{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как зарегистрировать стартап в США и чем Делавэр лучше Калифорнии: опыт юриста-международника

При релокации стартапов на американский рынок возникает много юридических трудностей и вопросов. Есть ли отличия в регистрации стартапов в разных штатах, какую систему налогообложения лучше выбрать, какие могут быть трудности?

Ксения Мысак работала юристом в венчурном фонде и рассказала Паше Хегай про регистрацию компаний в штате Делавэр, открытие счета и сопутствующие проблемы.

Ксения состоит в Пашином сообществе предпринимателей Heg.ai. Мы делаем и публикуем много интервью в нашем профиле на vc.ru на самые актуальные темы с нашими участниками: серийными предпринимателями, венчурными фондами, эдвайзерами и топ-менеджерами.

Содержание

Ксения окончила МГИМО по специальности юрист-международник, занимается международными коммуникациями и юридическими вопросами. Основала компанию MysakLaw.

Сейчас она живет в Штатах и занимается своими двумя стартапами: Z-Robotics и Invisible Keyboard.

Z-Robotics — это роботизированные протезы.

Invisible Keyboard — это «умные» (смарт-) кольца, которые конвертируют жесты в команды, используются как контроллеры для киберспорта.

Ксения Мысак

Ксения сопровождала сделки и переговоры в Иране, а также работала юристом в сингапурском инвестиционном холдинге. Занималась структурированием фондов, оформляла управляющие компании. Не так давно она оформила компанию для инвестиционного холдинга в Штатах.

Ксения помогает стартапам, в том числе часто дает советы нашим участникам с такими вопросами:

  • как регистрация компании;
  • LLC и C-corp;
  • как сделать первый пакет документов;
  • налоговый номер и открытие счета;
  • проведение правового аудита;
  • составление документов;
  • стратегическое планирование;
  • составление юридической стратегии.

Почему компании выбирают штат Делавэр

Регистрировать компанию стартапам я советую в штате Делавэр. Также фаундеры приходят с запросами регистрации в штатах Вайоминг и Калифорния. Я им рассказываю, почему это делать невыгодно, а выгодно зарегистрироваться именно в Делавэре.

По статистике на сайте штата Делавэр:

67,2% из списка Fortune 500 зарегистрированы в Делавэре, и это неспроста

82% компаний, которые вышли на IPO в 2018 году, тоже выбрали для инкорпорации Делавэр в силу его законодательства и законодательных исключений именно для IPO.

В сфере b2b американский бизнес предпочитает работать именно с американскими компаниями. Они могут делать свои вычеты, списывать расходы на затраты компании. Кроме того, принимать деньги лучше на американский счет. И не только принимать, но и оплачивать. Если вам нужно оплатить, к примеру, Wix, то это американская система, и оплата у них в долларах.

Через Штаты оплата и приём денег будет проходить без конвертации и дополнительных затрат на валютный контроль.

Привлекать инвестиции проще тоже в Штаты. Проще всего привлекать инвестиции в Делавэрскую C-corp из-за особенностей корпоративного права.

Инвесторы часто просят перерегистрировать компанию в Делавэрскую C-corp, если вы были зарегистрированы в другом месте.

Преимущества Делавэра

Начнём с Court of Chancery, специального суда, который рассматривает только корпоративные споры и больше ничего. У него нет присяжных. Судей выбирают, исходя только из их заслуг. У штата самая большая база прецедентов — корпоративных кейсов. Даже юристы, когда изучают корпоративное право, уделяют Делавэру огромное внимание именно из-за этой базы.

Если вы приходите в суд, скорее всего, такой же кейс, как у вас когда-то уже был. И дело решится очень быстро.

Право, как правило, на стороне владельцев компаний. Это очень важный момент для инвесторов. Они тоже выбирают Делавэр, чтобы обезопасить себя от производных исков, каких-то лишних затрат.

Корпоративное право здесь про-управленческое. Они защищают совет директоров от деривативных исков, исков акционеров от имени компаний к совету директоров.

Существует такое правило — BJR (business judgement rule): если человек в совете директоров действовал добросовестно с верой в то, что он принимал самое выгодное для компании решение, то, скорее всего, решение будет в сторону члена совета директоров.

Совет директоров — это не просто название и пафосная тусовка, не просто посидеть и сказать, что я сижу во главе этой компании. Если человек понимает и принимает достаточно осознанные решения, скорее всего, решение в суде будет в его сторону.

