Как бороться с оскорблениями в интернете. Реальный кейс Эдгарда Запашного

Как бороться с оскорблениями в интернете. Реальный кейс Эдгарда Запашного

Все мы разные. Успехи других вызывают у людей разные эмоции. У кого-то - стремление к личному развитию, а у кого-то - обиду и злость. Если до появления Интернета второе могло проявляться лишь в колкостях и сплетнях с соседями, то с появлением социальных сетей ненависть и подлость некоторых существенно масштабировалась. Реальность такова, что чем популярнее личность, тем с большим количеством хейта ему приходится сталкиваться в свой адрес. Не имея специальных знаний, позволяющих решить вопрос самостоятельно, публичные люди обращаются к юристам, которые помогут пройти весь путь и добиться наказания для обидчика. Так случилось и с Эдгардом Запашным.

Под хейтом понимается выражение ничем не необоснованной ненависти, злости, агрессии к кому-либо. И если единичный негативный комментарий или пост вряд ли может нанести существенный репутационный урон, то с регулярными проявлениями словесной агрессии от одних и тех же людей, действительно, нужно решительно бороться. Самым распространенным проявлением хейта являются публичные оскорбления в сети Интернет.

Под оскорблением понимается унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме (ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ). Оскорбление может быть выражено в двух формах: словесно; невербальным способом (неприличные жесты). В соответствии с пунктом 49 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021)», размещение оскорблений на страницах в социальных сетях, доступных для неопределенного круга лиц, либо в групповых чатах мессенджеров подлежит квалификации по ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ.

Известный дрессировщик Эдгард Запашный не оказался исключением, столкнувшись с оскорблениями в свой адрес в телеграм-канале незнакомого ему гражданина - бывшего циркового сотрудника.

Указанный пользователь в своем телеграм-канале опубликовал пост с названием в виде риторического вопроса «Эдгард Запашный – настоящий политик или напыщенный фрик?». Публикация представляла собой видеоряд с периодически всплывающими надписями, содержащими негативные выводы и аудиодорожкой с монологом автора с оценкой Народного артиста России.

Обидчик, видимо, пытался подстраховаться тем, что его фоновый монолог не содержал неприличных выражений, часть оскорбления была скрыта в вопросе, а часть – в всплывающем на видео окне.

Изучив публикацию, мировой суд расценил риторический вопрос, сообщающий тему поста в подтекстовой форме, извлекающим негативный вывод, выраженный в неприличной форме с использованием неприличного выражения «напыщенный фрик». Вывод автора о том, что Запашный Эдгард Вальтерович является «надутой и напущенной пустышкой» также не удалось скрыть за всплывающим окном. Суд признал гражданина винновым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ и справедливо наложил административный штраф.

Чтобы граждане могли избежать подобных ситуаций и знали, как защитить себя, мы составили алгоритм действий для привлечения хейтера к ответственности за оскорбление в Интернете.

ШАГ 1. Игнорируйте обидчика. Не отвечайте на оскорбления. Любое необдуманное слово может быть впоследствии использовано против Вас в прокуратуре или суде.

ШАГ 2. Не жалуйтесь на публикацию, не отмечайте ее как спам сами и не просите это сделать знакомых. Публикацию могут удалить, а Вы не успеете ее зафиксировать у нотариуса.

ШАГ 3. Самостоятельно проанализируйте публикацию.

Во-первых, для последующей подачи заявления от Вас, из нее должно четко следовать, что автор оскорбляет именно Вас. Подумайте, как сможете это доказать, например, во взаимосвязи с другими публикациями автора или исходя из контекста поста.

Во-вторых, не все, что задевает Ваши чувства, является оскорблением в понимании закона. Для квалификации правонарушения в качестве оскорбления необходимо одновременное установление нескольких обязательных элементов: факт унижения чести и достоинства; наличие неприличной формы выражения. Остановимся на втором. К неприличной языковой форме можно отнести непристойные выражения, нецензурную брань, мат, зоосемантические метафоры, сравнения с одиозными историческими и литературными персонажами и пр. В случае, если публикация имеет негативную оценку, при этом по форме изложения не является неприличным, привлечь автора к административной ответственности не получится. Так, например, если кто-то назвал Вас дьяволом, приписав некое злое начало, слово будет воспринято, скорее, как метафора без использования неприличной формы, что исключит юридическую ответственность.

В-третьих, обратите внимание на давность публикации. С момента публикации (момент совершения правонарушения) у Вас есть только 3 месяца, чтобы обратиться за защитой своих прав с заявлением в прокуратуру. По сложившейся практике советуем обращаться с заявлением в прокуратуру не позднее 2 месяцев с момента публикации.

В-четвертых, идентифицируйте автора публикации и продумайте какие доказательства авторства будете предоставлять. В случае нашего спора с этим проблем не возникло, т. к. публикация была размещена в личном одноименном телеграм-канале обидчика. Более того, в нашем случае гражданин ранее уже писал жалобы, публично высказывался в негативном ключе в отношении семьи Запашных.

ШАГ 4. Оперативно сохраните доказательства оскорбления. В случае, если пост будет удален автором или администратором, обычного скриншота будет недостаточно, поэтому рекомендуем сразу обратиться к любому нотариусу, который проведет осмотр публикации. Если материал содержит видео, возьмите с собой флешку, нотариус запишет информацию на нее и прикрепит к протоколу осмотра.

ШАГ 5. Обратитесь в экспертную организацию к лингвисту для проведения лингвистического исследования публикации. Несмотря на то, что проведение досудебного исследования повлечет расходы и само по себе проведение такой экспертизы не является обязательным условием, рекомендуем все же не пропускать этот шаг.

Во-первых, для минимизации расходов и временных затрат, сначала стоит получить устную консультацию в отношении того, является ли слово или выражение в контексте публикации оскорблением. Негативный ответ сэкономит Ваше время на участие в бесперспективном разбирательстве и не даст обидчику лишний повод на негатив в Вашу сторону в случае отказа в привлечении его к ответственности.

Во-вторых, если лингвист не сомневается в отношении перспективности экспертизы, то можно переходить к постановке вопросов исследования. Например: «1. Имеет ли публикация в «источник» от «дата» признаки оскорбления «Вас», то есть унижения чести и достоинства, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме? 2. Если такие признаки есть, то в чем они проявляются?».

ШАГ 6. Составьте и направьте в прокуратуру заявление о возбуждении дела об административном правонарушении, указав в нем:

· Ваши идентификационные и контактные данные;

· данные лица, привлекаемого к административной ответственности, его характеристика (например, наличие/отсутствие судимости);

· источник, в котором содержатся оскорбительные данные (название, ссылка);

· укажите день, время и место, где впервые увидели публикацию;

· опишите предыдущие взаимоотношения с автором публикации (возможно, ранее автор где-то высказывался в публичном поле уже о Вас или писал обращения Вам лично);

· изложите выводы заключения лингвиста;

· попросите возбудить производство об административном правонарушении в отношении «ФИО» и направить дело в суд для привлечения «ФИО» к административной ответственности;

· приложите протокол осмотра публикации, лингвистическое заключение, копию Вашего паспорта.

ШАГ 7. Дождитесь проведения прокурорской проверки в отношении Вашего заявления, вынесения постановления о возбуждении дела об административной ответственности и передачи надзорными органами дела в мировой суд.

ШАГ 8. Отслеживайте назначение рассмотрения дела в мировом суде, придите сами или направьте представителей для поддержания доводов заявления.

ШАГ 9. В случае, если оскорбление причинило Вам нравственные или физические страдания, которые вы можете доказать, после привлечения обидчика к административной ответственности, обратитесь за компенсацией морального вреда. Напоминаем, что, как правило, сумма в таких спорах присуждается незначительная.

«Будь умнее, промолчи»: - многие слышали эту фразу с детства. Такая тактика не поможет во взрослой жизни и при защите своего доброго имени. Игнорирование регулярных оскорблений провоцирует у обидчиков чувство безнаказанности и желание продолжать деструктивное поведение.

22
2 комментария

не обращать внимание

1
Ответить

Соглашусь, что это может быть решением, но только временным. Иногда это переходит все границы и приходится вмешиваться уже в соответствии с законом.

Ответить