{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Реклама вашего продукта по телефону и онлайн. Как избежать проблем с ФАС

В условиях экономического кризиса борьба за клиента усиливается: звонить и писать потенциальным покупателям начали компании, которые раньше этого не делали. Высокая конкуренция вынуждает предпринимателей действовать решительно и быстро.

В погоне за местом на рынке многие забывают о юридических тонкостях рекламной деятельности (про них и в лучшие времена не все помнили). Однако Федеральная антимонопольная служба России (далее – ФАС) не дремлет и количество дел о нарушении законодательства о рекламе увеличивается в геометрической прогрессии.

Штрафы за рекламу, распространяемую без согласия граждан, налагаемые на индивидуальных предпринимателей, могут доходить до 20 000 рублей, а на юридических лиц – до 500 000 рублей за каждый выявленный случай нарушения.

Разберемся, что требует ФАС от распространителей рекламы и как снизить риск привлечения к административной ответственности.

Почему приходит ФАС

Согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе) распространение рекламы по сетям электросвязи допускается только при условии предварительного добровольного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Обязанность доказать факт наличия согласия абонента на получение рекламы лежит на рекламораспространителе, то есть лице, которое непосредственно задействовано в передаче рекламного сообщения до адресата.

Правило касается преимущественно рекламы посредством телефонных звонков, рассылки SMS-сообщений, push-уведомлений, а также сообщений по электронной почте.

Основной причиной претензий ФАС к предпринимателям являются жалобы граждан, которые получили нежелательную рекламу и решили наказать ее отправителя.

Главный аргумент подателя жалобы в большинстве случаев будет следующий: «Про эту компанию я никогда не слышал и согласие на получение от нее рекламы никому не давал».

ФАС, в свою очередь, запросит у компании любые доказательства, подтверждающие добровольное согласие адресата рекламы на ее получение. Если доказательств будет недостаточно или они, по мнению антимонопольного органа, будут неубедительными, распространителя рекламы обязательно привлекут к ответственности.

Как доказать, что нарушения не было

Закон о рекламе не содержит специального требования к форме получаемого согласия на рекламу. Следовательно, оно может быть выражено лицом как при подписании документа в бумажном виде, так и в случае акцепта текста согласия онлайн, при условии, что согласие было дано добровольно.

Если в первом случае получение согласия лица на рекламу доказать достаточно просто (необходимо предоставить оригинал согласия с собственноручной подписью гражданина), то во втором на практике возникают сложности.

Дело в том, что одного указания гражданином своих персональных данных во время акцепта согласия на рекламу онлайн недостаточно для соблюдения Закона о рекламе. Распространитель рекламы должен иметь дополнительные доказательства, подтверждающие, что именно адресат, действительно, выразил желание получать от него рекламу (пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.2012 № 58). Так, в недавнем Письме ФАС от 11 ноября 2019 г. № ДФ/98054/19 антимонопольный орган указал, что согласие, полученное посредством заполнения каких-либо форм на сайтах в Интернете, не позволяющих однозначно установить, кто именно дал согласие на получение рекламы, является ненадлежащим.

Таким образом, компании, получающие на своих сайтах согласия граждан на рекламу, должны иметь, во-первых, данные, позволяющие идентифицировать таких граждан, а во-вторых – механизмы проверки верности введенных данных для исключения случаев, когда реклама направляется интернет-пользователям по ошибке.

Для идентификации адресата рекламы необходимо получить от него как минимум ФИО, дату рождения и номер телефона или адрес электронной почты.

Относительно же подтверждения личности человека, заполнившего форму согласия на сайте, имеется простор для технических решений, каждое из которых будет зависеть от бизнес-процессов конкретной организации. Так, например, перед осуществлением рекламной рассылки на адрес электронной почты можно направить пользователю ссылку подтверждения соответствующей подписки. А до совершения звонка на оставленный пользователем номер телефона или направления ему SMS-сообщения с рекламой попросить абонента ввести код подтверждения.

Несмотря на желание предпринимателей сохранить высокую конверсию, аутентификация пользователей при осуществлении рекламных рассылок в современных условиях крайне необходима.

Практика ФАС показывает, что лог-файлов, фиксирующих проставление галочек в чек-боксах, а также ввод персональных данных самими пользователями, недостаточно для подтверждения согласия. Зачастую необходимо доказать, что у компании организован процесс двойной или даже тройной аутентификации пользователя, оставившего свои данные с целью получения рекламы. И лишь в единичных случаях антимонопольный орган верит исключительно выпискам из лог-файлов.

Таким образом, в случае спорной ситуации понадобится иметь все необходимые доказательства факта получения согласия от конкретного гражданина и подтверждения его личности.

Что делать, чтобы не было проблем

После обобщения правоприменительной практики, а также практики наших клиентов можем дать следующие рекомендации относительно безопасного распространения рекламы по сетям электросвязи.

1. Не следует распространять рекламу без предварительного согласия граждан. По этой причине составьте текст согласия, соответствующий требованиям Закона о рекламе.

2. Согласие на рекламу, полученное при заполнении анкеты или формы онлайн, должно быть добровольным, так что откажитесь от проставленных галочек в чек-боксах напротив текста согласия.

3. Необходимо получать от пользователя минимум персональных данных, позволяющих его идентифицировать: ФИО, дату рождения, номер телефона и (или) адрес электронной почты.

4. Предусмотрите процедуру проверки верности введенных данных: в этом поможет двойная или даже тройная аутентификация пользователей.

5. Храните все доказательства получения необходимых согласий на рекламу минимум в течение года.

6. Создайте для пользователей удобный механизм отказа от получения рекламы.

Автор: Владимир Шор

младший юрист ЮК "Зарцын и партнеры"

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда