(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(95436373, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(95436373, 'hit', window.location.href);

Выдача денег под отчет

Рассказываем, как этот способ используют для вывода денег из ООО, а также разбираем судебную практику.

Суть метода

Сотрудник, например, директор, берет через кассу организации определенную сумму на определенный срок, чтобы купить товары или услуги для организации. При этом сотрудник обязан отчитаться о расходе средств — предоставить первичный документ (чек, накладная) или вернуть средства компании.

Как оформить

Необходимо оформить письменное заявление в котором указываем:

  • Цель выдачи средств.
  • Сумму, которая может быть любой.
  • Срок возврата средств, который может быть произвольным.

Как используют на практике

Быстрый вывод средств на личные нужды

Достаточно оформить заявление на выдачу денежных средств и наличные уже в кармане — это единственный плюс данного метода. Однако за эти суммы придется в любом случае отчитаться — предоставить авансовые отчеты и чеки или вернуть средства в кассу компании.

Если сотрудник не приложит чеки и накладные к авансовому отчету, то у предпринимателя возникнут следующие расходы:

  • НДФЛ в размере 13% от суммы. Так как налоговая расценит выданные деньги под отчет доходами сотрудника. Плюс с этой суммы придется заплатить штраф и пени, которые могли набежать с даты выдачи средств под отчет.
  • Выданную сумму нельзя будет учесть в расходах организации и уменьшить налог на прибыль. Поэтому, если организация не работает в убыток, то с выданной суммы подотчетных средств возникнет налог на прибыль. Для упрощенной системы налогообложения это 15%, а для общей системы — 20%.

В цифрах (база для расчета НДФЛ и налога на прибыль — 100 рублей):

  • 100 × 15% = 15 рублей налог УСН
  • 100 × 20% = 20 рублей налог ОСН
  • 100 × 13% = 13 рублей НДФЛ
  • Плюс штраф и пени, если подотчетные средства уменьшали налог на прибыль и НДФЛ не был уплачен.

Итоговая налоговая нагрузка при использовании подотчетных средств:

  • Налоговая нагрузка для УСН (расходы) — от 28%
  • Налоговая нагрузка для ОСН — от 33%

Для сравнения, приводим стоимость вывода 100 рублей через дивиденды.

Для ООО на упрощенной системе налогообложения (15%):

  • 100 × 85% = 85 рублей, где 15 рублей налог УСН.
  • 85 × 87% = 73,95 рублей на руки, после вычета НДФЛ.

Для ООО на общей системе налогообложения (20%):

  • 100 × 80% = 80 рублей, где 20 рублей налог на прибыль.
  • 80 × 87% = 69,6 рублей на руки, после вычета НДФЛ.

Итоговая налоговая нагрузка при выводе через дивиденды:

  • Налоговая нагрузка для УСН (расходы) — 26%

  • Налоговая нагрузка для ОСН — 30%

Также возможен вариант получения средств под отчет при наличии непогашенной задолженности по предыдущим эпизодам.

Например, в этом деле суд утверждает, что можно выдавать средства под отчет сотруднику, который ранее не отчитался за предыдущий «под отчет», ссылаясь на часть 1 статьи 15.1 КоАП РФ — «За нарушение порядка выдачи денежных средств под отчет административная ответственность не предусмотрена».

Но также имеется вероятность того, что налоговая доначислит страховые взносы в размере 30% от подотчетной суммы. Для этого должен быть нарушен порядок выдачи денег под отчет (нет заявления на выдачу средств, кассовых ордеров и авансовых отчетов) и прослеживаться контекст ухода от страховых взносов (регулярные снятия равных сумм без подтверждающих документов).

Представительские расходы

Например, таким способом можно покупать топливо для личного автомобиля, оплачивать счета в ресторанах и относить эти расходы в представительские (встречи с клиентами), но не более чем 4% от общего ФОТ за год (статья 264 пункт 3).

Теоретический способ вывода денег

В России срок исковой давности составляет 3 года (статья 246 ГК РФ). Если по прошествии 3 лет сотрудник не отчитался за выданные средства под отчет, то организация не сможет подать на него в суд и взыскать сумму. В этом случае суд определяет выданную сумму (дело), как доход сотрудника.

Однако, срок исковой давности можно обновить, если использовать 203 статью ГК РФ и подписать с сотрудником соглашение о погашении задолженности. Таким образом можно растягивать срок и не возвращать подотчетные средства.

Вообщем, это теория. По крайней мере, мы не нашли судебной практики, где использовали 203 статью ГК РФ и соглашение с сотрудником о погашении задолженности.

Что делать, если чеки были утеряны?

С каждой компанией может случиться ситуация — сотруднику были выданы средства под отчет, сотрудник приобрел необходимые товары и услуги на эти средства, а чеки и накладные потерял.

В этом случае нужно оформить авансовый отчет и прикрепить к нему объяснительные и косвенные документы, которые могут свидетельствовать о реальности расходов подотчетных средств. Если косвенные доказательства будут сильными, то суд может встать на сторону предпринимателя и отменить доначисление налога на прибыль и НДФЛ.

Судебная практика

В течение 2010 года директору ООО выдавались денежные средства под отчет на общую сумму в 452 331 рублей. В 2011 году налоговая провела выездную проверку, расценила выданные средства под отчет, как зарплату и решила доначислить страховые взносы, штраф и пени с этой суммы. Суд встал на сторону ООО.

Аргументы налоговой:

  • ООО выдало директору средства под отчет на неопределенный срок в 2010 году. В сентябре 2010 года директор уволился и за подотчетные суммы не отчитался. Налоговая переквалифицировала эти суммы в зарплату директора.

Аргументы суда:

  • Главный аргумент суда в этом деле — так как денежные средства были получены директором не по трудовому и ГПХ договору, то согласно 212-ФЗ статьи 7 пункту 1 эти средства нельзя отнести к базе для расчета страховых взносов. Поэтому суд развернул налоговую.
  • Отсутствие подтверждающих документов о расходовании средств или возврате их в кассу предприятия не является доказательством того, что спорные суммы можно отнести к доходам сотрудника. Так как подотчетные суммы были выданы на неопределенный срок, а срок исковой давности еще не истек, суд не расценил эти суммы доходом директора.

По состоянию на декабрь 2011 у директора ООО под отчетом была сумма в 11 937 251 рублей. Директор отчитался о расходе 5 236 476 рублей без документального подтверждения (отсутствуют чеки, накладные), авансовый отчет директора был утвержден ООО и принят к учету. В 2013 году налоговая провела проверку и доначислила 770 446 рублей НДФЛ и пени. Суд встал на сторону ООО.

Аргументы ООО:

  • ООО оказывало услуги грузоперевозок и работала на ЕНВД. На налоговую нагрузку влияет только количество транспортных средств, а не величина расходов.
  • Кассовые чеки были утеряны сотрудником, но представлены объяснительные и расчеты расхода топлива, которые были прикреплены к авансовым отчетам.
  • Расчет расходов на дизельное топливо был произведен на основании путевых листов, данных GPS, нормы пробега на 100 км и рыночной цены топлива. Все данные и маршруты были предоставлены налоговой при проверке.

Аргументы суда:

  • Директор представил авансовые отчеты к которым приложил расчеты расхода топлива на основании пробега автомобилей, нормы расхода на 100 км, расчетный расход топлива и цены топлива. Также суду были представлены все путевые листы, данные с GPS и подробные карты маршрутов.
  • Так как рассчитаны все расходы на основании реальных данных и имеются поясняющие документы, то суд пришел к выводу, что в контексте этого дела, директор в действительности тратил средства на покупку топлива для нужд ООО. Налоговая, в свою очередь, не предоставила опровергающих данных и не доказала переход средств в пользование директора.

В этом деле были сильные косвенные доказательства: путевые листы, объяснительные, авансовые отчеты, точный расчет расхода топлива, данные с GPS.

Гендиректор в 2013–2014 году систематически снимал деньги с кассы под отчет и накопил сумму в 5 451 900 рублей. В 2014 году налоговая сделала проверку в ходе которой ООО не представил авансовые отчеты, чеки, накладные и поясняющие документы на подотчетную сумму. В итоге налоговая доначислила 885 849 рублей НДФЛ, штрафа и пени. Суд встал на сторону налоговой.

Аргументация суда:

  • ООО не представил авансовые отчеты, чеки, накладные, поясняющие документы, которые дали бы представление о расходах. Не было никаких косвенных доказательств целевого расхода средств.

В этом деле не была построена защита ООО. Если бы имелись хоть какие-нибудь документы (авансовые отчеты), то еще можно было бы побороться. В этом кейсе явно прослеживается контекст вывода средств на личные нужды директора.

Работники ООО в течение 2009–2011 годов получили подотчетные средства на общую сумму в 588 058 руб. Налоговая в 2012 году провела налоговую проверку. По запросу налоговой авансовые отчеты не были представлены, поэтому налоговая доначислила 205 820 рублей НДФЛ (налоговая посчитала подотчетные средства материальной выгодой), штраф и пени. Суд встал на сторону ООО.

Аргументация суда:

  • «Подотчетные денежные средства не относятся к доходам для целей обложения НДФЛ, поскольку если подотчетные суммы не израсходованы работником либо израсходованы не полностью, они образуют задолженность физического лица перед организацией и подлежат возврату. И только по истечении срока исковой давности невозвращенные суммы будут являться доходом физического лица и облагаются НДФЛ». Если подотчетные средства будут выданы на неопределенный срок и по ним не будет отчета, то после 3 лет налоговая может доначислить на эту сумму НДФЛ, штраф и пени. В этом деле 3 года еще не прошли.
  • После того, как налоговая провела выездную проверку, сотрудники компании, чудесным образом, вернули подотчетные средства. С этим все ясно :)

Налоговая приняла странное решение — переквалифицировать подотчетные средства в материальную выгоду сотрудников и доначислить НДФЛ по ставке 35%.

В статье 212 НК РФ указывается, что материальная выгода наступает только при использовании заемных (кредитных) средств и экономии на процентах, приобретении товаров и услуг по гражданско–правовым договорам у взаимозависимых физических лиц и организаций, а также приобретении ценных бумаг (не будем это расписывать).

Для того, чтобы средства стали заемными или кредитными необходимо, чтобы был заключен договор займа. В случае подотчетных средств никакой договор займа не заключается, тем более процентный.

Для того, чтобы переквалифицировать подотчетные средства в оплату работ и услуг с выгодой для сотрудника необходимо признать выдачу подотчетных средств фиктивным.

В этом случае должен нарушаться порядок выдачи подотчетных средств (отсутствует заявление на выдачу средств, РКО и авансовый отчет), прослеживаться контекст вывода денег (регулярные снятия без подтверждающих документов), а условия выполнения работ или покупки товаров должны быть не на рыночных условиях (пункт 3 статья 212 НК РФ).

Однако, договор, который заключен между сотрудником и ООО по умолчанию — это трудовой договор или договор ГПХ. В этом случае логично доначислить страховые взносы (30%) и НДФЛ (13%) с этой суммы.

Сотруднику ООО в течение 2013–2014 годов выдавались средства под отчет. Налоговая провела выездную проверку в 2016 году и доначислила страховые взносы, штраф и пени на общую сумму в 733 754 рублей. Суд встал на сторону налоговой.

Аргументы суда:

  • Не было представлено никаких документов, которые подтвердили бы выдачу и расход средств: не было заявления на выдачу денег под отчет, не было расходных кассовых ордеров, не было авансовых отчетов и любых косвенных документов, которые могли бы подтвердить целевой расход средств.
  • Денежные средства в кассу организации не были возвращены.

У ООО не было заявлений на выдачу средств под отчет, расходных кассовых ордеров и авансовых отчетов. Из контекста дела выходит, что сотруднику регулярно выдавали деньги из кассы без каких-либо документов, а это можно расценить, как выплату заработной платы.

Итоги

  • Если вы выводите деньги под отчет — вам в любом случае придется за них отчитаться.
  • Подотчетные средства можно использовать в личных целях для покупки ТМЦ: топливо, рестораны — представительские расходы, техника — расходы для осуществления деятельности компании. Главное иметь чеки и логичные траты, которые можно будет объяснить нуждами компании.
  • Бережно храните и собирайте первичку с подотчетных средств (чеки, накладные). Если вы их потеряли, то с сильными косвенными доказательствами можно будет доказать свою правоту в суде и избежать доначисления НДФЛ и налога на прибыль.
  • Налоговая фундаментально не сможет доначислить страховые взносы на подотчетные суммы, если вы предоставите заявления на выдачу средств под отчет, расходные кассовые ордера и авансовые отчеты. Однако, если контекст ситуации будет похож на уход от выплаты страховых взносов — регулярная выдача денег под отчет, регулярное отсутствие подтверждающих документов (чеков и накладных), выдача примерно равных сумм подотчетных средств, то налоговая признает выдачу денег под отчет фиктивной и доначислит страховые взносы, а суд с большой вероятностью встанет на сторону налоговой.
  • Если расход подотчетных средств не подтвержден чеками и накладными, все правила оформления подотчетных средств выполнены, нет намеков на уход от страховых взносов и нет сильных косвенных подтверждающих документов, то налоговая доначислит НДФЛ по ставке 13%, штраф и пени. Также подотчетные суммы нельзя будет учесть в расходах для снижения налога на прибыль.

Надеемся, что материал был полезным и теперь вы будете бережней относиться к тратам с помощью подотчетных средств — не терять чеки и накладные, так как потом вашему бухгалтеру придется несладко :)

Материал подготовили S4 Consulting.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Roman Kovalev

Если уметь "находить" чеки ККМ в которых выделен НДС и фигурирует товар, который подходит под исполльзуеимые в деятельности ООО на ОСН материалы (например бумага и краска в типографии), то можно какие то суммы выводить из под НДС и других налогов и сборов. Риски следующие - налоговая может начать задавать неудобные вопросы почему материалы куплены за наличку и такой НДС не выдержит встречной проверки, если при выбивании чека не были оформлены документы на ООО-покупателя. Ну а глубокие раскопки о порядке и нормативах списания материалов дадут новую пищу для "размышления" налоговиков.

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Спасибо за дополнение :)

Но, по нашей практике, налоговая с особым рвением следит за НДС. Так как это основной налог, который приносит средства в бюджет. Поэтому, как вы и написали, скорей всего такие махинации заметит налоговая и начнутся неудобные вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Dzhafarov

Узнал много интересного!

Правда в лингвистике, не в праве.
Например, слово "Вообщем"! По-моему, виртуозно! 

Юристы! Белая кость! 

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Очень рады, что наши материалы помогают развиваться. Правда печально, что не в том направлении :(

Делали в статье упор на содержание. С оформлением вышел небольшой косяк, спасибо за замечание. Маркетологу купим учебник русского языка.

И мы делаем учет (бухгалтерский, налоговый и управленческий), но считаем, что бухгалтер обязан знать налоговое право и кейсы, с которыми он может столкнуться в работе.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Sol

Странно, что так мало комментов. Недавно читаю vc, но комменты тут оч крутые. Не пойму, а где все предприниматели, ведь это реальная боль - как бы на налогах поменьше платить. 50% +/- башлять считаю жесть за риски и страхи что делают коммерсанты :((

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

1. В статье все понятно и подробно расписано, поэтому не возникает вопросов. 

2. В статье все очень плохо расписано, поэтому даже комментировать не хочется.
3. Алгоритмы vc не дают выйти статье в топ.

Нам больше всего хочется верить в первый пункт :). Хотя от каверзных вопросов не отказались бы. Иногда комментарии бывают полезней самой статьи.

Касательно поменьше платить налогов:
В России наибольшую боль вызывает ОСН, а в частности НДС. Так как НДС работает только тогда, когда все участники рынка используют НДС, а в России очень большое число компаний используют льготные системы налогообложения, поэтому предпринимателям на ОСН приходится тяжко. Надеемся, что с приходом Мишустина правительство пересмотрит ОСН и НДС в частности.

УСН вызывает намного меньше боли с точки зрения налоговой нагрузки.

Ответить
Развернуть ветку
Анар FS

Есть другие способы вывода денег, куда более практичные и действенные. Под отчет это не способ вывода денег, это способ позволяющий тратить наличные средства компании для оперативной деятельности. 

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Да, верно подмечено. Можно использовать управляющего ИП (можете почитать подробный разбор с судебной практикой в нашем блоге на vc) или просто дружественное ИП для вывода денег, экономия значительная, правда налоговой может не понравиться.

Обычно под отчет используют для покупки ТМЦ там, где нельзя оплатить по безналу. Вы верно отметили, что это не способ вывода денег. Однако, нам встречались предприниматели, которые использовали "под отчет" именно для вывода денег. Конечно, затем мы проводили разъяснительные беседы и рассказывали почему так делать не стоит.

Ответить
Развернуть ветку
ООО ААА

Почему в пример приводят доходы минус расходы (УСН)...?🥺

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Потому, что у УСН 6% не учитывают расходы. Если не вдаваться в детали, то можно вместо 15% поставить 6%. И в случае, если:

1. Подотчетные средства выдаются сотруднику с заявлением
2. Сотрудник сдает авансовый отчет, но теряет чеки/накладные. А организация принимает к учету документы.

То общая налоговая нагрузка составит от 18% от суммы (6% УСН + 13% НДФЛ + штраф/пени - грубо). Но, как писали выше, выводить деньги с помощью подотчетных средств на личные нужды так себе затея.

Ответить
Развернуть ветку
ООО ААА

А вообще, я бы взял консультацию..) а то первой волной не охота заезжать, на фоне председателя правительства.... а то доширак некому привозить 🤷‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Обращайтесь) Можете написать нам в телеграм, фейсбук или на почту. Также можете позвонить.

В зависимости от сложности задачи подключим нужных специалистов или перенаправим к коллегам, которые разбираются в узком вопросе лучше нас.

Ответить
Развернуть ветку
ООО ААА

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Фабрика деда Мороза

Налоговые споры и юристы по данному направлению всегда будут при клиентах. С Новым Налоговым Годом!

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Мы считаем, что с грамотным бухгалтером можно значительно сэкономить на юристе :)

Все таки бухгалтер должен знать юриспруденцию на базовом уровне в своей тематике.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Че Гевара

Судя по статье у вас явно нет бухгалтера даже с минимальным образованием, раз столько неграмотности проявлено :)

Подотчет признанный ИФНС выплатой физ.лицу дохода - облагается страховыми взносами вне зависимости от договорных отношений. Ничем другим это быть не может. На 100 000 выданного на руки в общем придется заплатить ещё 49 000 налогов и взносов + пени. При чем тут налог на прибыль и дивиденды... аааа

Кровь из глаз от статьи!!! 😭

PS: а как обойти ИФНС , не заплатив ни рубля не расскажу, этим же я зарабатываю сам😎

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Интересное мнение. Можно пример судебного дела, где на подотчетные суммы были начислены страховые взносы и суд встал на сторону налоговой?

1. Прочитайте внимательно еще раз первое дело в оригинале и найдите аргументацию суда. 
2. Далее зайдите в консультант и изучите 212-ФЗ статью 7 пункт 1, внимательно прочитайте, что является базой для начисления страховых взносов, очень внимательно.
3. Далее еще раз изучите, что такое подотчетные средства. Каким образом они передаются сотруднику.

Хотелось бы ссылок на законы и судебные дела на основании которых вы сделали такие выводы. Все таки бухгалтерия точная область, нужно подкреплять свои слова аргументами и фактами :)

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Ваша позиция верна. Если:

1. Не соблюдается порядок выдачи подотчетных средств (нет заявления)
2. Выдача средств носит регулярный характер с примерно одинаковыми суммами
3. Отсутствуют авансовые отчеты, чеки, накладные
4. Отсутствуют поясняющие и косвенные документы, если чеки и накладные были утеряны

Например как в первом деле по ссылке, где не было оформлено заявление о выдаче денег под отчет. В этом случае 212 ФЗ стоит не на стороне ООО, так как эти суммы "просто" выдались сотруднику и они вполне могут являться базой для начисления страховых.

Или второе дело, где начислили страховые взносы. Там были заявления о выдаче денег под отчет, однако авансовые отчеты не были представлены, как и первичные документы или косвенные. Плюс в этом деле прослеживается явный контекст выплаты зарплаты через подотчетные средства. Только вопрос, зачем?

Вообщем, если бухгалтер все делает по правилам: есть заявление о выдаче денег под отчет, есть авансовый отчет, который подкрепляется первичными или косвенными документами, которые могут свидетельствовать о реальных расходах подотчетных средств на нужды организации и нет контекста "зарплаты через подотчет". То суд не начислит страховые взносы

Ответить
Развернуть ветку
N V

За тобой уже выехали)

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда