Чарджбэку быть: суды встают на сторону трейдеров в спорах с брокерами за потерянные инвестиции

Сразу два дела о возврате денежных средств от лже-брокеров выиграли юристы компании “Гарант” в Арбитражных судах. Суд обязал банки инициировать процедуру chargeback (то есть процедуру возврата денежных средств, отправленных мошенникам). Уникальность и важность этого судебного прецедента в том, что банки зачастую отказывают своим клиентам, вольно трактуя правила международных платежных систем, в процедуре возврата денежных средств, отнимая у людей последнюю возможность вернуть деньги от мошенников, представляющихся форекс-брокерами.

Материал написан на основе практики и накопленного опыта юридической компании “Гарант”.

В чем суть проблемы?

В настоящее время на территории России действует порядка 300 различных форекс-кухонь, которые якобы предоставляют брокерские услуги. По факту же просто обирают население, обещая заработать баснословные деньги, не выходя из комнаты. Если вкратце, псевдоброкеры холодным прозвоном убеждают людей вкладывать деньги в иностранные брокерские компании, находящиеся в офшорах, заводят им липовые личные кабинеты, где новый клиент пытается заработать на форекс-рынке. Через какое-то время деньги обнуляются, клиенту объясняют, что он не закрыл вовремя сделку, упали котировки и т.д. Поэтому денег больше нет, но можно все вернуть, неси еще…

Но вернуть свои кровные разговорами с брокером уже не получится. Он может периодически давать выводить незначительные средства, рисовать на счету миллионы, но в один прекрасный день сказка заканчивается все равно, одновременно с деньгами клиента. Обращаться в полицию бесполезно, следователь после увиденных в заявлении слов, таких как Кипр, остров Мэн, Сейшелы, положит его в долгий ящик.

Выход есть

На этом этапе обманутый трейдер и обращается в юридическую компанию. Вернуть деньги возможно, даже несмотря на казалось бы идеальную схему брокерского развода. Это позволяет сделать процедура chargeback. Она предусмотрена международными платежными системами. То есть VISA, MasterCard и другие МПС подстраховывают себя и дают возможность своим клиентам отменить платеж, если он ушел мошенникам.

Для этого надо обратиться в свой банк, с карты которого пополнялись счета брокеров с требованием отменить данные транзакции. Банк направляет заявление и доказательную базу в МПС. В случае если МПС убедят доказательства, деньги будут возвращены обратно клиенту. При этом ответственность несет банк брокера, и он вернет деньги за отмененную транзакцию, даже если денег на счету не осталось.

Загвоздка

Однако российские банки не отличаются особой клиентоориентированностью. И если на западе компании прибегают к услугам юристов, чтобы защитить себя от chargeback, потому что клиент всегда прав и в случае такого заявления деньги сразу возвращаются обратно, то в России людям приходится обращаться к юристам, чтобы провести chargeback и отстоять свои права.

Банки, пользуясь возможностью трактовать правила МПС на разный манер, объясняют клиентам, что могут отменять транзакции, которые были проведены не позднее 120 дней на момент обращения. Некоторые банки вовсе говорят о своих внутренних регламентах, которые не позволяют вернуть транзакции старше 30 дней.

Для обманутых трейдеров это крайне важно, так как брокеры вытягивают из клиентов деньги годами, а банки позволяют оспорить и вернуть только транзакции за последние полгода. Однако как видно из цитаты правил МПС (снизу), в правилах четко указана цифра в 540 дней со дня проведения транзакции. И именно это удалось доказать в судах юристам компании “Гарант”. Суд принял сторону пострадавшей стороны, удовлетворив иск.

Два дела - два положительных решения

Первый клиент из подмосковья обратился в нашу компанию в мае 2020 года. Он перевел лже-брокеру чуть больше 500 тысяч рублей. Юристы подготовили необходимые заявления, доказательную базу и направили документы в банк клиента. Часть денежных средств удалось оспорить, и деньги вернулись клиенту. Однако по транзакциям, срок которых превышал 120 дней, от банка клиента пришел отказ в инициации процедуры chargeback. К слову сказать, банк клиента - Тинькофф. Поэтому юристами было составлено исковое заявление в суд. Через два с половиной месяца разбирательств иск был полностью удовлетворен.

Второй клиент

Женщина из Краснодарского края перевела брокеру 24option около 1 млн рублей. Банк клиентки, опять таки Тинькофф, отказал ей в процедуре chargeback, сославшись на правила международной платежной системы MasterCard, которая не оспаривает брокерскую инвестиционную деятельность. Однако в суде юристам удалось доказать, что женщине вовсе не оказывались какие-либо брокерские или иные услуги. Суд и в этот раз принял сторону заявителя и удовлетворил иск.

Данные примеры показывают, что претензионные отделы банков зачастую “отписываются” от своих клиентов, дабы не проводить процедуру chargeback, нарушая права собственных клиентов.

0
3 комментария
Damir K.

Спасибо за статью. Напишите номер дела, очень интересно посмотреть на него.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Попов
Автор

В статье рассказываю про два дела:
1. Первое № 2-880/2020 М-745/2020
2. По второму ждем исполнительный лист. У банка есть 30 дней, чтобы оспорить решение суда. 

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Антипина

Николай, что-то не могу найти по номеру дела решение, хочу посмотреть вообще кому-то удавалось побороть банки, эти скупердяи.....ничего не хотят делать. Можете скинуть ссылки на решение или в каких судах какого города выносилось...  

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда