Как быстро и без ошибок зарегистрировать товарный знак

Подробный гайд по теме

Мы продолжаем говорить о регистрации товарного знака в России. О том, что это крайне важно и защитит ваш бизнес, мы рассказали ранее на примере социальной предпринимательницы Екатерины Матанцевой (а также писали о том, чем грозит отсутствие регистрации). Иными словами, зачем регистрировать товарный знак, разобрались. Осталось понять, как это сделать. Наша инструкция поможет вникнуть в нюансы и составить пошаговый план действий

Итак, регистрация товарного знака (ТЗ) помогает защитить продукт на рынке и отстоять свои права в случае споров с конкурентами или недобросовестными компаниями. Товарные знаки регистрирует Федеральная служба по интеллектуальной собственности – Роспатент. Это ведомство контролирует сферу интеллектуальной собственности в России. Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) проводит экспертизы и принимает документы.

Виды ТЗ: как может выглядеть ваш товарный знак

Создание товарного знака предоставляет обширное поле для творчества: уникальное лицо компании можно представить рынку несколькими различными способами.

  • Самые популярные варианты – словесный ТЗ – слоган или слово или изображение (логотип). Распространен и комбинированный вариант – слова в сочетании с изображением. Кстати говоря, комбинированный знак – самый надежный с точки зрения защищенности. Самые яркие примеры ТЗ – названия и эмблемы марок автомобилей (Volkswagen, Toyota и другие). Или, например, ТЗ торговых сетей («Пятерочка», «Глобус»).
  • Знак-форма – еще один вариант решения ТЗ. В этом случае регистрируется форма товара, или его уникальная упаковка – то, что легко узнаётся потребительской аудиторией и сразу напоминает о бренде. Скажем, всеми нами узнаваема форма бутылки Coca-Cola или коробки Raffaello – с неизменными шариками, облепленными кокосовой стружкой. Товарный знак Toblerone – это не только треугольная упаковка, но и сам шоколад тоже треугольной формы, другого такого нет. Кстати, с этим ТЗ случилась интересная история: в 2023 году мясоперерабатывающий завод «Ремит» направил в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «Тоблерон»: компания хотела выпускать под этой маркой колбасу и мясные деликатесы, причем колбасу делать треугольной формы. Чем закончилась эта инициатива, неизвестно.
  • Популярный вариант – регистрация цветового ТЗ, то есть брендирование в собственных цветах. Скажем, это зеленый цвет бренда Сбербанка (причем совершенно конкретный оттенок). В 1998 году «Tiffany & Co» зарегистрировала в качестве ТЗ бирюзовый цвет для некоторых видов своих товаров.
  • Товарный знак может быть также звуковым (допустим, музыкальные позывные у радиостанций или телепередач), тактильным (обычно на товарах для слабовидящих), изменяющимся(мультимедийное изображение).
  • Наряду с перечисленными, существует такая разновидность, как обонятельный ТЗ. Тут есть интересный нюанс: товарный знак не может быть товаром, поэтому, например, компания Chanel не смогла сделать товарным знаком свой аромат «Шанель № 5». Несмотря на эту сложность, товарные знаки, представляющие собой тот или иной аромат, успешно регистрируются во всем мире. Так, натуропарфюмер Наталья Коляго в 2011 году получила первое в России свидетельство на обонятельный товарный знак. Предпринимательница зарегистрировала в качестве ТЗ своего бренда аромат дорогой кожи, считая, что это создаст цепь позитивных ассоциаций у поклонников её продукции.

Что не может быть товарным знаком

Сразу стоит знать, что никак не получится зарегистрировать в качестве товарного знака. Нельзя с качестве ТЗ регистрировать изображения или наименования официальных символов (это гербы, флаги, ордена и так далее). Также невозможно зарегистрировать обозначения, противоречащие морали и общественным интересам. Наконец, вам не разрешат зарегистрировать ТЗ, если он вводит потребителя в заблуждение.

Наконец, есть символы и понятия, известные во всей стране (или в мире) и в каком-то смысле являющиеся достоянием общества. Например, тульский пряник или русский балет. Сделать их чьим-то товарным знаком тоже нельзя.

Кстати, нередко подобные изображения или понятия становятся предметом спора. Так, считалось, что товаром (и, соответственно, понятием) является оренбургский пуховый платок. Однако вязальная фабрика в Орске несколько лет назад смогла запатентовать региональный бренд – и с тех пор успешно выигрывает суды, связанные с ТЗ.

Как проверить уникальность товарного знака

Бывает, в голове крутится мелодия – и кажется, что она взялась ниоткуда. А потом оказывается, что эти «ничейные» звуки уже давно используются в каком-то известном произведении. Подобное то и дело случается и при разработке товарного знака!

Если созданный вами товарный знак окажется похожим на бренд другого производителя, вам не разрешат его зарегистрировать, и все ваши труды будут напрасны. Существуют даже административные штрафы за плагиат (сумма внушительная – до 5 млн рублей).

Выяснить, нет ли в вашем ТЗ каких-то повторений и отсылок к другим брендам, поможет база ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности». С этим же запросом можно обратиться в патентное бюро, заказав там услугу проверки на уникальность. Так или иначе, вам необходимо убедиться, что в вашем знаке отсутствует графическое, семантическое, фонетическое и другие сходства с уже существующими ТЗ.

Какие документы нужны для регистрации ТЗ

После того, как вы разработали концепцию и оформление ТЗ, наступает, собственно, момент подачи заявки на регистрацию. С тем, как правильно заполнить все документы, поможет разобраться сайт Роспатента.

В заявке на государственную регистрацию товарного знака нужно будет подробно описать ваш ТЗ: его тип, смысловое значение, элементы, из которых он состоит. Если в знаке использованы аббревиатуры, их нужно расшифровать, если иностранные слова – дать перевод и их значение.

Также при заполнении документа предстоит выбрать, к какому классу (группе) относится ваш товарный знак. Международный классификатор товаров и услуг (МКТУ) содержит 45 групп, по которым разбиты товары и услуги.

В дополнение к этому потребуется согласие на обработку персональных данных.

Сколько стоит регистрация ТЗ

При подаче документов необходимо оплатить госпошлину. На сегодняшний день она составляет 3500 рублей за саму заявку, а также 1000 рублей за каждый из классов МКТУ.

Экспертиза регистрируемого товарного знака стоит 11500 рублей плюс 2500 рублей за каждый из классов МКТУ.

Сама регистрация ТЗ обойдется в 16000 рублей. Еще 2000 рублей понадобится выделить на оформление свидетельства.

При этом подача документов в электронном виде позволит вам сэкономить 30% от названных сборов. Самозанятые, которым с лета 2023 года разрешено иметь собственные товарные знаки, могут получить на регистрацию ТЗ небольшой льготный кредит.

Как подать документы на регистрацию

Существует целых пять способов подачи документов на регистрацию ТЗ.

  • Как уже было сказано, подать документы можно онлайн – через Госуслуги или сайт ФГБУ ФИПС «Федеральный институт промышленной собственности». Однако этот вариант подходит лишь тем, у кого есть электронная подпись.
  • При отсутствии электронной подписи можно распечатать все документы и отправиться в Роспатент лично…
  • … или отправить собранные документы в Роспатент «Почтой России».
  • Ещё один удобный вариант – обратиться в Центр «Мой бизнес» в своем регионе. Здесь предлагают комплексную услугу: вас проконсультируют по формам и видам товарных знаков, помогут разобраться в классах товаров и услуг и в процедуре оплаты госпошлин, подготовят вашу заявку и подадут её в Роспатент.
  • Наконец, можно обратиться в патентное бюро, и тогда регистрацией вашего товарного знака займется патентный поверенный.

Сколько действует свидетельство на ТЗ

Процедура регистрации товарного знака небыстрая, лучше сразу настроиться на ожидание длиной в шесть-восемь месяцев. Полученное вами свидетельство на ТЗ будет действительно в ближайшие десять лет. По его истечении право на ТЗ можно продлить, для этого придется пройти повторную регистрацию. Важно не упустить этот момент, чтобы им не воспользовались ваши конкуренты.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда