{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как вернуть деньги за онлайн-курс и на что обращать внимание при покупке онлайн-обучения

Появление этой темы очевидно — предприниматели лихорадочно думают, как быстро перекочевать в онлайн, а люди, оставшиеся без работы, в этом онлайне сидят круглосуточно. Как итог — сеть не выдерживает нагрузки, а россияне гуляют по Лувру онлайн, становятся программистами и адептами фитнеса. Фишка в том, что в эту онлайн-нишу резво набегут мошенники. И это логично.

На что обращать внимание, когда покупаете онлайн-курс, как вернуть деньги за несостоявшееся обучение и что делать, если попали к мошенникам? Рассказываю в этой статье. Сохраните — очень может пригодиться.

Онлайн-курсы — на что обратить внимание?

Не на отзывы и рекомендации — это сможет проверить любой из нас. В идеале, на сайте, который продает онлайн-обучение, должно быть:

  • Контакты и реквизиты

Что это за организация? ИП или ООО? Где она находится? Можно ли физически приехать в школу в офис (сейчас, ясное дело, нет, но адрес как минимум реально должен существовать). Если это ИП или ООО — проверьте:

  • есть ли у школы неоконченные судебные производства. Если есть — не покупайте никаких курсов, это очень важный «звонок». Проверять — здесь.
  • не увешана ли школа судебными исками, как ёлка? Возможно, обманутые покупатели онлайн-курсов уже есть и давно пытаются засудить продавца. Проверять — здесь.
  • работает ли школа вообще? Запросите выписку ЕГРЮЛ/ЕГРИП, чтобы не рисковать. Сделать это можно на сайте ФНС. Если компания прекратила свое существование — в выписке это указывают.

Таким образом вы проверите чистоту школы.

Варианта, что школа является сайтом физического лица, нет. Никогда не оплачивайте онлайн-курс на карту физическому лицу. Потом не найдешь концов и не предъявишь претензию.

  • Подключенные платежные системы

Уместно проверять, если оплата происходит онлайн — напрямую на сайте. Не надо платить «в никуда» — платеж должен быть зафиксирован, а вам будет выслан чек об оплате. Конечно, отсутствие чека не лишает вас возможности сослаться на другие доказательства, но здесь в качестве доказательств неуместны, например, свидетельские показания. Вы же не в магазине с другом стоите.

  • Порядок оплаты и возврата денежных средств

По-хорошему, эта информация должна содержаться в Пользовательском соглашении / Договоре оферты. Вообще, эти документы максимально полезны, и зря их не читают. Иногда условия отбивают всякое желание вообще связываться с продавцом. Если таких документов на сайте нет — уточните у представителей школы, каков порядок возврата.

Закон «О защите прав потребителя» никто не отменял, но многое зависит от политики самой школы. И от её владельца. У нас, например, 2 вида обучения — очные курсы и платный доступ к видеокурсам. Часто случаются казусы — например, человек подключил автопродление подписки на видеокурсы, обнаружил снятие денежных средств с карты и обращается к нам. Мол, не хотел продлять и не знает, как подключил автопродление. Мы могли бы не возвращать эти деньги, но всегда предлагаем либо возврат, либо какую-то услугу взамен. Конфликт всегда обойдется дороже — лучше вернуть деньги, чем вставать в позу.

Елена Комкова, CEO «Академия Интернет-резерва»

Как вернуть свои деньги за онлайн-курс

Здесь работает все тот же Закон «О защите прав потребителей». Это значит, что вы защищены на 99% и можете расторгнуть договор купли-продажи в одностороннем порядке. Это право не может ограничить ни один продавец. Поэтому, чтобы вернуть свои деньги:

  • Напишите претензию в школу. Там укажите свое желание расторгнуть договор и получить свои деньги обратно. На всякий случай укажите реквизиты карты, с которой произвели оплату. Хотя, скорее всего, вам и так вернут деньги именно на неё. В качестве причины можете указать что угодно — изменились финансовые обстоятельства / курс потерял для вас актуальность / заболели и прочее.
  • Отправьте претензию. Можете на электронную почту, можете в «натуре», отправив заказное письмо с уведомлением о вручении по указанному в «Контактах» адресу.
  • Ждите. Продавец должен отреагировать в течение 10 дней. Следите, чтобы ответ вы получили письменно — звонки с просьбами передумать и отказами в возврате денежных средств не считаются.

Как вы помните, при дальнейших отказах продавца вернуть вам деньги пригрозите ему судом. Если есть, ради чего судиться — пользуйтесь этим и доводите дело до конца. Продавец прекрасно знает, что в ходе суда потеряет гораздо больше — суд однозначно встанет на вашу сторону. А ему начислит штраф за то, что не ответил на вашу попытку досудебно урегулировать конфликт, и присудит ему компенсацию ваших судебных расходов. И даже неустойку за каждый день просрочки.

На какую сумму рассчитывать

Зависит от того, насколько школа выполнила свои обязательства.

  • Вы еще не приступили к обучению

В этом случае деньги за онлайн-курс вам обязаны вернуть в полном объеме.

  • Вам открыли доступ к части уроков

Тогда продавец вернет вам всю сумму за вычетом расходов. Расходы — это как раз стоимость уроков. Например, общий онлайн-курс стоит 10 000 рублей и состоит из 10-ти уроков. Если цена каждому уроку — 1000 рублей, а вам открыли доступ к 3-м из 10-ти, на счет вы получите 7000 рублей. За доступ к 3-м урокам продавец удержит 3000 рублей — это и есть его расходы.

  • Вы получили доступ сразу ко всем урокам из онлайн-курса

А здесь — извините. Услуга считается оказанной, а продавец ничего не остается вам должен.

Если у вас есть вопрос по возврату денежных средств — напишите письмо на официальный электронный адрес школы. Иногда причины бывают очень неординарные, да и в договоре всего не предусмотришь. Вам нужно получить официальный ответ от школы. Это важно. Во-первых, это будет доказательством, если что-то пойдет не так. Во-вторых, прочитав письмо, вы поймете и позицию школы, и то, как она решает вопросы.

Елена Комкова, CEO «Академия Интернет-резерва»

Как не попасть к мошенникам

Честно говоря, могу сказать так: если очень захотят обмануть — обманут. От вас требуется быть начеку и снизить риски. А именно:

  • Не платите на карту физическим лицам. Товар или услугу вам может предложить ИП, ООО или самозанятый. Статус последних можно проверить с помощью этого сервиса от ФНС – укажите ИНН человека и дату, чтобы узнать актуальный статус.
  • Читайте Пользовательское соглашение или требуйте у продавцов положение об оплате и возврате денежных средств.
  • Узнайте заранее, как будет проходить ваше обучение. Есть большая разница, открыли вам доступ сразу ко всему или отправляют уроки постепенно.

И да — отзывы тоже важны. Равно как «история жизни» сайта — проверить можно здесь. Если онлайн-курсы — это продукт компании, которая «выкатила» его на рынок пару дней назад, чтобы хоть как-то продержаться, найдите концы. Реквизиты должны быть теми же, что и у самой компании — именно она должна отвечать за свой продукт.

Учитесь новому и берегите себя.

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Grigory Green

На моем опыте, возвраты часто требуют "пираты". Скачал все, потом выложил в складчину, заработал и просишь деньги обратно.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Комракова
Автор

Вот да! Об этом и пишу –  если человеку сразу предоставляют полный доступ ко всем материалам школы, услуга считается оказанной. И возвращать ему никто ничего не должен.Поэтому палка о двух концах) Не без пиратов.

Ответить
Развернуть ветку
Daria Morgendorffer

Не согласна, что не должен возвращать. Вы забыли о том, что услуга может быть оказана ненадлежащим образом. Пример из жизни: компания оплатила курс сотрудникам по программе ХХХ 2019 года. По итогу оказалось, что несмотря на название курса, это оказалось обучение по работе с программой ХХХ 2018 года.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Анна у меня не много не сходиться такой факт. В течении 14 дней клиент же может без причин попросить возврат?
Допустим был предоставлен доступ ко всем урокам сразу, в оферте четко указано что оказанной услугой считается предоставления доступа к курсу. Но как быть с этими 14 днями? На что ссылаться? 

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Чекурова

Здравствуйте,я оказалась обманута интернет магазином, посоветуйте,что делать дальше?

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Клитина

А если уроки открываются постепенно, по мере прохождения курса. И на 6 уроке из 52-х я передумала дальше учиться?
Потому что автор после курса снимает с себя всякую ответственность, хотя заявляет в договоре, что после курса вы сможете открыть свое проектное бюро. То есть на этом зарабатывать, он выдает сертификат, который можно только в стол положить. И применение расчетов, заявленных в курсе со ссылкой на обучение по этому курсу не разрешено. Курс имеет только ознакомительный характер. То есть, я как бы учусь делать конструкторские расчеты, но реально потом применить их не смогу. Как это вообще?
Это меня остановило в обучении. У меня не будет доказательств что я делаю правильные расчеты. А вдруг дом потом развалится?
Я не могу такую ответственность на себя брать и автор ее с себя снимает. 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

А если покупатель планирует складчину, автор узнает об этом и блокирует курс - высылает неработающий материалу, защищенный онлайн-активацией. Складчина срывается, но по факту услуга не оказана - выслали товар ненадлежащего качества. В ответ на претензию вернуть деньги ИП просит сканы паспортов и угрожает обратиться в правоохранительные органы по поводу пиратства, хотя материал так и не был выложен в общий доступ. Как вернуть свои деньги в этой ситуации?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Вот вы сейчас реально спрашиваете, как обмануть продавца, нарушить закон и за это еще вернуть деньги!? Вы там совсем в край охерели что ли?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Вы считаете, только продавцы могут обманывать покупателей, а наоборот, значит, стрелочка не поворачивается?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Если продавец обманывает, это плохо. Но в вашем сообщении про это нет информации. Но есть информация про ваше намерение обмануть 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Капитализм в принципе основан на СИ. Честным путём больших денег не заработаешь. Иначе бы люди шли не в инфобизнес, а на завод. Каждому хочется иметь свою кнопку-бабло - и авторам, и складчикам, и организаторам. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович
Капитализм в принципе основан на СИ. Честным путём больших денег не заработаешь.

Прочистите свои мозги от дерьма, пожалуйста. Стыдно читать такое

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда