Как мы искали сотрудников для Everypixel, но внезапно создали акселератор стартапов

Гендиректор Everypixel Дмитрий Широносов рассказывает, как удержать талантливых разработчиков в регионах (спойлер: без применения силы) и почему старая модель ИТ-образования больше не работает, а чтобы построить новую, придётся долго бороться с хейтерами и скептиками.

Компания Дмитрия занимается разработкой технологий, которые помогают авторам создавать визуальный контент и защищать своё творчество. Отделения Everypixel располагаются в Санкт-Петербурге и Вьетнаме, а главный офис и RnD-команда — в Челябинске.

Дмитрий Широносов, сооснователь и гендиректор Everypixel Group и основатель Анти-школы «Корпус»

Надо валить

Автор фото — AlexCry

«Если на Урале и появится Кремниевая долина, скорее всего, там будет располагаться производство кремния, отравляющее всё вокруг», — так рассуждают жители Челябинска.

Бытует мнение, что в городе у разработчиков есть только две возможности — пойти на завод или сотрудничать удалённо с зарубежными корпорациями. Родители талантливых выпускников уверены: толковым технарям лучше уезжать отсюда и развивать свои скиллы где-то ещё. Так и происходит. Результат — кадровый голод в Челябинске.

Чтобы рекрутировать молодёжь, интересующуюся инженерными науками, пока она ещё не «навострила лыжи», местные компании открывают корпоративные школы для начинающих программистов. Мы пошли в этом же направлении, но по другому пути. Мы тоже набираем юношей 16-23 лет, школьников и студентов. Но вместо привычных ИТ-курсов для будущих сотрудников у нас получился стартап-акселератор — анти-школа «Корпус».

«Корпус» против всех

Концепт анти-школы родился из моих личных вопросов к системе ИТ-образования. Вузовские знания без практики успевают устареть, пока студенты записывают конспекты в свои тетрадки. Я вижу это по тем соискателям, которые приходят к нам в Everypixel после универов.

В своей анти-школе мы сделали ставку на практические умения и самые трендовые направления — блокчейн, виртуальная реальность, робототехника и машинное обучение. Эти сферы, по прогнозам исследователей, в ближайшие пять лет подарят миру технологии, которые изменят всё. Значит, пора растить специалистов, которые смогут двигать эти локомотивы, находясь у нас в городе.

Видение того, каким должен быть эффективный образовательный процесс, было у меня в голове с самого начала. Работа над мотивацией, немедленная практическая применимость знаний, навыки работы в команде, умение постоянно обновлять полученные знания, равные возможности для всех в самом начале — вот те пять китов, без которых не может работать ни одна школа сегодня. Но, к сожалению, эти ценности в системе не приживаются.

Что ещё нас отличает от традиционных ИТ-школ? Например, в «Корпусе» нет учителей, но есть наставники, которые помогают расти не только профессионально, но и личностно. У нас даже парт нет — все занимаются сидя на мягких мешках. К преподавателям можно обращаться на ты. Если есть идея, её можно озвучить, не боясь критики и осуждения.

«Открыли бы магазин или пивную…»

С идеей этого проекта я жил долгое время. Реализовать её было непросто. Запуск анти-школы мы переносили несколько раз. Проблема в том, что сама концепция такого образовательного учреждения не укладывается в стандартную парадигму мышления, в которой сегодня живёт большинство людей. Если вы тоже собираетесь воплощать проект, которому нет аналогов, будьте готовы к тому, что придётся получать отказы и слышать упреки со всех сторон — от горожан, администрации, даже от подрядчиков.

Наши проблемы начались с того, что арендодатель не хотел с нами сотрудничать. Мы нашли отличное место в новом спальном районе. Нас устраивало всё — тихо, чисто, просторно, цена приемлемая, можно сделать нужную нам планировку. Но владелец сказал: «Школа? Да вы разоритесь через три месяца, и что я буду с вами делать? Открыли бы лучше магазин или пивную, ну, или фитнес-центр, в конце концов!»

В итоге это помещение оказалось никому кроме нас не нужным и простаивало целый год. Арендодатель сам к нам пришёл и предложил выгодные условия сотрудничества. Так мы обосновались на Академика Сахарова, 26. Нас легко найти, у нас вот эти четыре тега вместо входной группы.

Входная группа «Корпуса»

Нужно быть готовым сталкиваться с подобными ситуациями повсеместно. Мы уже привыкли к этому, а вы ловите лайфхаки:

  • когда общаетесь с директорами общеобразовательных учреждений и ректорами вузов, анти-школу называйте ИТ-школой, дабы избежать вражеского настроя;

  • хайп хорош, чтобы привлечь внимание, но в образовательной сфере нельзя строить репутацию на скандале, вы должны вызывать у людей доверие. Учитесь убеждать, спокойно и понятно доносить свои идеи и ценности;

  • за несколько месяцев до открытия начинайте пиар-кампанию, нужно чтобы ваше имя было на слуху, тогда вам будет открыто больше дверей; будьте терпеливы, умейте ждать.

«Наверное, секта»

Больше всего непонимания мы увидели от родительского сообщества. Людей смущало, что мы обучаем популярным дисциплинам и не берём за это деньги. «Бесплатный сыр — только в мышеловке. Наверное, секта», — таким было самое распространённое мнение о нас. Да и мы ведь помним, что люди не верят, в то, что что-то инновационное может появиться в городе суровости, заводов и смога.

Были случаи, когда курсантам просто запрещали приходить на занятия. Сами слышали, как школьник убеждает маму по телефону: «Мама, со мной всё в порядке. Я в "Корпусе", здесь всё нормально». Больше он на занятия не приходил.

Как изменить мнение консервативных родителей? Мы начали с личного общения. Провели собрание и экскурсию для всех желающих. Также наш тьютор постоянно общался с мамами и папами по телефону. Вопросов было много. Люди часто просто не понимали, что за дисциплины мы преподаём.

Приходилось вести просветительскую работу и рассказывать, например, что такое блокчейн и зачем он нужен. Многие интересовались, какая у нас программа, что станет результатом обучения. Самым главным опасением было то, что «Корпус» помешает учёбе в школе или в вузе.

Мы использовали для рекламы «Корпуса» площадки, на которых присутствует родительская аудитория. Например, давали интервью на крупнейших челябинских радиостанциях, давали рекламу в Facebook, связывались с экспертами и лидерами мнений, чтобы они рассказывали о нас своим подписчикам. Применяйте эти каналы коммуникации, чтобы вам начали доверять.

В итоге родители курсантов стали нашими союзниками, они могут посоветовать нас своим друзьям и подтвердить нашу компетентность. Мамам и папам одиннадцати выпускников мы отправили вот такие благодарственные письма за то, что они оказывают содействие проекту и помогают детям развиваться.

«Бусидо» для преподов

Мне всегда было довольно просто привлечь к проекту авторитетных специалистов. Эта идея интригует, заражает своей смелостью и подрывным характером, вызывает неподдельный интерес и желание принять участие в процессе.

Но важно понять, по пути ли нам с человеком. Любая беседа с потенциальным преподавателем, курсантом или даже инвестором начинается с понимания того, есть ли у нас совпадение ценностей. Если пересечение нулевое — разговор окончен.

Мы искали не педагогов, а экспертов, практиков. При этом они должны уметь передавать свои знания с учётом поколенческих особенностей курсантов и иметь опыт управления проектами.

На самом деле людей, которые обладают всеми этими компетенциями, не так уж много. У нас к преподавателям достаточно жёсткие требования. Это, конечно, не кодекс чести самурая, но наставничество требует определённой самодисциплины. Вот несколько правил, которые приняты в команде «Корпуса»:

  • Качественно готовиться к занятиям, использовать наглядные материалы — схемы, графики, карты, мемы, юмор. Это необходимо, чтобы информация лучше усваивалась. Молодое поколение не воспринимает длинные сухие тексты.
  • Самое главное — постоянно получать обратную связь. Если кто-то что-то не понял, останавливаться и объяснять снова.
  • Во время занятий нужно транслировать цели и ценности «Корпуса».
  • Важно быть требовательным. Курсанты должны чувствовать серьезность намерений и уверенную, спокойную силу преподавателя.
  • Все занятия должны быть ориентированы на практику.
  • Преподаватель должен быть доступен в соцсетях и мессенджерах 24 на 7. Если у кого-то возник вопрос во время выполнения домашки, он может его задать.

Наш главный конкурент — компьютерные игры

Когда в январе мы открыли набор, нам предстояло многое узнать о том, с кем предстоит иметь дело. Нынешние школьники и студенты — первое поколение, выросшее в постиндустриальную эпоху, они с детства освоили компьютеры и всевозможные устройства. Это прагматичные, сообразительные ребята, но им не хватает инициативы.

Самое сложное решение, которое предстояло принять будущим курсантам — сидеть дома и рубиться в компьютерные шутеры или выйти из зоны комфорта и научиться чему-то новому. К нам пришли самые волевые, но и им не хватает навыков субъектности, осознанности, умения действовать самостоятельно, без поддержки и одобрения со стороны. Парням еще предстоит научиться всему что связано с приставкой «само-» — саморазвитию, саморегуляции, самодисциплине.

Мы отметили, что курсантам не хватает коммуникативных навыков. Они умеют формулировать команды для машин, но по-человечески разговаривать им бывает сложно. Парни не умеют работать в коллективе, решать конфликты, приходить к компромиссу.

Все они — яркие индивидуалисты, эгоисты. Каждый из них хочет быть лидером, решая какую-либо задачу. Никто не ориентирован на достижение общего блага. Наша же цель — прийти к децентрализации, чтобы команды могли работать автономно, быть более устойчивыми.

Важно, чтобы группа была разнообразной. Поэтому для проведения набора мы советуем использовать большое количество каналов коммуникации. Конечно, вузы и школы — это хорошие места для рекрутинга, но не стоит ими ограничиваться. Отлично работает реклама в соцсетях, выступления на разного рода мероприятиях, молодежных тусовках. Но самые лояльные ребята — это те, кого привели в «Корпус» их друзья, поэтому лучший способ привлечь учеников — сарафанное радио и репосты в соцсетях.

Почему лучше отказаться от хантинга

Никто из выпускников «Корпуса» не попадёт в штат компании Everypixel. Каждый из них войдёт в команду разработчиков и будет развивать свой собственный стартап. Мы решили устроить такой эксперимент, потому что стало понятно: команды работают гораздо эффективнее, когда люди не тратят время и ресурсы, чтобы встроиться в бизнес-процессы и корпоративную культуру большой компании. Вместо этого они занимаются разработкой своей идеи. Да и бизнесу непросто, а часто и рискованно менять устои в угоду пока не доказавших эффективность идей.

Кроме того, я уверен, что команда важнее даже самой крутой идеи. Сплочению людей и воспитанию командных качеств мы уделяем ровно половину учебного времени. Сначала — интенсивы и кодинг, потом — физическая нагрузка — рэгбол, футбол, бокс, кунг-фу, борьба. Во время спортивных состязаний легко понять, кто есть кто. Один будет все время показывать себя лидером, другой хорошо прикроет с фланга. Ты всегда на уровне рефлексов почувствуешь, кто хитрит, кто инстинктивно защищает других, кто может тебя подставить, когда ему это выгодно.

В командных соревнованиях можно увидеть результативность каждого игрока. Но для этой цели у нас есть еще один инструмент — внутренняя система, которая помогает оценить вклад курсантов в развитие комьюнити. Каждое твое действие учитывается, даже активность в общем чатике в Telegram. И ты знаешь, что всегда получишь по заслугам. Если стартапы курсантов взлетят и дело дойдет до монетизации, каждый участник проекта получит долю, равную его интеллектуальному, эмоциональному, временному вкладу.

Первый набор в «Корпус»

Впереди у нас второй этап — время, когда курсанты смогут показать всё, чему научились. У каждой группы сейчас в разработке по крайней мере один проект. Музыкальное приложение на блокчейне, распознавание лиц на службе у рекламного таргетинга, дистанционная передача данных, дактилоскопические датчики… За лето ребятам предстоит из пока что сырых идей и кусков кода собрать рабочие продукты. Также выпускники будут передавать знания новичкам.

Мы с интересом и надеждой ждем, что из всего этого получится. Мы готовы к сложным задачам, с которыми нам еще не приходилось сталкиваться. Более того, мы сами ищем для себя этих вызовов. Если у вас есть безумные идеи для стартапов, опыт, которым вы хотели бы поделиться, или вас заинтересовала наша история, мы открыты для сотрудничества. И любую критику и советы мы тоже принимаем.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Aleksandr Kwaskoff

Иногда хочется создавать школу-интернат из беспризорников, как в кино про кунг-фу школы, когда никто не пытается принимать решение за учеников со стороны. Родители и все, кто считает, что может решать за детей их судьбу только мешают им развиваться.
И в штат нужен грамотный психолог, который будет работать с ребятами и убирать их страхи. Именно страхи чаще всего мешают достигнуть высот. Удачи вам!!

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Soroka

Плохой таргет - я успел свалить с Челябинска :D Не знал, что этот город связан как-то с айти, кроме как 1с

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Воробьёв

Зря вы так :) Челябинск сейчас начинает потихоньку раскачиваться в сторону технологий и айти, конечно отставание от Москвы и Питера огромное, но все же есть прогресс :)

Ответить
Развернуть ветку
Tigerbrut

Челябинск лучше не раскачивать, а то опять метеорит рухнет XD

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Soroka

ну я выучил java, искал честно работу по java, выбора не оставалось)

Ответить
Развернуть ветку
Bradamant Knight

Код пишешь только на Java?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Soroka

java, js, kotlin, groovy, python (ну питон слабо знаю, пару проектов маленьких делал, т.к. это быстро)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Kwaskoff

1С как и Мелкомягкие - это корпорации, которые стригут ресурс и потом его в себя же вкладывают. Сравнение некорректное

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

вроде все прочитал, но наверное быстро :)
А где деньги?
Платят "покупатели" выпускников?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Shiron

Знаете, у Талеба есть такая интересная концепция, которую он называет антихрупкой. Придумал ее как-то умный старик Фалес Милетский из Аристотелевой "Политики", выкупив опцион на маслобойни.

Смысл ее в том, что небольшие постоянные расходы компенсируются доходами от масштабируемого бизнеса в будущем. Вероятность прихода положительного черного лебедя растет со временем.

Парни в "Корпусе" ориентированы на создание продуктов для глобального рынка. Отсюда и выбор направлений обучения. Это проект, в котором важно не среднее значение, а дисперсия вокруг него на временной оси. Спасибо за вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Дочитываю Талеба, готовлюсь сразу же начать перечитывать чтобы лучше усвоить.
Я раньше думал что я критично мыслю но по сравнению с ним я доверчивый ягнёнок:)

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Воробьёв

Я думаю, тут основная мотивация не в деньгах :)

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Не верю:)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лян

"Ты просто не умеешь их готовить") Думаю в данном проекте деньги не основной фактор. Но в случае успеха проекта в них нужды не будет. Многие готовы будут платить\брать под крыло спаянные команды, да ещё и полуреализованной и худо-бедно проверенной\протестированной идеей.

Ответить
Развернуть ветку
Mihail

Значит либо это стратегический проект, либо ребята достигли верхней ступени по Маслоу

Ответить
Развернуть ветку
Владимир
Больше всего непонимания мы увидели от родительского сообщества. Людей смущало, что мы обучаем популярным дисциплинам и не берём за это деньги.

Так запросили бы какую-то совсем небольшую сумму, которая бы была совсем не обременительна, но все же была — было бы меньше мороки. Но может у вас подход такой, что всем хотите объяснить "что это такое".

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Anna Kormilitsina

Почему только парни? Девчонок не приглашаете?

Ответить
Развернуть ветку
Maria Chmir

Мы ориентированы на качественную и очень плотную работу с курсантами, поэтому набор компактный — в новой волне прошли отбор только 10 ребят. В программе, как вы уже знаете, важную роль играет спортивно-состязательный компонент: смешанные команды пока выглядят рискованной затеей. Но, безусловно, в планах устранить эту досадную несправедливость.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда