Право
Роман Алымов

Джордж Флойд и Black Lives Matter: товарные знаки с символами протеста

Тапенада из черных оливок, квас, балет, каннабис, одежда для животных, Хуан Франциско Лопез III, Федерико Матиас Цукерман Мерлин, мотивационный коуч и Монтессори.

25 мая 2020 года афроамериканец Джордж Флойд попытался заплатить поддельной купюрой за сигареты, но владелец магазина обнаружил фальшивку и вызвал полицию. Приехал наряд, применил силу, Флойд погиб при задержании. Его смерть вызвала общественное возмущение, массовые беспорядки, осуждение расизма и полицейского произвола под лозунгом “Black lives matter”, в сокращенном варианте – “BLM”. Этот лозунг также является названием существующего с 2013 года международного движения активистов против жестокости полиции в отношении афроамериканцев.

Имя Флойда и название движения стали широко известными, приобрели коммерческую ценность, поэтому их стали регистрировать как товарные знаки. Точнее, пытаться регистрировать.

В США, Евросоюзе, Франции, Германии и Австралии уже подано больше полусотни заявок на регистрацию товарных знаков с лозунгом о важности черных жизней и четыре заявки с именем Флойда.

Заявки с именем Джорджа Флойда, США

5 июня некий Манемо Машонга (Munemo Mushonga) подал заявку на словесное обозначение “George Floyd”, выполненное без каких-либо цветовых и стилистических особенностей.

Знак заявлен в отношении производства и распространения телешоу и кинопродукции. Вероятно, мистер Машонга планировал продавать лицензии и предъявлять претензии теле- и кинокомпаниям, снимающим сюжеты и фильмы про Флойда. От комментариев прессе он отказался.

12 июня Машонга неожиданно отозвал заявку, отказ был принят, заявка перестала быть.

В этот же день брат Джорджа Флойда – Филониз Флойд (Philonise Floyd) – подал заявку на товарный знак “George Floyd Foundation”. Стилистических и цветовых особенностей тоже нет.

Список заявленных товаров и услуг более широкий, чем у мистера Машонги:

– медиа-материалы о Джордже Флойде, мобильные приложения и документы, касающиеся реформы полиции, социальной справедливости и прав человека;

– противовирусные санитарные маски;

– толстовки с капюшонами, футболки, бейсболки;

– сбор благотворительных средств, в том числе на развлекательных мероприятиях и в пользу жертв полицейской жестокости;

– организация и проведение семинаров, размещение материалов в интернете на тему социальной справедливости, прав человека и реформы полиции.

У этой заявки больше шансов на регистрацию, чем было у первой. Использование имени известного человека в товарном знаке, по общему правилу, требует его согласия. У мистера Машонги такого согласия не было, и вряд ли он смог бы его получить у наследников Флойда, тоже стремящихся к коммерциализации имени погибшего. Шансы могли появиться, если бы наследники переругались между собой и кто-то из них согласился на сепаратное соглашение – и то возможность регистрации оставалась бы под большим вопросом.

Заявки с именем Джорджа Флойда, Евросоюз (EUTM)

Имя Флойда пытаются зарегистрировать не только в США, но и в Европе.

7 июня лондонская компания EDIPM LTD подала заявку на словесный товарный знак “George Floyd” в отношении одежды, обуви, головных уборов, игр, игрушек, кофе, пива и других алкогольных напитков.

Внятной информации о заявителе при беглом поиске найти не удалось. Официальный вид деятельности компании – иные виды поддержки бизнеса (other business support service activities not elsewhere classified). Принадлежит турецкому инженеру Таркану Гуюку (Tarkan Guyuk), о котором каких-либо значимых сведений в публичном пространстве также не обнаружено.

Через два дня после подачи заявка была отозвана.

Еще одна заявка на словесный знак “George Floyd”, который должен действовать в отношении каннабиса, диетических добавок с каннабидиолом и конопли, была подана 9 июня.

Имя заявителя пока не опубликовано, потому что он не оплатил пошлину. Однако, известно, что его поверенный – из Риги. Не исключено, что заявитель – наш хитрый соотечественник.

Заявки с “Black lives matter”

В этом разделе будем разбираться с заявками, в которых есть элемент “Black lives matter”. Их много, но среди них есть любопытные. Но их много, список длинный, если станет скучно – листайте сразу в конец статьи, к практическим выводам.

США, до 2020 года

Первые попытки зарегистрировать бренд “Black lives matter” были предприняты в США ещё в 2015 году.

Майкл Сазерн (Michael Southern) из Чикаго подал заявку на словесный знак BLACK LIVES MATTER на разные виды футболок.

USPTO (американское ведомство, ответственное за регистрацию товарных знаков) отказало в регистрации по основаниям, близким к отечественному отсутствию различительной способности и возможности введения в заблуждение:

Потребители привыкли к тому, что этот слоган широко используется в повседневной речи различными лицами. Потребители будут воспринимать это обозначение не как товарный знак, идентифицирующий товары заявителя, а как сообщение информационного характера о том, что тот, на ком надета футболка поддерживает идеи и взгляды объединений и организаций, протестующих против насилия. Кроме того, эта фраза широко используется третьими лицами для выражения поддержки и поэтому не может быть рассмотрена как идентифицирующая исключительно заявителя. [вольный перевод]


Perkins, Inc. из Калифорнии тоже подало заявку, но уже в отношении товаров 16 класса: открытки, блокноты, календари, планировщики и канцтовары. Заявитель позиционирует себя как

«самая большая в мире компания по торговле подарками и открытками, принадлежащая чернокожим» (the world’s largest black-owned gift and greeting-card company).

В регистрации отказано, мотивировка отказа аналогична:

Обозначение несет информацию о взглядах социального, политического, религиозного, иного подобного характера. Оно не функционирует как товарный знак, идентифицирующий заявителя как источника товаров и отличающего его от других. [вольный перевод]

Чернокожий мотивационный коуч Кортран Дж. Виклиф (Cortlan J. Wickliff) из Техаса тоже решил попытать счастья и подал заявку в отношении рубашек, шляп, брюк, платьев, одежды, наручных ремешков. Отказано по тем же причинам.

Шесть заявок (1, 2, 3, 4, 5, 6) подала Black Lives Matter Network, Inc. – корпорация из Дэлавэра, которая принимает пожертвования от имени движения “Black lives matter” (см. статью в Википедии и иск полицейского, пострадавшего в столкновениях с активистами BLM в 2017 году. Иск не был принят к рассмотрению, но факт финансирования публично не опровергался).

Движение BLM не только занимается активизмом, но и торгует футболками, бейсболками и прочей атрибутикой со своей символикой. Коммерческая потребность в товарном знаке у них действительно есть – это конкурентная борьбы со всеми, кто использует это популярное обозначение для маркировки своих товаров. И таких очень много – только на Амазоне поиск по фразе “black lives matter” выдает больше 3000 позиций в тридцати с лишним категориях товаров.

Все шесть заявок поданы в отношении широкого перечня товаров 9, 16, 25, 35, 36, 41 классов: электронные и печатные публикации об активизме и общественной организации в чернокожем сообществе, рубашки, футболки, шляпы и прочая одежда, деятельность сайта о просвещении публики по вопросам свободы и справедливости для чернокожих, организация сообществ со сходными интересами, благотворительность, образовательные услуги, съемки документальных фильмов об активизме и самоорганизации сообществ чернокожих.

В регистрации всех шести знаков отказано, как и предыдущим заявителям.

Было несколько заявок с вариациями базового обозначения:

– BLACK LIVES MATTER TOO – заявка на футболки, свитера и шляпы (до сих пор в на рассмотрении);

– BLACK LIVES MATTER TO ME – тоже футболки, свитера и шляпы (до сих пор в на рассмотрении);

– BLACK LIVES MATTER. (с точкой в конце) – снова футболки, свитера и шляпы, но еще и штаны (отказ в регистрации);

– BULLETPROOF. #BLACKLIVESMATTERразные виды одежды (заявка признана отозванной);

– BLACK LIVES - WHAT'S THE MATTER? – в отношении психологического консультирования и эмоциональной поддержки незащищенных молодых и частично безработных взрослых афроамериканцев.

США, 2020 год

Смерть Джорджа Флойда и вызванные ею протесты популяризовали движение “Black lives matter” и вызвали целый вал заявок на товарные знаки. Их много, поэтому о каждой – коротко.

Начнем с заявок на словесный товарный знак “Black lives matter” без особенностей шрифта, цвета и дизайна. Такие заявки подали:

– электромонтажная компания из Нью-Джерси в отношении одежды, кинофильмов, телепередач, стикеров, плакатов и кабельного телевидения. Каким-то образом заявитель впихнул все эти товары в 16 класс;

– консультанты по коммерциализации изобретений из Огайо и некий Мартин Илиев – в отношении одежды и головных уборов;

– Энтони Боргеси (Anthony Borgesi) из Филадельфии подал заявку в отношении спортивной одежды.

Удалось найти двух человек с таким именем. Один – гангстер, второй – маркетолог. Может быть, это один гангстер-маркетолог.

– Хуан Франциско Лопез III (Juan Francisco Lopez III) – технический директор швейцарской корпорации. Заявил услуги по предоставлению информации в сфере прав человека.

– Хэйг Фишер (Haig Fisher) из Калифорнии. Он подал заявку на деятельность политических партий, предоставление политической информации, новостей, комментариев и информирования о том, как голосовать и регистрироваться для голосования (35 класс). Через девять дней после подачи отказался от заявки, производство по ней прекращено.

– компания-производитель настольных игр Breaking Games – в отношении настольных игр. Через неделю заявка была отозвана, а на главной странице сайта компании опубликовано извинение директора – светлокожей женщины:

Я хотела зарегистрировать знак на образовательные игры, чтобы незащищенная интеллектуальная собственность не попала в плохие руки, а потом пожертвовать его общественному движению. Не прочувствовала момент, была неправа, заявку отзываю. Обещаю учиться, стану лучше и буду бороться с расизмом. Извините. [вольный перевод]

– некто СяоПао Рени (SiaoPao Renee) из Джорджии подал (подала) заявку на браслеты, сережки и прочие ювелирные изделия (14 класс).

Есть несколько заявок с вариациями слогана:

– BLACK LIVES MATTER 7 – заявка на спортивные футболки и на шляпы;

– BLACK LIVES MATTER BEAR” – заявка на мягкие и набивные игрушки;

– BLACK LIVES MATTER ACADEMY и BLACK LIVES MATTER BLACK AND YELLOW COLORS (1, 2) – заявки делавэрской Global Children's Advocacy LLC на широкий перечень образовательно-воспитательно-культурных услуг: обучения балету, скауты, религиозные группы, обучение по системе Монтессори, поощрительные награды девочкам из неблагополучных районов, которые смогли закончить школу и поcтупить в колледж, школы дрессировки животных. Обе заявки еще на рассмотрении.

– BLACK LIVES MATTER MOSCATO – только вино, только мускат.

– две варианта BLACK OLIVES MATTER (черные оливки важны) – словесный и комбинированный –знаки в отношении футболок, рубашек и бейсболок. Заявитель – владелец итальянского ресторана из Альбукерке, Нью-Мексико. Продажа брендированной одежды должна была приурочена к новому блюду в меню – тапенада из черных оливок с тунцом. Ресторатора обвинили в расизме, обе заявки признаны отозванными.

– ALL BLACK LIVES MATTER – печать на одежде и кружках;

– 2020 BLACK LIVES MATTER – разные виды канцтоваров;

– BLACK LIVES WILL MATTER TO THEM. WHEN BLACK LIVES BEGIN TO MATTER TOO US – знак зарегистрован в отношении спортивной одежды чернокожим политиком-республиканцем из Нью-Йорка;

– заявку на знак сразу с несколькими лозунгами обо всем хорошем подала компания Тёрнер и Пух (Turner And Pooch Co), специализирующаяся на равноправной, экономически и социально справедливой одежде (Equality, Economic & Social Justice Clothing). В настоящий момент фирма не работает, потому что слишком много заказов(!). В регистрации знак отказано.

Евросоюз (EUTM)

В заявке испанца Федерико Матиаса Цукермана Мерлина (Federico Matias Zukierman Merlin) – специалиста по социальным сетям в AirFrance – перечень товаров и услуг очень подробный и включает 1195 позиций. Чувствуется основательный подход. Заявлены:

– разнообразные игрушки и приспособления для секса (10 класс);

– товары и оборудование для спорта, игры и обыкновенные игрушки (28 класс);

– алкогольные и безалкогольные напитки, пиво, квас (32, 33 классы);

– телекоммуникации, множество видов услуг, связанных с интернетом, в том числе vpn-сервисы и мессенджеры.

Национальные заявки

В нескольких странах были поданы национальные заявки.

Великобритания

Заявка на комбинированный товарный знак (слова “black lives matter” на фоне черного круга, вместо первой буквы А – сжатый кулак левой руки коричневого цвета) подана в отношении одежды, рекламных и маркетинговых услуг, предоставляемых через соцсети.

Заявители – Трой Дини (Troy Deeney), капитан футбольного клуба «Уотфорд», и его подруга Алиша Усанна (Alisha Hosannah). Этот логотип должен использоваться на футбольной форме вместо фамилий игроков в первых двенадцати матчах нового сезона.

Заявка на знак “BlackLivesMatter” (слитное написание) в отношении досок объявлений, рекламных постеров, книжек для детей и письменных принадлежностей от лондонской компании с видом деятельности «иные спортивные занятия».

Заявка на серию из пяти знаков подана некой/неким Патрис Адамс (Patrice Adams) в отношении разных видов печатных материалов (16 класс).

Британский актер и музыкант Оувен Гарднер (Owen Gardner) подал заявку на знак BLACK LIVES MATTER UK в отношении музыки, развлечений и одежды (9, 25 и 41 классы).

Знак BLACK LIVES MATTER TOO заявлен на ряд товаров 25 класса: поддерживающие бюстгальтеры, армейские ботинки, одежда для младенцев, одежда для кукол, пляжные халаты и так далее.

Германия

Две заявки поданы в 2020 году.

Немецкая компания по производству спецодежды и средств защиты заявила обозначение “Black lives matter” в отношении товаров 9, 10, 25, 35 классов (детальный перечень не раскрыт). Это могут быть всяческие приборы, одежда, обувь, маски и тому подобное.

Марина Бич (Marina Bitsch) подала заявку на Blacklivesmatterlabel в отношении товаров 25, 24, 35 и 40 классов.

Франция

Во Франции тоже подано две заявки.

Просто BLACK LIVES MATTER в отношении зонтиков, чемоданов, одежды и ошейников для животных, человеческой одежды, лыжных ботинок и мехов.

Обозначение #BLACKLIVESMATTER заявлено на постеры, канцелярский клей, газеты, литографии, одежду, обувь, лыжные ботинки, нижнее белье, галстуки, перчатки.

Австралия

Австралия не осталась в стороне от популярного движения. Транспортная компания, создатель приложения по вызову такси, заявила знак “Black lives matter” на одежду, информационные технологии, организацию фестивалей, консультации по вопросам моды и аренду одежды.

Выводы

1. Большая часть заявок с именем Джорджа Флойда и слоганом “Black lives matter” касаются футболок, бейсболок, одежды и всякой атрибутики. Вероятно, на брендированные протестным лозунгом товары имеется значимый спрос, потребители охотно платят за возможность публично выразить солидарность с популярным трендом.

2. На втором месте по популярности – всяческий контент, общественно-политическая деятельность, интернете и прочие коммуникации. Выглядит так, что активистские движения пытаются коммерциализировать протестный лозунг, но уже не для простой торговли, а сколько для производства идей, контента и каналов его дистрибуции. Товарный знак – как инструмент для монополизации права говорить на определенные темы.

3. Практика показывает, что заявители часто отказываются от своих заявок буквально через несколько дней после их подачи. Вероятно, оно вынуждены делать это под грузом общественного давления, которое может иметь не только объективный характер, но и быть инспирированным активистскими структурами, которые тоже пытаются зарегистрировать сходные товарные знаки. Для столь резонансной темы это нормально.

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Света Котлета

Фу..... Зачем вам эта байда?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Алымов
Автор

Это юридические аспекты маркетинга, они важны, к ним у меня профессиональный интерес

Ответить
Развернуть ветку
Федя Пак

добрый день! могли бы вы поделиться годным чтивом на эту тему? заранее благодарю)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Алымов
Автор

Если подходить системно, то для начала - комментарии к ГК4, ФЗ о рекламе, об информации, о защите конкуренции.
Далее - в зависимости от того, что конкретно интересует

Ответить
Развернуть ветку
Света Котлета

Ну это настолько коньюктурно, что отторгает.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Griever

Материал актуальный. Конъюктура пишется так, и в указанном контексте неуместно её употреблять. Вот это действительно отторгает.

Ответить
Развернуть ветку
Клинический фонарь

Как думаете, какую-нибудь планету его именем в этом году назовут или в следующем?

«Соединённые Штаты Флойда» — звучит?

Почему «Флойд» звучит лучше, чем «Вашингтон»?

С Вами я — основатель и ведущий комментария-подкаста «Шизеем вместе!».

Ответить
Развернуть ветку
Роман Алымов
Автор

Не исключено. Тема модная. Астроном, который так поступит, может зарекомендовать себя как прогрессивный профессионал и активный, небезразличный гражданин

Ответить
Развернуть ветку
Роман Алымов
Автор

Мне это кажется отличным примером, как создают бренды и делают деньги на желании граждан выражать протест.
Горячие события создали образы. Коммерсанты превратили эти образы в коммерческие бренды. Бренды требуют юридического оформления. Люди, покупая атрибутику, вынуждены платить за бренд, потому что бесплатно этот образ использовать уже почти нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Griever

Материал будет полезен думающей аудитории.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Алымов
Автор

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Ешевский

Жаль, что здесь нельзя материться. Не за статью, конечно, информация интересная, но сам инфоповод вызывает тошноту.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 12 комментариев
null