Фейк или нет: проверяем интернет-магазин на мошенничество

Не так давно «Комсомольская Правда» разместила вопрос, адресованный экспертам: по каким признакам можно определить мошеннический интернет-магазин?

В закладки

И как купить адекватный (по цене и качеству) товар в интернете. Людям возраста 50+ (без эйджизма, просто по моим наблюдениям) распознать обман непросто – они не всегда имеют возможность сравнить одно с другим, не знают, что подозрительно, а что – нет.

Аудитории КП и VC отличаются друг от друга, поэтому и чек-лист для вас будет другой. Удивительно, но факт – даже те, кому далеко до пенсии, попадают в неприятные ситуации и становятся обманутыми. Поэтому расскажу, что может смущать при покупках в интернете, когда лучше выбрать альтернативный магазин и что должно быть на приличной онлайн-платформе.

1. Внешний вид сайта

Бытует мнение, что мошеннические интернет-магазины обязательно делают на коленке – это сайты-однодневки, над которыми не заморачиваются. И часто это действительно так. Но бывают большие исключения – сайт может быть великолепно сделан. Поэтому на этом этапе отсеивайте то, что даже визуально «отдает» дешевизной – если уж интернет-магазин делает сайт, то не за 5 минут.

2. Возраст сайта

Чем сайт старше – тем больше к нему доверия. Для того, чтобы узнать возраст сайта, спуститесь в самый низ страницы. Как раз там указывают период, в течение которого сайт функционирует. Выглядит это примерно так:

С начала 2020 года прошел месяц. Поэтому, если сайт только начал свою работу, можно предпочесть ему альтернативу.

Второй способ – проверка возраста домена (добавление от пользователя Дмитрия Кораблёва). «Никакие отзывы не нужны, если сайту два месяца, а месяц назад там продавали картошку» – и с этим я полностью согласна.

Заходите на сайт https://archive.org и смотрите, что там было раньше и когда на сайте хоть что-то появилось. Это по факту единственный вариант, чтобы не попасть на мошенников. Если уж там сайт работает давно и концепция сайта не менялась, то это очень хороший показатель.

Дмитрий Кораблёв
Пользователь VC

3. Упоминания в сети

Если я начну пробивать, условно, Malina Fashion (сеть шоу-румов), то у меня не возникнет вопросов. Но, если бы на запрос в поисковике в выдаче маячил только их сайт, я не стала бы заказывать там ничего и никогда. Проверяйте упоминания – если интернет-магазин реален и работает, они обязательно будут.

4. Отзывы

Очень нестабильный показатель – их накручивают как могут. Редко когда их действительно пишут довольные люди (лайфхак от меня: надо просто попросить), поэтому мы и склонны доверять только негативу. Ориентируйтесь на отзывы с фотографиями, на видео-отзывы, где интуитивно понятно, лжет человек или нет. Я очень люблю обзоры – когда на сторонних «отзовиках» люди детально рассказывают про покупку и магазин. Едва ли у мошенников есть время на такую изобретательность – они напишут «магазин супер!)))» и пойдут создавать очередную левую посадочную страницу.

5. Иностранные сайты

Особый вид боли для многих людей в возрасте. На таких сайтах без проблем можно зарегистрироватся и сделать заказ без знания языка – просто потому, что интуитивно это понятно. Но кое-что перевести все же придется: условия оплаты, доставки, возврата товара. И проверьте таможенные правила – с 1 января этого года изменились нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования.

6. Важные мелочи

Например, форма оплаты. Никогда не переводите оплату на карту физическому лицу при заказе в онлайн-магазинах. Только реквизиты / платежный агрегатор / оплата курьеру /, только хардкор. Заспамленные блоками рекламы сайты тоже вызывают вопросы. Обращайте внимание на ошибки, неправильно подсчитанные скидки, пустые страницы сайта.

Что обязательно должно быть на сайте интернет-магазина?

1. Реквизиты компании

Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара Закона РФ «О защите прав потребителей» обязывает именно к этому. Продавец как минимум должен указать название своего магазина и адрес (в противном случае – штраф по первой же жалобе пользователя). В идеале – вместе с ИНН, ОГРН и номере налоговой. Такую информацию обычно можно найти в самом низу – в «подвале» сайта, недалеко от указания возраста. Если нашли – пробейте компанию с помощью сервиса ФНС, вбив в поле поиска ОГРН или ИНН. Вы получите выписку, в которой сможете посмотреть, действующая ли организация и имеет ли право на такую деятельность.

2. Согласие на обработку персональных данных

Чем приличней интернет-магазин – тем тщательней он соблюдает закон. В нашей стране предприниматели уже болеют «юризмом», поэтому нормальный интернет-магазин обязательно добавит эту «галочку» под формой сбора персональных данных (ваши ФИО, почта и телефон, которые вы указываете при регистрации). Иначе – снова штраф. Сюда же добавляем «Политику конфиденциальности» – это документ определяет политику продавца в отношении персональных данных. По непонятным причинам на этот документ часто забивают даже приличные онлайн-магазины. А зря – снова штраф, уже по КоАПу.

3. Оферта

Интернет-магазины часто добавляют её на сайт – по сути, важнейший документ для торговли онлайн, где должны быть прописаны условия продажи товара. Не знаю, заморачиваются ли над этим мошенники, но обычный интернет-магазин укажет там информацию о себе, условия оплаты / доставки / возврата, предмет договора (купля-продажа товара) и условия вашего автоматического согласия на такой договор – обычно этим является оформление заказа. Штука очень нужная – часто она не только полезна потребителю, но и защищает продавца.

Кроме этого, у вас, как у покупателя, достаточно много прав. Повторяться не буду – на этот счет я писала отдельную статью «Открыть магазин не не накосячить перед потребителем: правила интернет-торговли», советую прочитать. Оттуда вы узнаете, на что имеете право при покупках онлайн и как должен вести себя продавец по закону.

Интернет-магазин можно «пробить» и по документам – благодаря этому можно узнать, не висит ли на нем исков, неоконченных исполнительных производств и не банкрот ли он. На этот счет тоже есть статья «Чек-лист: проверяем продавца перед сделкой». Прочитайте и сохраните себе – тоже будет полезно. Так, на всякий случай.

Если будут вопросы или я забыла добавить что-нибудь – напишите в комментариях, мне будет важно. И безопасных вам покупок!

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Анна Комракова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 38, "likes": 2, "favorites": 55, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 103312, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 27 Jan 2020 10:33:50 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 103312, "author_id": 274655, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/103312\/get","add":"\/comments\/103312\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/103312"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199120, "last_count_and_date": null }
38 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
8

Вы серьезно предлагаете проверять возраст сайта по вот этой вот картинке???)))

Кстати, все права такой надписью как раз НИЧЕМ не защищены... Год не в том месте стоит. И форма собственности не указана. ГОСТ Р 7.0.1—2003

Такое оформление как раз свидетельствует, что сайт создан на коленке, школьником, для школьника... Скорее всего на коленке школьника...)))

Ну да ладно...

Ответить
–1

Уже уточнила механику проверки в этом пункте)

Ответить
5

Говно советы. Лучше всего чекнуть сайт по архив оргу и посмотреть как давно они работают, что там было, какие условия и т.д. Также чекнуть дату регистрации домена. Никакие отзывы не нужны, если сайту два месяца, а месяц назад там продавали картошку. 

Ответить
0

Благодарю за предложенный способ. В своей статье я указала пункт о возрасте сайта, можно проверить его и способом, который указали вы. К сожалению, он не является исчерпывающим - новые компании иногда появляются, и создают новые сайты на старых доменах, так что я рекомендую оценивать надежность по нескольким критериям.

Ответить
6

Как раз мой способ 100% даёт возможность оценить, что из себя представляет сайт.

Ваш способ абсолютно ничего не даёт, можно написать любые года, что ВСЕГДА и делают мошенники. 

Заходите на сайт https://archive.org и смотрите, что там было раньше и когда на сайте хоть что-то появилось. 
Это по факту единственный вариант, чтобы не попасть на мошенников. Если уж там сайт работает давно и концепция сайта не менялась, то это очень хороший показатель. 

ТОЛЬКО после этого смотришь отзывы, потому что они хотя бы 100% имеют вес, ибо сайт давно существует.

Ищешь на сайте ОГРН и через сайт налоговой проверяешь. 

Вот такой порядок на 100% тебя защитит от мошенников. Правда это не значит, что ИП или ООО не сможет тебя кидануть, но хотя бы будет куда жаловаться. 

Ответить
1

Добавлю в статью вашу рекомендацию, с указанием вашего имени, как человека, давшего этот совет.
В комментариях ваш способ оценки возраста сайта оценили, пусть он принесет пользу читающим)

Ответить
0

не открывается archive.org (локация: Казахстан)

Ответить
0

ну придумай как открыть))) 

Ответить
0

интересно, а почему его в РК заблокировали-то?

Ответить
0

ну может с помощью него есть доступ к запрещенным сайтам)

Ответить
5

"Для того, чтобы узнать возраст сайта, спуститесь в самый низ страницы." вот тут посмеялся))))

Ответить
2

"тут то мне карта и поперла" )))

Ответить
0

Добавила более точный способ предложенный в комментариях)

Буду рада, если вы поделитесь и своими хитростями

Ответить
2

Отзывы ничего не значат. Мошенники создают своим фальшивым сайтам отзывы на досках объявлений по шаблонам настоящих отзывов покупателей или совмещая с настоящими о других инет-магазинах. Причем в  эти отзывы добавляются новые каждый день за весь месяц кидалова. Самый простой способ это вбивать в поисковик "название инет-магазина мошенники"  как правило любой фальшак через две недели засвечивается на ресурсах разоблачающих фейки. Ещё полезно пробивать через поиск фото с сайтов мошенников, как правило они сворованы из настоящих магазинов и лишь немного обрезаны и отфотошоплены. Ну и самое простое проверка домена через сервисы whois. Там как правило сразу видно что место регистрации одна из стран СНГ или что ещё нагляднее, у сайта мошенников через месяц заканчивается регистрация домена. 

Ответить
1

Интересные и полезные методы, спасибо, что поделились!

Ответить
0

Если хотите увидеть современный фальшак-магазин, то вот ultra-phone.ru
Рекламируется через Яндекс-Директ.

Ответить
0

А вот и "отзывы" к чудесному магазину
https://otzyvcom.ru/reviews/otzyv-2494.html

Отзывы на Яндекс-Маркете о магазине УльтраФон
ultra-phone.ru
Магазин не размещается с 13 октября 2012
Оставить отзыв
Нет отзывов за 3 месяца
9 отзывов за всё время.

Ответить
1

Спасибо, что поделились живым примером!

Ответить
0

Николай,не поверите, собирался взять сегодня телевизор в ультрафоне. можно подробнее ваши мысли по поводу этого магаза? у них вроде оплата курьеру в руки есть,неужто кидалы?

Ответить
0

я на этом форуме то зарегистрировался только для того чтобы с вами обсудить этот вопрос, поэтому очень жду вашего скорейшего ответа. А по поводу этой компании пока пробил что регистрирована на какую то водно-перевозочную деятельность и исправно платила налоги, это касается ооо смарт. но это ведь не показатель- они могли просто  левые данные на сайте указать? вообщем разжуйте для меня доходяги все что можете касаемо этой фирмы- научите пожалуйста меня разбираться в этом деле. заранее крайне благодарен.

Ответить
0

У них название домена зарегистрировано в январе этого года. Предполагаю что был одноименный инет-магазин на ЯндексМаркете много лет назад, а они выкупили брошенное имя для кидания. Такие фальшаки делают на месяц обычно, собирают заказы и исчезают. Если кинут 50 человек за это время, то считайте свой лимон они состригли. Плюс данные покупателей их номера карт и телефоны продают другим кидалам. 

Ответить
0

написано что комментарий удален, это не ваш еще один? а что тогда по поводу оплаты курьеру в руки? у них такая опция есть.как там кидать то?

Ответить
0

Курьер скорее всего для отвода глаз. 
Вот типичная ситуация в таких случаях:
https://otzyvru.ru/reviews/4755-https-www-tehno-mall-com.html

Ответить
0

ну так если я закажу курьером-то что они отмазы начнут лепить? или курьер принесет не тот телик? хочу понять. ведь если начнутся отговорки-то сразу ясно что контора кидает людей. зачем тогда они указывали опцию эту?

Ответить
1

Любил раньше внизу страницы на своих сайтах, сделанных на коленке и размещенных на бесплатном хостинге narod.ru, поставить смачную (с) All rights reserved. C - Солидно.

Ответить
0

Что ж, ориентироваться только на одну эту надпись, конечно не стоит. Лучше все-таки оценивать сайт по совокупности критериев.

Поделитесь, пожалуйста, какими еще хитростями вы пользовались?)
Очень интересно узнать, как все выглядит с другой стороны.

Ответить

Комментарий удален

1

Думаю, участникам комментариев будет интересно разобрать как практический пример)

Ответить
–1

Железобетонное правило — если человек не может из букв русского алфавита написать заголовок русскими словами, с большой вероятностью польза от дальнейшей статьи будет стремиться к 0.

Ответить
1

Благодарю, что поделились своим мнением)

Ответить
0

Меня сильнее напрягают интернет-магазины, в которые попадаешь из поисковиков или с маркета, выбрав его по привлекательной цене нужного товара. Товар на сайте фигурирует, стоит цена, есть даже возможность сделать заказ. Оформляешь заказ, а через несколько часов приходит письмо или СМС, что товара нет в наличии.

Вот это реальный бич интернет-магазинов, причем независимо от их размеров и крутизны.

Ответить
0

Здесь одно из двух, либо в магазине забивают на синхронизацию остатков, либо просто не успевают её делать :)

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Хочется верить, что такие товары создают не для того, чтобы попасть в рекомендации маркета)

Ответить
–1

Согласна, сама на такое натыкалась. Очень надеюсь, что скоро алгоритмы научат проверять не только наличие страницы с товаром, но и возможность этот товар купить.

Ответить
0

Уберите совсем упоминание копирайтов в подвале - самый никчёмный параметр. Написать там все, что душе угодно, можно в течение 1 минуты.
Вебархив - ну может быть, хотя временами дропаются (владелец не хочет или забывает продлить домен и его перекупает кто угодно) даже именитые и известные бренды.

Гуглить отзывы - полезно однозначно. Хорошо, если они встречаются.

Нет никакой 100% гарантии, но быть внимательным нужно.
Есть же переадресации, всяческие вирусы на компе могут быть, левые адреса в адресной строке (отличающиеся на 1-2 символа). Причём попасть на них можно и с контекста запросто.

Ответить
0

Конечно, соблюдение даже всех предосторожностей никогда не даст стопроцентной гарантии того, что вас не обманут. Но все же, стоит завести привычку все проверять, чтобы она стала автоматической. Тогда риск быть обманутым существенно снижается.

Ответить
–1

Спасибо за статью, очень полезная и актуальная!

Ответить
0

Спасибо за отзыв)

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }