Вы случайно не PHP Middle?

Как самостоятельно проверить, можно ли запатентовать свой продукт

В закладки

Если вы хоть раз задумывались о том, чтобы получить патент на свою идею или изделие, то эта инструкция для вас.

Сначала нужно понять, что можно и чего нельзя «запатентовать» в принципе.

В России выдают патенты на изобретение, полезную модель и промышленный образец, который защищает внешний вид изделия. Поэтому если вы хотите «запатентовать дизайн», то ваш выбор – это промышленный образец.

Если же особенность продукта заключается в том, что он дает какой-то технический результат, то вам предстоит выбрать между патентом на полезную модель и изобретением.

Есть вещи, которые «запатентовать» в принципе невозможно.

Во-первых, нельзя получить патент на открытие, то есть на найденную закономерность материального мира. Например, если бы закон всемирного тяготения был открыт сегодня, запатентовать его было бы нельзя.

Во-вторых, не патентуются научные теории и математические методы.

В-третьих, Роспатент откажет в выдаче патента на правила игры.

В-четвертых, нельзя запатентовать правила и методы хозяйственной деятельности, чего так хотят многие предприниматели.

Поэтому если вы придумали новый бизнес-процесс, социальную сеть или способ взаимодействия сотрудников, то запатентовать их не получится. Но можно, например, получить патент на вычислительную систему, реализующую нужный вам бизнес-процесс.

Полезная модель – это устройство, которое является новым (то есть ранее неизвестным), и промышленно применимым (то есть его можно использовать в экономике).

Изобретение – это или продукт (то есть опять же устройство, а также вещество, штамм микроорганизма и т.д.), или способ, то есть действия над материальными объектами.

Этот продукт или способ должны быть новыми, промышленно применимыми и иметь изобретательский уровень.

Полезную модель зарегистрировать легче, потому что изобретательский уровень для нее не нужен. Но у нее есть и ограничения, потому что ею может быть только устройство и причем одно. То есть ни вещество, ни способ, ни систему устройств в качестве полезной модели зарегистрировать нельзя.

Теперь предположим, что устройство — это как раз то, что нам нужно. Осталось только проверить обладает ли оно промышленной применимостью и новизной и идти подавать заявку.

С первым условием все обстоит просто. Если мы изобрели не вечный двигатель, и смогли обосновать, как с помощью полезной модели достигается технический результат, то проблем быть не должно.

Если же результат противоречит современным научным данным или законам природы или нет связи между ним и особенностями полезной модели, то в выдаче патента будет отказано.

Что касается новизны, то для того, чтобы ее установить, как раз и проводится патентный поиск, который должен показать, придумали ли мы что-то новое или изобрели велосипед.

Поиск проводится на основании технических знаний, существующих в мире на момент подачи заявки. Поэтому полезная модель должна быть новой не только для России, но и для всего мира.

Итак, чтобы проверить нашу полезную модель на новизну, мы будем искать техническое решение (то есть не обязательно только полезную модель), которое дает такой же результат и имеет те же признаки (отличительные черты).

Поясним на примере. Предположим, что нас осенила блестящая бизнес-идея. Мы решили начать производство и продажу джинсов и паковать их парами: женские и мужские вместе.

Пакуем так: сначала сворачиваем в рулон, потом, натягиваем сверху полиэтиленовый чехол и наносим на упаковку свой логотип. Из-за формы упаковки мы назовем эту новинку «Джинсовый ролл». Чтобы стимулировать сбыт будем устраивать конкурс на лучшую пару, сфотографировавшуюся в наших джинсах.

Что из всего этого можно «запатентовать»? Упаковку с логотипом при определенных условиях можно зарегистрировать как промышленный образец, то есть можно запатентовать ее дизайн.

Название «Джинсовый ролл» регистрируем как товарный знак. На конкурс и его условия получить патент не сможем потому, что это правило игры. Идею, заключающуюся в том, чтобы продавать вместе женские и мужские джинсы тоже не запатентуем, потому что это метод хозяйственной деятельности.

В итоге мы можем попробовать получить патент на полезную модель «Упаковка для джинсов», а именно свернутые в рулон двое джинсов с натянутым сверху полиэтиленовым чехлом для фиксации рулона.

В описании нам нужно показать, какой технический результат дает полезная модель. Очевидно, что в данном случае сворачивание в рулон делает упаковку более компактной. Такой результат, как оригинальность, запоминаемость и т.д. не является техническим и в расчет не берется.

Какие признаки являются существенными и будут участвовать в патентном поиске? Для компактности не имеет значения, что именно сворачивается в рулон – джинсы или любое другое гибкое изделие и сколько их там находится внутри.

Также не имеет значения, как мы фиксируем изделие в свернутом состоянии: надев на него чехол или другим способом Итак, чтобы подтвердить новизну нашей полезной модели, мы ищем свернутое в рулон и зафиксированное в этом состоянии гибкое изделие, обеспечивающее большую компактность по сравнению с аналогами. Если найдем такое, то о патентовании можно забыть.

Где будем искать?

Роспатент предписывает проводить поиск, начиная с 1920 года по бюллетеням патентного ведомства СССР и России, евразийским патентам, российским и евразийским заявкам, патентной документации США, Великобритании, Германии, Франции, Японии Швейцарии Австрии, Австралии и Канады, Европейского патентного ведомства, Всемирной организации интеллектуальной собственности, Африканской организации интеллектуальной собственности и Африканской региональной организации промышленной собственности и любым другим общедоступным документам.

Звучит устрашающе, но мы ведь не собираемся делать профессиональный поиск по всем источникам. Мы просто поищем по наиболее актуальным онлайн базам и если ничего в них не найдем, значит, шансы на патентование есть, и тогда уже будем решать, стоит ли обращаться к профессионалам.

Вот эти базы.

Поисковая система Роспатента. Единственная из всех платная. Один запрос 60 рублей. Можно оплатить картой. Поиск проводится по российской патентной документации https://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content_ru/ru/inform_resources/inform_retrieval_system/

База патентов Европейского патентного ведомства https://www.epo.org/searching-for-patents.html

База всемирной организации по интеллектуальной собственности https://patentscope.wipo.int/search/ru/search.jsf

А дальше, как в Яндексе. Забиваем ключевые слова, например, «рулон, компактность, закреплен». В зависимости от результатом меняем набор ключевых слов. В англоязычных базах, соответственно, переводим их на английский. Специалисты, наверное, посмеются над таким поиском, но нам важно понять принцип.

А если мы будем патентовать изобретение, то его нужно будет проверить еще и на наличие изобретательского уровня. То есть нужно выяснить, не следует ли оно с очевидностью из современных технических знаний.

Например, мы заявили в качестве изобретения охранную систему для музея, состоящую из датчиков, которые срабатывают при прикосновении к картинам, и инфракрасных камер, которые в этом случае автоматически наводятся на картины и передают сигнал на записывающее устройство

Предположим, что системы, включающей в себя все эти элементы, найдено не будет. В этом случае изобретение будет признано новым.

Но если окажется, что уже запатентована система для банка, где обычные камеры автоматически наводятся на сейфы, которые пытаются вскрыть, а инфракрасная камера, с подключенным к ней видеомагнитофоном тоже известна, но уже из другого патента, нам откажут в регистрации из-за отсутствия изобретательского уровня, потому что мы просто объединили уже известные элементы, которые дают давно известный результат.

Описанным способом можно очень грубо прикинуть, есть ли смысл начинать процедуру патентования. Но, конечно, точный ответ можно получить у профессионалов.

{ "author_name": "Евгений Берлин", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 1, "favorites": 29, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 139169, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 02 Jul 2020 21:11:04 +0300", "is_special": false }
Сервисы
Могильная версия сайта: как угробить конверсию, создав сайт на конструкторе
В исследовании приняли участие 35 конструкторов: Tilda, Readymag, LPgenerator, InSales, Wix, Elementor и другие…
Объявление на vc.ru
0
3 комментария
Популярные
По порядку
0

Если бы я ничего не знал о патентах, прочитав эту статью я бы запутался окончательно. Типичная манера изложения для Вечного Студента, как правильно все делать. Авторское право, напрямую связанное со сроками патентования, (ну зачем об этом, да ведь? Быстрее несите деньги!) Историческая  разница между американской и Европейской Патентными Системами (а это зачем, да ведь? Какая-то история. Несите деньги мы вас везде и запатентуем). Проблема слабых патентов (и говорить не хочется, мы же все правильно делали) Ну и так далее. 

Ответить
0

Сергей, можно подробнее о том, как авторское право связано с патентным и особенно со сроками получения патента? Возможно, я вас неправильно понял.

Что касается разницы между европейским и американским подходом к выдаче патентов, то это не относится к предмету статьи, поскольку она касается только одного практического аспекта, а именно патентного поиска. 

Ответить
0

Ну да, и 9 месяцев ждёшь, так как без национального патента не можешь подать в европейский, количество патентов в РФ снижается, поэтому наверное легче уехать в Белоруссию, создать там ООО, запатентовать все по Гаагскому протоколу, патент продать себе и закрыть ооо в Беларуси.

Ну и поверенные просто отмороженные люди, и вот себе значимость набивают.

Ответить

Комментарии