Что изменится в жизни блогеров после запрета рекламы в Instagram*

Почти 2,5 года при упоминании Instagram* жители РФ должны делать пометку о то, что эта социальная сеть является продуктом компании Meta, признанной экстремистской организацией, деятельность которой запрещена на территории РФ.

Некоторые блогеры по сей день продолжают нарабатывать аудиторию в Instagram*, другие – старательно уводят подписчиков на другие площадки, третьи делают все и сразу. Казалось бы, самое страшное уже произошло: одна четверть подписчиков просто боится заходить в «запретграм», у второй не получается, третья нашла себе новых блогеров в других социальных сетях, и лишь самая переданная, четвертая, продолжает изо дня в день мелькать в статистике… Но этого мало и шансов на то, что ситуация кардинально изменится, практически нет.

Тем не менее блогерам нужно на что-то жить: базовый источник их заработка – реклама. Этот источник заработка скоро может стать недоступен: сейчас на рассмотрении Госдумы Законопроект № 652920-8 «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе"».

Блогерам запретят делать рекламу

Блогерам нельзя будет публиковать рекламу на информационных ресурсах иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ или организации, деятельность которой запрещена в связи с экстремистской или террористической деятельностью, а также иных информационных ресурсах, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Если вы популярный блогер во ВКонтакте или в Одноклассниках, бояться нечего – на вас положения законопроекта, в случае их одобрения, распространяться не будут.

Если поправки примут

Давайте предположим, как будут развиваться события, если законопроект действительно одобрят в трех чтениях и подпишет Президент.

Итак, несмотря на блокировку Instagram*, блогеры по-прежнему активно размещают рекламу там и даже маркируют ее, а за отсутствие маркировки платят штрафы. Все по-настоящему.

По мнению старшего юриста Legal Up Татьяны Евсеевой законопроект действительно может быть принят: если это случится, то за его исполнением будут следить. Пока из текста законопроекта непонятно, какой именно орган станет контролировать выполнение его пунктов: Татьяна Евсеева полагает, что это перейдет в ведение ФАС и/или Роскомнадзора.

На данный момент сведений о внесении поправок в КоАП, предусматривающих штрафы именно за размещение рекламы на сайтах запрещенных организаций, нет. На сайте Госдумы опубликована информация о том, что принятие поправок не потребует принятия иных законов или внесения поправок в существующие законодательные акты. Вероятно, штрафовать будут по ч.1 ст. 14.3 КоАП: штраф для ИП составляет от 4 000 до 20 000 рублей, для юридических лиц – от 100 000 до 500 000 рублей.

Как законно зарабатывать в запрещенных соцсетях?

Законность любого заработка посредством продаж в запрещенных социальных сетях может стать повесткой дня после принятия законопроекта о размещении рекламы. Вообще в контексте рекламы нужно помнить об одном небольшом, но важном нюансе: даже если блогер продает свои собственные услуги, посты об этих услугах в некоторых случаях могут быть признаны рекламой, а реклама с большой долей вероятности будет запрещена. Каким образом продвигать услуги, чтобы не нарушать рекламное законодательство? Вопрос открытый.

Блогеры начнут выкручиваться

Отрицать факт того, что многим из них действительно придётся искать и разрабатывать новые «безрекламные» способы заработка на старой аудитории, опрометчиво. Мы все понимаем, что подписчики – это актив, который никому не хочется терять.

Если блогер в статусе ИП продолжит публиковать рекламу, то ему будет грозить штраф в размере 20 000 рублей. Только вот после принятия закона, в личных кабинетах операторов рекламных данных может исчезнуть возможность получения идентификатора рекламы для публикации на запрещенных площадках. Что это значит? То, что публикация рекламы без маркировки предусматривает уже другие штрафы: тому же блогеру-ИП придется попрощаться уже с суммой от 100 000 до 200 000 рублей, а это совсем иной разговор.

Скорее всего, в приоритете будет путь публикации рекламы на других (незапрещенных) ресурсах, тем более, многие блогеры стали активнее размещать контент на других площадках.

Будем следить за развитием событий.

*Принадлежит Meta Platforms Inc., деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.

Подпишитесь на Телеграм-канал Юристы о бизнесе, где мы с командой помогаем внедрять право в бизнес-процессы безболезненно и делать бизнес безопасным.

22
Начать дискуссию