ФАС опять обязала Booking.com перестать требовать от российских отелей гарантии лучшей цены Статьи редакции

Компания должна исполнить предупреждение до 18 октября.

  • ФАС России выдала ООО «Booking.com B.V.» второе предупреждение о прекращении действий с признаками антимонопольного поведения.
  • Агрегатор навязывал гостиницам условия, по которым они не могут предлагать более низкие цены на своём сайте или при заезде, объяснили в ведомстве. Причем ограничение касалось как цен, так и наличия и видов номеров.
  • Так агрегатор вынуждал гостиницы принимать невыгодные условия договора, что могло привести к ущемлению интересов гостиниц, заключили в ФАС.
  • Компания должна исполнить предупреждение до 18 октября, иначе ФАС возбудит дело о нарушении антимонопольного законодательства.
  • В ноябре 2019 года ФАС уже обязала Booking.com перестать требовать от российских гостиниц гарантии лучшей цены. Однако сервис не выполнил предупреждение, тогда, в декабре 2019 года, антимонопольная служба возбудила дело о нарушении «Закона о защите конкуренции». В случае установления факта нарушения конкуренции сервису грозит штраф в размере 1-15% от оборота.
  • В августе 2020 года начальник управления регулирования связи и ИТ ФАС Елена Заева говорила, что ведомство рассчитывает принять решение по делу против Booking.com до конца года.
  • «Дело рассматривается, максимальный срок рассмотрения составляет девять месяцев. Этот срок еще не истек. В рамках этого дела рассматривается конфиденциальная информация, поэтому участники имели право выбрать способ участия исключительно очный. Нам нужно обеспечить состязательность сторон в процессе — когда был карантин, была пандемия, стороны не могли обеспечить свое право на участие», — заявляла Заева.
  • На момент публикации заметки в Booking.com не ответили на запрос vc.ru.
0
189 комментариев
Написать комментарий...
Roman Kuvshinnikov

Чтобы вы понимали внутреннюю кухню: комиссия букинг кома - до 35% от той цены, которая указана на сайте. Отели не хотят платит эту комиссию, вот и ищут способы получать клиентов с не таким конским процентом. При этом букинг ком может выдать ещё меньшую стоимость, уменьшив свою комиссию (если ты авторизован в системе и у тебя уже статус Genius, то это уже не открытая цена). В таком случае цена может быть уже ниже, чем на сайте отеля. Отели не могут конкурировать с агрессивным маркетингом и более успешной оптимизацией сайта букинг кома + большой выбор вариантов отелей, что не может дать даже сетевой сайт отелей. Вот отели и пошли в ФАС за помощью, им сейчас особенно тяжело. 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Milyaev

Откуда дровишки? Я вижу на сайте Букинга среднюю комиссию в 15% — более, чем по-божески.

https://partner.booking.com/en-gb/help/commission-invoices-tax/how-much-commission-do-i-pay

"The Booking.com commission percentage varies per country. Our global commission rate average is 15%, among the lowest in the industry"

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

Это средняя комиссия, для разных рынков она отличается. Сетевые межд отели имеют глобальные контракты, но там тоже не 15%, а больше. Для локальных маленьких отелей сначала ставят около 20%, но с увеличением загрузки и объёмов бронирований комиссию увеличивают. И когда у отеля доля загрузки от букинг кома доходит до 50% он просто уже не может отказаться от букинг кома и приходится принимать их условия по комиссии. 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Milyaev

То есть, ты утверждаешь, что букинг врёт, и утверждение, что их средняя комиссия составляет 15%, неверно. Ты можешь подтвердить свои слова?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

Они тебе не раскроют тарифы, это всё под NDA. Попробуй открыть отель и запросить контракт с букинг комом - удивишься. Много срача уже на эту тему. 

http://kit39.com/kak-soskochit-s-booking-com/
https://www.rbc.ru/newspaper/2019/02/13/5c6286839a7947cfa52758f1
https://welcometimes.ru/news/syurprizy-ot-bookingcom-o-kotoryh-otelery-ne-znayut

35% это конечно вопиющие уже были случаи и редко, но всё равно там очень большая комиссия. 

Ответить
Развернуть ветку
semen matrasov

15%+ НДС и все  по желанию
 + Поднятие в поиске + ачивки

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

да вообще) если посчитать все косты получения такой брони то иногда может показаться, что лучше её бы вообще не было (особенно в период высокой загрузки). https://perito-burrito.com/posts/bookingization 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Milyaev

Самая мякотка, как обычно, в комментариях. Люди не бараны, Роман.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

Если рассматривать с точки зрения пользователей то, безусловно, букинг ком это супер удобный и полезный сервис (так размышлять очень легко). Но, если бы вы были отелем (то есть с другой стороны медали) - открываются другие новые подводные камни. Согласен, что отели есть разные - и кинуть могут, и овербукинг сделать и послать вас при заезде. Для таких нужен букинг ком и напрямую с ними работать не стоит. Однако, для соблюдающих условия сотрудничества и ценящих своих клиентов организаций нужна более гибкая политика, чем сервис предлагает на данный момент. Всё же отели без букинг кома как-то и выживут, а букинг ком без отелей не сможет существовать, так как не является основополагающим звеном на рынке. Поэтому отели пытаются воздействовать на сервис теми методами, которые у них есть. 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Milyaev

Повторюсь: внутренний туризм не играет роли в этом споре. Российские туристы прекрасно разберутся, где и как им отдыхать внутри страны и без Букинга. Речь идёт о притоке денег из-за рубежа, который уменьшится, если Букинг уйдёт из России. А на их месте, если ФАС не откажется от своих претензий, я бы сделал именно это.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

У вас очень поверхностные знания о том, как работает внутренний туризм и как бронируются отели иностранными гражданами. Денег из-за рубежа не так то много (не более 40% от всей загрузки отелей) и именно "туристы" обычно приезжают через турагентства и туроператоров и через группы летом (и это скорее "не деньги", а скорее хоть какая-то загрузка в мертвый сезон для отелей Москвы). Большая часть загрузки отелей в крупных городах РФ это командировки и выставки, при этом тоже в основном граждане РФ. Многие бизнес-туристы, которых приглашают компании, заселяются через прямой контракт этой компании с отелем, а не бронируют себе номер сами на booking.com (так как им ещё надо делать визу, что вообще отдельная песня). За счет агрессивной ценовой и рекламной политики букинг ком активно "влезает" в этот сегмент, и всё глубже. Бронировать через сайт/приложение букинг кома удобнее и быстрее, чем писать напрямую в отель или запрашивать корп цены, а тарифы уже могут отличаться не так сильно. Поэтому отели и пытаются бороться с переделом рынка, чтобы они хотя бы имели возможность за счет более гибких тарифов конкурировать с букинг комом и прочими OTA. 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Milyaev

О том и речь, что на данный момент иностранный туризм в Россию минимален, и ограничивая Букинг, мы ограничиваем возможности его роста и соответствующего ему денежного потока. 

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

Если человеку надо в РФ и у него получилось / хватило терпения сделать к нам визу — он приедет и без букинг кома, есть много других способов забронировать отель. При выходе даже такого крупного игрока, как букинг ком, его нишу быстро займут другие игроки. 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Milyaev

Я уже отвечал на оба эти аргумента в этом посте: 

1. Большая часть туристов даже не задумается о России, если её нет на Букинге.

2. Всем остальным игрокам предстоит решить ровно ту же дилемму, что Букингу — или прогнуться под ФАС и стать менее интересными для потребителя из-за отмены гарантии равной цены, или уйти. 

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

1. Это не так) Вот вы почитайте хотя бы отчеты ростуризма как приезжают к нам иностранные граждане. И задолго до букинг кома приезжали. Это конечно сложно и неудобно разобраться в их эксельках, но если вам и правда интересно то почему бы и не ознакомиться. 
https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf-2/statisticheskie-dannye-po-rf-v-period-2018-2020-gody/ 

2. В данный момент букинг ком может "в открытую" предлагать цены ниже, чем сайт отеля пользуюсь своими лазейками (сложный договор, авторизация на портале через фейсбук итп). А отель нет, в итоге оказывается в не самой приятной ситуации. 

Очень сомневаюсь, что вы работаете в этой индустрии судя по вашим комментариям. 

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Milyaev

1. Опять же, мы ходим по кругу. Я уже скидывал здесь ссылку о том, что иностранный туризм в Россию минимален: 

https://polit.ru/article/2020/09/08/votetovopros/

Наличие надёжного _международного_ сервиса бронирования является залогом роста для этого сектора. Отсутствие, соответственно, наоборот, приведёт к дальнейшей стагнации.

2. Вот здесь нужно поподробнее. Какие именно несправедливые практики использует Букинг?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

Если вы бронировали отель в букинг коме несколько раз и авторизованы на сайте booking.com, то он вам может предоставить более выгодный тариф, чем может отель напрямую. У отелей нет такой опции при мгновенном онлайн запросе по ряду причин (часть из них сложные законы и корп политика компаний, но в основном это их слабая технологическая сторона и консерватизм в управлении). Получается, что на сайте отеля 10 000 руб, а на сайте букинг кома 8500 (например). Отель так сделать не может, вот и жалуется в ФАС.  

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Milyaev
Если вы бронировали отель в букинг коме несколько раз и авторизованы на сайте booking.com, то он вам может предоставить более выгодный тариф, чем может отель напрямую.

Подобная система позволяет привлекать и удерживать пользователей, что в конечном итоге выгоднее для отелей. Лучше иметь 1000 клиентов с 20%, отданными букингу, чем 10 клиентов по полной стоимости.

Ответить
Развернуть ветку
Анон Плиз
 Подобная система позволяет привлекать и удерживать пользователей, что в конечном итоге выгоднее для отелей

Перевожу с проплаченного на русский:

Подобная система позволяет привлекать и удерживать пользователей внутри монополии, что в конечном итоге позволяет вертеть отелями как угодно
Ответить
Развернуть ветку
Oleg Milyaev

ССЗБ v3.0

Ответить
Развернуть ветку
186 комментариев
Раскрывать всегда