{"id":6456,"title":"\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u0434\u043b\u044f \u0441\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043d\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u0430\u0442\u043e\u0447\u043d\u043e \u0438\u0445 \u0448\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c","url":"\/redirect?component=advertising&id=6456&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/281058-pochemu-vazhno-zashchishchat-dannye-vo-vremya-obrabotki&placeBit=1&hash=dc7f2bae2bc390fd70ec9b439b852fb5901b27f8537bbae69b6bbdceddf340ad","isPaidAndBannersEnabled":false}

Кто успел, тот и съел: нужно ли защищать интеллектуальную собственность от пандемии

В условиях карантина, закрытия целых отраслей малого и среднего предпринимательства (МСП), каждый выживает, как может: кто-то обращается лично к Президенту с просьбой спасти тонущий корабль, кто-то организовывает доставку чего только может, а кто-то пытается воспользоваться кредитными каникулами.

Пандемия коронавируса COVID-19 изменит мир до неузнаваемости: спрос на онлайн-услуги возрастет, появятся разнообразные виртуальные помощники и после кризиса 2020 года в России смогут восстановиться очень немногие представители МСП.

Но антикризисный маркетинг сделал свое дело: параллельно с этим появилось немало решений и инструментов, которые интересны потребителям и спрос на которые, очевидно, продолжится и после снятия карантина.

Проект «Чувство собственности» совместно с деканом юридического факультета РГАИС Ольгой Терещенко разбирался, нужно ли регистрировать товарные знаки с привязкой к «короне», стоит ли бизнесу патентовать антикризисные решения и можно ли заработать на коронавирусе.

Можно ли зарегистрировать «коронавирус»?

В Роспатент поступило несколько заявок, так или иначе имеющих отношение к COVID. Например, заявка от московского ИП Боайко Андрей Витальевич «Коронавирус» на разные группы товаров - от 3D-очков до бронежилетов и церковного облачения. Похожую заявку подали и предприниматели из ООО «Первый городской ритуал» - на слова «коронавирус», «coronavirus», «COVID-19».

Товарные знаки на темы, вызывающие широкий общественный резонанс, подаются постоянно. В Роспатент в свое время были поданы заявки «Pussy Riot», «Ждун», «На донышке». Весной 2018 года на регистрацию было подано 12 заявок «Новичок» – спустя два года это наименование уже никому ни о чем не говорит. Причем Роспатент тогда выдал эти регистрации, эксперты не увидели в них крамольного – просто слово. Но регистрация на такие слова, как «Руссиано», «Денег нет, но вы держитесь» – не были выданы по разным причинам.

Такие «хайповые» заявки, прежде всего, имеют исключительно рекламный характер, не правовой. Никакого финансового эффекта иметь не будут, создаются и подаются, зачастую, исключительно для создания инфоповода.

Советы по регистрации товарных знаков в Роспатенте

Хорошо, а если начал доставлять «коронаПИЦЦУ»?

Само по себе слово «коронавирус» происходит от известного «корона», поэтому зарегистрировать товарный знак с подобной производной можно – потому, что слово значимое и может пригодиться впоследствии. Но при этом очевидно, что волна интереса быстро спадет.

Кроме того, сейчас такое количество товарных знаков со словом «корона», что с большой вероятностью зарегистрировать конкретно такое наименование в нужном классе уже не получится. Очевидно, что правами на «корону” для пиццы или напитков и прочего уже кто-то обладает, а значит, заполучить права на близкие (сходные) “коронапиццу” и “коронаводу” (или -водку) уже не удастся. Поэтому важно перед запуском кампании по продвижению продукции заказать патентный поиск – напрямую в Роспатенте или через юридическую фирму.

В отношении краткосрочных тем – надеемся, что коронавирус все-таки будет краткосрочной - регистрация товарного знака нецелесообразна. Ведь речь идет о захвате монополии на объекты, которые скоро перестанут быть интересны. Это лишняя трата средств, сил и времени – лучше эти ресурсы потратить на маркетинг. Исключение составляют разве что знаки в отношении медицины и фармацевтики.

А лекарственные препараты?

Наименование лекарственного средства, которое планируется к выводу на рынок, требует регистрации. Вероятно, те лекарственные средства, которые разрабатываются для борьбы с коронавирусом, будут иметь непатентуемые названия, состоящие из совокупности названий действующих веществ - такие обозначения не подлежат регистрации в позиции права интеллектуальной собственности. То же можно сказать о названиях, основанных, явным образом, на названии болезни - то есть производные от “коронавирус”, “coronavirus”, “covid”. Либо к массовому использованию для лечения будет призван препарат, который уже давно присутствует на рынке, просто его начнут использовать в новом качестве, как следствие, название, скорее всего, уже будет зарегистрировано.

Вывод: изобрести панацею сложно, но нужно, а регистрировать товарный знак на эту панацею будет еще сложнее.

Как зарегистрировать права на онлайн-решения?

Даже традиционные офлайн-компании стали искать онлайн-решения – особенно в event-отрасли, в сфере образования. Очевидно, что эти технологии будут востребованы и после окончания пандемии.

Компаниям, которые придумали свои технические решения для перехода в онлайн, в обязательном порядке нужно обеспечивать доказательную базу возникшего авторского права, фиксировать дату создания, или зарегистрировать в Роспатенте созданный объект как программу для ЭВМ.

Подрядчикам, которые разрабатывают сейчас IT-решения в большом количестве, предлагаем не углубляться ни в какие регистрации, подкреплять авторское право датой создания. При этом важно делать ставку на маркетинг и продвигать продукт на рынке. В таких условиях в выигрыше будут те, кто первый успел продать свой продукт клиенту, даже если решение было скопировано у кого-то другого, кто впоследствии не сумеет доказать первенство.

Что делать дизайнеру, который перепрофилировался и начал шить маски?

Правительством РФ уже разрешена упрощенная регистрация и вывод на рынок масок, бахил, перчаток, медицинской одежды. То есть сейчас есть возможность выйти с ними на рынок быстро. Рекомендуем ограничиться авторским правом: ведь, как правило, любой дизайн имеет огромное количество вариаций, запатентовать их если и возможно, то эта процедура будет слишком затратной для каждого дизайна, а кроме того, к моменту получения патента, результат может стать уже неактуальным.

Советы по защите интеллектуальной собственности тем, кто нашел выход во время кризиса и придумал новый продукт.

  • Если вы уверены в продукте и в том, что он будет актуален и интересен потребителям и после пандемии – смело подавайте заявку в Роспатент. Тем более что большинство юридических фирм, несмотря на «нерабочие дни», продолжают свою работу, а в самом ведомстве призывают предпринимателей пользоваться электронными сервисами (более того – предоставляются скидки на пошлины при онлайн-подаче заявок).
  • Если собрались использовать в продвижении приставку «корона» – проверьте для начала, есть ли у кого-то уже права на такое наименование.
  • В условиях пандемии важно работать на опережение: выживут только те, кто первым не только придумал, но и воплотил в жизнь. Поэтому действуйте: реализуйте, продвигайте, продавайте.

Удачи! Об основных аспектах сферы интеллектуальной собственности, удачных и не очень кейсах мы говорим в телеграм-канале «Бесчувственный», авторам которого можно задать вопросы по особенностям патентования.

{ "author_name": "Чувство Собственности", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u043e\u0432\u0430\u0440\u043d\u044b\u0439\u0437\u043d\u0430\u043a","\u0440\u043e\u0441\u043f\u0430\u0442\u0435\u043d\u0442","\u043f\u0430\u0442\u0435\u043d\u0442\u044b","\u043f\u0430\u043d\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f","\u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441","\u043a\u043e\u0440\u043e\u043d\u0430\u0432\u0438\u0440\u0443\u0441","\u0438\u043d\u0442\u0435\u043b\u043b\u0435\u043a\u0442\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f\u0441\u043e\u0431\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c"], "comments": 2, "likes": -3, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 118721, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 08 Apr 2020 15:43:46 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку
0

А что же вы нашим дорогим ИТ-шникам одним авторским правом советуете ограничиться? А как же ТЗ на словесное обозначение онлайн решения?

Ответить
0

Да-да! Вы абсолютно правы)

Ответить
Читать все 2 комментария
GitLab подал заявку на проведение IPO на Nasdaq Статьи редакции

И отчитался о росте выручки на 69% за год — до $58,1 млн.

Hyundai после покупки Boston Dynamics начала использовать роботов на своём заводе вместо охранников Статьи редакции

Factory Safety Service Robot способен определять людей, измерять температуру в помещении и распознавать опасные ситуации.

Робот Factory Safety Service Robot во время патрулирования завода Kia Фото Hyundai Motor Group
Экипаж первой гражданской космической миссии опубликовал фотографии с орбиты Статьи редакции

Отдых за пределами Земли.

Как работать удалённо по московскому времени, если живёшь в Сибири

Команда ИТ-компании Southbridge — о преодолении трудностей часовых поясов: графике работы, планировании и отдыхе.

Кто «готовит» лучше всех? Я сравнила продукцию пяти крупных брендов экспресс-доставки

Несколько месяцев назад я уже проводила эксперимент, в рамках которого оценивала разные сервисы экспресс-доставки продуктов. Судя по количеству просмотров и комментариев, эта тема показалась интересной аудитории vc.ru. Поэтому я решила продолжить экспериментировать — и в этот раз сравнить конкретно качество собственной продукции таких сервисов.

Студенты из Нидерландов разработали электрический дом на колёсах, работающий на солнечной энергии Статьи редакции

Чтобы протестировать электромобиль, они отправятся в путешествие на 3000 км.

Электромобиль Stella Vita Ars Technica
Как Qiwi «легально» списали с моих кошельков 200 тысяч рублей

Всем привет. Поведаю вам историю о том, как в 2021 году один из крупнейших банков России может "легально" ограбить ваши кошельки, используя "подвох" в публичной оферте и умышленную блокировку ваших кошельков.

«Вам звонок из Циан»: зачем компания скупает номера телефонов и как call-tracking помогает клиентам сервиса

Подменные номера телефонов защищают от нежелательных звонков и упрощают аналитику продаж

Что может быть важнее прибыли. ESG-словарь для инвестора

В 2020–2021 гг. резко возросла популярность темы ответственного инвестирования, или ESG. Идея о том, что инвестиции должны не только приносить прибыль, но и поддерживать экологию и социальную справедливость, привела к тому, что ESG-фонды стали играть значимую роль на мировых рынках капитала.

Конференция GoGlobal! соберет ведущих маркетологов

29 сентября 2021 года впервые состоится GoGlobal! — однодневная онлайн-конференция для маркетологов, заинтересованных в ускорении глобального присутствия своих кампаний.

null