Майнинг и энергетика: нормативные требования и риски

Основной ресурс, потребляемый при майнинге, – электроэнергия. Это определяет необходимость выявления требований электроэнергетического законодательства и ключевых юридических рисков, с которыми при энергопотреблении могут столкнуться майнеры.

При подготовке материала мы исходили из отнесения майнера к категории субъекта розничного рынка электроэнергии и покупателя, приобретающего энергию для собственных производственных нужд. Поэтому перечень приведенных в данном материале нормативных требований подобран исходя из вышеописанных параметров.

Нормы законодательства не содержат специальных положений о майнинге. Но, поскольку майнинг законом не запрещен, на него распространяются общие требования, предъявляемые к покупателю энергии.

Среди них следует особо выделить предписания, связанные с технологическим присоединением, заключением договоров на покупку энергии, с приборным учетом энергии, ее оплатой и др.

1. Технологическое присоединение

Технологическое присоединение является обязательным техническим и юридическим атрибутом отношений энергоснабжения. Согласно п. 2 ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.

Таким образом для обеспечения майнинговой деятельности электроэнергией, лицу, осуществляющему такую деятельность, необходимо осуществить технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств к электрическим сетям.

Вопросы технологического присоединения регулируются ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

При этом нереализация техприсоединения может быть признана самовольным подключением к электрическим сетям, что, в свою очередь, сопряжено с нижеуказанными рисками.

Взыскание стоимости бездоговорного потребления энергии

Самовольное подключение к электрическим сетям и потребление электроэнергии в отсутствие реализованной процедуры технологического присоединения может отвечать признакам бездоговорного потребления энергии.

В соответствии с п. 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442), бездоговорное потребление электрической энергии – это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.

Негативным фактором признания потребления электроэнергии бездоговорным является определение объемов энергопотребления расчетным методом, при котором объемы обязательств потребителя по оплате электроэнергии значительно превышают обязательства потребителя, которые сформировались бы при его надлежащем техприсоединении.

Согласно пункту 84 Основных положений № 442 стоимость объема бездоговорного потребления рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений № 442.

Привлечение к уголовной ответственности

Самовольное подключение к электрическим сетям и потребление электроэнергии в отсутствие реализованной процедуры технологического присоединения может быть признано причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ).

Именно к такой квалификации потребления энергии в отсутствие реализованной процедуры техприсоединения на практике приходят правоохранительные органы.

Согласно ст. 165 УК РФ причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения, совершенное в крупном размере, – наказывается штрафом в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового, либо лишением свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.

Указанное деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой или причинившее особо крупный ущерб, – наказывается принудительными работами на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.

Привлечение к административной ответственности

Самовольное подключение к электрическим сетям и потребление электрической энергии в отсутствие реализованной процедуры технологического присоединения, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, могут повлечь за собой применение мер административного воздействия, предусмотренных ст. 7.19 КоАП РФ.

За нарушение ст. 7.19 КоАП РФ предусмотрена следующая ответственность: административный штраф на граждан в размере от 10 000 руб. до 15 000 руб.; на должностных лиц – от 30 000 руб. до 80 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц – от 100 000 руб. до 200 000 руб.

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 000 руб. до 30 000 руб.; на должностных лиц – от 80 000 руб. до 200 000 руб. или дисквалификацию на срок от 2 до 3 лет; на юридических лиц – от 200 000 руб. до 300 000 руб.

2. Заключение договора на покупку энергии

Электрическая энергия реализуется на розничных рынках на основании следующих договоров:

  • договор энергоснабжения;
  • договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

Для обеспечения майнинговой деятельности необходимо заключить один из вышеуказанных договоров.

Вопросы совершения указанных сделок урегулированы §6 гл. 30 ГК РФ и разделом III Основных положений № 442.

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.

По договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).

Таким образом разница между договором энергоснабжения и договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) состоит в объеме обязательств продавца энергии. Объем обязательств по договору энергоснабжения больше, чем объем обязательств по договору купли-продажи и, помимо обязанности по подаче энергии покупателю, предполагает еще и урегулирование взаимоотношений с сетевой организацией по передаче электроэнергии в адрес покупателя.

Потребление электроэнергии в отсутствие заключенного договора, опосредующего приобретение электроэнергии, может быть признано бездоговорным.

В соответствии с п. 2 Основных положений № 442 бездоговорное потребление электрической энергии – это в т.ч. потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.

Негативным фактором признания потребления электроэнергии бездоговорным является определение ее объемов расчетным методом, при котором объемы обязательств потребителя по оплате электроэнергии значительно превышают обязательства потребителя, которые сформировались бы при заключенном договоре.

Согласно пункту 84 Основных положений № 442 стоимость объема бездоговорного потребления рассчитывается сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства лица, осуществлявшего бездоговорное потребление электрической энергии, и взыскивается такой сетевой организацией с указанного лица на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X Основных положений № 442.

3. Приборный учет энергии

Согласно частям 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Вопросы организации приборного учета электроэнергии урегулированы разделом X Основных положений № 442. Лицу, осуществляющему майнинговую деятельность, необходимо в определенных законом случаях обеспечить надлежащий приборный учет потребляемой электроэнергии.

При этом согласно п. 2 Основных положений № 442 безучетное потребление – это потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и законом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

Безучетное потребление составляют следующие нарушения:

  • нарушение пломб и знаков визуального контроля, установленных на приборе учета, а также на элементах измерительного комплекса;
  • механические повреждения прибора учета, а также элементов измерительного комплекса;
  • несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета);
  • несоблюдение обязанности по своевременной поверке элементов измерительного комплекса;
  • иные действия (бездействие) потребителя, которые приводят к искажению показаний прибора учета.

Негативным фактором признания потребления электроэнергии безучетным является определение ее объемов расчетным методом, при котором объемы обязательств потребителя по оплате электроэнергии значительно превышают обязательства потребителя, которые сформировались бы при надлежащем учете.

Согласно п. 187 Основных положений № 442 объем безучетного потребления в отношении потребителей электрической энергии (мощности) определяется с применением расчетного способа, предусмотренного подпунктом «а» пункта 1 приложения № 3 к Основным положениям № 442, как произведение максимальной мощности и количества часов в расчетном периоде.

Объем безучетного потребления определяется с даты предыдущей проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, – определяется с даты, не позднее которой она должна была быть проведена в соответствии с Основными положениями № 442) до даты выявления факта безучетного потребления и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

4. Оплата электроэнергии

Оплата принятой электроэнергии является одной из основных обязанностей покупателя энергии (п. 1 ст. 539, п. 1 ст. 544 ГК РФ, п. 82 Основных положений № 442).

Так, например, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:

  • 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10 числа этого месяца;
  • 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25 числа этого месяца;
  • стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.

Ненадлежащее исполнение обязательств по оплате энергии (как в части объема, так и в части сроков оплаты) сопряжено с рядом рисков.

Ограничение энергоснабжения

В соответствии с абз. 2 пп. «б» п. 2 и пп. «а» и «б» п. 4 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила ограничения № 442), в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности), то гарантирующий поставщик, энергосбытовая, энергоснабжающая организация вправе инициировать введение ограничения режима потребления электрической энергии.

Взыскание расходов на введение ограничения режима потребления электроэнергии

В соответствии с п. 20 Правил ограничения № 442 инициатор введения ограничения, являющийся гарантирующим поставщиком, энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией или производителем электрической энергии на розничном рынке, вправе потребовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке с потребителя, в отношении которого было введено ограничение режима потребления, компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой действий исполнителя (субисполнителя) по введению ограничения режима потребления такого потребителя и возобновлению подачи электрической энергии. Размер компенсации понесенных инициатором введения ограничения расходов не может превышать 10 000 рублей (для граждан-потребителей электрической энергии – 1 000 рублей).

Взыскание неустойки

В соответствии с п. 2 ст. 37 Закона № 35-ФЗ потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Односторонний отказ от исполнения договора на приобретение энергии

В соответствии с п. 53 Основных положений № 442, в случае если по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем (покупателем) не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.

5. Иные обязательные требования

Законодательство предусматривает и иные важные требования, предъявляемые к приобретателю электроэнергии. Применительно к лицу, осуществляющему майнинг, среди таких требований следует особо выделить:

  • соблюдение предусмотренного договором энергоснабжения режима потребления энергии (п. 1 ст. 539 ГК);
  • обеспечение безопасного режима эксплуатации находящихся в ведении потребителя энергетических сетей и исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539, п. 1 ст. 543 ГК);
  • обязанность немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией (п. 1 ст. 543 ГК РФ).

Актуальность указанных нормативных требований обусловлена тем, что майнинг, как правило, требует значительных объемов энергопотребления и может перегружать энергетическую инфраструктуру. Таким образом, майнинг, будучи энергоемким процессом, может провоцировать аварийность (в т.ч. увеличивать риск возникновения пожаров), выход из строя энергооборудования и, как следствие, причинение убытков владельцам электросетевой инфраструктуры и другим лицам.

Данные проблемы особенно актуальны применительно к майнингу в многоквартирных домах, где электросеть в основном рассчитана на стандартные бытовые приборы. В связи с этим важно учитывать законодательные запреты, распространяющиеся на владельцев помещений в многоквартирных домах.

Так, например, согласно пп. «а», «е» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, потребитель не вправе:

  • использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей;
  • o несанкционированно подключать оборудование к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Несоблюдение вышеописанных нормативных требований сопряжено с юридическими рисками.

Так, в силу п. 1 ст. 547 ГК РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона, составляющих обязательства покупателя по договору энергоснабжения, покупатель, нарушивший соответствующее обязательство, обязан возместить причиненный этим реальный ущерб.

При этом в силу п. 2 ст. 15 ГК РФ под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества. Соответственно, в данном случае взыскание с покупателя энергии упущенной выгоды (неполученных доходов, которые пострадавшее лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено) не предполагается.

Указанные ориентиры взыскания убытков применимы к отношениям между покупателем и продавцом энергии.

Что касается убытков, причиненных другим лицам, то в данном случае применяются общие нормы закона, предполагающие возможность взыскания убытков в полном объеме (как в части реального ущерба, так и в части упущенной выгоды) (п. 1 ст. 15 ГК РФ).

В данный материал включены лишь общие и наиболее значимые требования законодательства, предъявляемые к майнингу. При этом важно учитывать, что в зависимости от фактических условий и способов осуществления майнинга в каждом конкретном случае регулирование требует отдельного анализа на предмет выявления дополнительных нормативных положений, применимых к майнингу.

Начать дискуссию