{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Оформляем отношения

ЗАКАЗЧИК VS ФРИЛАНСЕР: КОМУ ОНО НАДО?

Помните притчу, где разговаривают бедный рыбак и владелец яхты? В ней ещё яхтсмен говорит о том, что райская и свободная жизнь - это возможность быть с семьей, общаться с друзьями и спокойненько себе ловить рыбу. Только у бизнесмена это случится спустя 20 лет сложного пути, а рыбак уже сейчас наслаждается каждой минутой именно так.

Отчасти это про фриланс, который позволяет свободно распоряжаться временем и географией проживания, не жертвуя профессиональными интересами и благосостоянием.

При этом, с точки зрения закона фрилансер балансирует где-то между гражданско-правовыми и трудовыми отношениями, в зависимости от того, как дело повернется.

Как обычно строятся отношения заказчика и фрилансера?

В основном, конечно, схема простая: услугу выполнил – деньги получил – вопрос закрыт. И никому особо не важно, что там в договоре написано и был ли он вообще, этот договор. Отсутствие оформления дает возможность заказчикам сэкономить на налогах и взносах в фонды, и фрилансеры идут "на поводу", лишь бы заплатили за работу. Но как только в этой цепочке возникают разногласия, например, по качеству работы или получению оплаты, тогда-то и начинается веселье с судебными разбирательствами.

На чьей стороне правда и как ее доказать?

Один из примеров судебной практики: рассматривалось дело, по которому интернет-маркетолог выполнила работу по устной договоренности без подписания договора. Оплату за работу она благополучно получила, только вдогонку заказчик направил еще и иск о возврате неосновательного обогащения.

Аргументом обоснования исковых требований как раз выступало отсутствие документов, подтверждающих, что деньги были получены именно за выполнение работы. Привлечение свидетелей, поиск переписок и прочих доказательств превратили процесс в квест, а ведь все могло быть гораздо проще, если бы фрилансер проявил большую сознательность при оформлении документов.

Вывод 1: документы, в которых отражены суть ваших договоренностей, нужны. Как минимум, чтобы уплаченные за работу деньги заказчик не забрал как неосновательное обогащение.

О каких “подводных камнях” нужно знать?

Если фрилансер - лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, то сотрудничество между заказчиком и исполнителем может быть квалифицировано как трудовые отношения, а не гражданско-правовые. В этом случае заказчик рискует уплатить штрафы, навлечь проверку ГИТ, выплатить компенсации сотруднику, налоги, взносы в фонды и потратить много времени и сил.

Судебная практика по этим делам неоднородна и все зависит от имеющихся доказательств у сторон. Решение может повернуться как в одну, так и в другую сторону.

Обстоятельства в пользу трудовых отношений:

  • интегрированность в организационную структуру работодателя;
  • признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск;
  • оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы;
  • осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов.

А вот выполнение работы с оплатой по факту выполнения конкретного поручения, выполнение поручений других лиц, отсутствие рабочего места и графика работы, различная локация встреч говорят в пользу гражданского договора.

Вывод 2: нужно выбрать правильный договор, чтобы заказчику не пришлось доказывать, что договор гражданско-правовой (иначе ему, как работодателю, грозят штрафы и дополнительные расходы), а фрилансеру доказывать, что отношения носили трудовой характер и он был удаленным сотрудником, чтобы получить оплату труда.

Так какой договор заключать?

Если работу выполняет физическое лицо – автор, необходимо выбрать договор авторского заказа. При этом не забудьте, что главное по договору – создание произведения.

Поэтому уделите внимание согласованию технического задания, чем оно подробнее, тем меньше будет споров о необходимости исправлений и доработок. Иначе вы замучаетесь спорить, что является доработкой и устранением недостатков, а что подлежит дополнительной оплате как корректировка изначально поставленного задания. Детально продуманное техническое задание избавит вас от этих вопросов.

При этом помните, что условия об определении заранее художественной ценности произведения, которое будет создано, недействительно. Так что можно не воспринимать всерьез требования заказчика о том, что созданное произведение должно быть главным экспонатом на выставке в художественных галереях или иметь заранее оговоренную художественную ценность.

Вопрос передачи имущественных прав на созданный объект – логическое завершение. В противном случае компании заказчика будет очень нелегко защищать свой объект.

Если заказчик не получает исключительных прав на созданный объект, то он должен быть готов, что такие права, как и у него, могут быть у третьих лиц. Оплатил разработку дизайн-проекта, а потом пришел в гости к соседу и увидел такой же один в один.

Договор авторского заказа нужен обеим сторонам:

Если вы заказчик – получите уникальный объект, которым сможете распоряжаться по своему усмотрению: использовать как вздумается, а также защищать его от притязаний третьих лиц.

Если вы исполнитель – навсегда останетесь автором произведения, укажете вознаграждение, а также проведете грань между доработкой и новым заданием.

Вывод 3. В договоре авторского заказа обращайте внимание на объем передачи исключительных прав, а также на детали технического задания.

Что нужно обсудить сторонам до заключения договора?

Вопрос использования «открытых источников» и общественного достояния при создании какого-либо объекта.

Если вы знаете, что при создании объекта на заказ автор будет использовать внешние источники, то нужно проверить:

  • условия лицензий на использование материалов;
  • получено ли согласие авторов на использование авторских произведений;
  • объем использования. Переработка также требует согласия автора.

Подправленный дизайн чужого логотипа может сыграть злую шутку, потому что правообладатель не обязан разбираться, кем конкретно нарушено право и чья вина. Например, увидели вы свою фотографию в календаре в магазине или на магните, и вам этого факта достаточно: вы можете потребовать взыскания компенсации как с магазина, так и с его поставщика. И если у них не будет даже минимальных гарантий в договоре, дело плохо. Закон предписывает всем участникам рынка проявлять должную заботливость и осмотрительность. Помните дело МетроКэшэндКерри, где продажа курток незаконно маркированных чужим товарным знаком обошлась в 30,2 млн рублей? Компенсацию заплатил ритейлер, хотя контрафактный товар ввозила совсем другая организация поставщик.

Чтобы обезопасить себя, фиксируйте всю историю взаимодействий. Технические возможности нас сегодня не ограничивают, используйте их максимально!

  • сохраняйте историю действий с цифровыми документами, их модификации;
  • сведения об авторах (в html версии такие сведения есть);
  • записывайте информацию на диски;
  • используйте лог-файлы.

Естественно, если вы напишите в договоре, что работа должна быть выполнена лично и необходимо с вами согласовывать каждое привлечение третьих лиц для выполнения работы, это еще не гарантия, что вас честно уведомят. Зато это будет гарантией последующей компенсации понесенных расходов в регрессном порядке.

Вывод 4. Подтверждайте авторство создания и его «чистоту», во избежание дальнейших споров и проблем. Либо получайте согласия от владельцев первоисточника.

Так кому же в онлайне жить хорошо? Фрилансеру или заказчику?

Если они оба профи и ведут серьезный диалог, не боясь скользких тем и вопросов, то выиграют оба. Если по этой теме у вас возникнут вопросы - я всегда на связи в директе и помогаю всем, кто ко мне обратится. Пишите, спрашивайте, обязательно подскажу!

Кстати, я подготовила для вас подарок - памятку по порядку оформления договорных отношений, с помощью которой вы можете понять, как правильно работать с подрядчиками. Не важно, по какую сторону баррикад вы находитесь.

Читайте также мои другие статьи на VC:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда