{"id":9280,"title":"\u0422\u0435\u043b\u0435\u043f\u043e\u0440\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f \u0440\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u043d\u044b\u0445 \u043a\u0430\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0439 \u0438\u0437 \u00ab\u042f\u043d\u0434\u0435\u043a\u0441\u0430\u00bb \u0432 Google","url":"\/redirect?component=advertising&id=9280&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/321806-kak-ne-zamorachivatsya-s-reklamnoy-kampaniey-i-bystro-nastroit-ee-v-google-obyasnyaem-v-5-50-i-500-slovah&placeBit=1&hash=99a73b9041aba100376a41bce39d118cf714c283ce1c8288a963bcb51cdcdade","isPaidAndBannersEnabled":false}

Нет акта – нет оплаты (история одного спора)

Давайте представим себе ситуацию: исполнитель оказал услуги и получил оплату. Кажется, что на этом исполнитель выполнил свои задачи и можно успокоиться.

Правда, акт не был подписан, но это уже детали – деньги-то получены. Спустя время заказчик предъявляет требование о возврате всех денежных средств за работы / услуги, ссылаясь на то, что они не были оказаны.

Как доказать суду, что обязательства по договору были выполнены и заказчик должен произвести оплату?

Рассмотрим данную ситуацию на примере недавнего кейса, где был заключен договор оказания услуг по продвижению (увеличению посещаемости и улучшению позиций в поисковых системах) сайта между компанией-заказчиком и физлицом-исполнителем. Фактические обстоятельства дела:

  • скан-копии актов сдачи-приемки направлялись в течение трех месяцев по электронной почте и не подписывались заказчиком;

  • конкретная электронная почта / мессенджеры не были согласованы в договоре, в то время как все взаимодействие происходило именно в мессенджерах, а акты были отправлены по почте;

  • адрес электронной почты был расположен на корпоративном домене заказчика, что позволяет установить принадлежность адресата к компании;
  • вместо ежемесячного направления отчета, как было указано в договоре, исполнитель предоставил заказчику круглосуточный доступ к статистике продвижения сайта в сервисах «Яндекс.Метрика» и «Топвизор»;

  • претензии о качестве оказанных услуг не предъявлялись заказчиком почти год, что может свидетельствовать о его недобросовестности.

Суд не удовлетворил требования заказчика о взыскании стоимости услуг с исполнителя (как за неосновательное обогащение). Это произошло потому, что исполнитель доказал фактическое оказание услуг.

По аналогии судом были применены нормы строительного подряда о том, что в случае отсутствия возражений заказчика акт сдачи-приемки считается действительным, а работы принятыми (ст. 753 ГК РФ). Уклонение от подписания актов не свидетельствует о невыполнении обязательств. Принятие работ заказчиком порождает, в свою очередь, обязательства по их оплате (ст. 702, 740 ГК РФ).

На этот счет существует многочисленная судебная практика: Информационное письмо ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»; Постановление ФАС Московского округа от 05.10.2009 № КГ-А40/8758-09 по делу № А40-74698/08-131-598; постановление ФАС Уральского округа от 29.09.2010 № Ф09-7585/10-C2 по делу № A76-42519/2009-9-851/103; постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.06.2011 № Ф03 2634/2011 по делу № А51-13049/2009; постановление ФАС Уральского округа от 03.06.2008 № Ф09-3989/08-04; постановление ФАС Центрального округа от 29.12.2009 № Ф10-5402/2009 по делу № A35-362/2008.

Также суд принял во внимание большое количество скриншотов из WhatsApp, свидетельствующих о взаимодействии сторон в рамках рабочего процесса; скриншотов писем с направленными актами сдачи-приемки; скриншотов страниц «Топвизора» и «Яндекс.Метрики», а также ссылок на общедоступные правила указанных сервисов, подтверждающие возможность просмотра статистики через них.

Можно сделать вывод о том, что фактическое выполнение услуг/работ намного важнее, чем подписание или неподписание заказчиком актов их сдачи-приемки.

Даже если акты не подписаны, услуги/работы можно считать принятыми при фактическом выполнении обязательств исполнителем и заказчик должен произвести их оплату.

Но не стоит обольщаться: доказать фактическое оказание услуги не всегда просто. Более того, в ряде договоров кроме оказания услуг (работ) есть масса формальностей по приемке услуг (работ), без соблюдения которых доказать надлежащее исполнение договора невозможно.

Что нужно сделать, чтобы избежать неприятности:

– Продумайте, как в случае спора подтвердить оказание услуг (работ). Лучше прямо указать это в договоре. Особенно это касается таких услуг, как консультации, доступ к онлайн-сервисам, SEO-продвижение;

– Не забывайте про акт. Лучше всего прописать способ направления акта (это может быть и электронная почта или личный кабинет в сервисе) и указать, что при отсутствии мотивированных возражений в определенный договором срок акт считается подписанным.

Это избавит от неприятных сюрпризов.

0
3 комментария
Популярные
По порядку

Спасибо! Полезный обзор. А есть ли и противоположные решения судов, когда реальное выполнение работ оказалось менее значимым, чем отсутствие подписанного акта?

0

Да, такие кейсы тоже есть. Обязательно и по ним сделаем обзор 

1

Отличная статья, спасибо Вам и тема достаточно острая! В своей практике я стараюсь немного дисциплинировать Заказчика на предмет документооборота и, тем самым, избавить Подрядчика от таких вот судебных разбирательств. Решается это путем добавления в договор прямых формулировок  в раздел о приемке-оплате, либо в раздел с документооборотом (в зависимости от формата), как раз тех, которые были указаны Вами в статье. Получается что-то типа: " В случае отсутствия каких - либо комментариев либо подписанного акта сдачи-приемки со стороны Заказчика в течение ____ (____) календарных дней с момента получения последним соответствующего акта сдачи-приемки подписанного Подрядчиком, работы по такому акту сдачи-приемки считаются принятыми".

0
Читать все 3 комментария
Wildberries запустил партнёрские сортировочные центры — партнёры смогут заработать на обработке чужих заказов Статьи редакции

Ритейлер рассчитывает, что программа ускорит обработку и доставку товаров.

«Бизнесом чуть-чуть занимаюсь, чтобы не закиснуть мозгами»: Олег Тиньков рассказал о продолжении борьбы с лейкемией Статьи редакции

Бизнесмен считает, что победить болезнь окончательно невозможно.

Олег Тиньков
Инвестиции «в одно касание»

Производитель интерактивного оборудования делится секретами успеха и рассказывает, какие конкурентные преимущества дает статус резидента ОЭЗ «Технополис Москва».

VC превратился в книгу жалоб

Вам не кажется, что VC превращается в сайт для жалоб на разные сервисы и компании?

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

И сотрудников тоже касается: кибербуллинг на рабочем месте
Design vector created by pikisuperstar - www.freepik.com
PlayStation от Sony Group запускает сервис ежемесячной подписки

Sony Group планирует создать новую услугу подписки, чтобы конкурировать с популярным сервисом Xbox от компании Microsoft, пишет Bloomberg.

Delivery Club запустит для курьеров-студентов стипендию в 5000 рублей за сессию без троек Статьи редакции

Программа рассчитана на 300 курьеров из регионов.

ЦБ определит фиксированную сумму для возврата после кражи денег мошенниками Статьи редакции

За квартал банки вернули жертвам около 8% от украденных денег.

Конкурировать с Amazon ?

Amazon потенциально самый опасный конкурент и для мелкого предпринимателя и для крупного производителя успешного товара. Начиная играть на его доске, нужно помнить, что правила могут поменяться в любую минуту и всегда это будут изменения в пользу Amazon. Подписывая соглашение о сотрудничестве, вы чуть ли не подписываете договор с дьяволом и…

На заставке два "дизайнера" Amazon создают новый продукт
Хоум кредит про меня забыли. Долг с 2009года

Решил я значит проверить свою кредитную историю на одном из известных ресурсах. И что я обнаружил? Действующий долг в #хоум_кредит с 2009 года и как следствие краснющую историю! Я конечно же позвонил в эту контору, говорю каким образом банк забыл про меня? - а вы знаете? Мы вам звонили звонили... но не дозвонились ... Так же как и вашим…

null