{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Можно ли спокойно передвигаться по городу при введении режима "самоизоляции"?

В настоящее время возникают вопросы, связанные с возложением на граждан обязанностей по ограничению свободы передвижения, и с законностью карательных мер за невыполнение данных обязанностей.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, то есть не требуют подтверждения никаким другими законами и решениями государственных чиновников. Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а в соответствии с ч. 1 ст. 56 Конституции РФ В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Отдельного федерального закона, ограничивающего право граждан на передвижение в связи с коронавирусом, не принято, чрезвычайное положение не объявлено, однако в соответствии с ч. 6 ст. 8 Закона РФ от 25.03.1993г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» установлено, что Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности. Как обычно, механизм ведения этого ограничения не установлен, но пока не оспорен способ, используемый властями, он считается действующим для правоприменителей. Оспорить в настоящее время не представляется возможным в связи с тем, что суды практически не работают.

Кроме того, внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в частности, статья 6.3 КоАП РФ в настоящее время изложена следующим образом:

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ)

  • Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

  • Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 2 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ)

  • Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 3 введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ)

Необходимо обратить внимание на то, что ответственность по настоящей статье наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санэпидблагополучия населения, то есть не только федеральных законов, но и законов субъектов РФ и подзаконных актов, принятых в том числе органами Роспотребнадзора и правительствами субъектов РФ. То есть доводы различных «специалистов» о том, что, раз нет федерального закона по коронавирусу и не объявлено чрезвычайное положение, то можно всех «посылать», не имеют под собой никакого основания.

Чем отличается введенная мера «самоизоляция» от «карантина»?

За что же можно понести наказание при сложившейся ситуации. Для понимания этого необходимо разграничить понятия «самоизоляция» и «карантин».

30 января 2020 г. Генеральный директор Всемирной Организации Здравоохранения определил, что вспышка коронавирусной болезни (COVID-19) представляет собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение. Поскольку вспышка продолжает развиваться, государства-члены рассматривают варианты мер для предотвращения завоза этой болезни в новые районы или снижения скорости передачи вируса от человека к человеку в районах, где уже циркулирует COVID-19.

29 февраля 2020 года (с изменениями от 19.03.2020г.) РОСПОТРЕБНАДЗОР опубликовал РЕКОМЕНДАЦИИ по помещению людей в карантин в контексте сдерживания вспышки коронавирусной болезни (COVID-19), в которых определено, что Карантин лиц — это ограничение деятельности или отделение лиц, которые не болеют, но могли подвергнуться воздействию инфекционного агента или контакту с заболеванием, с целью мониторинга симптомов и раннего выявления случаев заражения. Карантин отличается от изоляции, которая заключается в отделении больных или инфицированных лиц от других с целью предотвращения распространения инфекции или контаминации.

Карантин включен в правовые рамки Международных медико-санитарных правил (Приняты в г. Женеве 23.05.2005 Резолюцией WHA58.3 на 8-ом пленарном заседании 58-ой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения)

Именно лица, находящиеся под карантином, являются субъектами административной ответственности по ч. 2, 3 ст. 6.3 КоАП РФ. Перечень данных лиц чётко определён.

Согласно указанных рекомендаций в контексте нынешней вспышки COVID-19 глобальная стратегия сдерживания включает быструю идентификацию лабораторно подтвержденных случаев и их изоляцию и лечение в медицинском учреждении или на дому.

В отношении лиц, контактировавших с пациентом с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19, ВОЗ рекомендует помещать таких людей на карантин на 14 дней с момента последнего контакта с больным COVID-19.

В целях осуществления карантина контактное лицо определяется как лицо, которое вовлечено в любую активность из нижеприведенного списка, за два дня до и в течение 14 дней после появления симптомов у пациента:

— Непосредственный контакт (лицом к лицу) с пациентом с COVID-19 в пределах 1 метра и в течение > 15 минут;

— Обеспечение прямого ухода за с пациентами с COVID-19 без надлежащих средств индивидуальной защиты (СИЗ);

— Пребывание в той же закрытой среде, что и пациент с COVID-19 (включая рабочее место, классную комнату, домашнее хозяйство, собрания) в течение любого периода времени;

— Путешествие/ поездка в непосредственной близости (в пределах 1 метра) с больным COVID-19 на любом виде транспорта.

Во исполнение этих положений в РФ установлен перечень подкарантинных лиц, куда, кроме перечисленных выше, внесены лица старше 65 лет как наиболее уязвимые для коронавируса в связи с особенностями организма, а именно: повышенной выработкой в организме белка АТЕ-2, который является «белком-предателем» я является основой для размножения вируса COVID-19 в человеческом организме.

Таким образом, при нарушении режима карантина перечисленные выше лица при остановке их на улице либо в общественном месте сотрудниками полиции могут быть и будут привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, то есть, сотрудник полиции составит протокол об административном правонарушении и направит его с административным материалом в суд, который впоследствии решит вопрос о наказании.

Другие лица не могут быть привлечены к административной ответственности по данной статье.

Кроме карантинных мер, приняты иные меры против развития коронавируса, в том числе режим так называемой самоизоляции, точного определения которого в законе нет, и который состоит в ряде ограничений на передвижение и общение.

В Санкт-Петербурге меры по самоизоляции очень щадящие по сравнению с мерами, принятыми в других городах федерального значения (Москве и Севастополе) и установлены постановлением Правительства СПб № 121 от 13 марта 2020г. (изменено 10.04.2020г.) Перечислять их не имеет смысла, так как данный документ открыт и размещен для всеобщего ознакомления на сайте правительства и в сети, однако следует отметить, что данный документ содержит меры запретительные и рекомендательные. Разумеется, административная ответственность может наступить только за нарушение запретительных мер, наступить она может по ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Статья 20.6.1. Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения

(введена Федеральным законом от 01.04.2020 N 99-ФЗ)

  • Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
  • Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, — влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020г. № 975-р утверждён перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 20.6.1 КоАП РФ, в данный перечень входят сотрудники полиции, Росгвардии, МЧС, ветеринарного и санитарного контроля и т.п.

При этом в утверждённых правилах поведения отсутствует понятие «соблюдение или нарушение режима самоизоляции». Поскольку в Санкт-Петербурге введён режим повышенной готовности, то исполнение запретительных мер, установленных Правилами и указанным выше постановлением является обязательным.

В Санкт-Петербурге не установлено запрета на передвижение по улице как пешком, так и на автомобиле для лиц, не являющихся подкарантинными субъектами, однако установлен прямой запрет на посещение парков, скверов, кладбищ, религиозных объектов, спортивных и детских площадок, собираться группами для отдыха и проведения досуга. То есть, если неподкарантинный гражданин находится на улице по своим делам вне запрещённых к посещению объектов, то он не является правонарушителем. Однако в случае остановки гражданина в сквере или парке, либо возле водоёма «на шашлыках», то привлечение к административной ответственности неизбежно.

0
3 комментария
Nik Luchnikov

Лень читать, нельзя было как-то разделить всю эту юридическую фигню и ключевые моменты по ней.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Octave Parango

TL;DR В Питере по своим делам ходить запрета нет, тусить в парке и жарить шашлыки – запрет есть

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда