{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Что делать, если пришло письмо о нарушении авторских прав

Рассказываем, как сохранить заказы и контент на сайте.

Вы когда-нибудь получали письмо с претензией о нарушении авторских прав?

Продажа товаров и использование контента без согласия правообладателя – серьезный риск для владельцев интернет-магазинов. Зачастую правообладатель требует закрытия доступа к страницам сайта с незаконным содержанием. Для этого он отправляет досудебную претензию о нарушении авторских прав.

Такое письмо могут получить и владельцы интернет-магазинов, которые продают товары законно.

В статье рассказываем, что делать с претензией о нарушении авторских прав и как наши герои решили конфликт с правообладателем.

Антон: «Как я потерял прибыль и заказы»

Антон из СтройРем – руководитель бизнеса и мастер своего дела. По натуре темпераментный и нетерпеливый человек. Занимается продажей строительных инструментов и материалов в интернет-магазине.

Хит продаж в СтройРем – товары бренда МакАллистер. Это любимый производитель всех, кто неравнодушен к ремонту. Основное производство фирмы сосредоточено на профессиональных электроинструментах.

В начале января резко упали продажи товаров МакАллистер. Статистика показывала нулевую посещаемость, хотя инструменты этого бренда добавляют в каждую третью покупку. При переходе на страницу загружалась ошибка 403. Она появляется при загрузке сайта или страниц, к которым ограничен доступ.

Первым делом Антон зашел в административную панель сайта. Все страницы были активны, но не загружались. Он сбросил кэш, но на страницах товаров МакАллистер загружалась все та же ошибка. Попробовал отключить и включить страницы, результат был тот же.

Антон понял, что не справится самостоятельно, и обратился к программисту. Тот сделал вывод, что доступ к сайту ограничен администратором хостинга и обращаться нужно к нему.

Антон позвонил в техподдержку хостинг-провайдера и сходу начал обвинять хостинг в безответственности, нарочном отключении сайта и лишении его дохода.

Специалист миновал негатив и перешел к делу: попросил Антона продиктовать данные тарифа хостинга и рассказать о проблеме с сайтом.

Антон постарался без раздражения объяснить ситуацию, хотя внутри все кипело. Специалист техподдержки выслушал и объяснил, что проблема возникла из-за предупреждения БрендРевизора. Он сказал, что отправлял письмо с претензией раньше и сейчас вышлет копию повторно. Теперь Антон понял, что действительно упустил их из виду. Специалист добавил, что решить проблему можно единственным способом – отправить БрендРевизору документы, которые смогут доказать легальную торговлю. Тогда конфликт будет урегулирован, а ссылкам восстановлен доступ.

Почему отключили сайт

Проблема возникла 30 декабря, когда сотрудники СтройРем праздновали удачное завершение года на корпоративе. На рабочую почту поступило сообщение от БрендРевизора.

БрендРевизор нанимают для защиты от незаконной торговли в интернете. Официальный дистрибьютор марки МакАллистер в России использует услуги этой компании. Ревизоры мониторят продукцию брендов в онлайне. При обнаружении незаконного использования логотипов или фотографий бренда направляют досудебную претензию владельцу сайта и хостингу. Конфликт быстро решается, если компании высылают подтверждающие документы.

Из-за молчания владельца сайта БрендРевизор отправил претензию хостинг-провайдеру и прикрепил документы:

  • претензию,
  • патент на товарный знак,
  • доверенность о том, что БрендРевизор могут действовать во всех правоотношениях, связанных с правонарушением интеллектуальных прав.

Техподдержка хостинга переадресовала полученное сообщение владельцу сайта и написала, что нужно срочно принять меры по размещению списка товаров на сайте. Иначе хостинг-провайдер ограничит к ним доступ до прояснения ситуации.

Здравствуйте, Никитенко Антон Викторович!

На ваш сайт СтройРем поступила досудебная претензия от компании ООО "БрендРевизор" о незаконном использовании товарных знаков "МакАллистер".

Во вложении находится скан-копия претензии и полученный пакет документов.

Вам необходимо срочно подготовить ответ на претензию и предоставить документальное подтверждение правомерности использования товарного знака, либо удалить указанные в претензии страницы, содержащие упоминание спорного товарных знака.

В случае отсутствия ответа на претензию до 2019-12-31 мы оставляем за собой право произвести полную блокировку аккаунта в соответствии с п. 3.2.4. Оферты об оказании услуг: https://reddock.ru/docs/oferta/.

Ответ с электронной почты СтройРем не поступил. Все сотрудники отдыхали и не проверяли рабочую почту. Тогда техподдержка позвонила на все номера, указанные на сайте, но никто не брал трубку. Разослала копии письма на почтовые ящики сотрудников, которые были на сайте. Ответ так и не поступил.

Хостинг-провайдеру пришлось ограничить доступ по перечисленным в претензии ссылкам.

Как Антон решил проблему

После звонка в техподдержку хостинга Антон отправил договор купли-продажи БрендРевизору. Ревизоры проверили договор и ответили хостинг-провайдеру о регулировании конфликта:

Добрый день,

Вопрос по сайту СтройРем был урегулирован с правообладателем. Просьба считать претензию отозванной.

Просим не предпринимать никаких дальнейших действий в отношении сайта.

Спасибо за содействие.

С уважением,

ООО “БрендРевизор”

Проблема разрешилась, все страницы возвращены в открытый доступ. Вот только клиенты ушли и вряд ли вернутся. Теперь Антон и его сотрудники проверяют рабочую почту несколько раз в день и даже на выходных.

Олеся: «Как я сохранила заказы»

Олеся из ЧудоДом – владелец интернет-магазина товаров для дома и офиса. Она противоположность Антона: в ее офисе царит спокойствие и порядок. Потеряться в поисках документов невозможно, каждому из них определено место.

На рабочую почту магазина пришло письмо от техподдержки хостинга, на котором размещен сайт. В нем:

  • претензия от представителя бренда Бош о нарушении авторских прав,
  • патент правообладателя на товарный знак,
  • требование удалить перечисленные товары с сайта.

Как быстро решить ситуацию

Олеся не растерялась и подготовила письменный ответ на претензию. К нему прикрепила:

  • Договор поставки.
  • Товарные накладные, подтверждающие приобретение товаров у официального дилера.

Отправила его на почту хостинг-провайдера и компании БрендРевизор.

Цитата:

Добрый день

Вся продукция Бош на сайте ЧудоДом оригинальная и приобретается в авторизованного постановщика ООО "Центр Бытовой Техники" договор прилагаем.

Документы подтвердили правомерное использование товарного знака. Полный список документов перечислен в статье Справочного центра.

Проблема решена: все страницы сайта остались доступными для клиентов. Техподдержка сразу ответила:

Здравствуйте, Олеся Ивановна!

Спасибо за оперативное решение. Отличного дня.

Что сказано в законе

Любое использование интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя считается незаконным. Авторские права охраняются:

  • Гражданским Кодексом РФ (ст. 1229, 1300, 1301),
  • Федеральным Законом РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ст. 15.7).

Правообладатель может потребовать блокировку сайта в течение 24 часов и обратиться с заявлением в суд. Компенсация за нарушение авторских прав составляет от 10 000 до 5 000 000 рублей.

Что будет, если все оставить как есть

Если вы проигнорируете письмо – проблема не решится сама собой. Давайте разберемся, как хостинг-провайдер действует по закону.

Согласно п. 2 ч. 3 статьи 1253.1 Гражданского Кодекса РФ информационный посредник должен своевременно принять необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.

Поэтому хостинг-провайдер:

  • Уведомляет о полученной претензии.
  • Дает время на оперативное разрешение ситуации.
  • Если проблема не решается, то доступ к контенту ограничивается.

Для нас важно сохранить ваш проект в целости и сохранности: делаем все для отстаивания ваших прав.

Мы связываемся с вами всеми способами – пишем на электронную почту и звоним по номерам, которые указаны в анкете, на сайте, в соцсетях вашего проекта и других источниках. Если ответ не поступает, дублируем сообщения и ищем новые контакты для связи.

Понимаем, что от наших действий зависит многое, и делаем максимум. Но только от вас зависит все. Пожалуйста, проверяйте почту не только в папке «Входящие», но и в спаме. Рекомендуем скачать приложение почты, которой вы пользуетесь, и включить оповещения о новых письмах. Если нет интернета, то не игнорируйте входящие звонки.

Если вы не отвечаете, то закон нас вынуждает закрывать доступ к спорному контенту. Мы заботимся о вашем бизнесе, поэтому страницы сайта или товары из претензии не удаляем, а лишь блокируем.

По всем вопросам обращайтесь в техподдержку. С радостью поможем в любой ситуации!

P. S. Все события и персонажи вымышлены, любые совпадения с реальностью случайны.

0
72 комментария
Написать комментарий...
Hecatecoin

Ну тут больше косяк хостинг провайдера ...

Почта которую пишут в аккаунте специально идет та, которую редко используют. Для чего так? Да для безопасности.

Письмо полученное по е-мейл, это не документ. Нужно правообладателю пусть пишет письмо через почту России с живой печатью и копией документов на свое авторское право. 

На и на заблокированные страницы можно было и заглушки поставить понятные. 

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Hecatecoin, согласны с оформлением заблокированных страниц. Подумаем, как улучшить. Спасибо за идею!

Мы всегда рекомендуем указывать при регистрации ту почту, которой часто пользуетесь. На нее не приходит спам, а только важная информация. 

Документы отправляют и по почте. Также электронные документы, отправленные с цифровой подписью, являются подтверждающими. А вот правообладатели уже в ответе на e-mail прикрепляют доверенности, которые можно проверить на сайте Федеральной нотариальной палаты.

Почему вы думаете, что это ошибка хостера? Поделитесь, возможно поможет улучшить процесс.

Ответить
Развернуть ветку
Hecatecoin

Ну я Вам написал почему ... Все эти права законники играют на законах играйте и вы на них. Пусть как говорил пишут письма, на бумаге ...  С живой печатью ... Ну в общем тут по закону тянуть резину можно долго... Вы должны быть на стороне клиента... Правда и клиенту тут же сообщайте о таком факте.

Почта изначально должна быть не та которую используют в работе. Просто если ее бахнут через социальную инженерию, вы же первые новый пароль отправите. Поэтому все регистрации нужно делать на почту на которую заходите редко, с использованием все средств безопасности. 

Насчет заглушки, только не пишите насчет нарушения авторских прав. Мол с данной страницей возникли юридические моменты, просим владельцев сайтов обратиться в наш юридический отдел по таким то контактам...  

 

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Hecatecoin, да, ограничение к страницам сайта - худшее, что может произойти. Однако закон един для всех, и хостинг-провайдер должен ему следовать. А документы, отправленные по ЭДО, обладают той же силой, что и письма, отправленные по обычной почте.

Мы всегда на стороне клиентов! Сообщаем не только по почте, если ответ не поступает, всегда звоним по телефону или находим другой способ связи.

Вы можете сделать переадресацию входящих писем с этой почты на свою основную. Обезопасите ее от взлома и важные сообщения не пропустите.

По заглушке учли пожелания :)

Ответить
Развернуть ветку
Антон Иванов

У вас что с мошенниками, ой простите, "брендрезизорами" соглашение об обмене документами через ЭДО подписано? 

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Антон, спасибо за комментарий. Нет, мы пересылаем поступающие претензии владельцам сайта по электронной почте.

В статье рассказали, что в связи с п. 2 ч. 3 ст. 1253.1 ГК РФ:
информационный посредник (= хостинг-провайдер) обязан принять меры по прекращению нарушения таких прав по запросу правообладателя. Это происходит в досудебном порядке.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Alex, спасибо за участие.
Хостинг-провайдер не разбирается в законности обоснований, это зона ответственности госорганов. Но отреагировать на такие письма обязан, так как согласно ст. 71 ГПК РФ являются письменными доказательствами. 

Любой хостинг-провайдер может заблокировать работу клиента при получении досудебной претензии.

Мы понимаем всю серьезность ситуации, поэтому оперативно связываемся с владельцем сайта всеми возможными способами. Для нас важно сохранить проект клиента в целости и сохранности.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Alex, повторимся, у хостинг-провайдера нет прав решать что законно, а что нет. Если поступает пакет документов с претензией, доверенностями и другими документами, то мы можем проверить лишь то, что в силах. Например, актуальность реквизитов доверенностей. 

Конфликт в таких ситуациях только между правообладателем и владельцем сайта. Действуем в рамках закона.

Если сама претензия и документы к ней незаконны, то владелец сайта должен напрямую решать вопрос через суд или другим возможным способом. Хостинг не вправе это регулировать. 

Какой иск может получить клиент, если упустит прибыль?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Alex, мы действуем в рамках закона и доказали это в нашей статье. Вновь повторим, что проверкой законности полученных претензий занимаются - госорганы. Хостер должен отреагировать на досудебную претензию при ее получении (п.2 ч.3 ст.1253.1 ГК РФ). 

В публичных офертах хостеров обычно присутствует пункт о том, что они не несут ответственности за причиненный ущерб, поэтому риск иска отсутствует.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шмидт

Важный момент. Помимо претензии на использование ТЗ, может  прийти претензия на незаконное использование каких-либо произведений, например, фотографий. Убедиться в том, что претензия поступила от правообладателя (обычно правообладателем является  автор) ни в переписке, ни в телефонных разговорах вы никак не сможете.  Ибо единственным  доказательством авторства является наличие исходников, которые ни один автор вам  никогда не отправит. И вот проигнорировав такую претензию вы рискуете попасть в суд по той самой статье, которую вы упоминаете. И компенсация может быть не 10 тысяч рублей. По произведениям сейчас практика сложилась так - взыскивается компенсация за воспроизведение + доведение до всеобщего сведения. Это минимум 20 тысяч рублей. Если по п. 1. А произведений может быть не одно, а много. Также компенсация может быть рассчитана по другим пунктам ст. 1301 - там вполне могут оказаться сотни тысяч рублей. Читайте Постановление ВС РФ от 23.04.2019 года - интереснейшая вещь.      

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Алексей, спасибо за комментарии!
Вы все верно сказали, - у хостинга не остается других вариантов. Можем работать только с тем, что есть. Скорее всего оппоненты в комментариях подразумевают абузоустойчивые хостинг-провайдеры. Надо отметить, в РФ таких единицы. Подавляющее большинство следует законам.
Рады, что есть люди, понимающие, что все зависит не от хостера.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Alex

Ну и к слову, в ГК указано, что хостинг должен принять "необходимые и достаточные меры". Закон не говорит, что хостинг должен именно блокировать сайт/часть сайта. Особенно в ситуации с картинкой (поступление жалобы какого-то лица на незаконное использование фотографии/картинки), где хостинг не в силах удостовериться в том, что жалоба исходит от правообладателя, блокировка сайта/его части будет очевидным перебором и нарушением договора с клиентом. В этой ситуации хостингу достаточно оповестить клиента.
А что касается товарного знака, интересно и то, что даже Роскомнадзор не может блокировать сайты из-за нарушения товарного знака, так как ст.15.7 ФЗ-149 применяется только при нарушении авторских и (или) смежных прав. Можете с письмами Роскомнадзора ознакомиться.

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Alex, все верно, закон не прописывает конкретные действия хостера в данной ситуации. Однако это единственное, что можно сделать для прекращения нарушения интеллектуальных прав.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Alex

Почему Вы так решили? Очевидно, что если Вы не в силах удостовериться в правомочности лица, обращающегося с жалобой, необходимой и достаточной мерой будет извещение владельца сайта о поступлении жалобы. Почему-то Вы так боитесь иска от правообладателя, но игнорируете возможность подачи иска от Вашего клиента-владельца сайта о возмещении убытков, причинённых блокировкой.

Ответить
Развернуть ветку
Reddock
Автор

Alex, ограничение доступа к спорному контенту устоявшаяся практика хостинг-провайдеров, т.к. перечень необходимых и достаточных мер не закреплен.
В случае, если дело доходит до судебного процесса, суд самостоятельно устанавливает, являются ли совершенные действия достаточными для прекращения нарушения прав. Зачастую, уведомление владельца сайта - недостаточная мера.
Приобретая услуги хостинга, клиент соглашается с публичной офертой. Опять же, устоявшаяся практика хостеров - включать пункт об отсутствии ответственности за убытки заказчика. Вы можете сравнить договоры хостеров и убедиться в этом. 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Alex

Устоявшаяся - не значит законная. Тем более условие об отсутствии ответственности за убытки заказчика в принципе недопустимо, что подтверждается судебной практикой. У Вас ни в одном российском суде такое условие не пройдёт. Рекомендую Вам изучить этот момент.

Ответить
Развернуть ветку
69 комментариев
Раскрывать всегда