Что делать, если производитель заблокировал телевизор или другое устройство

После истории с отключением SmartHub на телевизорах Samsung задумываешься, что может случиться с техникой и как быть, если она перестанет работать.

Кратко

Если есть вариант вернуть технику к жизни без юриста, лучше им воспользоваться. Например, перепрошить, поменять регион в настройках или сделать еще что-то, чтобы оборудование работало как и раньше.

Пускай это займет время и потребует финансовых вложений, но все равно будет быстрее, дешевле и надежнее, чем идти правовым путем. Если мне не удалось вас убедить или вы просто хотите разобраться в своих правах, материал ниже — для вас.

Виновен ли производитель

Может ли он ограничить порядок использования товара

Может. Например, запретить ставить стиральную машинку на неровную поверхность, крепить на кронштейн объекты тяжелее 10 кг, заправлять автомобиль топливом с низким октановым числом.

Такие ограничения логичны. Производитель прописывает в инструкции, как пользоваться товаром. Если я пользуюсь по-другому и товар перестает работать, производитель разводит руками и говорит: «Ну я же предупреждал».

Получается, условия использования товара — это палка о двух концах. Для потребителя это ограничение возможностей использования товара. А для производителя это частичное освобождение от ответственности за неработоспособность товара.

Здесь важен баланс интересов. Если он соблюден, ограничения законны. Если нет и производитель несоразмерно сужает сферу применения товара, избегая ответственности, его действия незаконны.

Вариант первый

Работоспособность автомобиля и его составных частей гарантируется только при езде по территории завода производителя. Если выезжаете за шлагбаум, машина может развалиться на части.

Так не пойдет, это явное злоупотребление правом.

Вариант второй

Работоспособность топливной системы зависит от заливаемого бензина. Эта машина для Европы, поэтому система здесь нежная и приспособлена для использования бензина 98. Если использовать топливо худшего качества, все может сломаться и производитель тут ни при чем.

А вот рядом другая машина, она для Индии, там меньше фильтров и датчиков, смело лейте 95, все будет нормально.

Это условие вполне справедливо. Пример я, конечно же, выдумал, но суть должна быть понятна. Ограничения в данном случае зависят от конкретных особенностей товара (специфика конструкции топливной системы) и адекватно им соответствуют (никто не требует заливать ракетное топливо).

У товаров могут быть и региональные ограничения, но они также должны подчиняться правилам справедливости и разумности. Скажем, в телефоне не работает голосовой помощник, так как его не локализовали для нашего региона.

Что сделала Samsung

В пресс-релизе Samsung очень расплывчато заявила, что SmartHub больше не работает на телевизорах, которые выпущены для одного региона, а используются в другом. И это указано в инструкции.

Скриншот пресс-релиза Samsung

Я залез в инструкцию телевизора и увидел только пять упоминаний региональных особенностей: меню, батарейки, настенное крепление, автонастройку и Bixby. Про SmartHub — ни слова.

Затем нашел еще большой мануал на 197 страниц. Здесь про региональную специфику гораздо больше информации. Я просмотрел все, приведу только то, что имеет отношение к SmurtHub.

Обратите внимание на две вещи:

  1. Могут быть недоступны только некоторые функции. Дальше по тексту мануала такие функции перечисляются: автонастройка, универсальная программа, Bixby и другое. То есть не весь SmartHub, а какая-то часть его функций.

  2. Работа функций зависит от региона, а не от места нахождения телевизора. То есть телевизор для Европы обладает одним набором функций SmartHub, а телевизор для Азии — другим набором. Но эта фраза не значит, что телевизор с европейским SmartHub перестанет работать на территории Азии.

Нарушила ли Samsung права обладателей телевизоров

На мой взгляд, да. В документах к устройству Samsung не уведомляет потребителя о возможном отключении SmartHub при переезде в другой регион.

Это значит, что покупатель может рассчитывать на работоспособность функции вне зависимости от геолокации устройства. Поэтому действия производителя больше похожи на злоупотребление правом, чем на справедливые ограничения условий использования товара.

Что делать

Применяется ли закон о защите прав потребителей (ЗПП) к товару, купленному за рубежом

На иностранный товар не всегда будут распространятся российские законы. Это зависит от того, как происходила покупка. Смотрите схему.

Эта схема работает в спорах между продавцом и покупателем. Если продавец торгует в РФ, он должен учитывать наше законодательство. С него можно требовать все, что написано в ЗПП, в том числе неустойки, штрафы. Если добровольно вопрос не решается, судиться будем тоже в РФ, даже если продавец — иностранное юридическое лицо.

К спорам с производителем применяется похожая схема. Если производитель в РФ или имеет представительство, можно работать по ЗПП.

А если товар изготавливается за рубежом и только для иностранного рынка, ЗПП не применяется. От такого производителя тоже можно потребовать устранения недостатков товара. Правда, делать это придется на территории производителя и по местным законам.

К кому обращаться

У нас три варианта:

  1. Продавец — иностранная или российская компания (в зависимости от того, где покупали товар).
  2. Импортер в РФ — ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани».
  3. Производитель — корейская компания Samsung Electronics Co., Ltd.

Обратиться к продавцу — самый простой вариант. Но, как мы говорили выше, опция доступна, только когда продавец — российская компания или зарубежная компания, торгующая в РФ.

Производителю тоже можно направить претензию. Причем в случае Samsung не придется учить корейский и получать визу. У них есть представительство в РФ. Информацию о нем можно найти в реестре налоговой, прикрепляю ссылку.

А вот доказательство, что суды рассматривают споры между этим представительством и потребителями, купившими товар за рубежом.

​Апелляционное определение по делу № 33-2467/2018 Калининградский областной суд​

К импортеру предъявлять требования не вариант, поскольку именно ваш товар он не ввозил.

Апелляционное определение по делу № 1-107/2019 Октябрьский районный суд

Какие требования предъявлять

К продавцу

О замене товара на полноценно функционирующий или о возврате денег. Обоснование — покупатель добросовестно заблуждался в отношении характеристик товара; покупатель полагал, что товар введен в оборот на законных основаниях, сертифицирован и не имеет ограничений по использованию на территории РФ, иной информации ему предоставлено не было.

Сослаться можно на пункт 2 статьи 12 и пункт 1 статьи 18 ЗПП.

К производителю

О ремонте товара, чтобы он полноценно функционировал (замена платы) или снятии ограничений по использованию. Обоснование — производитель не обеспечил возможность использования основной функциональности товара по назначению в течение срока службы (для телевизоров Samsung — пять лет с момента производства).

Сослаться можно на пункт 1 статьи 5 и пункты 5, 6 статьи 19 ЗПП.

Что может пойти не так

Для досудебной претензии должно хватить того, что указано выше, но если решите идти в суд, есть несколько спорных моментов, которые стоит обсудить с юристом:

  • Продавец может сказать, что о всех свойствах товара проинформировал. Сведения об отсутствии сертификации были в инструкции, на самом устройстве и так далее.
  • Гарантия Samsung на территории РФ предоставляется только сертифицированным товарам. Это значит, что по иностранному телевизору гарантии не будет. Вернее, она будет, но в той стране, для территории которой предназначен товар.
  • Является ли отсутствие SmartHub существенным недостатком товара? С одной стороны, да, если расценивать телевизор как мультимедийное устройство. С другой стороны, нет: телевизор — это просто монитор.
  • Samsung может изменить линию защиты. Например, заявить, что, приобретая телевизор, вы покупаете только техническое устройство — экран, платы, транзисторы. SmartHub идет в комплекте, но это отдельный объект гражданского права, на который в момент покупки предоставляется лицензия. Территория действия лицензии ограничена страной покупки телевизора. Следовательно, в других странах вы можете пользоваться телевизором, но SmartHub будет недоступен.

Итого

Производитель может ввести определенные ограничения на использование товара, в том числе в зависимости от региона, для которого товар выпущен. Но такие ограничения должны быть связаны с особенностями функционирования товара и адекватны. Потребителя нужно о таких особенностях проинформировать.

В ином случае производитель злоупотребляет правами и пытается решить свои проблемы за счет конечного пользователя.

Как и в случае с Samsung. Отключение SmartHub больше похоже на борьбу с продавцами «серых» товаров, чем на реальные особенности функционирования устройств. Метод борьбы, конечно, эффективный, но как это скажется на компании, покажет время.

Если понравилась публикация, заходите в Telegram-канал, подписывайтесь на Facebook. Буду рад ответить на вопросы и комментарии.

0
159 комментариев
Написать комментарий...
Da Apricot

Молодцы Самсунг, классная пиар акция. Я лично задумаюсь в следующий раз, телевизор какого бренда мне покупать. Тем более что выбора более чем достаточно, к чему рисковать?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бодиловский
Автор

Не отрицаю, что вы правы, но мне сложно понять такой пиар. Среди текущих и потенциальных пользователей словили много негатива. Конечно говорят, что реклама хороша любая, но делать это за счет своих клиентов как-то уж совсем не очень

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Гринченко

мне кажется, это надо как-то вывести на законодательный уровень власти, донести вашу памятку письмом до одного из депутатов ГД, либо в Роспотребнадзор, либо в СМИ побольше (при всем уважении к ЦукПозвонит). нельзя оставить просто так. чтобы другим неповадно было, и на будущее.

Ответить
Развернуть ветку
Steve Evets

Написать в РосЗомбоящикНадзор, чтоб санкции на Самсунга наложили?

Ответить
Развернуть ветку
156 комментариев
Раскрывать всегда