Разрешен совет директоров с одним участником, а в Калифорнии, например, такого нет. Если вы соло-фаундер, в Делавэре вы можете быть единоличным участником совета директоров, а в Калифорнии нет. Плюс здесь инвестиции так не проверяются штатом, как в Калифорнии.

В Калифорнии, прежде чем поднять раунд, вам придется зафайлить форму на уровне штата. И только потом может производиться инвестирование. В Делавэре этот процесс намного проще.

В Делавэре минимальный первоначальный взнос — можно быстро и очень дешево инкорпорироваться. Все осуществляется за сутки.

Очень низкий франшизный налог, здесь он от $300. Например, в Калифорнии, если я не ошибаюсь, он составляет $800.

Разница LLC и C-corp

У меня часто спрашивают про Вайоминг и говорят, что там и налогов меньше, и требования попроще. Вайоминг — штат для LLC — это его родина. Это ограниченная ответственность, его легко зарегистрировать, но это другая структура.

На самом деле, если бизнес реальный, не стартап, то многие открывают LLC.

Для LLC открытие счета и операции по счету делаются намного проще, я бы сказала, там минимальная бюрократия. Ты видишь, что тебе приходит, разделяешь это на личные расходы и расходы компании, делаешь разные списания. Все максимально просто.

В Вайоминге вы не заведете инвестиции на таких условиях, как вы можете это сделать в C-corp. LLC не подходит для выхода на IPO.

Еще очень большой минус LLC — если не знать нюансов и заранее не подготовить соглашение, а кто-то из участников умирает или вдруг становится банкротом, то LLC автоматически прекращает существование. Это подходит малому бизнесу. Если вы не собираетесь заводить к себе инвесторов, вы один или вас два фаундера, мало участников, то можно зарегистрировать LLC. Во всех остальных случаях лучше делать делавэрский C-corp.

В C-corp у вас может быть неограниченное количество акционеров и разные классы акций. Неограниченное количество акционеров нужно не только для того, чтобы заводить туда своих инвесторов и эдвайзеров, но также и для того, чтобы выйти на IPO. То же самое, что и в LLC — разделение собственности, ответственности акционеров и компании. Защита вашей собственности.

В C-corp есть совет директоров, который назначает менеджеров. Есть executives, есть опционы, которые вы можете выписывать своим эдвайзерам, сотрудникам, кому посчитаете нужным. Плюс очень классная штука – в C-corp IP в собственности компании.

То есть, если вы с кофаундером решились разойтись дальше, то все равно собственность стартапа остается у вас на балансе. Это тоже очень важный фактор для инвесторов, чтобы обезопасить компанию от того, что кофаундство распадется.

Процесс регистрации C-corp в Делавэре

Зарегистрировать С-corp в Делавэре очень легко. Там законодательно установлено, что инкорпорацией может заниматься только агент. Список агентов есть на сайте delaware.gov. Вы можете там себе выбрать агента, исходя из ваших предпочтений.

Чем занимается агент?

Он вас файлит на уровне штата, осуществляет непосредственную регистрацию, делает первый сет документов. Плюс они перенаправляют вам всю входящую документацию и запросы от штата. То есть напоминают вам о том, что вам нужно зафайлить какой-нибудь отчет или уплатить налоги.

Агенты взимают ежегодную плату, стоимость варьируется.

Кто-то берет оплату с первого года, кто-то делает первый год бесплатно и дальше уже берут $100–150.

Следующим шагом будет проверка названия компании, чтобы не было совпадений с тем, кто там уже зарегистрирован. Это тоже делается очень быстро на сайте delaware.gov. Также вы можете все это проверить с агентом. Кстати, очень важный момент, что после регистрации компании вам нужно будет зарезервировать вариации названия.

Вы выбрали себе агента, проверили название компании, данные о минимальной цене одной акции и о максимальном количестве акций, которые компания может выпустить.

Как только вы все это заполнили, вам в течение дня, максимум трех, приходит уведомление о регистрации вашей компании. Все, вы зарегистрированы. Иногда это даже происходит в течение часа. Дальше в течение недели вам приходит базовый пакет документов.

Часто всего процесс регистрации легкий, но бывает, что основатели где-то не доверяют сайту или где-то они не могут найти информацию, боятся, что неправильно укажут минимальную цену акций, максимальное количество. Не понимают, как это все рассчитывать.

На самом деле все проблемы решаются опытным путем. Или посидеть на сайте, зарегистрировать несколько компаний, или обратиться к юристу.

Все можно сделать через разные сервисы, которые помогают регистрировать компании.

Но российским фаундерам часто проще работать с тем, кто все объяснит по-русски и приведет какие-то аналогии.

Можно открыть компанию удаленно. Даже в Штатах все открывают компании из дома, никто никуда не ходит. Во время карантина сам процесс регистрации вообще никак не изменился. Все так же из дома, с компьютера щелкают кнопочками, заполняют информацию.

Как открыть счет в США

Чтобы открыть счет в американском банке, вам придется получить налоговый номер – это аналог нашего ИНН. Он называется EIN (Employer Identification Number). Его можно зафайлить через разные компании, услуга будет стоить буквально пару сотен баксов. Если у вас есть SSN (Social Security number), то вам сразу могут выдать ваш налоговый номер. Если его нет, то EIN обычно делают максимум месяц.

Есть форма SS-4, которая заполняется вами, чтобы получить налоговый номер. В ней обязательно должен быть ваш физический адрес, где вы находитесь физически. Это не может быть виртуальный адрес. Но адрес может находиться не только в Штатах, где вы зарегистрированы — он также может находиться в России или любой другой стране. Это может быть ваш офис или домашний адрес.

На сайте IRS (Internal Revenue Service) вы можете посмотреть всю необходимую информацию по поводу получения EIN. Там есть кнопка для подачи заявления на получение налогового номера. Вам уже не нужно будет заполнять форму SS-4. Вы заполняете все в режиме онлайн и форма формируется автоматически. После того, как она сформирована, вам нужно будет подписать этот документ в электронном виде.

Дальше нужно идти в банк и открывать себе банковский счет.

Что лучше использовать для открытия счета?

Обычно это:

  • Payoneer — платежная система, предоставляет финансовые услуги и сервисы денежных переводов. К сожалению с марта 2020 года они не работают с Россией.
  • Mercury Payment Systems. По умолчанию не выводят деньги в Россию, но вроде можно разблокировать эту функцию.
  • Stripe. Там обязательно нужно было иметь не только налоговый номер EIN, но и SSN. Поэтому этот вариант подходит людям, у кого уже есть SSN.
  • И классический американский банк.

С американским банком намного проще, потому что нужно просто прийти в банк.

Очень дружелюбны к иностранным компаниям, например, Wells Fargo Bank, а также Bank of America и Chase.

Приходите туда с налоговым номером, уставными документами компании и вам откроют счет. Удаленно это сделать возможно, например, через родственников или сотрудников компании. Однако у них останется доступ к данному счету до тех пор, пока счет не закроют. Поэтому, советую открывать счет компании самостоятельно.

Отношение банков к русским фаундерам

Многое зависит от банка, поэтому лучше всегда поговорить с сотрудниками.

В одном банке в LA у меня попросили какую-то дополнительную бумагу. Я сказала: «Да, хорошо. Я вернусь попозже».

Потом пришла в этот же банк, но уже в Сан-Франциско, и мне сказали: «О, давайте прямо сейчас все открываем, все нормально».

Конечно, есть легальные обстоятельства. Но если у вас есть EIN и все остальные документы, особо не смотрят на то, что вы русский фаундер. Максимум у вас могут попросить дополнительные документы.

Документы после регистрации

После регистрации вам выдаётся Certificate of Incorporation.

Там у вас будут указаны дата регистрации, адрес, максимальное количество акций, минимальные цены акций, кто ваши агенты и где у вас офис — стандартные базовые вещи. Также на руках у вас будет Statement of incorporator. Это будет бумага от вашего агента, что он инкорпорировал вас и дальше не претендует на вашу компанию, передает вам весь контроль.

Также вам выдается by-laws — это своеобразный устав, где прописывается, как будет функционировать компания, как проходят выборы, как составляется board, как принимаются управленческие решения и информация про эмиссию.

Первый by-laws, как правило, составляется тем, кто осуществляет вам инкорпорацию. Он самый минимальный. Там обычно описано, что после регистрации компании вам нужно принять новый by-laws. Это первая обязанность совета директоров.

Зачем принимать новый by-laws?

Чтобы у вас сразу же была выстроена хорошая система управления.

Я советую нанять юриста. Самим иногда можно так накосячить, что потом вы случайно поссоритесь со своими кофаундерами и потом будут проблемы с принятием решений и тем, как привлечь нового инвестора.

После регистрации компании вам обязательно нужно составить договоры. Также нужно сделать акционерное соглашение — в нем описано, как происходит эмиссия акций, на каких условиях для уже действующих акционеров, как они могут приобрести заново выпущенные акции, и так далее.

Плюс корпоративные договоры разных видов, у кого какая ответственность и преимущественное право в вопросах. Чтобы в случае конфликта между основателями все можно было решить максимально быстро, без каких-либо затрат.

Если вы сидите в России, но зарегистрировали компанию в США, скорее всего, ваши сотрудники будут Independent Contractors. Договоры с ними и с эдвайзерами нужно будет заключить. Также нужно оформить опционы.

Какие еще дополнительные документы нужны, чтобы сформировать юридическую базу:

  • Во-первых, вам нужен юрист для навигации по документам. Как правило, сейчас все письма хранятся в электронном виде где-нибудь в облаке, с этим все нормально.
  • NDA (Non-disclosure agreement) — советую подписывать его всегда и со всеми, где есть возможность. Например, когда кто-то написал вам софт, вы не можете его просто юзать, вам нужно, чтобы вам передали права на эту интеллектуальную собственность. Для этого заключается IP Rights Transfer Agreement.
  • Документы, с помощью которых выпускаются акции и упорядочиваются все дела, например, опционный план, сколько вы выпускаете фаундерам, сколько оставляете эдвайзерам, сколько инвесторам.
  • Следующее — Technology Assignment Agreement. Это как раз про то, что интеллектуальная собственность фаундеров по предмету работы вашей компании передается компании.

На чем можно проколоться?

У меня есть два интересных кейса из практики.

Первое — когда ко мне пришла компания, в которой не приняли устав, но к ним уже зашел первый инвестор. Потом поднимают новый раунд, у них запрашивают все документы. Спрашивают: «Где у вас устав?» И они такие: «Ой, мы не приняли, у нас нет». Новый инвестор говорит: «Ничего страшного, все нормально. Просто примите этот устав, мы вас проинвестируем».

С первым инвестором потом были очень большие проблемы. Он заранее увидел юридический промах, что устав не был принят, и собирался быть единственным инвестором, чтобы окончательное право всегда оставалось за ним.

Несколько месяцев он не подписывал новый устав, не могли ввести нового инвестора. Уговаривали всеми правдами и неправдами, но потом все-таки все обошлось.

Приняли новый устав, ввели нового инвестора, но только через несколько месяцев — время было потеряно.

Второй кейс — это когда в акционерном соглашении неверно зарегулировали привилегированные акции. Процесс подписания уже тогда шел в онлайне, и прямо во время сделки я попросила принести мне документы, чтобы я их посмотрела, и увидела, что буквально одно слово было написано не так и меняло все.

У нас было три подписанта. Двое уже подписались. Если бы подписался третий, то контроль в компании перешел бы новому инвестору. Это просто выходящая из ряда вон история. Нужно максимально четко проверять каждое слово в каждом договоре, прежде чем вы что-то подписываете.

Два самых главных вопроса, которые интересуют любого инвестора — это контроль и деньги.

Кто управляет компанией? Сколько мы получим? Исходя из этих вопросов, мы понимаем, на какие пункты обращать внимание в договорах.

Виды договоров с инвесторами

Нужно проверять документы на соответствие, чтобы не было упомянутых мной выше казусов. Проверять by-laws, план опционов и другие документы, чтобы все было максимально корректным. Для этого вам обязательно нужен юрист, чтобы вы потом не попались в ловушку.

Первые инвестиции – как правило, это ангельские инвестиции. Они вводятся через:

  • Y Combinator-ский SAFE (Simple Agreement for Future Equity).
  • Через KISS (Keep It Simple Securities) — договор, созданный акселератором 500 startups.
  • И через Convertible Loan — конвертируемый займ. Этот договор распространен в России.

Convertible Loan был первым договором.

Потом Y Combinator создал SAFE, а 500 startups создал KISS для наиболее простого инвестирования. Стандартный SAFE немного покороче, там где-то шесть страничек. В KISS около 10, но не очень много опций.

Эти договоры можно найти на сайтах акселераторов.

В SAFE есть несколько вариантов:

  • Мой самый любимый договор — когда вы не даете ни Cap, ни Discount. То есть у вас просто есть инвестиция под какими-то условиями.
  • Существует Cap, no Discount — означает, что вы даете проценты компании, и в следующем раунде ваш инвестор получает право проинвестировать вас на этих условиях, но но при этом вы не будете давать ему дискаунт.
  • Также есть Discount, no Cap — когда вы делаете скидку.
  • И Cap and Discount — это самое зарегулированное, когда вы даете и то, и другое.

У KISS есть два вида:

  • Это Debt Version: Interest Rate & Maturity — когда есть процент, который капает на те деньги, которые они вам дали. И плюс есть Maturity Date — это та дата, когда у вас наступает конвертация. Также одним из условий конвертации может быть, то что компания поднялась в оценке.
  • Equity Version: No Interest Rate, No Repayment. Но Maturity Date все же сохраняется. Довольно приятный для основателей вариант.

Convertible Loan в основном не пользуются. В России я очень часто его встречала. В Штатах больше используют SAFE и KISS, потому что Convertible Loan большой, громоздкий, неудобный.

Convertible Loan состоит из трех частей:

  • Какие условия у вас будут, какой объем инвестиций, какой уровень процента.
  • Второе — как осуществляется обратный платеж.
  • И третье — условия конвертации.

Если инвестор находится в России, то будет тяжело уговорить его например на SAFE.

В Америке все уже знакомы с этим, особенно если это Калифорния. В России же мы даже в фонде работали по Convertible Loan.

Думаю, российский бизнес у нас особенный. Здесь нужно больше искать подход к человеку. А в Штатах все просто.

Резюме

Если вы стартап и регистрируетесь компанию в Америке, выбирайте C-Corp и регистрируйтесь в штате Делавэр, с его корпоративным судом и другими преимуществами.

Если вы не стартап-бизнес, то можно зарегистрироваться как LLC в штате Вайоминг.

Процесс регистрации:

  • Наймите агента, который будет заниматься инкорпорацией.
  • Проверьте название компании на сайте Delaware.gov, данные о количестве и минимальной цене акции
  • Зарегистрируйте компанию, это можно сделать удаленно
  • Получите EIN — вся необходимая информация и форма для заявки есть на сайте IRS
  • Выберите систему или банк (например Stripe или любой американский банк, например, Wells Fargo Bank)
  • Откройте банковский счёт

Сформируйте юридическую базу документов:

  1. Certificate of Incorporation, который выдаётся после регистрации
  2. By-laws, и остальные корпоративные документы, в которых прописано, как будет функционировать компания
  3. Non Disclosure Agreement
  4. Документы, связанные с опционами и интеллектуальной собственностью
  5. Следите за такими мелочами, как тщательно составленный устав и правильно составленный договор с инвесторами, вплоть до каждого слова.

Для подписания договоров с инвесторами на ранних стадиях лучше использовать шаблоны:

  • SAFE от Y Combinator
  • KISS от 500 startups
  • Convertible loan, если вы работаете с российскими инвесторами

Для грамотного формирования всех документов и построения системы управления нанимайте юриста.

Нравятся наши статьи? Следите за новыми мероприятиями как онлайн, так и оффлайн в Telegram канале и в Instagram.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Sergey Titov

Очень много наивных каких то поверхностых идей. Те вроде в целом все так и есть но как обычно есть нюансы - которые гугл не обьясняет, а опыта у автора походу нет совсем. 

чтобы не быть голословным :

1) DE выбирают по многих причинам, но суды не являются одними из них. мало того - если вам придется судится в делавере но при эитом как и любая американская компания - вы скорее всего живете и работаете не в делавере - приготовтесь платить двум law firms - одной которая вас представляет непосредственно в суде в делавере ( этот штат с совершенно дикими требованиями по части representation :) - специально чтобы кормить своих юристов ), второго - вашего обычного. например в калифорнии :). Те - если что реально DE будет дороже чем "локальный суд". Суд сам по себе не будет быстрее кстати. 

2) инвесторы просят оформить C corp в DE, не потому что DE. а потому что C corp. Большинство фондов не в состоянии физически инвестировать не в  C Corp. Точнее - не готовы ибо это сразу тригеррит для них кучу геммороя. Например часть LP - это non profit entities, и у них проблемы работы с pass through entities. Дальше - много чисто бухгалтерских и налоговых мелочей и проблем. В случае с C corp, инвестор кладет себе на баланс акции и забывает. 

3) Если у вас компания в DE, а в CA, то вам все равно надо делать регистрацию в CA как foreign company, и платить франшизу и налоги в CA. 

4) Про банк девушка говорит про странные говны типа payoneer, etc. вот это все не банки - и она права - не надо ебать себе мозг- открывайте счет в обычном американском банке и нчиего не бойтесь. Тут правда если вы таки живете в Ру есть свои проблемы с репортингом но да ладно опустим. 

Важный момент - если у вас нет персонально вот у человека местного ИНН - те SSN, то с банком у вас будут постоянно мелкие проблемы - если только у вас там не десятки миллионов. Те на уровне 2-5m Проблемы есть у людей. Какого типа проблемы - первое - это credit cards. Скорее всего они будут только Secured - те кредит по карте будет равен размеру положенного депозита. Второе - доступ к трейдинг инструментам будет невозможен или ограничен - но это как правило конечно обычно стартаперам не надо. Третье - это важнее - будет ограничен доступ к кредитам личным и корпоративным. Те условно - у вас есть оборот скажем 1m в месяц. в течении скажем года. банк вам с удовольствием даст кредитную линию в 1-2-3m. Ьез SSN - либо не даст либо даст там на 100-200k. Либо даст под большой процент. 

но в целом конечно просто для расчетного счета разницы нет. 

5) я не буду говорить долго про SAFE и тд - для того кто получает инвестиции оно конечно выгоднее. Для инвестора - совсем нет. По многим причинам. Это я к тому что не удивляйтесь что даже в долине в 2020ом году на предложение safe скажут нет :). Опять же - это если честно не от вас зависит а от инвестора :). В большинстве случаев - короче я ск тому что не надо читать вот то что в статье как догму - инвестор сам скажет что он хочет. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Titov

Накидаю если что почитать по тому что я писал :

1) LLC vs corp лля инвестора 
https://fisherstonelaw.com/blog/why-venture-capitalists-hate-llcs/

2) про safe для инвестора
https://www.facebook.com/igor.ryabenkiy/posts/10217574848178639

3) Вот тут хороший пример и описание почему DE как штат для регистрации может быть плохо. Если коротко на русском то примерно так - в DE вы платите франшизу размер которой зависит от КОЛИЧЕСТВА авторизованных акций. Те делаете 100500 миллионов акций по $0.00001 за штуку - и неожиданно для себя попадаете на несколько десятков тысяч долларов  налога в DE в год. 

https://news.ycombinator.com/item?id=2399139

Вот тут хорошо написано про налоговые обязательства foreign company в штате калифорния например
https://www.procopio.com/uploads/model/Block/4536/pdf/94/basic-issues-for-foreign-corporations-doing-business-in-california-855.pdf

4) вот тут с ссылками более подробно почему таки DE лучше с точки зрения liability. Топикстартер написала все правильно но имхо очень запутанно и местами не совсем правильно. Лучше короче читать оригиналы ( там на сайте есть собственно ссылки )

https://www.incnow.com/blog/2020/03/03/delaware-llc-pay-california-tax/

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Cherepukhin

Очередной гайд как продать свои услуги на VC.ru. Извините, не продали.
Одним комментарием можно рассказать короче.

У Stripe есть программа для предпринимателей, они полностью открывают C-corp и LLC дистанционно и без смс - https://stripe.com/atlas. Там же очень хорошо написанный FAQ по всем вопросам которые только могут прийти в голову https://stripe.com/atlas/guides. Все документ им составляла одна из самых опытных legal tech компаний в долине - Orrick. Открытие стоит $500, туда же может входить счёт в банке. С русскими фаундерами работают без проблем, единственное условие, что лучше иметь локальный адрес, его можно получить например через Regus. Регистратора в Делавере и все остальные технические вопросы они решают на своей стороне + дают много бонусов от партнёров, например, $20К на Digital Ocean, до $100K на Google Cloud и др.

Если требуется чуть более продвинутый инструмент для менеджмента компании, добавления партнёров, выдачи equity, найма сотрудников и прочего, то лучше делать сетап в другом сервисе — https://www.clerky.com/. Там нет бонусов или комьюнити, но старт legal сервисы до первых серьёзных инвестиций Клерки закрывает полностью. Документы так же составлял Orrick. Из требований только американский адрес, его получаем так же через Regus.

Основной совет - максимально не вестись на кастомные услуги фриланс юристов и небольших фирм, особенно русскоговорящих. Документы будут по самописным шаблонам, многие процессы сделаны достаточно олд-скульно и на каждом шагу будут пробовать заработать fees. 

Удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Titov
Открытие стоит $500, туда же может входить счёт в банке. 

Там реально ебанутая система. В смысле у страйпа есть агрименты с несколькими банками из которых самый нестремный это конечно SVB, но там везде есть ограничения. 

Основной совет - максимально не вестись на кастомные услуги фриланс юристов и
небольших фирм, особенно русскоговорящих. Документы будут по самописным
шаблонам, многие процессы сделаны достаточно олд-скульно

1) ВСЕ включая большие юридические компании сделают вам в лучшем случае шаблон - тут все просто - ну что вы ожидаете за 1/5уе цены часа associate в law firm :) ? 

В этом смысл как раз дешевый лоховый фриланс юрист может оказаться в разы лучше чем "документы от оррик" lol :). Те хотя бы потому что он вощьмет всю ту же рыбу и таки поправит в ней пару пунктов. Шансы на это маленькие но они есть.

2) Процессы они вообще лучше олд скульные - просто потому что процессы нужны не для работы а для суда - а суд вообще олдскульный :). Там чем меньше "инноваций" у вас в лдокументах и проуессах - чем проще оно ложится в существующие за последние 50-100 лет кейсы - вам же лучше. И дешевле. 

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Cherepukhin

Банкинг не обязательная часть в Страйпе. SVB уже в прошлом, заменили на другого партнёра.

1. Не видел таких примеров, фриланс юристы используют свои документы, использовать шаблоны других фирм, особенно, размера Оррик, для продажи своих юридических услуг без договора с ними незаконно. 

2. Количество кейсов где early-stage tech компании попадают в суд мизерно, не вижу смысла это обсуждать на этапе открытия компании. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Titov
использовать шаблоны других фирм, особенно, размера Оррик, для продажи
своих юридических услуг без договора с ними незаконно. 

Вы серьезно вот сейчас это написали лол ? 

2. Количество кейсов где early-stage tech компании попадают в суд мизерно, не
вижу смысла это обсуждать на этапе открытия компании. 

Тоже смешно да. 

Можно спросить а опыт то вообще большой ? 

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Cherepukhin

Можете сами пойти и почитать copyright law в области договоров, тогда ещё смешнее станет. Ясно дело, что legal работы любой серьёзной legal компании - это их бизнес ассет который нельзя просто так одолжить себе для работы https://www.upcounsel.com/are-contracts-copyrighted

Мы партнёры Orrick, так что хорошо знаем как устроены там процессы. Не по комментариям на VC.ru 💁

У вас есть другой опыт по legal кейсам с early-stage tech компаниями на американском рынке, да?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Titov

Инвестиций личных примерно на 16м на сегодня, не личных около 50. Судов несколько было тоже рядом. Ну какой то минорный опыт есть. Еще немного есть в китае. В европе опыт только выведения из банкротства 100м паблик компании в франции. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Titov

Про «шаблоны». Если вы посмотрите тупо то увидите что 95% members agreements и прочего не отличаются друг от друга. Дьявол в деталях и вот как раз составление не generic s corp agreement а кастомного чтобы у вас ( а не инвестора ) не было бы проблем с liability - это и есть за что платят юристам. Так вот - никакого кастомного решения при регистрации компании за 500 или даже 1000 не будет в принципе. Просто потому что час не associate а любого партнера стоит как мин 600-700 а то и 900-1000. 

Нет ну в принципе конечно в долине где инвесторы дают деньги под safe, кто же об таких мелочах думает то :))).

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiia Runova

Госпади, я сама открыла LLC во Флориде. Там настолько понятный сайт, заплатил пошлину, получил налоговый номер, пошёл с этим с банк, открыл счёт и потом заплатил бухгалтеру 300-400$ за налоговый отчёт. А annual report о продлении работы фирмы сам подал через сайт и закрыть фирму тоже можно через сайт. Всё!

Ответить
Развернуть ветку
Олег Пономарев

 Настя, Подскажите ,Почему Флорида Если все так ломятся в делавер и вайоминг?!
И почему llc, a не C- corp...? И сколько стоит услуги нормального бухгалтера в год? Благодарю

Ответить
Развернуть ветку
Илья // 0xPlasma Labs

Автор так и не раскрыл чем Делавер лучше Вайоминга. И там и там C-corp, у Делавера больше истории, но в Вайоминге множество преимуществ по налогам и прочим платежам. Дайте больше контекста пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Павлихин

Здравствуйте, подскажите пожалуйста в каких странах у компании с российскими участниками есть реальные шансы открыть нормальный банковский счет, кроме США? Очень желательно, чтобы ставки налогов и взносов были разумными. IT-разработка. Иностранные Заказчики начинают коситься на российское ООО.
США пока что для нас далеко.
На Кипре крайне сложно открыть счет. Для трудоустройства Директора-нерезидента нужно сначала инвестировать 171 000 Евро в компанию.
В Эстонии почти невозможно открыть счет в Банке и нет соглашения об избежании двойного налогообложения с РФ.
С Ирландским LP еще не до конца поняли есть ли перспективы. Скорее всего счет будет тоже очень сложно открыть.

Ответить
Развернуть ветку
Nataliia Revenko

Юрий, Канада: LP + Toronto-Dominion Bank. Все удаленно.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Павлихин

Здравствуйте Наталья, спасибо за отклик и совет.

Предложенный вами вариант выглядит перспективно.
Единственное что пока что серьезно смутило, это: 
"Канада не является участником Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961 (т.е. в Канаде не предусмотрено проставление апостиля на официальных документах, поэтому документы, предназначенные для использования за рубежом, требуют консульской легализации)".

То есть для того, чтобы придать в Канаде юридическую силу документу  выданному иностранным государством, нужно будет пройти сложную процедуру консульской легализации. 

По вашему мнению, насколько сложно легализовать документы партнеров для целей учреждения Канадского LP?

Ответить
Развернуть ветку
Nataliia Revenko

Здравствуйте, Юрий, 
Консульская легализация документов канадского партнерства понадобится в том случае, если партнерство претендует на открытие счета в финансовом учреждении за пределами Канады. Отмечу, что существуют банки и платежные системы, которым достаточно нотариального заверения.

Консульская легализация документов канадского партнерства для открытия счета этому партнерству в банке Канады не требуется, подаются сканы оригиналов.
В числе преимуществ предложения открывать счет канадскому LP в канадском банке: простота, скорость, отсутствие дополнительных расходов времени и средств на заверения, качество юрисдикции (с Канадой работает ЕС, США и Россия/ Канада вне любых возможных оффшорных списков), репутационная составляющая (юридическое лицо и бизнес-счет в одной стране), и самое главное – просчитываемая перспектива открытия корпоративного счета (подавляющее большинство банков предпочитают видеть местные компании с наличием связи со страной нахождения компании – т.наз. substance, а классических банков, специализирующихся на открытии счетов иностранным компаниям, становится все меньше).

Канада не является участником Гаагской конвенции, Вы совершенно правы, как и Сингапур или ОАЭ, что не мешает данным юрисдикциям использоваться для регистрации компаний и открытия счетов клиентами из России.

Прохождение консульской легализации не является сложной процедурой. Точно так же, как и заверение Апостилем, консульское заверение требует средств и времени ожидания.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Пупкин

может такое для начала подойдет?
https://www.xolo.io/go

Ответить
Развернуть ветку
Nataliia Revenko

Согласна с Вами. Любая платежная система подойдет для старта, поскольку: дешевле банка, просчитываемая перспектива открытия (чтобы состоялось заветное открытие классического банковского счета нужно выполнить кучу требований банка) и быстро (хотя, к примеру, до закрытия границ в Венгрии открывали счет за 2 дня, клиент должен был раз приехать в Будапешт).

Из числа вариантов компаний самый бюджетный и никакой агент-посредник не нужен - Private Limited Company (OÜ) – регистрация через e-residence по понятным инструкциям https://e-resident.gov.ee/start-a-company/.

Юрий просил банк и наличие соглашения об избежании двойного налогообложения у страны нахождения компании с РФ. Варианты: Болгария, Венгрия, Македония, Польша (кстати, недооцененный вариант), Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Черногория. Отмечу что не везде можно удаленно открыть счета. Остальные варианты прокомментирую ниже.

Упомянутый США, претендующий на звание offshore haven (можно самостоятельно через Stripe Atlas + счет в https://mercury.com/)

Можно ОАЭ (но смотреть по региональности бизнеса, так как эмиратские компании оффшоры и счет за пределами ОАЭ в банке ЕС, например, не открыть).

Кипр и Ирландия – с банками сложно, есть личный опыт и горький опыт клиентов (занимаются продажами в США, искали удобную страну для подключения Stripe и маялись с номиналами….безуспешно).

Клиенты пробовали Монголию, но лично я не работаю с этой страной.

Приближенные к российским реалиям варианты: Армения, Сербия (кстати, отлично «дружит» с ЕС, особенно после принятия соответствующих стандартов, и РФ).

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
К М
Если вы не собираетесь заводить к себе инвесторов, вы один или вас два фаундера, мало участников, то можно зарегистрировать LLC

Вопрос: а если один-два фаундера, хочется LLC и СОБИРАЮТСЯ заводить инвесторов, то никак? Обязательно С-corp?

Ответить
Развернуть ветку
К М
в C-corp IP в собственности компании

что за IP?

Ответить
Развернуть ветку
Adelia Gaifutdinova

Добрый день! Кто-то знает, можно ли открыть банковский счет нерезидентам онлайн? Речь идет о немецкой фирме, которая хочется выйти на B2B в США. Буду благодарна за ответы! ✨

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда