{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Чек-лист: как вернуть деньги за тур, в который вы не полетите

Очень вероятно, что эта статья для многих будет актуальной. Коротко и ясно рассказываю, в каких случаях вы можете вернуть деньги за тур, сколько получите и какой порядок действий вам нужен. Сохраняйте, вдруг пригодится.

В обозримом будущем туркомпаниям и авиаперевозчикам «прилетят» запросы на возврат путевок. По понятным причинам. Вернуть свои деньги может каждый потребитель, и неважно, что за окном – COVID-19 или что-то другое. И на это у него есть ряд причин.

Когда можно вернуть деньги за тур

В соответствии с законом, вы можете отказаться от тура в любой момент и вернуть свои деньги. Что касается авиабилетов, важно, чтобы билет был возвратный – он стоит дороже, но с его помощью можно легко «откатить» покупку тура назад и потребовать возврата средств. Если билет невозвратный – начнутся танцы с бубнами, потому что по закону вам могут отказать в выплате. Рассчитывать можно лишь на «неиспользованные суммы», взимаемых перевозчиком в пользу других организаций. От общей стоимости путевки это мизерные деньги.

Законные причины:

  • ухудшение условий в месте пребывания – война, гражданские беспорядки, стихийные бедствия, смена туристической политики
  • решение туроператора перенести сроки вашей поездки «в одного» и без согласования с вами
  • непредсказуемый рост цен на рынке пассажирских перевозок – когда авиакомпании (далее – АК) ощутимо увеличивают цену на билеты
  • форс-мажорные обстоятельства, которые не зависят от туриста – он заболел, его госпитализировали, отказали в выдаче визы или поменялась турполитика РФ

Сколько денег можно получить?

По закону вам должны вернуть всю сумму за вычетом расходов, которые понес турагент.

Основания:

Причины, не зависящие от сторон:

  • заявление Министерства иностранных дел РФ с рекомендациями воздержаться от поездок в страну
  • информация Ростуризма об угрозах безопасности туристов в данном регионе
  • иные нормативные акты / документы, принятые и вступившие в силу

Это как раз про форс-мажорные обстоятельства, наступление которых не зависит ни от одной стороны. Вот как сейчас, например.

Избежать разговоров на тему COVID-19 невозможно. Поэтому ответ от меня, основателя сервиса финансирования судебных процессов и моих коллег-юристов, такой: никто ничего не знает. Юристы понятия не имеют, как будет проходить возврат денежных средств в этой ситуации. За сутки мы получаем столько новостей, столько раньше получали за полгода – туристические компании в агонии ждут поддержки правительства, авиакомпании объявляют режим простоя, а российские туристы до сих пор не могут ни улететь, ни вылететь. Какие меры примут в итоге и как получить деньги – вопрос времени. Напишу об этом сразу, как появится информация и хоть какая-то судебная практика по этому вопросу. Будьте здоровы.

Сколько денег можно получить?

Если вы еще не выехали в опасный регион, вам вернут полную стоимость тура. Если вы уже в поездке, туроператор обязан вернуть сумму за не оказанные вам услуги – например, вы находитесь в опасном регионе 2 дня из 14 дней. Спешно пакуете чемоданы и улетаете на родину. Соответственно, оставшиеся 12 дней вы не отгуляли – вот за них вам и вернут деньги.

Основания:

Личные причины:

  • человек заболел / заболели его близкие
  • ухудшилось финансовое положение и лететь отдыхать стало не на руку
  • любая другая веская причина

По сути, сюда можно отнести все ваши личные обстоятельства, из-за которых вы не можете улететь.

Сколько денег можно получить?

Стоимость тура за вычетом фактически понесенных турагентом расходов. Подробные условия отказа от поездки содержатся в договоре и различаются у разных турагентств. Для наглядности можно посмотреть на сетку размеров штрафных санкций одной известной компании:

  • если до начала тура остается от 0 до 7 дней, то клиент платит штраф в размере 100% стоимости путевки;
  • от 8 до 14 дней – теряет 50% стоимости путевки;
  • от 15 до 21 дня – потеря составит не менее 25 % от стоимости тура;
  • от 22 до 30 дней – 10% потери;
  • если же остается 31 день и более, то штраф будет составлять фиксированную сумму в 1500 рублей.

Прежде чем добровольно отказаться от поездки, хорошо взвесьте все за и против. На всякий случай.

Как упростить процесс возврата средств

Сложности часто создаются из-за нашей невнимательности. Поэтому перед покупкой тура:

  • проверьте условия возврата средств на сайте АК, которой будете лететь. Перевозчики устанавливают собственные условия – вразрез с законом идти они не могут, но нюансы вы знать должны
  • если турагент вносит изменения относительно вашего тура, проверяйте, чтобы все это фиксировалось в виде дополнительного соглашения к договору. Не надо «договариваться» и рассчитывать на авось – так не работает. Любое изменение должно быть документально подтверждено
  • проверьте, чтобы в договоре была указана информация о туроператоре – это важно, чтобы вы, в случае чего, смогли «найти концы»

В таком случае вы просто расторгаете договор на оказание туристических услуг и вам возвращают все деньги за вычетом фактически понесенных расходов. Например, вам уже сделали визу и заплатили за неё – эти деньги никто не вернет.

Порядок возврата денег за тур

Очень простой:

  1. Пишете заявление о расторжении договора – в нем указываете причину, даете ссылки на законы (они есть в этой статье), на предупреждения МИДа и Ростуризма, на запрет о выезде и т.д.
  2. Отправляете заявление на юридический адрес туроператора – лучше заказным письмом с уведомлением о вручении.
  3. Ждете 10 дней – в течение этого срока вам должны вернуть деньги

Если деньги не возвращают, примите еще одну попытку договориться мирно – на всякий случай. Можете сообщить, что отправитесь в суд. Если же туроператор не хочет решать вопрос в досудебном порядке от слова «совсем», действительно обращайтесь в суд.

Кстати, вот вам решение из судебной практики, когда женщина пошла против «Библио-Глобуса» – его рассматривал даже ВС, объяснив, что истица абсолютно права.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
onepositive

Рекомендую никому не пользоваться рекомендациями в этой статье в нынешних условиях. Если вы откажетесь от тура, что равносильно разрыву договорных отношений с туроператором, то не увидите вы в случае банкротства никаких от него денег. А если он не обанкротится, то увидите только через суд за вычетом множества расходов. В инстаграме один юрист по турвопросам очень нервно, но грамотно всё это объяснил. 

Ответить
Развернуть ветку
Ватная Корзиночка

Можно вообще не париться, у меня подруга так сделала. Она тур оплачивала картой, туроператор начал сливаться с возврата, она подала на чарджбэк, и вот через 3 недели деньги уже у нее на карте.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг

Вот тоже интересно

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Поповъ

По правилам Visa/Mastercard - это до 180 дней: например - https://www.mastercard.us/content/dam/mccom/en-us/documents/rules/chargeback-guide.pdf. Работал много лет с платёжными системами и в целом - описана ситуация (про 3 недели возврата) вполне реалистичная. 

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

а сколько времени прошло с момента оплаты тура?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
onepositive
Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лебедев

ссылка неактивна.
можете назвать его аккаунт, пожалуйста?

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

Tourpravo

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Лебедев

большое спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Анна Комракова
Автор

В нынешних – конечно, я написала про COVID-19 в статье отдельно. В идеале нужно подождать какое-то время, чтобы убедиться, что туроператор не обанкротился. Как только будет практика по этому вопросу, напишу. Не факт, что в этих условиях будет такой же порядок действий, вы правильно пишете.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Буц

В ситуации глобального карантина нельзя применять нормы приведенные в данной статье. Туроператоры не оказали услуги в результате действия непреодолимой силы. А делать чаржбэк банки тоже не будут потому что им придется его делать потом уже в пользу турагента. После этих событий и применение законодательной базы и вообще бизнес процессы очень поменяются

Ответить
Развернуть ветку
Анна Комракова
Автор

Конечно, я специально сделала отдельную врезку про текущую обстановку. Пока нельзя – нет судебной практики и непонятно, как изменится порядок действий. Туроператор и обанкротиться ведь может, тогда в суде просто смысла не будет. Поэтому только ждать – когда появится практика и уверенность в туроператоре, напишу про это отдельно.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг

Чек лист как не вернуть деньги :
☑️Купить билеты в Победе.

Ответить
Развернуть ветку

 

Почему? Мне Победа вернула деньги за самолёт Берлин — Москва с вылетом в начале апреля. 

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг

А в конце марта нет

Ответить
Развернуть ветку
Федор Андреев

По статье 14, 132 фзп фактически понесенные затраты учитываются только после прилёта туриста. До его вылета деньги возвращаются полностью. Это при данной ситуации.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Aleksandr Bayborodin

При всем уважении к автору, в статье содержатся весьма серьезные заблуждения.

1. "Вам должны вернуть всю сумму за вычетом расходов, которые понес Турагент" 

Неправда. 
В отношениях с туристом как правило участвуют турагент и туроператор.
Именно туроператор (а не турагент) определяет сумму возврата.
Именно расходы туроператора (а не турагента) анализирует суд.

По ссылке в конце статьи тоже взыскали с Библио-глобуса - то есть с туроператора.
Причем здесь "расходы турагента"... (фейспалм)

2. "Подробные условия отказа от поездки содержатся в договоре и различаются у разных турагентств. Для наглядности можно посмотреть на сетку размеров штрафных санкций одной известной компании:"

Вопиющая неправда ) На "сетку" вообще не нужно смотреть - ни для "наглядности" ни по другим причинам )

Любой кто работает в туризме или "около" туризма хотя бы полгода знает, что штрафные санкции в договоре с потребителем писать нельзя.
Единственное что можно указать (и то вопрос спорный) - это приблизительный размер расходов.

Конкретный размер расходов определяется кем? Бинго! Туроператором.
"Штрафные санкции" в %, которые указаны в договоре, судом никогда во внимание приниматься не будут.
Максимум что сделает суд увидев эту табличку с % - а еще хуже - ссылку на такие штрафные проценты, как на аргумент иска/возражений - покрутит пальцем у виска или презрительную мину скорчит )

3. Порядок возврата денег "очень простой".

Я бы не сказал.

Полгода или год судов с юристами туроператоров и агентов в качестве противников...
Судов которые еще неизвестно когда начнут полноценно работать...
Судов которые еще неизвестно когда закончатся...
Судов где вполне вероятно потребуется помощь юриста, которого нужно будет оплачивать...
Это "простой" порядок возврата денег? 

Ответить
Развернуть ветку
Наталья

Добрый день.
Александр, интересно Ваше мнение по следующему вопросу: договор по реализации туристского продукта заключен 19.01.2020. 
17.03.2020 написано заявление о расторжении договора. 
Деньги не вернули. Ссылаются на Постановление Правительства РФ о порядке исполнения договоров реализации туристского продукта, заключённых до 31.03.2020 года. Постановление от 20 июля 2020.
 Возврат обещают провести до 31.12.2021

Вопрос. Правомерно ли ссылаться на Постановление от 20 июля 2020 для возврата денежных средств по договору, если турист написал заявление о расторжении 17 марта 2020??

Ответить
Развернуть ветку
Николай Ников

Можно это сделать здесь: возврат авиабилетов и компенсация. Там описывается в каких случаях положена компенсация. А вот с возвратом тура, совсем другая ситуация. С билетами по проще. 

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда