{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Отчет ПЭК. Риски привлечения к ответственности

Приближается срок представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (далее – отчет ПЭК) .

Порядок и сроки представления отчета ПЭК утверждены приказом Минприроды России от 18.02.2022 № 109:

- отчет ПЭК представляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах I, II и III категорий НВОС, ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным, то есть срок предоставления отчета ПЭК за 2023 год – 25 марта 2024 года;

- отчет ПЭК представляется в территориальный орган Росприроднадзора или орган исполнительной власти субъекта РФ в зависимости от уровня надзора (лица, подведомственные ФСБ РФ, представляют отчет в ФСБ РФ) .

На что обратить внимание во избежание рисков привлечения к ответственности?

1. Как должен быть оформлен отчет ПЭК?

Положения законодательства:

  • Форма отчета ПЭК утверждена приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.
  • Отчет ПЭК может быть оформлен на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 3 Приложения 2 к приказу № 109).

Считается ли отчет ПЭК представленным в срок, если не соблюдена установленная форма?

Решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.12.2021 по делу № 7-440/2021

Фабула: Общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок обязанности по представлению в уполномоченный орган отчета ПЭК по форме и содержанию, установленному приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.

Позиция Общества: ошибочное представление отчета не той формы не указывает на нарушение установленного срока предоставления отчета ПЭК.

Позиция Суда: отсутствие в представленных отчетах ПЭК всей обязательной информации, предусмотренной актуальной формой отчета ПЭК, действующей на дату его предоставления, указывает на неисполнение обязанности по предоставлению данной отчетности, что, в свою очередь, является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.

Вывод – несоблюдение установленной формы отчета ПЭК может быть расценено, как непредоставление отчета, и повлечь привлечение е административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.

2. Что считается датой предоставления отчета ПЭК – дата его направления или дата получения уполномоченным органом?

Положения законодательства:

- на бумажном носителе:

  • при представлении отчета ПЭК непосредственно в уполномоченный орган – дата отметки такого органа о получении отчета, проставляемой на бумажном носителе;
  • при направлении отчета ПЭК почтовым отправлением — дата почтового отправления.

- в электронном виде:

  • для объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) – дата размещения отчета ПЭК через «Личный кабинет природопользователя», на официальных сайтах Росприроднадзора и его территориальных органов в интернете;
  • для объектов, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору) – дата размещения отчета ПЭК в электронном сервисе (Интернет-ресурсе) , определенном для приемки отчетов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Вывод – последняя дата представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля не позднее 23:59:59 24 марта года, следующего за отчетным, то есть – 23:59:59 24 марта 2024 года.

3. Необходимо ли включать в таблицу 2.2 отчета ПЭК результаты контроля, полученные расчетным методом?

Положения законодательства, а именно форма указанной таблицы отчета ПЭК и наименования граф, не дают четкого понимания о том, необходимо ли вносить в отчет сведения, полученные расчетным методом, и ранее вызывали множественные споры.

Позиция Минприроды России, выраженная в письме от 07.11.2019 № 12-44/27613, указывала на необходимость отражения таких сведений: «Рекомендуем в графе 10 таблицы 2.2 формы Отчета «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» указывать дату отбора проб, а в графе 12 дать пояснения в части установленной Планом-графиком периодичности контроля по данному веществу.»

Одновременно суды, ввиду неочевидности наличия такого требования в Приказе № 261, зачастую поддерживали природопользователей и высказывали обратную позицию.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022 № 08АП-2620/2022 по делу № А70-10854/2021

Фабула: Обществу вменяется представление неполных сведений по программе производственного экологического контроля.

Позиция Общества: утвержденная форма отчета ПЭК не предполагает внесение результатов контроля расчетным методом. В соответствии с п. 7 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522), в графе 8 рекомендуется указывать фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (грамм в секунду) по результатам лабораторных исследований. При этом в графе 10 рекомендуется указывать дату отбора пробы.

Позиция Росприроднадзора: в таблице 2.2 отчета ПЭК должны быть также отражены результаты контроля, полученные расчетным методом.

Позиция Суда: требование о необходимости отражения в таблице 2.2 отчета ПЭК показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников по результатам проведения контроля расчетными методами не соответствует принципу исполнимости.

В данном вопросе «переломным» моментом стало вступление 30 июня 2023 г. в силу новых Методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 30.06.2023 № 411. Согласно п. 7 данных Методических рекомендаций при заполнении таблицы 2.2 формы отчета ПЭК рекомендуется обратить внимание на следующее:

в графе 8 рекомендуется указывать фактические значения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (грамм в секунду) по результатам лабораторных исследований или значения, полученные расчетным методом контроля;

в графе 10 рекомендуется указывать дату отбора проб или дату проведения контроля расчетным методом;

в графе 12 в случае проведения контроля расчетным методом рекомендуется отметить, что объем выбросов определен расчетным методом с указанием использованной методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по каждому веществу, а также указать методику, согласно которой проводились измерения (расчеты) .

Вывод – начиная с отчета ПЭК за 2023 год в таблице 2.2 «Результаты контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» в обязательном порядке также должны быть указаны результаты производственного контроля, полученные расчетными методами.

4. Законно ли требование о возмещении ущерба окружающей среде (водному объекту) , рассчитанного на основании отчета ПЭК?

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.01.2022 № Ф02-8006/2021 по делу № А19-5847/2021

Фабула: Общество произвело сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в реку Ангара. В месте поступления в водный объект неочищенных сточных вод концентрация загрязняющих веществ в реке превысила предельно допустимые величины, установленные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552. В адрес Общества направлено требование о двозмещении вреда, размер которого определен на основании Методики № 87.

Позиция Общества: размер причиненного вреда не доказан, поскольку пробы воды отобраны вне места спорного сброса сточных вод и до установленной даты аварии. Использование в расчете данные проб, которые были отобраны самим Обществом, недопустимо.

Позиция Суда: определение концентрации поступивших вредных веществ на основании усредненных данных производственного экологического контроля качества сточных вод, предоставленных Обществом, правомерно. Факт сброса в водный объект неочищенных вод, содержащих загрязняющие вещества с превышением установленных законодательством предельно допустимых норм, повлекших негативные изменения в экологической системе водного объекта (река Ангара) , доказан, а значит имеются правовые основания для взыскания убытков.

Аналогичная позиция по вопросу допустимости использования при расчете вреда данных отчета ПЭК высказана судами и в других судебных актах (см. напр. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.08.2022 № Ф02-3986/2022 по делу № А69-164/2022; Постановление Семнадцатого арбитражного суда 08.122023 № 17АП-11298/2023-АК по делу № А60-41325/2022)

Позиция Суда: не является нарушением Закона № 248-ФЗ использование в качестве доказательств по иску о возмещении вреда, причиненного водным объектам, протоколов анализа (испытаний) проб сточной воды, оформленных в рамках производственного экологического контроля в соответствии с требованиями статьи 67 Закона № 7-ФЗ.

Вывод – в случае указания в отчете ПЭК концентраций загрязняющих веществ в сбросах, превышающих установленные нормативы, орган государственного экологического контроля (надзора) вправе рассчитать размер вреда, причиненного водному объекту такими сбросами и предъявить требование о его возмещении.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда