Защита прав на произведения изобразительного искусства

Василина Ралько
Помощник юриста

Произведения изобразительного искусства на протяжении многих лет представляют особую ценность, как для самих авторов, так и для ценителей искусства. Однако немногие авторы знают о своих правах и способах их защиты. Кроме того, в практической деятельности зачастую возникают вопросы правомерного приобретения, использования и отчуждения указанных произведений.

Именно данным вопросам будет посвящена указанная статья.

В соответствии с п. 1 ст. 1255 ГК РФ «интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами». В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства относятся к объектам авторского права.

Прежде чем говорить о способах защиты прав на произведения изобразительного искусства, необходимо определить, что входит в содержание прав автора. В режим авторских прав художника включаются личные неимущественные права:

1.1. Право авторства (п. 1 ст. 1265 ГК РФ).

Право авторства означает право признаваться автором произведения.

1.2. Право автора на имя (п. 1 ст. 1265 ГК РФ).

Право автора на имя означает право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

Отказаться от указанных двух прав невозможно, данные права являются неотчуждаемыми. То есть, если лицо отчуждает произведение искусства, он отчуждает именно исключительные (имущественные) права, но при этом сохраняет авторское право на произведение.

1.3. Право автора на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ).

Данное право означает, что никто без согласия автора не имеет права каким-либо образом вносить изменения в произведения, дополнять, сокращать, искажать его. Более того, при нарушении права на неприкосновенность, произведения автор имеет право на судебную защиту, в том числе, требовать защиты его чести, достоинства и деловой репутации, как в течение своей жизни, так и после смерти по инициативе заинтересованных лиц.

1.4. Право автора на обнародование произведения.

Право на обнародование произведения означает право доведения произведения до всеобщего сведения, то есть осуществление публикации произведения, публичный показ, демонстрация произведения на выставке, на онлайн-платформах и др. Если произведение обнародовано без согласия автора, автор может защитить свои права в предусмотренном законом порядке.

Вторая группа прав автора включает в себя исключительные (имущественные права). В указанные права входит право на использование и передачу произведения третьим лицам.

В соответствии с п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом.

Использованием произведения изобразительного искусства может считаться:

  • воспроизведение произведения;
  • распространение произведения;
  • публичный показ произведения;
  • импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  • прокат оригинала или экземпляра произведения;
  • публичное исполнение произведения;
  • сообщение в эфир;
  • переработка произведения (обработка, экранизация, инсценировка и т.д.);
  • доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.

При переработке произведения необходимо быть предельно осторожными, поскольку указанное действие может нарушить чужие права.

В третью группу прав можно отнести право следования и право доступа автора произведения.

Право следования в соответствии с п. 1 ст. 1293 ГК РФ означает право автора произведения на получение вознаграждения при перепродаже произведения. Данное право является неотчуждаемым, однако после смерти автора может перейти к его наследникам на срок действия исключительного права на произведение.

Право доступа в соответствии с п. 1 ст. 1292 ГК РФ означает, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения.

Каким образом у художника может появиться авторское право?

В соответствии со ст. 1257 ГК РФ «автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.» В соответствии с п. 3 ст. 1259 ГК РФ «авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.»

При этом, согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения.

Таким образом, критериями охраноспособности объектов авторского права являются: наличие творческого права и объективной формы выражения произведения.

При этом, законодатель не дает четких критериев определения творческого вклада. Ввиду этого на практике вопрос о наличии в произведении творческого вклада решается индивидуально, в большинстве случаев при помощи специалистов и экспертов из сферы искусства. Однако придание указанному критерию чрезмерного субъективизма напрямую оказывает влияние на судебную практику и даже способствует вынесению решения не в пользу авторов.

Говоря о произведениях изобразительного искусства в частности, у многих правоведов и искусствоведов возникает один и тот же вопрос: имеется ли творческий вклад в каждом созданном произведении или нет? Данный вопрос столь неоднозначный, поскольку при написании картины автор так или иначе применяет творчество, и следовательно, вносит в создание картины творческий вклад. Даже копии великих картин никогда не будут полностью повторять оригинал, сделать это практически невозможно.

По этой причине многие художники считают, что срисовав какую-либо картину, они не нарушат авторских прав. Однако указанные действия будут признаны переработкой, что является нарушением авторских прав и влечет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Продолжая вопрос определения творческого вклада в произведение изобразительного искусства, хотелось бы затронуть современное искусство. Сложность определения охраноспособности произведений современного искусства заключается в наличии довольно простых незамысловатых форм, использование бытовых предметов для создания экспозиции. Будет ли являться изображенная геометрическая фигура охраноспособной или будет ли являться охраноспособным сложенное в одну стопку стекло? Несмотря на то, что большинство юристов придерживаются мнения, что изображенные простые формы не охраняются авторским правом, я имею немного иное мнение по следующим причинам.

Во-первых, при создании произведения искусства автор в большинстве случаев вносит определенный смысл. Многие арт-критики относительно современного искусства высказывают мнение, что сутью современного искусства является не само изображение, а то, какой смысл закладывал автор произведения. Например, обсуждаемая ранее картина «Черный квадрат» Казимира Малевича имеет несколько смыслов, один из которых – «смерть старого, фигуративного искусства и рождение нового искусства чистых форм». Казимир Малевич стал основателем направления «супрематизм» и считал квадрат самой совершенной геометрической фигурой. Кроме того, Казимир Малевич считал указанную картину символом вечности.

Во-вторых, при создании произведения автор выбирает цвет, текстуру, расположение предметов. Те же простые линии можно расположить таким образом, что получится абсолютно оригинальное произведение. Поэтому, на мой взгляд, не стоит настолько критично относиться к современному искусству и признавать подобные работы неохраноспособными.

Однако, авторам следует иметь ввиду, что при изображении простых форм, имеется высокий риск незаконного копирования, а также имеется большая вероятность остаться без защиты своего права.

Как же законно использовать произведения искусства?

Произведения искусства являются объектом авторского права и, следовательно, для их законного использования необходимо получить соответствующее разрешение автора.

Чье разрешение необходимо получить?

  • Художника.

Авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. То есть, если художник еще жив, то необходимо получить разрешение именно у него путем подписания лицензионного соглашения/ заключения договора об отчуждении исключительного права, в случае отчуждения произведения искусства.

  • Наследников, если исключительное право перешло по наследству.

Данное право фактически действует только в течение 70 лет после смерти автора, затем картина переходит в общественное достояние. Согласие наследников на использование картины оформляется также лицензионным соглашением или иным договором о распоряжении правом (дарение, отчуждения и т.д).

  • Музея.

Произведение искусства может перейти в фонд музея, тогда разрешение на использование картины необходимо получить у дирекции указанного музея.

Закон предусматривает случаи, когда разрешение на использование картин не требуется:

1. Картина находится в общественном достоянии, кроме случаев, когда картина входит состав Музейного фонда России;

2. Картина имеет фольклорный характер;

3. Автор предоставил открытую лицензию.

Способы защиты произведений изобразительного искусства

В соответствии со ст. 1252 ГК РФ защита исключительных прав на произведения изобразительного искусства осуществляется, в частности, путем предъявления требования:

- о признании права - к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

- о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, - к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия;

- о возмещении убытков/ выплате компенсации;

- об изъятии материального носителя;

- публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

Судебная защита исключительного права на произведения изобразительного искусства

В соответствии со ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
  • в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
  • в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

При этом, размер компенсации по п. 1 ст. 1301 ГК РФ определяется по усмотрению суда исходя из характера нарушения. Но, несмотря на возможность предъявления требования о выплате компенсации в размере до 5 000 000 рублей, суды в результате рассмотрения спора в области защиты произведений изобразительного искусства чаще всего присуждают компенсацию в размере, не превышающим 150 000 рублей за одно нарушение. Однако в судебной практике имеются и исключения.

При защите своего права на произведение изобразительного искусства правообладателю часто приходится подтверждать свое авторство. Поэтому о фиксации авторства необходимо задуматься заранее, уже на этапе создания произведения.

Зафиксировать авторское право на произведение искусства можно следующими способами:

  • Указать на произведении (а также на черновиках при создании произведения) год первого опубликования произведения, дату, имя или наименование правообладателя и знак копирайта - ©. Рекомендуется указывать данную информацию при каждом создании произведения.
  • Задепонировать произведение (при этом депонирование не является презумпцией авторства).
  • Нотариальное заверение.
  • Опубликование произведения под своим именем (с указанием даты опубликования).

Существуют также иные способы фиксации авторского права на произведение изобразительного искусства, однако в данном случае необходимо учитывать специфику объекта. Чаще всего произведения изобразительного искусства созданы в объективной реальности (не онлайн), следовательно, фиксация авторского права на картину онлайн может не дать ожидаемый результат, поскольку таким образом может быть зафиксировано авторское право именно на фотографию, а не на картину.

Таким образом, обладая информацией о комплексе прав, способах фиксации и защиты авторского права, художники могут рассчитывать на успешную защиту своего права на произведение.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда