{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как вернуть деньги за онлайн-курс и на что обращать внимание при покупке онлайн-обучения

Появление этой темы очевидно — предприниматели лихорадочно думают, как быстро перекочевать в онлайн, а люди, оставшиеся без работы, в этом онлайне сидят круглосуточно. Как итог — сеть не выдерживает нагрузки, а россияне гуляют по Лувру онлайн, становятся программистами и адептами фитнеса. Фишка в том, что в эту онлайн-нишу резво набегут мошенники. И это логично.

На что обращать внимание, когда покупаете онлайн-курс, как вернуть деньги за несостоявшееся обучение и что делать, если попали к мошенникам? Рассказываю в этой статье. Сохраните — очень может пригодиться.

Онлайн-курсы — на что обратить внимание?

Не на отзывы и рекомендации — это сможет проверить любой из нас. В идеале, на сайте, который продает онлайн-обучение, должно быть:

  • Контакты и реквизиты

Что это за организация? ИП или ООО? Где она находится? Можно ли физически приехать в школу в офис (сейчас, ясное дело, нет, но адрес как минимум реально должен существовать). Если это ИП или ООО — проверьте:

  • есть ли у школы неоконченные судебные производства. Если есть — не покупайте никаких курсов, это очень важный «звонок». Проверять — здесь.
  • не увешана ли школа судебными исками, как ёлка? Возможно, обманутые покупатели онлайн-курсов уже есть и давно пытаются засудить продавца. Проверять — здесь.
  • работает ли школа вообще? Запросите выписку ЕГРЮЛ/ЕГРИП, чтобы не рисковать. Сделать это можно на сайте ФНС. Если компания прекратила свое существование — в выписке это указывают.

Таким образом вы проверите чистоту школы.

Варианта, что школа является сайтом физического лица, нет. Никогда не оплачивайте онлайн-курс на карту физическому лицу. Потом не найдешь концов и не предъявишь претензию.

  • Подключенные платежные системы

Уместно проверять, если оплата происходит онлайн — напрямую на сайте. Не надо платить «в никуда» — платеж должен быть зафиксирован, а вам будет выслан чек об оплате. Конечно, отсутствие чека не лишает вас возможности сослаться на другие доказательства, но здесь в качестве доказательств неуместны, например, свидетельские показания. Вы же не в магазине с другом стоите.

  • Порядок оплаты и возврата денежных средств

По-хорошему, эта информация должна содержаться в Пользовательском соглашении / Договоре оферты. Вообще, эти документы максимально полезны, и зря их не читают. Иногда условия отбивают всякое желание вообще связываться с продавцом. Если таких документов на сайте нет — уточните у представителей школы, каков порядок возврата.

Закон «О защите прав потребителя» никто не отменял, но многое зависит от политики самой школы. И от её владельца. У нас, например, 2 вида обучения — очные курсы и платный доступ к видеокурсам. Часто случаются казусы — например, человек подключил автопродление подписки на видеокурсы, обнаружил снятие денежных средств с карты и обращается к нам. Мол, не хотел продлять и не знает, как подключил автопродление. Мы могли бы не возвращать эти деньги, но всегда предлагаем либо возврат, либо какую-то услугу взамен. Конфликт всегда обойдется дороже — лучше вернуть деньги, чем вставать в позу.

Елена Комкова, CEO «Академия Интернет-резерва»

Как вернуть свои деньги за онлайн-курс

Здесь работает все тот же Закон «О защите прав потребителей». Это значит, что вы защищены на 99% и можете расторгнуть договор купли-продажи в одностороннем порядке. Это право не может ограничить ни один продавец. Поэтому, чтобы вернуть свои деньги:

  • Напишите претензию в школу. Там укажите свое желание расторгнуть договор и получить свои деньги обратно. На всякий случай укажите реквизиты карты, с которой произвели оплату. Хотя, скорее всего, вам и так вернут деньги именно на неё. В качестве причины можете указать что угодно — изменились финансовые обстоятельства / курс потерял для вас актуальность / заболели и прочее.
  • Отправьте претензию. Можете на электронную почту, можете в «натуре», отправив заказное письмо с уведомлением о вручении по указанному в «Контактах» адресу.
  • Ждите. Продавец должен отреагировать в течение 10 дней. Следите, чтобы ответ вы получили письменно — звонки с просьбами передумать и отказами в возврате денежных средств не считаются.

Как вы помните, при дальнейших отказах продавца вернуть вам деньги пригрозите ему судом. Если есть, ради чего судиться — пользуйтесь этим и доводите дело до конца. Продавец прекрасно знает, что в ходе суда потеряет гораздо больше — суд однозначно встанет на вашу сторону. А ему начислит штраф за то, что не ответил на вашу попытку досудебно урегулировать конфликт, и присудит ему компенсацию ваших судебных расходов. И даже неустойку за каждый день просрочки.

На какую сумму рассчитывать

Зависит от того, насколько школа выполнила свои обязательства.

  • Вы еще не приступили к обучению

В этом случае деньги за онлайн-курс вам обязаны вернуть в полном объеме.

  • Вам открыли доступ к части уроков

Тогда продавец вернет вам всю сумму за вычетом расходов. Расходы — это как раз стоимость уроков. Например, общий онлайн-курс стоит 10 000 рублей и состоит из 10-ти уроков. Если цена каждому уроку — 1000 рублей, а вам открыли доступ к 3-м из 10-ти, на счет вы получите 7000 рублей. За доступ к 3-м урокам продавец удержит 3000 рублей — это и есть его расходы.

  • Вы получили доступ сразу ко всем урокам из онлайн-курса

А здесь — извините. Услуга считается оказанной, а продавец ничего не остается вам должен.

Если у вас есть вопрос по возврату денежных средств — напишите письмо на официальный электронный адрес школы. Иногда причины бывают очень неординарные, да и в договоре всего не предусмотришь. Вам нужно получить официальный ответ от школы. Это важно. Во-первых, это будет доказательством, если что-то пойдет не так. Во-вторых, прочитав письмо, вы поймете и позицию школы, и то, как она решает вопросы.

Елена Комкова, CEO «Академия Интернет-резерва»

Как не попасть к мошенникам

Честно говоря, могу сказать так: если очень захотят обмануть — обманут. От вас требуется быть начеку и снизить риски. А именно:

  • Не платите на карту физическим лицам. Товар или услугу вам может предложить ИП, ООО или самозанятый. Статус последних можно проверить с помощью этого сервиса от ФНС – укажите ИНН человека и дату, чтобы узнать актуальный статус.
  • Читайте Пользовательское соглашение или требуйте у продавцов положение об оплате и возврате денежных средств.
  • Узнайте заранее, как будет проходить ваше обучение. Есть большая разница, открыли вам доступ сразу ко всему или отправляют уроки постепенно.

И да — отзывы тоже важны. Равно как «история жизни» сайта — проверить можно здесь. Если онлайн-курсы — это продукт компании, которая «выкатила» его на рынок пару дней назад, чтобы хоть как-то продержаться, найдите концы. Реквизиты должны быть теми же, что и у самой компании — именно она должна отвечать за свой продукт.

Учитесь новому и берегите себя.

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Grigory Green

На моем опыте, возвраты часто требуют "пираты". Скачал все, потом выложил в складчину, заработал и просишь деньги обратно.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Комракова
Автор

Вот да! Об этом и пишу –  если человеку сразу предоставляют полный доступ ко всем материалам школы, услуга считается оказанной. И возвращать ему никто ничего не должен.Поэтому палка о двух концах) Не без пиратов.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Андрей Митрофанов

Хотелось бы конечно найти лечение от них (пиратов). Сам хочу продукт выпустить и много вложил в него сил, но не знаю пока как

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Викторович

В точку

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Митрофанов

Из своей практики могу сказать следующее - мне закрыли доступ, по не известной мне причине и я начал разбираться. 
В личной переписке с автором - никаких результатов. Сказал деньги не вернет, так как я скачивал уроки, хотя запрета на это не было.
Следующий шаг - это полиция - там вы получите отказ, но вам нужен этот отказ для суда.
Следующий шаг это суд. На данный момент я на этом шаге и у нас идет разбирательство почти год ) 

Ответить
Развернуть ветку
Damir Shakirov

Уроки вы скачали, услугу получили. С какой стати вам должны вернуть деньги?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Андрей Викторович
так как я скачивал уроки, хотя запрета на это не было

Пират?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Анна Комракова
Автор

Причину, конечно, автор объяснил не удосужился? Ситуация странная, это вы правы. Учитывая все, что сейчас происходит с судами (по понятным причинам) – держитесь. Может и дольше затянуться, к сожалению

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Чердак маркетолога

Мы возвращаем деньги по запросу, хоть все уроки и открываются сразу после оплаты. Вот только как писали выше, складчики никуда не деваются

Ответить
Развернуть ветку
Максим Ростокин

Тимур, проводите больше личных занятий с клиентами (коучинг), чтобы результат ваших курсов напрямую зависил от личных стараний учащихся. Тогда и складчиков будет поменьше, и люди охотнее начнут заниматься с вами. Требуйте от своей аудитории самостоятельной проработки изученного материала и только потом переходите к новому. Можно провести складчину на скан решебника к популярному учебному пособию. А теперь попробуйте тоже самое провернуть в отношении репититора или даже престижного университета. Или труд живого преподавателя не оплачивается от слова совсем? Человек, скачавший 100 курсов, вряд ли станет умнее того, кто от корки до корки проработает хотя бы один. Как следствие, благодарный клиент с меньшей вероятностью потребует деньги назад и будет работать с вами дальше. 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Комракова
Автор

Точно такая же позиция у Елены, которую я цитирую в этой статье) Поэтому многое зависит от политики школы и от владельца. Кому-то действительно проще сделать возврат, но сохранить хорошие отношения и не втягивать себя судебные разбирательства

Ответить
Развернуть ветку
Денис Евграфов

А каков алгоритм обращения в суд?

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Да нафиг этих инфобизнесменов

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Nim

"Варианта, что школа является сайтом физического лица, нет. Никогда не оплачивайте онлайн-курс на карту физическому лицу"

"Не платите на карту физическим лицам. Товар или услугу вам может предложить ИП, ООО или самозанятый"

Извините, но самозанятый - разве не физическое лицо? 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Комракова
Автор

Физическое. Я имею в виду, что не надо оплачивать деньги на карту лица, который не зарегистрирован ни как ИП, ни как самозанятый. Статус последних, насколько знаю, можно проверить на сайте ФНС)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Комракова
Автор

Кстати, вот и сам сервис: https://npd.nalog.ru/check-status/ Спасибо вам за замечание, сейчас добавлю в статью)

Ответить
Развернуть ветку
Чердак маркетолога

Максим, истину говорите, наше обучение на этом принципе и построено. Так как видео-лекции все же имеют место быть, то пираты никуда не деваются, хоть их (тьфу-тьфу) не так уж много

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alexey Kuznetsov

Нужно еще отразить в статье, что большинство онлайн-школ не имеют лицензии на образовательную деятельность, поэтому де-юре оказывают консультации и т.п., соответственно нет и права на налоговый вычет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Викнянская

Скажите, какой % суммы можно вернуть, если оплатила 1/4 часть обучающего курса , открыли доступ к нему, но я написала отказ на получение услуг и просьбу вернуть деньги, т.к. обнаружила шквал негативных отзывов о курсе и его тренере?
По факту уроки даже не стала открывать.

Ответить
Развернуть ветку
Селевич

А если например речь идет об оффлайн курсах. 

Ответить
Развернуть ветку
Яна

Здравствуйте, а вот подскажите, такая ситуация. Оплатила половину онлайн-курсов. Хотела вернуть, вроде переубедили, но в последний момент отказалась платить вторую часть, цену за которую поставили чуть больше(ну, 100 р российскими, казалось бы мелочь, но перевод из Беларуси просто). И сейчас жду. Если они будут отказываться или переубеждать—как-то справлюсь. Но что если откажутся отдавать ту половину суммы? 

Ответить
Развернуть ветку
Яна

Заметка. Переводились деньги на карту человека лично, скрины перевода денег и переписки об этом сохранены. 

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Б

У меня вообще глупая ситация. Взяла онлайн-курс Людмилы Шаровой, сайт "Уроки для мам". 14 июля 2020 года курс был оплачен, деньги списали сразу. А вот доступ к видео в личном кабинете открывается спустя время (от нескольких часов до 3 дней, согласно Публичной Оферте).
На сайте "Уроки для мам" проводится жёсткое отслеживание входов из других локаций. В случае выявления, доступ в аккаунт блокируется без возможности восстановления. Особенно, осторожными должны быть люди, выезжающие в другой город, страну, пользующиеся другими устройствами и т.д.
Меня заблокировали спустя 4 дня после покупки курса. Смотрела только дома и строго со своих устройств. К сожалению, не заметила, что на одном гаджете был включён режим VPN. Он требуется членам семьи для ознакомления с некоторыми иностранными сайтами, доступ к которым может быть ограничен на территории России.
В итоге, создалась видимость того, что в аккаунт зашли в Нидерландах... То есть меня обвинили в предоставлении доступа третьим лицам.
О том, что аккаунт заблокирован, узнала через несколько дней: не получалось зайти в личный кабинет. Никакого оповещения на электронную почту не присылали.
Стала писать в техподдержку сайта. Прислали письмо с просьбой выслать фото с паспортом для верификации личности, а также файл Согласия на обработку персональных данных, который нужно распечатать, потом подписать и выслать вместе с фото. Кстати, принтера/сканера дома нет.
Понимаю, что виновата сама, это моя оплошность и невнимательность. Но по факту: оплатила курс, после единичных просмотров - блокировка. Написала письмо с просьбой разблокировать, где объяснила ситуацию. Прислали ответ, что аккаунт уже заблокирован согласно Публичной оферте, которая не содержит в себе процедуры по пересмотру решений.
Деньги, естественно, не возвращают. Для видеопроката выходит сумма солидная.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Б

После долгой переписки вернули деньги

Ответить
Развернуть ветку
Ленивый инвестор

А если мне например просто курс не понравился. Ну вот реально – все что рассказывает автор есть на ютубе, и все уроки выложены - но я даже не смотрел после второго урока. Например товар в магазине ты можешь вернуть если тебе он не подошел или он некачественный, здесь тоже я считаю что курс некачественный.

Ответить
Развернуть ветку
Big Boy

У меня сейчас такая ситуация, оплатил курс по продвижению на YouTube, курс оказался бесполезным. Деньги возвращать не хотят, ссылаются на публичную оферту, где указано, что возврат только в первые 2 недели, хотя с их менеджером договаривались, что если до 3-го урока откажусь, вернут все деньги, а о двух неделях никто не говорил.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Amelia Bakieva

Извините, у меня такой вопрос,я заплатила наперед 7200 и если я пропустила одно занятие то за это занятие мне отдадут деньги или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Путимцева

А что делать, если курс "пройдет", а по факту он оказался пустышкой? Заявленных знаний они не дали

Ответить
Развернуть ветку
Александра Юрьевна

Добрый день, подскажите пожалуйста, что делать

Купила курс в рассрочку у раскрученного эксперта, вроде 2 года подогревалась и наконец рискнула. Договор мне не предоставили, доступ открыт сразу был.
Договор оферты предоставили только сейчас во время разбирательства. 
Соответственно там как и везде про 14 дней и т.д

Курс старый, ничего нового, все есть это почти в открытом доступе.
Единственное, что они иногда делают записи встреч с экспертами, ничего более.
Одна сплошная вода и болтовни на 2 часа абсолютно пустой.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Tsvetkova

А как быть с банковскими комиссиями и прочими процентами за перевод ден.средств? Эти издержки несёт тот, кто оказывает услугу или это вычитается из суммы возврата? 

Ответить
Развернуть ветку
Ульяна Амехина

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, я покупала онлайн курс, мне прислали на почту, всё хорошо сначала, но не могу найти ссылку на него на почте сейчас, как можно найти ссылку на этот курс?

Ответить
Развернуть ветку
Diana Mas

Если я купила курс с бессрочным доступом и автор обещал что цена такая потому что записи навсегда. А через год автор уведомил что решил ограничить доступ до конкретной даты, как быть в такой ситуации?
Разве это не нарушение прав потребителя?
На какую статью закона я могу сослаться в своей претензии?

Ответить
Развернуть ветку
Софья Мальцева

Тут все понятно. Но на мой взгляд более интересна ситуация, когда курс не онлайн. Курсант/ученик не явился на курс. И по окончании курса требует возврата внесенной предоплаты.  С одной стороны, услугу он действительно не получил. С другой- он сам не явился на курс, причем нередко по причинам, зависящим от него ( передумал, перенес отпуск и не смог приехать, например), расходы фактически понесены ( налоги уплачены, аренда помещений, на него рассчитаны были обеды при 8-часовом обучении) и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Власть - Народ.

А если отвечают, что мол оферта, бла-бла-бла, нифига не вернем обратно. Обучение я не начинал. Серьезно заболел и уже который год не могу поправится. Срок исковой давности еще не вышел... 

Центр Соматипологии, прислали пункт оферты
"Если Заказчик оплатил обучение, но не сможет его пройти, Заказчик обязан предупредить об этом Исполнителя в письменном виде, направив письмо на электронную почту, указанную в настоящей Оферте не менее чем за трое суток до начала обучения. В ином случае денежные средства не возвращаются и на оплату других курсов не переносятся, "

Ответить
Развернуть ветку
Teacher In China

Добрый день, а если ситуация немного сложнее... Купил онлайн-курс(в инстаграм) в ноябре 2020, полный тариф(всего было 3) был обещан как тариф с дальнейшим "гарантированным трудоустройством". Курс я прошел и к самой информации у меня претензий нет, считаю услугу полученной. а вот никакого трудоустройства нет.(разница в тарифе за трудоустройство 35т.р) могу ли я вернуть эту разницу. цена за полный тариф, за вычетом ценности самого курса?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Рязанцев

Налетел на балдокрутов. Занимался с ними более года, купил курс через Тинькофф, помогли оформить кредит. Но курс не получил. Есть доступ в онлайн, но в онлайн у меня не стало возможности. Писал, сначала отвечали, а потом затихли. Могу ли вернуть деньги и как?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Здравствуйте! Вы можете оставить заявку на рассмотрение возврата суммы, свяжитесь с нами по чату или по телефону 8-800-755-1010.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Елисеева

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, если в договоре-оферте есть такой пункт "6.8. В случае отказа Заказчика от участия в обучении по причине, не указанной в п.13. (ЭТО ФОРС МАЖОР) данного Договора, денежные средства, уплаченные в качестве предоплаты, являются фактически понесенными расходами Исполнителя на исполнение Договора и возврату не подлежат". То даже бесполезно обращаться в суд? Прошла только половину курса и хочу отказаться.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда