Пожар на складе маркетплейса: Алгоритм для продавца по возврату денег
Про пожар склада Вайлдберрис в Санкт-Петербурге уже сообщено из каждого утюга. Все посмотрели, почитали и, наверное, пообсуждали. Проанализирую ситуацию и дам рекомендации продавцам что делать с утраченным товаром.
Кто в ответе за утрату товара?
Вайлдберрис работает с продавцами по двум моделям и одна из них предполагает приемку товара продавцов на хранение, с последующей передачей товара покупателям. В главе 13.2. оферты ВБ для российского региона указано, что площадка оказывает услуги по хранению товара с момента поступления товара на склад и до его убытия.
Будем рассматривать ситуацию, что продавец передал товары маркетплейсу, маркетплейс их принял и хранил. Стандартная ситуация согласно договору, без нюансов в виде того, что продавец подал заявку на вывоз и не вывез в срок.
Если руководствоваться общими правилами ГК РФ, то хранитель отвечает за повреждение, недостачу и утрату вещей. Ответственность возникает если есть вина у хранителя. Вина может быть как при умысле, так и при неосторожности. Отсутствие вины должен доказывать хранитель.
Давайте предположим, что хранитель виноват. В таком случае он должен возместить вред.На этом моменте важно понимать состояние товара - утрачен, его недостает или он поврежден. Это будет влиять напрямую на размер компенсации.
Для расчета вреда необходимо применять правила об убытках, то есть возмещаются убытки в полном объеме если иное не предусмотрено договором или законом.
Я просмотрел оферту Вайлдберриса и не увидел, чтобы ответственность хранителя была ограничена. В них есть условие, что ответственность по услугам ограничивается 0,1% стоимости услуг, но из контекста документа и его структуры, к услугам хранения это правило не должно применяться. Если есть специальный документ у ВБ, то дайте ссылку в комментарии, почитаем.
При повреждении товара возмещается сумма, в размере которой понизилась стоимость товара. При утрате товара возмещается сумма в размере стоимости товара. Как понимаете, это не сумма продажи, а сумма закупки продавцом.
Действуем, чтобы вернуть деньги
Теперь понимаем, что маркетплейс будучи хранителем должен отвечать перед продавцом. Продавцам нужно определиться со следующим, чтобы начать действовать:
- товар принят и был на хранении у маркетплейса;
- товар поврежден или утрачен маркетплейсом;
- определен размер убытков.
Когда предварительную информацию собрали, то можно действовать. Если продавцу не выплатили компенсацию или он с ней не согласен, то действовать придется активно. Ниже будет алгоритм с разъяснениями для продавцов.
Алгоритм:
- От вас зависит скорость возврата денег. Для начала необходимо принять решение, что нужно вступить в коммуникацию с площадкой. Делать это скорее всего придется в 2 этапа – через претензионную работу и суд.
- Когда решение принято, вам необходимо собирать доказательства. В первую очередь это фиксация взаимоотношений с площадкой, что имеете статус продавца на площадке. Остальная часть касается товара, передачи и его хранения.
- Необходимо зафиксировать всю информацию в личном кабинете. Базово это сделать скриншоты личного кабинете по заявкам на отгрузку товара и его приемку, а также остаткам на дату пожара. Скриншоты нужно делать всего экрана. На них должна быть видна ссылка интернет-страницы, дата, время скриншота. Также необходимо выгрузить эксель отчеты из личного кабинета, желательно с электронной подписью площадки.
- Собираете документы на закупку товара у поставщиков. Пригодятся договор, упд, товарные накладные и платежные документы. Желательно, чтобы в этих документах было наименование товара и его количество.
- Идете к юристу и передает документы для подготовки претензии. Юрист проверит все документы, при необходимости запросит дополнительные, подскажет какие нужны и в каком виде. Наша компания именно так бы и сделала.
- Согласуете с юристом позицию и расчет по убыткам. Дальше юрист подготовит претензию или запрос о необходимой информации в площадку. Скорее всего может потребоваться информация о состоянии, остатках вашего товара на складе.
- Дождаться ответа площадки или истечения претензионного срока. К этому моменту необходимо принять решение о предстоящем суде. Возможно, площадка возместит в какой-то части деньги по претензии. 8. Подготовка и подача иска вашим юристом. Спустя время, возможно, другие продавцы начнут подавать иски и сформируется судебная практика. Ее будет неплохо проанализировать, посмотреть что установлено судом. Это нормально, что всех документов у вас не будет, они могут появиться в процессе, например, площадка предоставит их продавцу или в материалы дела.
- Выиграть спор и получить компенсацию убытков!
Если продавцы Вайлдберрис прочитали, то напишите о своей ситуации в комментариях и полезен ли был материал. Буду ждать комментарии и подписки на канал!