{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Договоры для новичков-предпринимателей

Всех приветствую. Это моя первая статья на vc. ru. Немного о себе. Я занимаюсь юридической практикой, в частности, договорами. Сегодня я бы хотел представить вашему вниманию тему – как правильно читать договор для «новичков». Данная статья универсальна и будет полезна для тех, кто только начинает работать в бизнес-среде. Либо если вам нужно срочно подписать договор.

Как уже принято, скажу, что настоящий «гайд» не является полноценной юридической помощью. Следует учитывать, что всегда есть договоры, в которых потребуется прописать (отредактировать) нюансы с помощью специалиста (особенно это актуально для договоров в определенной узкой сфере, например, договоры с банками). Поэтому статья статьей, а юрист вам может всегда потребоваться.

Но в чем тогда смысл этой статьи? Заключается он в следующем. После прочтения вы сможете научиться сразу обращать внимание на нужные «проблемные точки» практически любого договора. Здесь я кратко обозначу частые проблемные точки договоров. Начнем.

____

(1) Полномочия.

Всегда проверяйте вправе ли контрагент подписывать договор. Если ваш контрагент — это компания, то право подписи без доверенности будет иметь руководитель, который всегда указан на сайте налоговой (обычно он называется генеральным директором или директором) (egrul. nalog. ru) (примечание: для этого достаточно вбить реквизиты на сайте налоговой – без необходимости скачивать выписку):

🚫 Обратите внимание, не рекомендуется подписывать договор, если на сайте налоговой есть информация о недостоверности сведений о личности руководителя компании (риск неблагонадежности компании либо даже мошенничества).

⚡Если же подписант вообще не указан в реестре (т. е. он не является директором/генеральным директором), то обязательно запрашивайте доверенность для проверки полномочий (даже, если, подписант занимает должность коммерческого (финансового) директора).

____

(2) Существенные условия.

Обычно я редко сталкиваюсь с договорами, в которых отсутствуют существенные условия. Если такие условия не согласованы, то при возникновении спора, суд может посчитать договор не заключенным. Но скажу кратко, у каждого вида существующих договоров свои существенные условия.

⚡Я рекомендую здесь слишком не заострять внимание на том, какие условия нужно обязательно согласовать. Лучше придерживайтесь тактики, что в договоре необходимо по максимуму прописать все условия (в поставке, например, как минимум следует указать наименование и количество товара, цена, срок поставки и оплаты; в услугах – вид и объем услуг, результат услуг, цена, сроки оказания и оплаты).

🚫И тут же отмечу — избегайте устных договоренностей, которые не перенесены в договор.

____

(3) Схема договора.

Выделите в договоре те положения, в которых излагается порядок взаимодействия сторон договора (например, процесс поставки товара — от момента доставки до момента оплаты) . Попробуйте тезисно выстроить хронологию такого исполнения договора. Не пропустили ли чего ни будь важного, что нужно отразить в договоре?

📌Например, вы заказали оборудование, который поставщик согласился собрать и установить на вашей территории. В моей практике были случаи, когда стороны просто могли забыть закрепить сроки сборки и установки (монтажа) оборудования. Между тем это очень важное условие. Стороны также могут разработать особый порядок приемки поставленного, что также важно на практике.


📌Другой пример. В договоре оказания услуг таргетолога можно не обозначить результат вашего сотрудничества, например, каких показателей должен достигнуть таргетолог, и как можно подтвердить эти показатели при возникновении претензий к качеству услуг.

Проще говоря, ваша задача полностью "пройти” весь путь исполнения договора. Понять, что за чем идет, в какие сроки, каким образом и так далее. Представьте, что с опорой на текст вы рассказываете »весь процесс” слушателю, который никогда не видел ваш договор и не знает особенностей ваших отношений с контрагентом. Юристы фактически проделывают подобное мыслительное упражнение в ходе своей работы.

⚡Во время такой проверки вы также можете обнаружить те непредвиденные траты, которые явно вытекают из вашего сотрудничества, но никак не отражены в договоре. Этот вопрос более сложный и уже требует погружения, как технического, так и юридического специалиста.

____

(4) "Странные условия".

В тексте можно встретить “туманные формулировки”, которые имеют свойство двоякости. Здесь сразу лучше попросить контрагента переформулировать, либо предложить свою редакцию. Сказанное также актуально для явно невыгодных и явно преувеличенных условий (правда, если ваш контрагент крупный игрок на рынке, то вопрос обсуждения условий с большей вероятностью может зайти в тупик) .

____

(5) Ответственность.

Всегда обращайте внимание на данный раздел. Зачастую в нем прописаны все штрафы и неустойки за нарушение договора. Бывает ситуации, когда штрафы разбросаны по всему тексту договора (например, в разделе прав и обязанностей сторон) . Поэтому будьте внимательны! Смотрите какие проценты и суммы налагаются за нарушение условий договора.

⚡Обращайте внимание, чтобы штрафы (неустойки) устанавливались за нарушение конкретных обязательств по договору (например, срок оказания услуг, срок оплаты).

🚫Старайтесь убирать из договора размытые формулировки без конкретики, например, “неустойка за нарушение условий договора”.

Схожая проблема с односторонним расторжением договора. Как и неустойки такое право контрагента может быть спрятано как в отдельном разделе «расторжение договора», так и в других разделах (например, в «правах и обязанностях» или в «ответственности») . Аналогично смотрите, чтобы право на расторжение не было привязано к размытой формулировке — “за нарушение условий договора”.

____

(6) Недостатки.

Рекомендуется закрепить срок, в течение которого контрагент должен устранить недостатки. Существует практика, когда стороны устанавливают максимальный срок на устранение недостатков еще в тексте договора во избежание злоупотреблений в будущем. Даже если потребуется больше времени, то вы всегда вправе заключить дополнительное соглашение.

____

(7) Разрешение споров.

Этот раздел обычно небольшой и идет в самом конце договора. Не забываете, что вы можете договориться о месте рассмотрения спора, например, в Арбитражном суде г. Москве (есть исключения, которые не затрагивают большинство ситуаций) .

⚡Отнеситесь к этому вопросу серьезно, так если вы не прописали место рассмотрения спора, то в большинстве случаев рассмотрение будет осуществляться по месту нахождения (месту жительства) Ответчика. Иными словами, по общему правил если ваш контрагент из Хабаровского края, то подать в суд на контрагента можно только в Хабаровском крае.

____

(8) Рамочные условия договора.

Если вы будете работать с контрагентом на постоянной основе, то обратите внимание, что под каждую поставку (услугу) не очень удобно заключать каждый раз новый договор. Чтобы не заключать отдельный договор, сделайте рамочный договор, к которому вы будете подписывать спецификации (приложения) .

В таких приложениях можно прописать условия исполнения конкретной поставки либо конкретного заказа. Если вы выбрали такой формат договора, то также рекомендуется прописать конкретный срок окончания договора с автоматической пролонгацией такого срока (если не поступило возражений от сторон) .

____

(9) Контакты сторон.

Во избежание споров и претензий пропишите все адреса электронной почты, а также номера телефонов (в том числе, привязанных к мессенджерам) , которые будут использоваться для взаимодействия с контрагентом. Если у вас компания со своим доменом, то рекомендуется сделать оговорку, например, что стороны признают возможность переписки по иным адресам электронной почты с конкретным доменом вашей компании.

ФИНАЛ.

Так, я постарался поделиться базовым методом чтения договоров. Надеюсь, он будет вам полезен. С этим методом вы также можете проверить договор за своим юристом. Также попрошу вас подписаться на мой телеграмм канал – «pravo. bochalov» (t.me/pravobochalov). Если захотите, то готов подготовить краткий чек-лист в картинках по данной статье.

Также учитывайте, что данная статья не покрывает всех особенностей таких классических договоров как поставка (где также важен вопрос порядка приемки поставленного товара). Поэтому отдельные тонкости могут быть раскрыты в более узконаправленном материале, который посвящен конкретному типу договоров.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда