Право
Связи
202

«Алёнка» и конь Юлий: как и зачем стоит регистрировать товарный знак

Привет! Меня зовут Даша, я сценарист агентства «Связи». Сегодня мы обсудим тему интеллектуальной собственности и я поделюсь опытом получения товарного знака.

В закладки

На прочтение статьи вы потратите не больше пары минут, но обещаю, впоследствии это поможет уберечь ваше время и деньги.

В 2011 году Кондитерская фабрика «Октябрь», выпускающая шоколад «Алёнка» потребовала взыскать с фабрики «Славянка» 310 млн. рублей лишь за то, что упаковка конфет «Алина», выпускаемых «Славянкой», содержит изображение похожее на девочку с упаковки «Алёнки». Иск был частично удовлетворён.

Предприниматель из Белгорода продавал в своем магазине раскраски с DVD-диском с изображением Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и Коня Юлия. Все эти товарные знаки зарегистрированы за ООО «Студия анимационного кино "Мельница"». Этому же обществу принадлежит исключительное право на полнометражный анимационный фильм «Три богатыря. Ход конем».

Представитель "Мельница" купил в магазине раскраску и DVD-диск с указанными персонажами, записав процесс покупки на видео при помощи скрытой камеры. У него также имелись кассовый и товарный чеки. Полагая, что предприниматель при реализации указанного товара нарушил исключительные права общества, оно обратилось в суд с требованием о взыскании компенсации.

В результате судебных заседаний, было установлено, что товары являются контрафактными и их продажа нарушает права «Мельницы». Иск был удовлетворён.

Как связаны эти странные, на первый взгляд, дела? Они рассматривались по вопросам интеллектуальной собственности.

Что такое интеллектуальная собственность?

Как заявляет Википедия, интеллектуальная собственность — закреплённое законом временное исключительное право, а также личные неимущественные права авторов на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Говоря простым языком, оформив право собственности на результат своей работы (книгу, статью, изобретение, логотип), вы становитесь своеобразным монополистом и уже никто не имеет возможности на неё претендовать. Кто-то использовал ваш логотип без вашего ведома? Добро пожаловать в суд, закон на вашей стороне.

Когда и как нужно защищать интеллектуальную собственность?

Без обид, но если ваши очерки, публикации и интеллектуальные творения ограничиваются постами в соцсетях на аудиторию 15 человек, то не стоит переживать. Другое дело, когда от деятельности вы получаете непосредственную коммерческую выгоду. В таком случае, лучше постараться всеми возможными способами защитить свои труды.

Немного о видах интеллектуальной собственности

В зависимости от сферы деятельности, обезопасить результат работы можно несколькими способами. Кратко расскажу о 4 методах защиты ваших творческих заслуг от присваивания.

1. Авторское право

Это право авторов на художественные и литературные произведения, в том числе, книги, музыкальные композиции, скульптуру, компьютерные программы, рекламу и технические чертежи. Авторское право может распространяться (или нет) на названия, лозунги и логотипы, в зависимости от того, в какой степени они содержат авторское творчество.

Если вы зарегистрировали авторские права на своё произведение, то вам решать, позволить транслировать и перерабатывать его или нет.

2. Патент

Это право создателя на изобретение. Патент позволяет владельцу решать, каким образом изобретение может использоваться другими людьми. Имея патент, вы можете воспрепятствовать коммерческому распространению вашего изобретения. Но право это ограничено. В среднем, охрана предоставляется сроком на 20 лет.

3. Товарный знак

Обозначение, цель которого — обеспечение различия между товарами и услугами предприятий. Регистрация товарного знака поможет защитить вас от несогласованного использования вашей символики другим человеком или организацией. Товарным знаком может быть сочетание слов, букв, цифр и символов — любые особые отличительные черты товара или услуги. Срок регистрации составляет 10 лет, но при регулярных доплатах право может продлеваться бесконечное число раз.

4. Коммерческая тайна

Это право интеллектуальной собственности на конфиденциальную информацию. Несанкционированное получение и использование этой информации считается незаконным, но чтобы добиться справедливости нужно рассматривать все обстоятельства конкретной ситуации.

Наш опыт получения товарного знака

Наше агентство занимается непосредственно созданием роликов, презентаций и других визуальных компаний для бизнеса. Работая в сфере медиа, особенно важно защитить свои права на создаваемый продукт. Мы решили детально изучить вопрос и зарегистрировать название агентства «Связи» и слоган «Связи решают всё».

Шаг 1. Роспатент или агентство?

На первом этапе мы столкнулись с дилеммой — регистрировать товарный знак самостоятельно или воспользоваться услугами профильной организации.

На государственном уровне оформлением прав на интеллектуальную собственность занимается Роспатент. Чтобы пройти процедуру, вам придётся вникнуть в процесс подачи заявки, заполнить её, направить в Роспатент, дождаться результатов экспертизы знака на соответствие, и если всё хорошо, вы оплатите пошлину и через 10-12 месяцев получите свидетельство.

Но не стоит забывать, что придётся столкнуться с бумажной волокитой и необходимостью посещать Роспатент.

Изучив перечень документов, этапы процесса и не совсем понятный сайт, мы решили не тратить время и силы и приступили к поиску агентства, которое пройдёт круги ада за нас.

Шаг 2. Выбор агентства

Введя в поисковую строку «регистрация товарного знака», мы столкнулись с огромным перечнем организаций, готовых помочь в вопросах интеллектуальной собственности. Выбирая между Патентным бюро «Гардиум», компанией «PATENTUS» и фирмой «Online-patent» мы остановились на последней. Хочу заметить, это не реклама! Плюс-минус сфера деятельности и ценовой диапазон у них схожи.

Если вы не уверены в выборе, то очень рекомендую пообщаться с представителями разных агентств. Дают ли они ответы на интересующие вас вопросы? Оперативно ли реагируют на сообщения? Клиенториентированность — не последний критерий при принятии решения.

Шаг 3. Формирование плана действий

Прежде чем заняться непосредственно процессом оформления бумаг и подачи документов в Роспатент, нужно определиться с необходимыми шагами. Запишите или сохраните наши рекомендации, чтобы ничего не упустить.

До подачи заявки в Роспатент нужно:

1) Определиться с внешним видом знака

Прежде чем подать заявку в Роспатент, нам советуют точно определиться с внешним видом знака, количеством вариантов его исполнения и понять его исходные характеристики (словесный, изобразительный, комбинированный знаки). Это не пустые слова, впоследствии изменить своё решение будет невозможно.

2) Выбрать владельца товарного знака

Для соблюдения всех правил вы должны быть юридическим лицом или ИП, регулярно использовать товарный знак и соответствовать ему. В случае, если вы не использовали товарный знак более трёх лет, его правовая охрана может быть прекращена. Ну а если он имеет фактические противоречия и может ввести пользователя в заблуждение, то вы и вовсе можете его не получить.

Это я к чему. В 2017 году, "Узловский молочный комбинат" пытался оспорить решение Роспатента об отказе в регистрации обозначения "МАРГАРИН ТВОРОЖНЫЙ" в качестве товарного знака. Суд пришел к выводу, что заявленное обозначение включает название определенного вида товара – "творожный", что применительно к товарам "маргарин; жиры пищевые", является ложным указанием на несуществующую характеристику. Использование в качестве товарного знака продукта с несуществующими свойствами невозможно (творога в маргарине быть не может). Комбинат суд проиграл.

3) Понять на какие товары и услуги будет распространяться товарный знак

Определитесь, какие товары вы планируете продавать с этим товарным знаком. Лучше подумать на будущее и включить несколько предполагаемых и планируемых категорий. Но будьте адекватны: если вы выберете все 45 классов, то товарный знак через три года могут аннулировать по неиспользованию.

После подачи заявки в Роспатент:

Пусть до получения Свидетельства и придётся ждать почти год, но некоторые преимущества в сфере интеллектуальной собственности у вас появляются уже сейчас. Пока проходит проверка вашей заявки, никто не сможет зарегистрировать такой же или очень похожий товарный знак. При подаче заявки этим человеком, ему будет отказано.

Нужно быть готовым, что Роспатент может отказать в оформлении Свидетельства. Вместе с отрицательным решением организация направит вам Уведомление о проверке соответствия обозначения требованиям законодательства, где будут приведены доводы в силу которых ваш знак не может быть зарегистрирован. В ответ на это вы можете направить обоснованные возражения и документы, доказывающие вашу правоту.

Шаг 4. Поздравляю! Вы зарегистрировали товарный знак

Вы получили права на товарный знак и теперь каждый, кто будет использовать его без вашего ведома, нарушает закон.

Но только в России.

Если вы хотите расширения ваших прав на территорию других стран, то нужно пройти регистрацию товарного знака и там. Каждое государство проведёт свою экспертизу и не факт, что удастся её пройти.

И ещё, помните я говорила о выборе категории товара или услуги? Запомните, товарный знак будет распространяться только на них.

Теперь, когда вы получили товарный знак, не забудьте, что через 10 лет нужно вновь оплатить пошлину.

Цена вопроса

Я пыталась разобраться в формировании итогового размера пошлин, но на сайте Роспатента это нелегко. Поэтому я задала вопрос сотруднику агентства: «Как происходит оплата пошлины?». И получила исчерпывающий ответ.

На этапе подготовки заявки, вы платите комиссию агентству и оплачиваете пошлину в размере 10-15 тысяч рублей. Если Роспатент выносит положительное решение по вашему вопросу, то вы оплачиваете выдачу Свидетельства — 12600 рублей.

О стоимости услуг организации можно уточнить на сайте или по телефону.

Подведём итог.

Разобравшись в вопросах интеллектуальной собственности, необходимость её защиты становится очевидной. Заниматься оформлением товарного знака самостоятельно или воспользоваться услугами профильной организации — решать вам. Но даже если вам помогают, будьте внимательны и заранее предугадывайте риски. Точно сформулируйте запрос и серьёзно отнеситесь к заполнению заявки. Благодаря этому, вы сможете сэкономить не только деньги, но и своё время.

Я поделилась нашей историей получения товарного знака. Очень надеюсь, что она поможет вам сделать правильный выбор и не допустить ошибок в вопросах защиты интеллектуальной собственности.

А чтобы отвлечься от серьёзных юридических вопросов, заходите в телеграм-канал «Про связи». Там вы найдёте кейсы креативных проектов со всего мира и много полезного контента.

{ "author_name": "Связи", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": -3, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 131109, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 01 Jun 2020 12:43:56 +0300", "is_special": false }
Insense
Российская платформа Insense стала первым в России креативным партнером Facebook
Российская платформа для создания и оптимизации мобильного контента в Instagram и Facebook получила статус партнера…
Объявление на vc.ru
0
4 комментария
Популярные
По порядку
0

Сколько у вас стоит эта услуга ??

Ответить
0

Прошу прощения, какая услуга? 

Ответить
0

Регистрация товарного знака и патента 

Ответить
0

Мы рассказывали о нашем опыте получения товарного знака, а не о том, что мы сами оказываем эту услугу. В тексте есть несколько компаний, которые вам помогут. А к нам обращайтесь, если потребуется презентация, анимация, видео, трансляция для бизнеса :) 

Ответить

Комментарии