(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93908592, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93908592, 'hit', window.location.href);

Откровенный разговор о важном: как не потерять права на личный проект, работая в большой компании

Простая и частая ситуация — в свободное от рабочих задач время ты работаешь над собственным проектом. Это может быть открытый софт, тулза, которая может со временем стать коммерческим сервисом, или даже заведомо планируемое к продаже программное обеспечение.

Как бы то ни было, оно не имеет ни малейшего отношения к тем задачам, которые ты решаешь на своей основной работе. Или, что более сложно, не имеет к ним отношения по сути, но пересекается по используемому технологическому стеку, подходам к решению каких-то задач и даже отдельным удачным алгоритмам, разработанным тобой или коллегами для приложений компании-работодателя.

Что делать в такой ситуации? Кому будут принадлежать права на ПО, которое ты разрабатываешь, будучи трудоустроенным в компании? Как защитить собственные интересы и не повредить законным интересам работодателя?

Свобода, свобода, так много, так мало…

Важно помнить главное – никто не вправе ограничить твою творческую свободу. Это неоспоримая норма, закрепленная на уровне Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Казалось бы, с формальной точки зрения, где программные продукты и где творчество? Разве наш законодатель понимает глубину творческого погружения, необходимого в разработке? Наверняка в виду имели стихи, музыку и живопись.

Однако, с точки зрения законодательства, компьютерные программы (программы для ЭВМ) охраняются именно как литературные произведения. А ты, как автор, можешь программировать в свободное время (время отдыха, как оно определено в Трудовом Кодексе) так же свободно, как и писать стихи.

Этой метафоры и будем придерживаться в дальнейшем. В конце концов, всем предельно понятно, что если твой трудовой договор подразумевает написание программного кода, то создание стихотворных произведений совершенно никак к нему не относится, и все права на созданную интеллектуальную собственность принадлежат тебе. Правда в том, что и права на программы, создание которых не входило в твои трудовые обязанности, тоже принадлежат тебе, а не работодателю. Например, если на работе ты занимаешься развитием геоинформационной системы, а дома пилишь приложение для игры в слова – все права на приложение абсолютно точно будут твоими.

Разделяй и властвуй

Сложности обычно начинаются ровно в тот момент, когда становится понятно, что личный проект все больше напоминает наработки, создаваемые на рабочем месте. Как только это осознание пришло – необходимо четко и внимательно проанализировать то, что происходит.

Вернемся к избранной метафоре. Если на работе ты занимаешься изучением древнеегипетских папирусов, а по ночам пишешь стихи, повествующие о Ниле, пустыне и фараонах – в этом нет ничего удивительного. Человеческий мозг обычно не склонен сильно напрягаться и даже в творческих задачах работает в пределах известного объема данных. Однако, создание стихов на египетские темы никоим образом не входит в твои трудовые обязанности, а следовательно, все права на созданные произведения принадлежат тебе.

Да, уже второй раз в статье прозвучало словосочетание «трудовые обязанности» - те самые, которые возлагаются на работника (то есть на тебя) трудовым договором. Именно произведения, созданные тобой как автором в пределах установленных трудовых обязанностей – являются произведениями служебными, а следовательно, права на них по умолчанию принадлежат работодателю. Права на любые другие произведения, созданные тобой, принадлежат тебе как автору и могут быть переданы не иначе как на основании какого-то другого, отдельного договора (не имеющего ни малейшего отношения к трудовому).

Формализация перечня объектов, созданных в пределах установленных трудовых обязанностей, выполняется на уровне юридических документов, оформляемых работодателем и подписываемых тобой: приказов, служебных заданий, актов, фиксирующих приемку созданных произведений. Корректное ведение этой скучной документации полезно и тебе, и компании, так как помогает не путаться в том, что кому принадлежит и избежать спорных моментов в дальнейшем. Если же никто этим особо не затрудняется, а спорить есть о чем – то в итоге все придёт к тому, что факт создания спорных программ именно в рамках трудовых обязанностей придется доказывать работодателю. При этом в отношении твоего личного проекта предъявить что-то будет сложно – ведь ты действительно не делал этого на работе и поручений таких тебе никто не давал.

Из этого следует простое правило – творчество в рамках личных проектов и выполнение трудовых обязанностей нужно строго разделять. Возможно, твои личные разработки будут посвящены тому же распознаванию образов, что и приложения, создаваемые на работе, но на деле между ними ничуть не больше общего, чем между анализом папирусов и сочинением стихотворений на эту тему. Если, конечно, ты не смешиваешь эти виды деятельности, и не копируешь код из одного приложения в другое (заодно с документацией и прочими полезными вещами).

По тонкому льду

Как только становится понятно, что разделять не получается – с одним из видов деятельности лучше закончить. Пилить собственные проекты на ресурсах работодателя – столь же неблагодарная затея, как и пытаться отобрать у работника то, что он создавал самостоятельно. Сошлюсь на печальную историю Rambler и NGINX, думаю, комментариев здесь не требуется.

Правда, часто понимание приходит тогда, когда ситуация уже зашла слишком далеко. Попробуем разобраться с самыми частыми проблемами такого положения вещей.

1. Я делал личный проект на рабочем компьютере, и как минимум частично - в рабочее время.

Спешу порадовать – права на разработанный софт отнюдь не обязательно перешли к работодателю. Как гласит п. 104 Пленума Верховного Суда от 23 апреля 2019 г. № 10, «сам по себе факт использования автором для создания произведения материалов работодателя не может служить основанием для вывода о том, что созданное автором произведение является служебным». Поэтому если этим проблема исчерпывается, а личный проект так же далек от задач работодателя, как стихи от живописи, то в принципе большая часть рисков для тебя связана с нарушениями трудового законодательства, в том числе положений внутреннего трудового распорядка и пр. Работать на себя или других заказчиков вместо работодателя в то время, которое оплачено твоей заработной платой – не только неэтично, но и незаконно.

2. Решения, использованные мной в личном проекте, похожи на решения, реализованные в том ПО, которое мы делали на работе.

Ключевой вопрос – насколько они похожи. Если в обоих проектах используется сортировка пузырьком, то беспокоиться не о чем – алгоритм сортировки широко известен и может применяться без каких-либо ограничений. Аналогичное утверждение справедливо для общего подхода к решению математической задачи, используемого и в рабочем, и в личном проекте, но реализованного в каждом приложении абсолютно по-разному. Риски использования таких «общих» концепций возникают только в том случае, если они на самом деле не очень общие, являются охраноспособными и запатентованы на имя твоей компании (это легко проверить в реестрах Роспатента). И, конечно, совершенно иначе ситуация выглядит в том случае, если ты просто позаимствовал из рабочего проекта пару десятков тысяч строк кода, наработанных командой за несколько лет работы. Эти наработки объективно принадлежат работодателю (хотя он и не всегда достаточно внимательно заботится об их учете), а их копирование напоминает элементарное воровство.

3. Я принес на работу крутую тулзу, которую написал дома по собственной инициативе, и теперь она используется практически всеми командами разработки.

Теперь в некрасивом положении работодатель – вообще-то получилось, что он бесплатно получил наработки, созданные тобой в свободное время за пределами трудовых обязанностей. Однако различить приложение, которое ты создал на работе, и написанное дома, бывает довольно трудно – особенно учитывая удаленку и гибкий график, против которого ты едва ли возражал. Поэтому работодатель вполне может считать упомянутую тулзу служебной. Конечно, доказывать этот факт в суде тоже придется работодателю, но по-хорошему лучше заранее проговорить с руководством ситуацию использования личных наработок, права на которые ты хотел бы сохранить за собой. Она имеет простое и понятное решение в виде лицензионного договора, который позволит обезопасить обе стороны.

4. На работе я участвовал в принятии решений о том, какое ПО мы будем распространять по открытой лицензии, и ряд моих решений был мотивирован желанием использовать это ПО в собственных целях.

Берегись. Ты принимал управленческие решения, и отвечаешь за них в соответствии с теми внутренними правилами, которые установлены в твоей компании, и тем уровнем ответственности, который был с ними связан. Стоит вспомнить неприятные слова «хищение», «мошенничество» и «присвоение». И да, возможно, это было коллегиальное решение, но кто же теперь сможет исключить сговор?

5. У нас на работе было много подрядчиков, которые решали одну и ту же задачу. Никто не смог ее толково решить, зато я понял, какой проект хотел бы запустить, и готовлюсь уволиться, отлично зная, что на рынке нет игроков, которые способны составить конкуренцию моему будущему решению.

У тебя есть существенное преимущество – на средства работодателя ты получил информацию о боли, для которой на рынке нет лекарства. Но ты не забирал ничьих наработок, и, стоит надеяться, не собираешься распространять конфиденциальную информацию, полученную в силу твоего служебного положения. Запуская собственный проект, ты принимаешь предпринимательские риски и вступаешь в свободную конкурентную борьбу – это твое право, и возможно, через пару лет твой бывший работодатель просто купит твой программный продукт или даже компанию целиком. В этом нет ничего криминального – немало успешных сделок в Долине появляются именно так.

Следи за собой, и будь осторожен

Итак, вернемся к началу разговора и зафиксируем несколько простых рекомендаций о том, как, будучи трудоустроенным в большой компании, в свободное время спокойно работать над собственным проектом:

1. Пока ты занимаешься проектом в свободное время – ты не нарушаешь никаких обязательств перед работодателем. Свобода творчества – неотъемлемое право, которое не может быть ограничено трудовым договором. Главное – не заниматься таким творчеством в рабочее время, которое в соответствии с условиями трудового договора выделено на решение творческих задач, соответствующих интересам работодателя.

2. Идеи, концепции, подходы к решению определенного класса задач не охраняются и могут быть воплощены тобой как их носителем в разной форме в разных проектах (личных, выполняемых на текущем или новом местах работы). Исключение составляют только запатентованные технологии, использования которых нужно тщательно избегать. Права на объективное выражение этих идей (программный код, документация, технические описания и пр.), создаваемое в рамках твоих трудовых обязанностей, принадлежат работодателю.

3. В целом, все, что создано на деньги работодателя и в его интересах – принадлежит компании, то, что создано тобой по собственной инициативе в свободное от основной работы время – принадлежит тебе. При этом личный проект вполне может быть похож на рабочие задачи с точки зрения, например, технологического стека, а в остальном два этих направления твоей деятельности стоит аккуратно и очень четко разделять.

Удачи в рабочих и личных проектах! :)

0
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда