдав GMAT, IELTS и пройдя собеседование о моей мотивации и профессиональных целях.

Аудитория загородного кампуса ВШМ СПбГУ и волнистый потолок

Несколько вещей меня поразили сразу:

  • сотрудники охраны, библиотеки и столовой, говорящие на английском (в МГИМО на английском не говорит никто из персонала);
  • деканат, состоящий из молодых приветливых сотрудниц, которые хотят решить твои проблемы и сложности;
  • только англоязычные оригинальные учебники, никаких кафедральных методичек и учебников от коллективов авторов.

Учебный процесс

Нет деления на лекции и семинары (за редким исключением). Каждое занятие — это лекционная часть и интерактивные задания. Часто заранее дают кейсы на изучение и затем разбирают в аудитории.

В рамках каждого курса обязателен к выполнению групповой проект — исследование по одной из тем с обязательным отчётом и презентацией перед аудиторией. При образовании проектных групп всегда есть условие — минимум один иностранный студент (таких в школе хватает).

Учебные презентации, статьи для чтения загружаются в сеть — у нас обычно был доступ к презентации до занятия. Для курсов бизнес-школа специально покупает кейсы и научные статьи. Если что-то нужно непосредственно на занятии, преподаватель сам заранее распечатает данные для всех слушателей и принесёт на лекцию.

С первого или второго семестра студенты могут выбирать предметы, которые для них более актуальны. В ВШМ выбор небольшой, так как бизнес-школа маленькая, но всё равно есть место для манёвра.

Конференц-зал загородного кампуса ВШМ СПбГУ

Недостатки в процессе обучения

Разноуровневые группы. В магистратуру может поступить человек с любым предыдущим образованием: с нами учились биологи, философы и политики. У них не было никакой серьёзной подготовки по экономике и менеджменту.

Первые месяцы — это часто потеря времени для тех, у кого предыдущее образование связано с экономикой. Например, я почти не посещал корпоративные финансы и статистику.

Аудиторная нагрузка. Я — дитя традиционной российской системы образования: много предметов, мало смысла, но лишь бы расписание было забито с 9:00 до 16:00. Здесь расписание составлено так, что в университете иногда нужно появиться всего пару раз в неделю или бывают пустые недели.

В это время нужно сидеть в библиотеке и заниматься самостоятельно, но будем честны: переучиться и начать самостоятельно контролировать себя после четырёх лет пинков от преподавателей — сложно.

Второй иностранный язык. В учебной программе обязателен второй иностранный. На изучение отводят две лекции в неделю. Большинство групп занимаются с нуля. За полтора года (полгода проводишь на включённом обучении заграницей) невозможно полноценно освоить новый язык. После МГИМО и его пяти лекций в неделю это выглядело смешно.

Система оценок различается в зависимости от размера группы. Если группа большая, то применяется relative grading. Распределение оценок нормализуется, определяются промежутки баллов для каждой оценки.

Например, если группа сдала плохо, то пятёрка может начинаться с 70 баллов, а если хорошо, то только с 90 баллов и так далее. Финальная оценка в зачетную книжку и диплом выставляется как среднее между оценкой за семестр и оценкой за экзамен. Ценность экзамена — минимум 50%.

Важно. Оценка не зависит от количества посещённых лекций, посещение свободное. В разных бизнес-школах разная политика, ВШМ СПбГУ считает, что взрослые люди сами могут принимать решение о степени вовлечённости.

Преподаватели

Моё удивление и восхищение не знало границ, когда я увидел преподавателей бизнес-школы. Увлечённые своим делом, знающие свой предмет, открытые к диалогу и консультациям по почте. С ужасом вспоминаю свой предыдущий опыт, когда преподаватели умудрялись читать лекции по учебнику с отсутствующим видом.

Курс «Умные города». Себастин Денеф, приглашённый профессор Университета Иннополиса и Высшей школы менеджмента СПбГУ

Здесь жёсткая система контроля за релевантностью знаний преподавателей: постоянные зарубежные стажировки в школах-партнёрах и обязательные научные публикации. И не в областных международных научных журналах, а в peer-reviewed (рецензируемых) международных изданиях. Чувствуется, что преподаватели находятся на острие мировой научной мысли. Это невероятно приятно.

С другой стороны, в бизнес-школе явно не хватает сильных практиков: так, чтобы человек и исследованиями занимался, и в компании работал, и учить умел.

Справедливости ради замечу, что излишняя академичность — проблема многих бизнес-школ, она имеет ещё и институциональный характер: международную аккредитацию без преподавателей-исследователей не получишь. В общем, иногда завидую бизнес-школе Сколково — там практиков больше, но всё-таки нет магистратуры.

Включённое обучение

Поступая в магистратуру, я хотел отказаться от семестра за рубежом. Мой предыдущий опыт в HEC показал, что чаще всего exchange — это приятное времяпрепровождение с кучей тусовок и путешествий. Убеждал себя, что это пустая трата времени в моём возрасте: лучше провести время на стажировке.

Семестр по обмену в Индийском институте менеджмента Калькутты, 2016 год

Благодаря настойчивости международного офиса и советам сотрудников, я решил пересмотреть своё решение. И ни разу не пожалел. Свой exchange-семестр я провёл в Индийском институте менеджмента в Калькутте.

Это расширение культурного кругозора и понимания других практик ведения бизнеса «в полях», нетворкинг, практика английского (особенно, если на кампусе только троё русскоговорящих).

Поездка в Индию — это отдельная история про путешествия, потрясающую культуру, медитации, но также страшную нищету, отсутствие горячей воды, борьбу с комарами и страх лихорадок.

Школа предлагает очень много опций для учёбы за рубежом:

  • Обычный семестр в одной из школ-партнёров.
  • Двойной диплом с Лаппеенрантой, Веной или Парижем.
  • Двойной диплом по программе CEMS, объединяющей 30 лучших бизнес-школ мира.

При определённых условиях (нужные оценки) можно провести два семестра по обмену в разных школах. Поступив на бюджет (про это — ниже), можно проучиться бесплатно в нескольких топовых бизнес-школах мира.

Кстати, оценки за семестр по обмену перезачитываются в ВШМ СПбГУ и вносятся в диплом.

Диссертация

Выпускной проект в ВШМ СПбГУ — это магистерская диссертация на английском языке, которую нужно защищать перед комиссией практиков и преподавателей (соотношение 80 на 20).

Магистерская диссертация — это параллельный учёбе процесс, который начинается на первом курсе. Выбираешь научного руководителя, тему исследования и берёшься за дело. В учебной программе есть специальный предмет Research Seminar, где тебя последовательно учат проводить исследование и писать работу.

Структура Research Seminar

Речь идёт о полноценном количественном или качественном исследовании по актуальной проблематике в области менеджмента (актуальность нужно доказать). Если исследование количественное, то нужна большая выборка, регрессионная модель и прочее.

Если исследование качественное, то нужно взять много интервью и выполнить огромную работу по структурированию информации. В любом случае, первая часть — обзор литературы по проблематике (описание и анализ). Всё на английском.

Моё исследование было посвящено влиянию занятости членов советов директоров на финансовые результаты компании.

Честно скажу, что работал полноценно над диссертацией только в последнем семестре, поэтому пришлось непросто.

Что в итоге получилось

О пользе диссертации для студента можно спорить долго, но одно я знаю точно: теперь, если мне вдруг захочется публиковаться в авторитетных журналах и выступать на научных конференциях, я буду знать, как это делается. И те инструменты и подходы, которые я освоил во время работы над диссертацией, даже рядом не стоят с тем, что было на бакалавриате.

Сообщество

И последнее, но не по значению — сообщество единомышленников (студентов, выпускников, преподавателей, партнёров). Обращаясь к члену сообщества, ты можешь рассчитывать на определённый уровень мышления, подход к коммуникации и работе.

Исторически в бизнес-школах создавались Ассоциации выпускников, но в ВШМ СПбГУ пошли дальше — объединили студентов, выпускников, преподавателей и партнёров на платформе GSOM Family. Технически это общий чат-песочница в Telegram и ежегодные встречи, куда приглашают все целевые группы. Философски это невероятные горизонтальные связи, которые пронизывают бизнес-школу (писал об этом в Facebook).

Лично мне такое сообщество помогло найти работу, команду на проекты и многие другие контакты.

Возможности

Будет неправильно не упомянуть, насколько в бизнес-школе открыты к инициативам и новым проектам.

За время учёбы мы провернули немало авантюр: конференцию «Менеджмент Будущего», благодаря которой в металлургической компании «Северсталь» появилась лидерская программа, а молодые ребята поверили в российский бизнес; невероятные интервью с Олей, Лешей и Серёжей; встречи GSOM Family и даже совместная с ВТБ площадка на ПМЭФ.

Презентация ВШМ СПбГУ на стенде Банка ВТБ в рамках Петербургского международного экономического форума, 2017 год

Резюме

В ВШМ СПбГУ стоит поступать, если:

  • Нужно образование в престижной школе на международной англоязычной программе.
  • Хочется пройти обучение в зарубежной бизнес-школе, но нет возможности его оплатить.
  • Предыдущее образование не связано с менеджментом, но есть потребность в знаниях.
  • Нужен хороший нетворкинг на перспективу.

Не стоит поступать, если:

  • Не планируешь ходить на лекции и участвовать в студенческой жизни (проекты, кейс-чемпионаты и прочее).
  • Живёшь в Москве и не готов переезжать.
  • Ищешь глубокие академические знания.
  • Плохо говоришь на английском.

Мне не удалось реализовать все изначальные планы, но получилось обрести много другого.

Напоследок

В магистратуре сто бюджетных мест. Ты не платишь ни за что, если проходишь конкурс.

0
70 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Оля Яркова

Не соглашусь. Видимо, в статье не упомянуто, но программа MIM ВШМ СПбГУ занимает 23 место в рейтинге Financial Times, который основан в том числе и на зарплатах выпускников: http://gsom.spbu.ru/gsom/gsom/ranking/

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Оля Яркова

Ну и если интересуют индустрии, позиции, то и они есть http://gsom.spbu.ru/gsom/career/work/
До и после для программ магистратуры не актуально, так как большая часть туда приходит после бакалавриата и не успевает толком поработать.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Оля Яркова

Ну да, и рейтинг и цифры тоже с потолка взяли. В Financial Times ведь дураки сидят :) не буду продолжать бессмысленный спор))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Arsentiev

А сколько нужно, чтобы Вы перестали "да ну, да ну, да ну" и перешли в другую фазу "ну да?"
Ну сколько - какая сумма в год в $?

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Ольга, мне кажется тут что-то иное - ссылки давать бесполезно, ну не верит человек что проект работает и многим нравится. Может быть, сомневающемуся стоило бы пообщаться с людьми, которые стояли у истоков проекта (не свадебных генералов и почетных участников) ... а тех кто его реально создавал. Действительно работали и делали - и действительно многого достигли. Но можно в этом сомневаться, если очень хочется :)

Ответить
Развернуть ветку
Оля Яркова

Да уж, тут сколько не доказывай, некоторые люди до конца спорить будут :)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Крутая бизнес-школа, крутые преподаватели, крутые выпускники, но при этом:

1) Экономика топчется на месте.
2) Ни в одной крупной зарубежной компании в руководстве выпускников этой замечательной бизнес школы нет.

Какие еще нужны доказательства ?

Тут профессором быть нет необходимости: то ли лыжи не едут то ли ....

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Все аргументы по отдельности - правда. Но Вы же пытаетесь из них составить единую теорию, а это уже - неправда :)
 
1. Экономика не зависит от выпускников бизнес-школ, и это очень хорошо. Она зависит от бизнес-элит и международного положения.
2. Зарубежные (в смысле) иностранные корпорации, черпают кадры отовсюду, в том числе и экс-российских менеджеров в них уже предостаточно. В том числе на уровне вице-президентов. Угу.
3. Я не понимаю, чего Вы хотите от ~ 24 летнего парня, закончившего МГИМО и ВШМ СПБГУ, чтобы он Вам немедленно из каждой Сызрани сделал по Сингапуру?

Ответить
Развернуть ветку
Оля Яркова

Я имела в виду эту часть комментария

Поэтому любая западная БШ дает статистику типа средней зп и разбивки с зп по индустриям. У нас - нет. Догадайтесь - почему.

Видимо, намек был на то, что у нас так себе БШ))

Первая тридцатка - это рядом с такими всемирно известными школами, как Стокгольмская школа экономики, школа бизнеса Сиднейского университета. Средняя зп выпускников приводится в рейтинге - http://rankings.ft.com/businessschoolrankings/masters-in-management-2017.
Сейчас она составляет 57,935 долларов в год спустя три года после выпуска, что немногим меньше той же Стокгольмской школы экономики.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Ее и делали (все эти буквы), как "наш ответ Чемберленам" - и (что удивительно) - по-настоящему сделали такой, и до сих пор держат на уровне. Яркое отличие - именно то, о котором упомянул автор - _другая атмосфера_ преподавания, с теми людьми, которым интересно учить - и для тех, кому интересно учиться.
Мне кажется, это главное.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Ответ очевиден - выше головы не прыгнешь, и если нет, скажем $120-150 000 и 2-2.5 лет свободного времени (в смысле, все это время не работать, или так, работать 1-2 часа в день) - то можно на Топ-5 и не облизываться.
 
Свои задачи проект решает. И я повторюсь - в отличие от многих-разных, _действительно_ собирает людей, которым интересно учить и учиться. И которые будут работать, поддерживать связи, расти .. это один из немногих проектов образования в РФ, который мне как-то вот нравится и все.
 
Сначала думал будет очередное непонятно что, так сказать действующий макет в натуральную величину. А потом пообщался с людьми, почитал кое-что, и почему-то поверил что там - хорошо.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Serge Arsentiev

Знаете шутку - стюардессам удобно, потому что мужчины сразу разделены по классам ...
 
Так и здесь - работодателям отлично, потому что сам факт обучения в бизнес-школе (той или иной) это +, который вместе с другими +++ позволяет легче принять решение о найме.

Западная тема все подсчитывать и подводить в статистику (при том что MBA, так-то весьма юная тема в образовании), немного скрывает от Вас тот факт - что если у кандидата уже есть, я повторюсь, $100k и 2 года свободного времени на поучиться = то хоть ты тресни, а никуда он не денется, кроме как в Fortune 500, да даже если плюнет на все и работать не будет - все равно будет жить лучше 90% соотечественников в США, или 98% в России :)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Нет, не главное. Учиться можно и самому, можно и в землянке при свете лучины, главное результат - чему научился и как применил знания.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Arsentiev

В землянке и при свете - не будет связей наработанных, помогающих решать в дальнейшем самые разные вопросы - просто "звонком другу". Именно для СПБГУ + Петербург это супер-актуально.

Ответить
Развернуть ветку
67 комментариев
Раскрывать всегда