Фейк или нет: проверяем интернет-магазин на мошенничество
Не так давно «Комсомольская Правда» разместила вопрос, адресованный экспертам: по каким признакам можно определить мошеннический интернет-магазин?
И как купить адекватный (по цене и качеству) товар в интернете. Людям возраста 50+ (без эйджизма, просто по моим наблюдениям) распознать обман непросто – они не всегда имеют возможность сравнить одно с другим, не знают, что подозрительно, а что – нет.
Аудитории КП и VC отличаются друг от друга, поэтому и чек-лист для вас будет другой. Удивительно, но факт – даже те, кому далеко до пенсии, попадают в неприятные ситуации и становятся обманутыми. Поэтому расскажу, что может смущать при покупках в интернете, когда лучше выбрать альтернативный магазин и что должно быть на приличной онлайн-платформе.
1. Внешний вид сайта
Бытует мнение, что мошеннические интернет-магазины обязательно делают на коленке – это сайты-однодневки, над которыми не заморачиваются. И часто это действительно так. Но бывают большие исключения – сайт может быть великолепно сделан. Поэтому на этом этапе отсеивайте то, что даже визуально «отдает» дешевизной – если уж интернет-магазин делает сайт, то не за 5 минут.
2. Возраст сайта
Чем сайт старше – тем больше к нему доверия. Для того, чтобы узнать возраст сайта, спуститесь в самый низ страницы. Как раз там указывают период, в течение которого сайт функционирует. Выглядит это примерно так:
С начала 2020 года прошел месяц. Поэтому, если сайт только начал свою работу, можно предпочесть ему альтернативу.
Второй способ – проверка возраста домена (добавление от пользователя Дмитрия Кораблёва). «Никакие отзывы не нужны, если сайту два месяца, а месяц назад там продавали картошку» – и с этим я полностью согласна.
3. Упоминания в сети
Если я начну пробивать, условно, Malina Fashion (сеть шоу-румов), то у меня не возникнет вопросов. Но, если бы на запрос в поисковике в выдаче маячил только их сайт, я не стала бы заказывать там ничего и никогда. Проверяйте упоминания – если интернет-магазин реален и работает, они обязательно будут.
4. Отзывы
Очень нестабильный показатель – их накручивают как могут. Редко когда их действительно пишут довольные люди (лайфхак от меня: надо просто попросить), поэтому мы и склонны доверять только негативу. Ориентируйтесь на отзывы с фотографиями, на видео-отзывы, где интуитивно понятно, лжет человек или нет. Я очень люблю обзоры – когда на сторонних «отзовиках» люди детально рассказывают про покупку и магазин. Едва ли у мошенников есть время на такую изобретательность – они напишут «магазин супер!)))» и пойдут создавать очередную левую посадочную страницу.
5. Иностранные сайты
Особый вид боли для многих людей в возрасте. На таких сайтах без проблем можно зарегистрироватся и сделать заказ без знания языка – просто потому, что интуитивно это понятно. Но кое-что перевести все же придется: условия оплаты, доставки, возврата товара. И проверьте таможенные правила – с 1 января этого года изменились нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования.
6. Важные мелочи
Например, форма оплаты. Никогда не переводите оплату на карту физическому лицу при заказе в онлайн-магазинах. Только реквизиты / платежный агрегатор / оплата курьеру /, только хардкор. Заспамленные блоками рекламы сайты тоже вызывают вопросы. Обращайте внимание на ошибки, неправильно подсчитанные скидки, пустые страницы сайта.
Что обязательно должно быть на сайте интернет-магазина?
1. Реквизиты компании
Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара Закона РФ «О защите прав потребителей» обязывает именно к этому. Продавец как минимум должен указать название своего магазина и адрес (в противном случае – штраф по первой же жалобе пользователя). В идеале – вместе с ИНН, ОГРН и номере налоговой. Такую информацию обычно можно найти в самом низу – в «подвале» сайта, недалеко от указания возраста. Если нашли – пробейте компанию с помощью сервиса ФНС, вбив в поле поиска ОГРН или ИНН. Вы получите выписку, в которой сможете посмотреть, действующая ли организация и имеет ли право на такую деятельность.
2. Согласие на обработку персональных данных
Чем приличней интернет-магазин – тем тщательней он соблюдает закон. В нашей стране предприниматели уже болеют «юризмом», поэтому нормальный интернет-магазин обязательно добавит эту «галочку» под формой сбора персональных данных (ваши ФИО, почта и телефон, которые вы указываете при регистрации). Иначе – снова штраф. Сюда же добавляем «Политику конфиденциальности» – это документ определяет политику продавца в отношении персональных данных. По непонятным причинам на этот документ часто забивают даже приличные онлайн-магазины. А зря – снова штраф, уже по КоАПу.
3. Оферта
Интернет-магазины часто добавляют её на сайт – по сути, важнейший документ для торговли онлайн, где должны быть прописаны условия продажи товара. Не знаю, заморачиваются ли над этим мошенники, но обычный интернет-магазин укажет там информацию о себе, условия оплаты / доставки / возврата, предмет договора (купля-продажа товара) и условия вашего автоматического согласия на такой договор – обычно этим является оформление заказа. Штука очень нужная – часто она не только полезна потребителю, но и защищает продавца.
Кроме этого, у вас, как у покупателя, достаточно много прав. Повторяться не буду – на этот счет я писала отдельную статью «Открыть магазин не не накосячить перед потребителем: правила интернет-торговли», советую прочитать. Оттуда вы узнаете, на что имеете право при покупках онлайн и как должен вести себя продавец по закону.
Интернет-магазин можно «пробить» и по документам – благодаря этому можно узнать, не висит ли на нем исков, неоконченных исполнительных производств и не банкрот ли он. На этот счет тоже есть статья «Чек-лист: проверяем продавца перед сделкой». Прочитайте и сохраните себе – тоже будет полезно. Так, на всякий случай.
Если будут вопросы или я забыла добавить что-нибудь – напишите в комментариях, мне будет важно. И безопасных вам покупок!
Отзывы ничего не значат. Мошенники создают своим фальшивым сайтам отзывы на досках объявлений по шаблонам настоящих отзывов покупателей или совмещая с настоящими о других инет-магазинах. Причем в эти отзывы добавляются новые каждый день за весь месяц кидалова. Самый простой способ это вбивать в поисковик "название инет-магазина мошенники" как правило любой фальшак через две недели засвечивается на ресурсах разоблачающих фейки. Ещё полезно пробивать через поиск фото с сайтов мошенников, как правило они сворованы из настоящих магазинов и лишь немного обрезаны и отфотошоплены. Ну и самое простое проверка домена через сервисы whois. Там как правило сразу видно что место регистрации одна из стран СНГ или что ещё нагляднее, у сайта мошенников через месяц заканчивается регистрация домена.
Интересные и полезные методы, спасибо, что поделились!
А вот и "отзывы" к чудесному магазину
https://otzyvcom.ru/reviews/otzyv-2494.html
Отзывы на Яндекс-Маркете о магазине УльтраФон
ultra-phone.ru
Магазин не размещается с 13 октября 2012
Оставить отзыв
Нет отзывов за 3 месяца
9 отзывов за всё время.
я на этом форуме то зарегистрировался только для того чтобы с вами обсудить этот вопрос, поэтому очень жду вашего скорейшего ответа. А по поводу этой компании пока пробил что регистрирована на какую то водно-перевозочную деятельность и исправно платила налоги, это касается ооо смарт. но это ведь не показатель- они могли просто левые данные на сайте указать? вообщем разжуйте для меня доходяги все что можете касаемо этой фирмы- научите пожалуйста меня разбираться в этом деле. заранее крайне благодарен.
У них название домена зарегистрировано в январе этого года. Предполагаю что был одноименный инет-магазин на ЯндексМаркете много лет назад, а они выкупили брошенное имя для кидания. Такие фальшаки делают на месяц обычно, собирают заказы и исчезают. Если кинут 50 человек за это время, то считайте свой лимон они состригли. Плюс данные покупателей их номера карт и телефоны продают другим кидалам.
написано что комментарий удален, это не ваш еще один? а что тогда по поводу оплаты курьеру в руки? у них такая опция есть.как там кидать то?
Курьер скорее всего для отвода глаз.
Вот типичная ситуация в таких случаях:
https://otzyvru.ru/reviews/4755-https-www-tehno-mall-com.html
ну так если я закажу курьером-то что они отмазы начнут лепить? или курьер принесет не тот телик? хочу понять. ведь если начнутся отговорки-то сразу ясно что контора кидает людей. зачем тогда они указывали опцию эту?