Что делать, если пришло письмо о нарушении авторских прав

Рассказываем, как сохранить заказы и контент на сайте.

Вы когда-нибудь получали письмо с претензией о нарушении авторских прав?

Продажа товаров и использование контента без согласия правообладателя – серьезный риск для владельцев интернет-магазинов. Зачастую правообладатель требует закрытия доступа к страницам сайта с незаконным содержанием. Для этого он отправляет досудебную претензию о нарушении авторских прав.

Такое письмо могут получить и владельцы интернет-магазинов, которые продают товары законно.

В статье рассказываем, что делать с претензией о нарушении авторских прав и как наши герои решили конфликт с правообладателем.

Антон: «Как я потерял прибыль и заказы»

Антон из СтройРем – руководитель бизнеса и мастер своего дела. По натуре темпераментный и нетерпеливый человек. Занимается продажей строительных инструментов и материалов в интернет-магазине.

Хит продаж в СтройРем – товары бренда МакАллистер. Это любимый производитель всех, кто неравнодушен к ремонту. Основное производство фирмы сосредоточено на профессиональных электроинструментах.

В начале января резко упали продажи товаров МакАллистер. Статистика показывала нулевую посещаемость, хотя инструменты этого бренда добавляют в каждую третью покупку. При переходе на страницу загружалась ошибка 403. Она появляется при загрузке сайта или страниц, к которым ограничен доступ.

Первым делом Антон зашел в административную панель сайта. Все страницы были активны, но не загружались. Он сбросил кэш, но на страницах товаров МакАллистер загружалась все та же ошибка. Попробовал отключить и включить страницы, результат был тот же.

Антон понял, что не справится самостоятельно, и обратился к программисту. Тот сделал вывод, что доступ к сайту ограничен администратором хостинга и обращаться нужно к нему.

Антон позвонил в техподдержку хостинг-провайдера и сходу начал обвинять хостинг в безответственности, нарочном отключении сайта и лишении его дохода.

Специалист миновал негатив и перешел к делу: попросил Антона продиктовать данные тарифа хостинга и рассказать о проблеме с сайтом.

Антон постарался без раздражения объяснить ситуацию, хотя внутри все кипело. Специалист техподдержки выслушал и объяснил, что проблема возникла из-за предупреждения БрендРевизора. Он сказал, что отправлял письмо с претензией раньше и сейчас вышлет копию повторно. Теперь Антон понял, что действительно упустил их из виду. Специалист добавил, что решить проблему можно единственным способом – отправить БрендРевизору документы, которые смогут доказать легальную торговлю. Тогда конфликт будет урегулирован, а ссылкам восстановлен доступ.

Почему отключили сайт

Проблема возникла 30 декабря, когда сотрудники СтройРем праздновали удачное завершение года на корпоративе. На рабочую почту поступило сообщение от БрендРевизора.

БрендРевизор нанимают для защиты от незаконной торговли в интернете. Официальный дистрибьютор марки МакАллистер в России использует услуги этой компании. Ревизоры мониторят продукцию брендов в онлайне. При обнаружении незаконного использования логотипов или фотографий бренда направляют досудебную претензию владельцу сайта и хостингу. Конфликт быстро решается, если компании высылают подтверждающие документы.

Из-за молчания владельца сайта БрендРевизор отправил претензию хостинг-провайдеру и прикрепил документы:

  • претензию,
  • патент на товарный знак,
  • доверенность о том, что БрендРевизор могут действовать во всех правоотношениях, связанных с правонарушением интеллектуальных прав.

Техподдержка хостинга переадресовала полученное сообщение владельцу сайта и написала, что нужно срочно принять меры по размещению списка товаров на сайте. Иначе хостинг-провайдер ограничит к ним доступ до прояснения ситуации.

Здравствуйте, Никитенко Антон Викторович!

На ваш сайт СтройРем поступила досудебная претензия от компании ООО "БрендРевизор" о незаконном использовании товарных знаков "МакАллистер".

Во вложении находится скан-копия претензии и полученный пакет документов.

Вам необходимо срочно подготовить ответ на претензию и предоставить документальное подтверждение правомерности использования товарного знака, либо удалить указанные в претензии страницы, содержащие упоминание спорного товарных знака.

В случае отсутствия ответа на претензию до 2019-12-31 мы оставляем за собой право произвести полную блокировку аккаунта в соответствии с п. 3.2.4. Оферты об оказании услуг: https://reddock.ru/docs/oferta/.

Ответ с электронной почты СтройРем не поступил. Все сотрудники отдыхали и не проверяли рабочую почту. Тогда техподдержка позвонила на все номера, указанные на сайте, но никто не брал трубку. Разослала копии письма на почтовые ящики сотрудников, которые были на сайте. Ответ так и не поступил.

Хостинг-провайдеру пришлось ограничить доступ по перечисленным в претензии ссылкам.

Как Антон решил проблему

После звонка в техподдержку хостинга Антон отправил договор купли-продажи БрендРевизору. Ревизоры проверили договор и ответили хостинг-провайдеру о регулировании конфликта:

Добрый день,

Вопрос по сайту СтройРем был урегулирован с правообладателем. Просьба считать претензию отозванной.

Просим не предпринимать никаких дальнейших действий в отношении сайта.

Спасибо за содействие.

С уважением,

ООО “БрендРевизор”

Проблема разрешилась, все страницы возвращены в открытый доступ. Вот только клиенты ушли и вряд ли вернутся. Теперь Антон и его сотрудники проверяют рабочую почту несколько раз в день и даже на выходных.

Олеся: «Как я сохранила заказы»

Олеся из ЧудоДом – владелец интернет-магазина товаров для дома и офиса. Она противоположность Антона: в ее офисе царит спокойствие и порядок. Потеряться в поисках документов невозможно, каждому из них определено место.

На рабочую почту магазина пришло письмо от техподдержки хостинга, на котором размещен сайт. В нем:

  • претензия от представителя бренда Бош о нарушении авторских прав,
  • патент правообладателя на товарный знак,
  • требование удалить перечисленные товары с сайта.

Как быстро решить ситуацию

Олеся не растерялась и подготовила письменный ответ на претензию. К нему прикрепила:

  • Договор поставки.
  • Товарные накладные, подтверждающие приобретение товаров у официального дилера.

Отправила его на почту хостинг-провайдера и компании БрендРевизор.

Цитата:

Добрый день

Вся продукция Бош на сайте ЧудоДом оригинальная и приобретается в авторизованного постановщика ООО "Центр Бытовой Техники" договор прилагаем.

Документы подтвердили правомерное использование товарного знака. Полный список документов перечислен в статье Справочного центра.

Проблема решена: все страницы сайта остались доступными для клиентов. Техподдержка сразу ответила:

Здравствуйте, Олеся Ивановна!

Спасибо за оперативное решение. Отличного дня.

Что сказано в законе

Любое использование интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя считается незаконным. Авторские права охраняются:

  • Гражданским Кодексом РФ (ст. 1229, 1300, 1301),
  • Федеральным Законом РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 15.7).

Правообладатель может потребовать блокировку сайта в течение 24 часов и обратиться с заявлением в суд. Компенсация за нарушение авторских прав составляет от 10 000 до 5 000 000 рублей.

Что будет, если все оставить как есть

Если вы проигнорируете письмо – проблема не решится сама собой. Давайте разберемся, как хостинг-провайдер действует по закону.

Согласно п. 2 ч. 3 статьи 1253.1 Гражданского Кодекса РФ информационный посредник должен своевременно принять необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.

Поэтому хостинг-провайдер:

  • Уведомляет о полученной претензии.
  • Дает время на оперативное разрешение ситуации.
  • Если проблема не решается, то доступ к контенту ограничивается.

Для нас важно сохранить ваш проект в целости и сохранности: делаем все для отстаивания ваших прав.

Мы связываемся с вами всеми способами – пишем на электронную почту и звоним по номерам, которые указаны в анкете, на сайте, в соцсетях вашего проекта и других источниках. Если ответ не поступает, дублируем сообщения и ищем новые контакты для связи.

Понимаем, что от наших действий зависит многое, и делаем максимум. Но только от вас зависит все. Пожалуйста, проверяйте почту не только в папке «Входящие», но и в спаме. Рекомендуем скачать приложение почты, которой вы пользуетесь, и включить оповещения о новых письмах. Если нет интернета, то не игнорируйте входящие звонки.

Если вы не отвечаете, то закон нас вынуждает закрывать доступ к спорному контенту. Мы заботимся о вашем бизнесе, поэтому страницы сайта или товары из претензии не удаляем, а лишь блокируем.

По всем вопросам обращайтесь в техподдержку. С радостью поможем в любой ситуации!

P. S. Все события и персонажи вымышлены, любые совпадения с реальностью случайны.

0
72 комментария
Написать комментарий...
Hecatecoin

Ну тут больше косяк хостинг провайдера ...

Почта которую пишут в аккаунте специально идет та, которую редко используют. Для чего так? Да для безопасности.

Письмо полученное по е-мейл, это не документ. Нужно правообладателю пусть пишет письмо через почту России с живой печатью и копией документов на свое авторское право. 

На и на заблокированные страницы можно было и заглушки поставить понятные. 

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Hecatecoin, согласны с оформлением заблокированных страниц. Подумаем, как улучшить. Спасибо за идею!

Мы всегда рекомендуем указывать при регистрации ту почту, которой часто пользуетесь. На нее не приходит спам, а только важная информация. 

Документы отправляют и по почте. Также электронные документы, отправленные с цифровой подписью, являются подтверждающими. А вот правообладатели уже в ответе на e-mail прикрепляют доверенности, которые можно проверить на сайте Федеральной нотариальной палаты.

Почему вы думаете, что это ошибка хостера? Поделитесь, возможно поможет улучшить процесс.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Kharkov

Вы не можете проверить доверенность через сайт нотариальной палаты. Вы можете проверить только номер бланка доверенности.

Советую ваши клиентам поискать другого хостера, который более внимательно соблюдает требования действующего законодательства в документообороте.

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Segre, верно, мы проверяем доверенность только на актуальность. Проверкой ее законного основания занимаются госорганы.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Kharkov

Вы вообще не проверяете присланную вам доверенность на актуальность. Вы проверяете только то что доверенность с таким номером бланка существует. А что в ней написано вы не знаете, соответственно не можете действовать на ее основании.

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Serge, проверяют на законность - госорганы. Хостинг-провайдер может проверить только ее актуальность.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Kharkov

Причем тут вообще законность? Законность проверяет нотариус. Вы должны узнать содержание доверенности. Что в ней написано, что она поручает сделать и кому выдана. Вы ничего это проверить не можете, вы проверяете только номер бланка - что доверенность с таким номером бланка существует и кем выдана. А что в ней написано и даже кому выдана - вы не проверяете.

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Serge, если в пакете документов есть доверенность, то корректность содержания хостер проверить не может. Может проверить только ее актуальность, убедиться в том, что она действующая. Остальным занимаются профессиональные юристы, госорганы, нотариусы.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Kharkov

Вы все время подменяете понятия, но если клиент подаст на вас в суд это вам не поможет. Вы должны проверить не "корректность содержания", а просто прочитать ее. Что там написано. Представлять интересы в вопросах ИС, или получить справку из ЖЭКа? Есть разница. Выдана она Петрову или Сидорову? Тоже есть разница. И проверить, кто к вам обратился должны, Сидоров или Охрименко? Кто обратился и кому выдана доверенность - должно совпасть. Очень странно что вы это не понимаете. Наймите юриста в штат.

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Serge, повторимся, проверяют на законность юристы.
Хостинг-провайдеру доступно содержание доверенности, пришедшее с пакетом документов. Тут нет разницы, отправлены документы на электронном или физическом носителе. Сообщение о спорном контенте поступило - задача хостера сделать все возможное для прекращения нарушения интеллектуальных прав.
Для проверки законности таких требований владельцы сайта нанимают юристов.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Kharkov

Это все до первого клиента подавшего на вас в суд. Вы нарушаете правила документооборота, превышаете свои полномочия и наносите ущерб клиенту. Ущерб клиента находится в прямой связи с вашими противоправными действиями. Любой суд постановит компенсировать ущерб. И для любого коммерческого сайта сумма компенсации будет в сотни или тысячи раз больше стоимости хостинга. Вы совершенно напрасно таки рискуете, нарушая элементарные правила документооборота. Просто измените внутренние процедуры пока не поздно. Это добрый совет.

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Serge, в рассматриваемой ситуации хостер не превышает полномочия, а следует законным основаниям. Приобретая услуги хостинга, клиент соглашается с публичной офертой. Устоявшаяся практика хостинг-провайдеров - включать пункт об отсутствии ответственности за убытки заказчика. Вы можете сравнить договоры хостеров и убедиться в этом.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Kharkov

1. Законным основанием является обращение правообладателя. Когда вы принимаете меры по заявлению какого-то лица, не проверив его полномочия как правообладателя, вы фактически действуете от своего имени, и присваиваете себе полномочия правообладателя.

2. Если договор между поставщиком услуг и потребителем имеет форму договора присоединения (а договор заключаемый по публичной оферте это именно договор присоединения), суд может признать положения такого договора, которые дискриминируют потребителя услуг ничтожными. Так часто бывает именно по части пунктов ограничивающих ответственность.

Если хотите чтобы пункты ограничивающие ответственность были действительными - заключайте с каждым потребителем индивидуальный договор. И вообще наймите юриста, вы пишите много опасных глупостей, опасных именно для вас и вашего бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Alex

Да, поразительно, что Вы полагаете, что не должны проверять полномочия представителя и банально убедиться в правомочности лица, обращающегося к Вам с жалобой. Мы, как Ваши клиенты, изрядно напряглись, так как легко можно упустить письмо/звонок от хостинга, а жалобы от непонятных юристов с кривыми доверками нам периодически поступают. Очень рекомендуем заключить договор с юристом для проверки таких жалоб.

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Alex, спасибо за комментарий. В статье рассказали о том, как наша команда связывается с владельцем сайта. Не просто уведомляем о наличии претензии, а связываемся всеми доступными способами. В подавляющем большинстве случаев конфликты быстро решаются, сайты остаются доступными.

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда