{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Зарегистрировать товарный знак, чтобы им не воспользовались конкуренты

Товарный знак — символ вашего бренда. В качестве товарного знака чаще всего используют название компании или фирменный логотип. На старте бизнеса регистрировать знак не спешат. В итоге это может обернуться проблемой, если знак уведут.

Вот как зарегистрировать товарный знак, чтобы его не увели конкуренты.

Зачем регистрировать товарный знак

Можно столкнуться с ситуацией, что заявка на регистрацию вашего товарного знака уже подана кем-то другим. Так делают так называемые патентные тролли, чтобы заставить собственников выкупить товарный знак или конкуренты, чтобы осложнить ведение бизнеса.

Возможно, вы ждёте момента, пока бизнес пойдет в гору, чтобы не тратить деньги на регистрацию товарного знака именно сейчас. Но потом может быть поздно, т.к. в России процедура регистрации товарного знака составляет в среднем 18 месяцев. И этот срок может увеличиться в процессе.

Вот как устроена регистрация товарного знака в России

Зарегистрировать товарный знак в России может только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, это установлено статьей 1478 ГК РФ. Мы уже писали о том, как открыть ИП, и о том, как открыть ООО. Если эти этапы вами уже пройдены, то можно начинать подготовку к регистрации товарного знака — объем работы до этапа подачи заявления довольно внушительный.

Как выбрать то, что будет вашим товарным знаком

В качестве товарного знака можно зарегистрировать:

  • Словесное обозначение — обычно это название компании или её товара,
  • Изобразительное обозначение — логотип, но без текста,
  • Объемное обозначение — уникальная форма товара или упаковки,
  • Комбинированное изображение — сочетание обозначений, например, текстового и изобразительного,
  • Другие обозначения — звуковые, световые, голографические, обонятельные, изменяющиеся и т.д.

Например, Facebook — это словесное обозначение, надпись NIKE и фирменная галочка — комбинированное, а форма бутылок «Кока-Колы» — объемное.

Товарный знак можно зарегистрировать в любом цвете или цветовом сочетании, здесь ограничений нет. Однако в целом ограничений довольно много, они перечислены в 1483 статье ГК РФ «Основания для отказа в государственной регистрации товарного знака». Например, нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака общепринятые термины или государственные символы.

Выберите класс товаров и услуг, в котором будете использовать товарный знак

Есть классы товаров и услуг, которые обязательно нужно выбрать для регистрации товарного знака. Зарегистрированный товарный знак защищен только в тех классах товаров и услуг, которые выбрали при регистрации. То есть, другая компания сможет зарегистрировать такой же товарный знак в другом классе.

Всего классов 45, нужно выбрать в Международной классификации товаров и услуг подходящие вашему бизнесу классы — можно несколько.

Например: Делобанк можно зарегистрировать в классе 36 «Страхование; финансовая деятельность; кредитно-денежные операции; операции с недвижимостью». Если зарегистрировать его в классе 06, куда входят «плавательные бассейны», то ничего страшного не произойдет, но банку придется оплатить пошлины за дополнительный класс и использовать его. Если товарный знак в этом классе не использовать в течение 3 лет, то компания, которая действительно работает в отрасли плавательных бассейнов сможет оспорить правовую охрану знака Делобанка в этой категории в суде и её аннулируют.

Если выбрать больше 5 классов, то за каждый из них нужно будет доплатить отдельно, мы расскажем об этом далее.

Проверьте товарный знак на уникальность

Чтобы ваш товарный знак зарегистрировали, он должен быть уникальным. То есть — не схожим с уже существующими товарными знаками. Не должен товарный знак повторять и те, для которых уже поданы заявки на регистрацию (даже если регистрация ещё не окончена).

Уникальность определяют по трем критериям:

  • Фонетическому — товарный знак не должен быть похож на уже существующий на слух. Например, Делобанк и Делабанк.
  • Графическому — знак не должен повторять другой знак визуально.
  • Смысловому — идея не должна повторять уже существующую. Например, Делобанк и Банк «Дело», скорее всего признают схожими.

Проверить уникальность знака можно самостоятельно — на сайте Федерального института промышленной собственности (ФИПС) есть доступ и к бесплатному, и к платному поиску по базам данных. Также у ФИПС можно заказать проверку товарного знака специалистами института, стоимость услуги зависит от вида знака (словесный, комбинированный и т.д.), числу выбранных классов МКТУ и срока выполнения работы.

Какие документы нужны для регистрации

Документы для регистрации товарного знака подаются в Роспатент. Потребуются:

  • Заявление о государственной регистрации обозначения в качестве товарного знака — его можно скачать по этой ссылке с сайта Роспатента (скачивание начнется сразу).
  • Обозначение товарного знака — одно изображение будет в заявлении, второе нужно приложить на подписанном приложении в том же размере, как в заявлении (8х8 или 8х10 см).
  • Описание обозначения — здесь нужно прописать все нюансы вашего товарного знака — смысловое значение, характеристики, пояснения (полный список требования можно посмотреть на сайте Роспатента).
  • Перечень товаров и услуг, для которых испрашивается государственная регистрация товарного знака по классам Международной классификации товаров и услуг.

Правила заполнения и требования к документам есть на сайте Роспатента. Список довольно длинный.

Чтобы процесс регистрации начался, нужно оплатить первую часть пошлины

Пошлин за всю процедуру регистрации товарного знака будет несколько. На этом этапе оплачиваются две из них — за экспертизы: формальную и по существу.

Регистрация заявки и принятие решения по итогам формальной экспертизы стоит 3500 руб. + 1000 руб. за каждый класс МКТУ, если их больше 5.

Экспертиза по существу и принятие решения по её итогам стоит 11500 руб. + 2500 руб. за каждый класс МКТУ, если их больше 1.

Для удобства можно воспользоваться калькулятором пошлин на сайте ФИПС. Оплатить пошлину за экспертизы можно на Госуслугах или в банке — для этого понадобится квитанция ФИПС. Чтобы получить квитанцию, нужно заполнить основные данные о платеже в специальном сервисе на сайте Роспатента: ФИО, адрес, пункт положения о пошлинах (2.1 для формальной и 2.4 для экспертизы по существу), вид и название объекта (то есть товарный знак) и сумму. После того, как вы нажмете кнопку «отправить», квитанция сформируется автоматически и её можно будет скачать или распечатать.

Как подать документы в Роспатент

Подать документы в Роспатент можно двумя путями — онлайн и в бумажном виде.

Онлайн заявку на регистрацию товарного знака можно подать через госуслуги и портал ФИПС. Для сайта ФИПС потребуется установить на компьютер и настроить сервис «АРМ Регистратор», а также — квалифицированный сертификат электронной подписи, вот наш текст о том, как его получить. Подавать заявку онлайн выгоднее — в этом случае стоимость будет на 30% меньше.

Также можно принести документы прямо в Роспатент по адресу Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1, либо отправить их почтой.

Как пройти экспертизы

Экспертиз будет две. Первая — формальная — длится месяц. В это время Роспатент проверит, оплатили ли вы пошлины (за сами экспертизы), все ли документы предоставили, нет ли в них ошибок. Внимательно следите за почтой — и электронной, и обычной — Роспатент может прислать уведомление, где попросит предоставить дополнительную информацию. Если не ответить на уведомление в течение трех месяцев, то Роспатент отзовет вашу заявку.

Вторая экспертиза — по существу. Она начинается после завершения формальной экспертизы и занимает 12 месяцев, если все в порядке. Если Роспатент решит, что ваш товарный знак не соответствует требованиям к регистрации, то вам направят уведомление. На ответ, в котором нужно будет предоставить свои доводы в защиту отводится не более шести месяцев. Еще до двух месяцев Роспатент будет рассматривать ваш ответ. Затем вашу заявку или одобрят, или официально откажут в регистрации.

Оплатите вторую часть пошлины, чтобы завершить регистрацию

После того, как получите уведомление об успешном прохождении экспертиз, оплатите оставшиеся пошлины. За регистрацию товарного знака потребуется отдать 16 000 руб. + 1000 руб. за каждый класс МКТУ, если их больше 5.

Еще 2000 руб. стоит выдача свидетельства на товарный знак. На это отводится до двух месяцев.

Квитанцию также можно сформировать на сайте Роспатента, но теперь пункт положения о пошлинах будет 2.11 за регистрацию товарного знака и 2.14 — за выдачу свидетельства на него.

Как получить свидетельство на товарный знак после регистрации

Свидетельство после регистрации и оплаты пошлин ФИПС пришлет заказным письмом на адрес, указанный в документах при регистрации. Либо же его может получить лично в Роспатенте тот человек, который подавал заявку на регистрация — для этого потребуется предъявить паспорт.

Важно. Если после регистрации вы не использовали товарный знак в течение 3 лет, то право на него могут оспорить.

Что делать, если в регистрации товарного знака отказали

С момента получения отказа его можно попытаться оспорить в Палате по патентным спорам. На это есть четыре месяца. Если и Палата откажет — тогда придется идти в суд. Порядок описан на сайте Роспатента.

Другой вариант — изменить товарный знак так, чтобы он не нарушал требований Роспатента и попробовать зарегистрировать его заново.

Чек-лист: как зарегистрировать товарный знак максимально быстро

Перед подачей заявки на регистрацию проверьте товарный знак на уникальность самостоятельно, если он будет похож на уже существующие, будет время это исправить.

Внимательно следите за письмами и уведомлениями от Роспатента — на ответы на них дается несколько месяцев (от 3 до 6), но чем быстрее вы ответите, тем быстрее возобновится процедура.

Не тяните с оплатой госпошлин — если не заплатить в срок, то процесс регистрации приостановят или даже отменят.

Мария Воронова

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий

Я не заморачивался. Нанял контору в Москве. Они все вопросы решили. Правда потом решили на мне чуток заработать, но я широким жестом послал их наxер. Теперь использую знак как аватарку.

Ответить
Развернуть ветку
Делобанк
Автор

Можно и так.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Именно так и нужно делать. Делегировать полномочия, задачи и тд жизненная необходимость. Иначе жить-то когда. Все, что можно сделать чужими руками - делай! Всегда привожу как пример стоматологов. Вы же не делаете за них работу?
Есть конечно один нюанс - хочешь сделать хорошо -делай сам. Но это если сам специалист. Блин! Растекся немного по теме. Извините!

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

прошу прощения, что вклиниваюсь, но просто санекдотичный случай из жизни стоматологов вспомнился... одна женщина (стоматолог) лечила сама себе зубы перед зеркалом - я была в шоке )  так что иногда можно сделать работу за другого, если квалификация позволяет

Зачем она это делала? Ответ прост - она БОЯЛАСЬ зубных врачей.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Павленко

История прекрасная. Инструкция полезная. Но если компания готова на регистрацию ТЗ, то, возможно, проще нанять юриста, кто это все сделает за вас. ТЗ делается на 10 лет и стоимость услуг внешнего специалиста не так велика (в сравнении с моим временем, например) 

Всем удачи. ТЗ это правильно - у нас зарегистрирован в РФ ) 

Ответить
Развернуть ветку
Делобанк
Автор

Спасибо, Ольга

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда