{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Фейк или нет: проверяем интернет-магазин на мошенничество

Не так давно «Комсомольская Правда» разместила вопрос, адресованный экспертам: по каким признакам можно определить мошеннический интернет-магазин?

И как купить адекватный (по цене и качеству) товар в интернете. Людям возраста 50+ (без эйджизма, просто по моим наблюдениям) распознать обман непросто – они не всегда имеют возможность сравнить одно с другим, не знают, что подозрительно, а что – нет.

Аудитории КП и VC отличаются друг от друга, поэтому и чек-лист для вас будет другой. Удивительно, но факт – даже те, кому далеко до пенсии, попадают в неприятные ситуации и становятся обманутыми. Поэтому расскажу, что может смущать при покупках в интернете, когда лучше выбрать альтернативный магазин и что должно быть на приличной онлайн-платформе.

1. Внешний вид сайта

Бытует мнение, что мошеннические интернет-магазины обязательно делают на коленке – это сайты-однодневки, над которыми не заморачиваются. И часто это действительно так. Но бывают большие исключения – сайт может быть великолепно сделан. Поэтому на этом этапе отсеивайте то, что даже визуально «отдает» дешевизной – если уж интернет-магазин делает сайт, то не за 5 минут.

2. Возраст сайта

Чем сайт старше – тем больше к нему доверия. Для того, чтобы узнать возраст сайта, спуститесь в самый низ страницы. Как раз там указывают период, в течение которого сайт функционирует. Выглядит это примерно так:

С начала 2020 года прошел месяц. Поэтому, если сайт только начал свою работу, можно предпочесть ему альтернативу.

Второй способ – проверка возраста домена (добавление от пользователя Дмитрия Кораблёва). «Никакие отзывы не нужны, если сайту два месяца, а месяц назад там продавали картошку» – и с этим я полностью согласна.

Заходите на сайт https://archive.org и смотрите, что там было раньше и когда на сайте хоть что-то появилось. Это по факту единственный вариант, чтобы не попасть на мошенников. Если уж там сайт работает давно и концепция сайта не менялась, то это очень хороший показатель.

Дмитрий Кораблёв, Пользователь VC

3. Упоминания в сети

Если я начну пробивать, условно, Malina Fashion (сеть шоу-румов), то у меня не возникнет вопросов. Но, если бы на запрос в поисковике в выдаче маячил только их сайт, я не стала бы заказывать там ничего и никогда. Проверяйте упоминания – если интернет-магазин реален и работает, они обязательно будут.

4. Отзывы

Очень нестабильный показатель – их накручивают как могут. Редко когда их действительно пишут довольные люди (лайфхак от меня: надо просто попросить), поэтому мы и склонны доверять только негативу. Ориентируйтесь на отзывы с фотографиями, на видео-отзывы, где интуитивно понятно, лжет человек или нет. Я очень люблю обзоры – когда на сторонних «отзовиках» люди детально рассказывают про покупку и магазин. Едва ли у мошенников есть время на такую изобретательность – они напишут «магазин супер!)))» и пойдут создавать очередную левую посадочную страницу.

5. Иностранные сайты

Особый вид боли для многих людей в возрасте. На таких сайтах без проблем можно зарегистрироватся и сделать заказ без знания языка – просто потому, что интуитивно это понятно. Но кое-что перевести все же придется: условия оплаты, доставки, возврата товара. И проверьте таможенные правила – с 1 января этого года изменились нормы беспошлинного ввоза товаров для личного пользования.

6. Важные мелочи

Например, форма оплаты. Никогда не переводите оплату на карту физическому лицу при заказе в онлайн-магазинах. Только реквизиты / платежный агрегатор / оплата курьеру /, только хардкор. Заспамленные блоками рекламы сайты тоже вызывают вопросы. Обращайте внимание на ошибки, неправильно подсчитанные скидки, пустые страницы сайта.

Что обязательно должно быть на сайте интернет-магазина?

1. Реквизиты компании

Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара Закона РФ «О защите прав потребителей» обязывает именно к этому. Продавец как минимум должен указать название своего магазина и адрес (в противном случае – штраф по первой же жалобе пользователя). В идеале – вместе с ИНН, ОГРН и номере налоговой. Такую информацию обычно можно найти в самом низу – в «подвале» сайта, недалеко от указания возраста. Если нашли – пробейте компанию с помощью сервиса ФНС, вбив в поле поиска ОГРН или ИНН. Вы получите выписку, в которой сможете посмотреть, действующая ли организация и имеет ли право на такую деятельность.

2. Согласие на обработку персональных данных

Чем приличней интернет-магазин – тем тщательней он соблюдает закон. В нашей стране предприниматели уже болеют «юризмом», поэтому нормальный интернет-магазин обязательно добавит эту «галочку» под формой сбора персональных данных (ваши ФИО, почта и телефон, которые вы указываете при регистрации). Иначе – снова штраф. Сюда же добавляем «Политику конфиденциальности» – это документ определяет политику продавца в отношении персональных данных. По непонятным причинам на этот документ часто забивают даже приличные онлайн-магазины. А зря – снова штраф, уже по КоАПу.

3. Оферта

Интернет-магазины часто добавляют её на сайт – по сути, важнейший документ для торговли онлайн, где должны быть прописаны условия продажи товара. Не знаю, заморачиваются ли над этим мошенники, но обычный интернет-магазин укажет там информацию о себе, условия оплаты / доставки / возврата, предмет договора (купля-продажа товара) и условия вашего автоматического согласия на такой договор – обычно этим является оформление заказа. Штука очень нужная – часто она не только полезна потребителю, но и защищает продавца.

Кроме этого, у вас, как у покупателя, достаточно много прав. Повторяться не буду – на этот счет я писала отдельную статью «Открыть магазин не не накосячить перед потребителем: правила интернет-торговли», советую прочитать. Оттуда вы узнаете, на что имеете право при покупках онлайн и как должен вести себя продавец по закону.

Интернет-магазин можно «пробить» и по документам – благодаря этому можно узнать, не висит ли на нем исков, неоконченных исполнительных производств и не банкрот ли он. На этот счет тоже есть статья «Чек-лист: проверяем продавца перед сделкой». Прочитайте и сохраните себе – тоже будет полезно. Так, на всякий случай.

Если будут вопросы или я забыла добавить что-нибудь – напишите в комментариях, мне будет важно. И безопасных вам покупок!

0
59 комментариев
Написать комментарий...
Vladimir Emelyanov

На эту тему есть хорошая статья.

Ответить
Развернуть ветку
Хелена Гарт

Тут пользы больше.

Ответить
Развернуть ветку
56 комментариев
Раскрывать всегда