{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Юриспруденция без юристов, суды без заседаний»

О чем говорили на British Legal Technology-2020 в Лондоне?

10 марта 2020 года в Лондоне прошел Британский форум юридических технологий. Фокусируясь на переосмыслении бизнес-права, инновациях юридических фирм, дизайн-мышлении, проблемах предоставления услуг, машинном обучении и кибербезопасности, форум собрал около 1200 лидеров юриспруденции, чтобы обсудить, как передовые технологии будут сопровождать в будущем юристов и истцов. Основатель PLATFORMA Ирина Цветкова посетила форум и передает с места событий.

Профессор Ричард Сасскинд подробно рассказал о будущем правового ландшафта. Сасскинд выступает за радикальное переосмысление судебных систем во всем мире, поскольку это могло бы “помочь устранить все виды явной несправедливости”.

По его мнению, большинство споров в будущем будут решаться в онлайн-судах, а не на физических слушаниях. За исключением особо сложных случаев. Зачем нужен переход к онлайн-судам? Основная причина перемен заключается в том, что судебные системы во всем мире в значительной степени разрушены. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, более 4 миллиардов человек живут вне защиты закона и судов. Например, 100 млн людей в Бразилии и 30 млн в Индии правосудие фактически недоступно.

Даже в странах, претендующих на самые передовые правовые системы, рассмотрение гражданских дел стоит слишком дорого и занимает слишком много времени, а сам процесс понятен только юристам. Примечательно, что традиционная судебная система становится все более недоступной и для крупного бизнеса.

Сасскинд считает, что всем странам нужно преобразовать свои судебные системы, поскольку это улучшит доступ к правосудию, и что нужно сделать это, даже если такая трансформация будет далека от совершенства. В первую очередь это касается гражданских споров с низкой стоимостью.

По мнению Сасскинда, суд не обязательно должен быть физическим пространством.

"Суд - это сервис”, - считает он. В итоге все страны должны прийти к онлайн-судейству, где слушание “непрерывно” в течение определенного периода времени. Юридическим школам и профессиональным учебным заведениям стоит рассказывать об онлайн-разрешении споров во всех курсах, связанных с судебным разбирательством и арбитражем. Кроме того, начинающим юристам имеет смысл принять участие в разработке онлайн-судов или подготовиться к ведению судебных разбирательств в режиме онлайн.

У идеи с повсеместным введением онлайн-судов есть два аспекта.

Первый - "онлайн-судейство", которое включает в себя рассмотрение дел обычными судьями, но доказательства и аргументы представляются судьям через онлайн-сервис, и судьи затем выносят решения в виртуальном зале заседаний или через онлайн-платформу. Конечно, это имеет смысл для многочисленных гражданских споров (хотя, что интересно, подобные методы уже используются в коммерческих арбитражах с высокой стоимостью).

Этот переход от синхронной к асинхронной судебной системе - не просто совершенствование процесса. Оно требует радикальных изменений. Даже в первом поколении онлайн-судов, когда судьи (а не системы на основе искусственного интеллекта) решают дела, онлайн-судейство отнимает много времени — публичные слушания, день в суде, прямое взаимодействие с другими людьми. С другой стороны, опыт работы с операционными системами показывает, что это поможет сделать суды намного более простыми и комфортными.

Второй аспект - "расширенный суд". Идея здесь заключается в том, что технологии позволяет предоставлять услуги с гораздо более широкими полномочиями, чем традиционные суды. Дополнительные услуги включают инструменты, помогающие пользователям понять свои права, обязанности и открывающиеся перед ними возможности, средства, которые помогают упорядочить свои доказательства и сформулировать свои аргументы, а также системы, которые консультируют или обеспечивают внесудебное урегулирование, не в качестве альтернативы государственной судебной службе, а как ее часть.

Заглядывая гораздо дальше вперед, мы можем также представить себе второе поколение онлайновых судов, в которых искусственный интеллект будет играть определенную роль в предоставлении целенаправленных юридических консультаций пользователям судов, в предоставлении возможностей сторонам разрешать споры без вмешательства человека и даже в принятии решений. “До этой стадии еще несколько лет, и она может показаться странной, если не сказать крамольной. Но если мы хотим иметь хоть какой-то шанс на преодоление отставания во всем мире и серьезно подходим к вопросу о доступе к правосудию, мы должны смотреть именно в этом направлении, - резюмировал Сасскинд.

На форуме также выступили представители Deloitte, Bradford & Barthel, Amazon Web Services, Quantum Jurist, Vodafone, Linklater, Оксфордского и Стэнфордского университетов. Помимо искусственного интеллекта в этом году обсуждали широкий круг оперативных вопросов, связанных с использованием технологий в юридическом секторе: стимулирование ИТ-инноваций в юридических фирмах, трансформацию с использованием облачных технологий, проблемы кибербезопасности, эффективное использование данных и соблюдение требований по защите данных. Кроме того, более 90 ведущих поставщиков решений продемонстрировали новые технологические продукты и услуги для юридического рынка.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда