Сравниваем оферты двух интернет-магазинов

Читать статьи юристов часто довольно скучно: сложные фразы, непонятные слова (даже когда, по заветам Ильяхова, пишут и сокращают).

В закладки

Интереснее разбирать ситуации на конкретных примерах. Поэтому мы решили сравнить оферты (договоры купли-продажи) двух интернет-магазинов одежды: https://12storeez.com и https://www.oodji.com.

Цель сравнения проста: обратить внимание на частые ошибки при составлении и размещении документа. Но сразу сделаем оговорку: анализируя документ, размещенный в сети, нужно понимать, что «за кадром» остаются внутренние процессы компании и они могли стать причиной того или иного пункта, который на первый взгляд кажется неверным.

Размещение

На обоих сайтах оферты размещены в форме регистрации и в «подвале» (это дает возможность сразу ознакомиться с текстом или вернуться к нему после заказа). В обоих случаях ссылка кликабельна и пользователь сможет прочитать документ.

Если тексты менялись, можно сделать архивные копии – в таком случае покупателю будет легко понять, какая версия документа действовала на конкретную дату (в случае спора это бывает важно).

Акцепт договора

https://12storeez.com/info/oferta

Акцепт – Акцептом настоящей Публичной оферты считается оформление Покупателем заказа на Товар в соответствии с условиями Публичной оферты.

https://www.oodji.com/shop/user_agreement/

«Акцепт» – полное и безоговорочное принятие Покупателем условий Договора. Акцептом является факт оформления Покупателем Заказа на предложенный Продавцом товар. Оформление Заказа означает принятие (согласие) Покупателя с условиями настоящей Оферты в полном объеме без каких-либо ограничений, изъятий, оговорок или исключений.

В обоих вариантах акцептом является факт оформления заказа. Это самый очевидный вариант, но важно четко прописать, что будет тем самым моментом: нажатие кнопки «Заказать», подтверждение заказа менеджером магазина или что-то другое.

Почему это важно – только после этого начнут «работать» условия договора.

В одной из оферт про заказ указано следующее:

4.1. Заказ Товара осуществляется Покупателем одним из следующих способов: – самостоятельно с использованием сервиса Сайта Продавца; – путем обращения по контактному телефону Продавца 8 (800) 775-45-44.

4.3. Факт получения Заказа Покупателя подтверждается Продавцом одним из следующих способов: – путем совершения Продавцом исходящего звонка по одному из контактных телефонов, указанных Покупателем, и последующего подтверждения Покупателем сведений, содержащихся в Заказе, и/или уточнения условий Доставки; – направлением Продавцом сообщения по адресу электронной почты Покупателя. При этом Заказ принимается Продавцом к исполнению только после согласования состава Заказа, его стоимости и способа доставки и соответствующего уведомления Покупателя Продавцом.

Если сопоставлять эти положения с моментом акцепта, то непонятно, от чего считать: от оформления заказа покупателем или от подтверждения факта получения продавцом.

В другом договоре все сложнее

1.5.1. Публичная оферта признается акцептованной Посетителем Сайта / Покупателем с момента оформления Покупателем Заказа без авторизации на Сайте, а также с момента принятия от Покупателя Заказа через страницу Сайта «форму заказа», которая открывается в случае перехода на страницу «оформить заказ» в разделе Корзина.

1.5.2. Договор, заключаемый на основании акцептирования Покупателем настоящей оферты, является договором присоединения, к которому Покупатель присоединяется без каких-либо исключений и/или оговорок.

1.5.3. Факт оформления заказа Покупателем является безоговорочным фактом принятия Покупателем условий данного Договора. Покупатель, приобретший товар в Интернет-магазине Продавца (оформивший заказ товара), рассматривается как лицо, вступившее с Продавцом в отношения на условиях настоящего Договора.

1.6. Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи Продавцом Покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара.

3.6. Заказ Покупателя оформляется в соответствии с процедурами, указанными на Сайте в разделе «Корзина».

Что тут обращает на себя внимание:

– Акцепт – это момент заказ, но договор розничной купли продажи – это выдача чека. Тогда что за договор акцептован сейчас – непонятно.

– Как и в первом договоре: что считать конкретным моментом акцепт – неясно.

Справедливости ради стоит отметить, что идея перенести момент «подписания» договора розничной купли-продажи здравая. Именно с этого момента начинается ответственность продавца за нарушение сроков поставки или непоставку. А до этого заказ можно аннулировать в одностороннем порядке. Именно эту логику заложили авторы в оферту:

В случае отсутствия заказанных Покупателем Товаров на складе Продавца последний вправе исключить указанный Товар из Заказа / аннулировать Заказ Покупателя, уведомив об этом Покупателя путем направления соответствующего электронного сообщения по адресу, указанному Покупателем при регистрации.

Правда, в таком случае саму оферту стоило сделать по модели лицензионного договора и отдельным документом – договор розничной купли-продажи (который вступает в силу после выдачи чека).

Спорные пункты

Аннулирование заказа: в случае аннуляции полностью предоплаченного Заказа стоимость аннулированного Товара возвращается Продавцом Покупателю способом, которым Товар был оплачен.

При оплате заказа договор розничной купли-продажи считается акцептованным, а значит, просто так аннулировать заказ (то есть расторгнуть договор) нельзя.

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом соответствующего сообщения покупателя о намерении заключить договор. В случае недоставки продавец может быть привлечен к ответственности.

Снятие ответственности за нарушение сроков доставки: в оферте сайта https://12storeez.com продавец указывает, что не отвечает за сроки.

Продавец старается максимально соблюдать согласованные сроки доставки. Продавец не несет ответственность за возможные задержки в доставке ввиду непредвиденных обстоятельств, произошедших не по вине Продавца.

Но давайте посмотрим на это с точки зрения закона: если договор заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано, то по месту его жительства.

За нарушение продавцом сроков передачи товара покупателю продавец несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Получается, что такой пункт нарушает закон и формирует у продавца ложные надежды.

Согласие на рассылку: в одной из оферт «вшито» согласие на рассылку.

Продавец имеет право отправлять информационные, в том числе рекламные сообщения, на электронную почту и мобильный телефон Пользователя/Покупателя с его согласия, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение сообщения. Пользователь/Покупатель вправе отказаться от получения рекламной и другой информации без объяснения причин отказа путем информирования Продавца о своем отказе по телефону либо посредством направления соответствующего заявления на электронный адрес Продавца.

Но это может повлечь штрафы за нарушение закона о рекламе, так как все чаще ФАС склоняется к необходимости дать пользователю возможность отказаться от рассылки, а в случае включения пункта в текст договора это невозможно.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "ООО "ЮК "Зарцын и партнеры"", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 3, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 114655, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 24 Mar 2020 10:45:36 +0300", "is_special": false }
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир