Что нужно знать о товарных знаках, чтобы продавать товары на маркетплейсах и не попасть в суд, на компенсации и штрафы

Многие маркетплейсы прописывают в договоре такой хитрый пункт: продавец заверяет, что его товары не нарушают чужие товарные знаки, а если окажется, что нарушают, то продавец компенсирует маркетплейсу все убытки. Неподготовленный человек, скорее всего, не обратит внимания на эту деталь, а стоило бы: компенсация за нарушение права на чужой товарный знак по ст. 1515 ГК РФ может достигать 5 миллионов рублей.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151. Возможно, мы с вами уже знакомы: вы могли видеть мои прошлые публикации о патентах, товарных знаках и франшизах на vc.ru.

Давайте сегодня разберём, что крупнейшие маркетплейсы пишут у себя в договорах о товарных знаках, а заодно посмотрим, что происходит у них в судах.

Если вы уже продаете товары на маркетплейсах или собираетесь начать, эта статья пригодится, чтобы разобраться как работает система товарных знаков, защитить свой бренд, не попасть на штрафы и компенсации за нарушение чужих. Но сначала — пара слов о том, что вообще такое товарные знаки, как и зачем их регистрируют.

Как работают товарные знаки в России: защита правообладателей

Итак, вы продаете товар на маркетплейсе, например, женскую одежду. Как покупатели будут отличать именно ваши платья среди тысяч других? Скорее всего за счет бренда — названия и логотипа на платье.

Допустим, вы придумали название для своей одежды — «Краса сезона». Вы вкладываетесь в рекламу, следите за качеством товара и репутацией бренда. Как сделать так, чтобы этот бренд принадлежал только вам и только вы могли продавать платья под таким названием? Нужно зарегистрировать название «Краса сезона» как товарный знак в Роспатенте и получить свидетельство.

Товарный знак — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение товара, например, название или логотип. Иногда их называют торговыми марками или торговыми знаками — это все одно и тоже, в законе называется «товарный знак».

Теперь только вы можете использовать название «Краса Сезона» как бренд одежды. Это право действует десять лет на территории всей России, каждые десять лет его можно продлевать снова и снова. Чтобы показать всем, что бренд принадлежит вам, используйте охранную маркировку ® — ее вправе использовать только владельцы зарегистрированных товарных знаков. За использование такой маркировки без регистрации товарного знака предусмотрена ответственность, вплоть до уголовной по п.2 ст. 180 УК РФ.

На маркетплейсе легально может существовать только одна «Краса сезона» — правообладателя. Товары от других производителей под таким же или похожим названием будут контрафактом, а их продавцы — нарушителями.

Если кто-то без вашего разрешения начнет продавать одежду под таким же или слишком похожим названием, он нарушит ваше право на товарный знак. Вы сможете через суд взыскать с нарушителя компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей по ст. 1515 ГК РФ, а также заставите его уничтожить весь контрафактный товар и прекратить нарушение. В этом помогут госорганы: Федеральная антимонопольная служба, полиция и иногда даже Роспотребнадзор.

Скажу честно, все пять миллионов компенсации суды взыскивают редко. Но 500-700 тысяч рублей — обычное дело для суда по нарушению права на товарный знак. Точная сумма зависит от того, насколько грубым было нарушение, сколько вреда оно нанесло правообладателю, как долго длилось и ряда других факторов. Если вреда нанесено больше, чем на пять миллионов, то размер компенсации могут посчитать в размере двукратной стоимости контрафактного товара.

Многие бренды на Вайлдберриз защищены с помощью регистрации товарного знака, несколько примеров выше — из моей практики.

Для всех товаров правила одинаковые, будь то женская одежда, бытовая техника, косметика или что угодно еще. Вся эта система с товарными знаками нужна для того, чтобы покупатели не путали товары между собой и не покупали подделки, а предприниматели могли безопасно развивать собственные бренды и не теряли деньги из-за нарушителей.

Как работают товарные знаки в России: защита от правообладателей

На самом деле многие предприниматели регистрируют свои товарные знаки не столько для того, чтобы атаковать нарушителей, сколько для того, чтобы самому случайно не нарушить чужие права.

Дело в том, что товарные знаки — это не только «Найк», «Адидас» и «Рибок». По статистике Роспатента каждый год предприниматели в России регистрируют по 60-70 тысяч товарных знаков: названия самих компаний, товаров, их логотипы и слоганы. Какие-то знаки перестают действовать, какие-то появляются снова: всего в базе Роспатента сейчас по разным оценкам около 800 000 действующих товарных знаков.

По данным отчета Роспатента в 2019 году из 66 тысяч знаков в России 26 тысяч знаков зарегистрировали иностранцы, среди которых прячутся и оффшоры крупных российских компаний. Большую же часть, 40 тысяч знаков, зарегистрировали обычные российские

Чем дальше, тем больше товарных знаков занято. Иногда я помогаю предпринимателям придумывать и выбирать названия для товаров, и зачастую нам приходится перебрать несколько десятков названий, прежде чем найдется подходящее и при этом свободное.

При этом товарным знаком могут быть не только придуманные слова вроде «Артиполис», но и обычные словарные слова, если они не указывают на сам товар. Можно назвать утюги «Ромашка», а потом обнаружится, что это название уже кем-то давно зарегистрировано как товарный знак на электроприборы. В итоге претензии, суды, и вот это вот всё.

Я подробно разбирал, как это работает в одной из прошлых статей на vc.ru «Артемий Лебедев и опасные заблуждения о товарных знаках: разбираемся в деле «Афиши». «Рамблер» против «Яндекса». Тогда Артемий в одном из своих видео сказал, что «словарные слова нельзя зарегистрировать в качестве товарных знаков». Мне, как человеку, который практически каждую неделю сталкивается с претензиями и судами по таким делам, тогда немного припекло, и я написал письмо Артемию. Стоит отдать ему должное: он прочитал письмо, ответил, согласился, и в следующем видео извинился и рассказал, как правильно. Справедливость восторжествовала.

Отдельных сложностей добавляет то, что свободный товарный знак — это далеко не тоже самое, что, например, свободный домен. Если вы регистрируете доменное имя для сайта и нужное занято, то можно просто добавить букву или цифру и зарегистрировать домен. С товарными знаками такой ход не сработает.

Товарный знак регистрируют только в том случае, если он не просто «не повторяет», но и не «сходен до степени смешения» с уже существующими знаками, п.6 ст. 1483 ГК РФ. Это значит, что отличия в одну-две буквы точно не хватит, новое название с точки зрения рядового покупателя должно отличаться от тех, которые были зарегистрированы раньше. При этом рассматривается не только написание слова, но и его звучание и даже смысл. В общем, найти свободный товарный знак и зарегистрировать его гораздо, гораздо сложнее, чем заполучить свободный домен.

В 2019 году в РФ подали ~83 тысячи заявок. Экспертизу прошли 76 тысяч, из них каждая седьмая получила отказ. Некоторым отказывали из-за несоответствия законам, но большинство получали отказ, т.к. были слишком похожи на уже зарегистрированные знаки.

Получается, что если просто вывести товар на маркетплейс без проверки и регистрации его бренда как товарного знака, то высока вероятность нарушить уже существующий чужой товарный знак, просто банально потому что знаков уже зарегистрировано очень много, и каждый месяц на регистрацию поступает еще по пять-шесть тысяч новых.

При этом чтобы нарушение произошло, не обязательно точь-в-точь повторять уже зарегистрированное название. Достаточно оказаться просто слишком похожим, например, попасть на название, отличающееся всего лишь одной-двумя буквами от уже зарегистрированного товарного знака.

Когда правообладатель узнает о нарушении, он сначала напишет жалобу маркетплейсу и нарушителя заблокируют. Причем могут заблокировать не только товар, нарушающий товарный знак, но и самого поставщика целиком.

Пример. Предприниматель продавала на Озоне товары для дома под собственным брендом. Какие-то нарушители повадились продавать на Озоне те же товары под таким же названием, как у нее. Покупателей стало меньше, выручка стала падать. Сначала девушка сама написала письмо Озону, но модерация ничего не сделала. Тогда она попросила меня (мы познакомились с ней, когда регистрировали ее товарный знак) написать им претензию. Мы направили Озону полномасштабную претензию со ссылками на законы и судебную практику. В итоге Озон не просто удалил товары нарушителя, а заблокировал весь его магазин.

Стоит отдать должное Озону, весь спор решился без суда. Предприниматель тоже не хотел судиться, ей было достаточно просто чтобы товары нарушителя пропали и перестали сбивать покупателей с толку. На том дело и закончилось.

Что происходит в судах по товарным знакам с маркетплейсами

Если предприниматель настроен более воинственно, и блокировки нарушителя маркетплейсом ему недостаточно, он имеет полное право подать заявления в Федеральную антимонопольную службу и в полицию, а может и сразу пойти в суд, чтобы конфисковать товар и взыскать компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей по ст. 1515 ГК РФ. При этом даже если товар заблокировали, это не значит, что нарушения не было: разбирательство продолжится и после блокировки.

При этом отвечать за нарушение будет маркетплейс, ведь именно маркетплейс по сути продал контрафакт конечному клиенту. Иногда к суду привлекают и продавца, тогда маркетплейс и продавец отвечают за нарушение солидарно.

Таких дел в судах с каждым днем становится все больше и больше. Например, в одном из дел суд взыскал с Вайлдберриз 568 410 рублей за продажу деревянных пазлов под чужим товарным знаком. Из них 480 000 рублей взыскали компенсации и еще 88 410 рублей расходов на оплату услуг юристов правообладателя.

В другом деле суд солидарно взыскал с Вайлдберриз и продавца компенсацию в 200 000 рублей за продажу кондитерских изделий под чужим названием «Лафинель». Могли бы взыскать и все 4 000 000 рублей, которые просил правообладатель, если бы не выяснилось, что большая часть продукции продавалась на территории Беларуси, а товарный знак истца действовал только в России.

Продавец контрафактного «Лафинеля» в суде говорил, что не знал о том, что название «Лафинель» зарегистрировано как товарный знак. Но незнание не освобождает от ответственности — суд так и написал об этом в решении.

В деле «Лафинель» суд прямо указал, что продавец был обязан проверять название товара, прежде чем начинать его продажу на маркетплейсе.

Почему раньше на товарные знаки обращали меньше внимания, чем сейчас

Конечно, история с товарными знаками не нова: в России были тысячи судов по товарным знакам и до появления маркетплейсов. Но буквально 5-10 лет назад товарным знакам не уделяли столько внимания.

Дело в том, что раньше рынки сбыта товаров физически делились по территориям: предприниматели, пускай и с похожими названиями, работали в разных городах и не сталкивались в конкурентной борьбе. Даже если у одного из них был зарегистрирован товарный знак, а другой формально работал как нарушитель, то они могли проработать всю жизнь и так и не узнать друг о друге. А если и узнавали, то многие не шли в суды, просто потому что не особо мешали друг другу.

Сейчас правила игры изменились: маркетплейсы стерли границы между городами и областями. По сути маркетплейсы объединили всех в одну экономическую зону, один рынок без деления на территории. Предприниматели с одинаковыми или слишком похожими названиями компаний и товаров, которые раньше знать не знали друг о друге, теперь внезапно обнаруживают свои товары на соседних вкладках в браузере. Их покупатели — тоже.

В итоге покупатели начинают путать компании и их товары между собой, покупают товар у конкурентов, а потом пишут отзывы не тем, у кого покупали. Эти отзывы читают другие покупатели, начинается неразбериха. Правообладатели с качественной продукцией получают незаслуженный негатив и теряют продажи, нарушители наоборот наживаются на чужой репутации. Назревает конфликт.

Как маркетплейсы решают вопрос с товарными знаками

Казалось бы, маркетплейсы должны сами проверять легальность товаров — они же зарабатывают на комиссии, вот пусть и проверяют. Хотелось бы, чтобы все работало так: продавец приносит товар, маркетплейс проверяет документы, и если все в порядке, то выставляет товар на виртуальный прилавок, а если нет, то помогает решить проблему. Но на деле все не так просто.

Чтобы убедиться в том, что название товара не нарушает чужой товарный знак, нужно провести полноценную проверку по базам Роспатента: посмотреть зарегистрированные товарные знаки, поданные заявки, международные знаки, действующие в России и так далее.

Для того, чтобы проверять легальность каждого из десятков тысяч товаров, маркетплейсу пришлось бы содержать просто гигантский штат юристов по товарным знакам и патентных поверенных: ведь чтобы провести проверку, нужно не только иметь оплаченный доступ к всем базам Роспатента, но и разбираться в том, как на самом деле работает экспертиза товарных знаков Роспатента. Это целая отдельная профессия

Маркетплейсы этим не занимаются. Такого не может себе позволить даже Амазон. Все, что смог сделать Амазон — собрать список рекомендуемых юристов в своем IP-акселераторе.

Поэтому у маркетплейса остается два варианта, как исключить риски, связанные с товарными знаками. Первый: в принципе отказаться работать с теми, у кого не зарегистрирован товарный знак. Второй: переложить всю ответственность на самих предпринимателей. В России есть и те, и те.

Например, Lamoda (Ламода) принципиально не работает с теми продавцами, у которых нет товарных знаков. Пару лет назад, когда я писал статью в Тинькофф-Журнале «Как зарегистрировать товарный знак», Ламоде было достаточно показать хотя бы поданную заявку на регистрацию знака, чтобы начать работать. Но подать заявку — это одно, а добиться регистрации — совсем другое. Сейчас в презентации для поставщиков Ламода прямо указывает, что для начала работы понадобится зарегистрированный товарный знак, а не просто заявка.

Небольшая неточность: товарный знак все-таки товарный, а не торговый. Но само требование сформулировано достаточно прямо.

Вообще Ламода была одним из первых маркетплейсов, который попал в суд по товарным знакам: еще в 2015 году с Ламоды пытались взыскать 5 000 000 рублей за продажу обуви под незаконно использованным названием «Highlander». Тогда ООО «Купишуз», юрлицу Ламоды, пришлось судиться два года и дойти аж до Верховного Суда.

В результате компенсацию с Ламоды все равно взыскали, но снизили до 50 000 рублей. Компенсацию порезали так сильно, потому что юристы Ламоды смогли доказать, что правообладатель «Highlander» — по сути патентный тролль, то есть компания, которая никогда не производила и не продавала обувь, а только регистрировала товарные знаки, чтобы зарабатывать на взыскании компенсаций. Если бы правообладателем «Highlander» оказался бы настоящий продавец или производитель обуви, то у компании не получилось бы так легко отделаться (если, конечно, два года судов уместно называть словом «легко»).

Большинство маркетплейсов, в отличие от Ламоды, все-таки работают с продавцами, у которых нет товарных знаков. Но при этом они с помощью договора перекладывают всю ответственность на продавца. Получается такая схема: продавец заключает договор с маркетплейсом, маркетплейс публикует и продает товар. Если выяснится, что товар нарушает чужой товарный знак, то маркетплейс сам выплачивает компенсации правообладателю, блокирует нарушителя, а потом взыскивает с него все расходы на выплаты компенсаций.

Например, договор Вайлдберриз прямо предусматривает ответственность продавца. Если Вайлдберриз придется заплатить правообладателю, то нарушитель в течение семи дней должен будет компенсировать Вайлдберриз все расходы: компенсацию, госпошлины, затраты на юристов и нотариусов.

Правообладатель может подать в суд на продавца, на сам маркетплейс или на обоих сразу. Таким договором маркетплейс перекладывает всю ответственность на продавца: даже если компенсацию взыщут с маркетплейса, продавец обязан будет компенсировать расходы.

В такой схеме нет ничего незаконного. Предприниматель, подписывая договор, заверил маркетплейс, что у его товаров все в порядке с товарными знаками. Если выяснится, что нарушение все-таки есть, то в суде будет отвечать маркетплейс. Но потом маркетплейс будет иметь полное право предъявить регрессное требование о возмещении убытков продавцу, п.4 ст 1250 ГК РФ. Маркетплейс прав, у него есть своя правда.

А теперь следите за руками, юридический фокус.

Как мы помним, по ст. 1515 ГК РФ правообладатель может потребовать компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей. Конкретный размер убытков при этом доказывать не нужно, об этом еще в 2015 году говорил Президиум Верховного Суда. Владелец товарного знака просто просит, например, миллион рублей, а дальше суд выслушивает юристов ответчика и сам решает, какая компенсация будет соразмерной и справедливой.

Если юристы ответчика были убедительны, правильно подготовили ответ и мотивировали его законодательством и судебной практикой, то суд снизит компенсацию в несколько раз. Истец попросит два миллиона, суд взыщет пятьсот тысяч, истец попросит миллион, суд взыщет, например, двести тысяч. Все зависит от того, смогут ли юристы ответчика использовать обстоятельства дела так, чтобы мотивировать снижение компенсации.

Но вот вопрос: будут ли готовы юристы маркетплейса, как в том деле Ламоды, два года ходить по судам, чтобы снизить компенсацию, если они теперь знают, что какую компенсацию бы не взыскали, ее все равно в конечном счете заплатит продавец, а не маркетплейс? Похоже, что нет. Зачем тратить силы, если ты все равно ничего не теряешь?

У меня прямо сейчас в работе идет аналогичное дело. Мы представляем интересы правообладателя, его детскую одежду подделывают и продают под таким же названием на Вайлдберриз, причем в совершенно отвратительном качестве. Это, очевидно, нарушение. Мы направили досудебную претензию Вайлдберриз, но те ее просто проигнорировали. Сейчас подаем в суд, посмотрим, что будет дальше.

В деле «Лафинеля», где с продавца взыскали компенсацию в 200 000 рублей, была та же история: Вайлдберриз изначально не ответил на досудебную претензию и не пошел в суд. В суде отбивался только продавец. Благо, что иск подали на них обоих одновременно, поэтому продавец узнал о деле и начал защищаться. Кто знает, чем закончилась бы эта история, если бы правообладатель подал бы иск только на Вайлдберриз, а тот не пришел бы в суд. Тогда суд мог бы взыскать все заявленные 4 000 000 рублей, а Вайлдберриз имел бы полное право потребовать их у продавца.

У Озона сейчас договор в части товарных знаков такой же, как и у Вайлдберриз, только написан слегка другими словами. Продавец при заключении договора заверяет Озон, что товар не нарушает права на чужие товарные знаки, а если Озону предъявят претензии, то продавец будет обязан компенсировать все расходы также, как и в случае с Вайлдберриз.

Озон на старте не запрашивает никаких подтверждений прав на товарные знаки. Но в случае сомнений или претензий Озон их попросит. Если продавец за три дня не пришлет документы, его заблокируют. Как и было в том моем случае выше, с скринами переписки.

Получается, что маркетплейсу с такими условиями в договоре в принципе перестают быть интересны вопросы товарных знаков. Заявит правообладатель миллион, взыщет суд миллион, да и бог ним — платит все равно продавец. У маркетплейса попросту нет экономической необходимости биться в суде за снижение компенсации.

Помимо возмещения убытков Озон еще и сам взыскивает штраф в 150 000 рублей с продавца, который нарушил требования маркировки товаров.

Конечно, есть риск того, что продавец после такого требования обанкротится и ничего никому не заплатит. Но мало кто пойдет на банкротство из-за долга в 500 тысяч или даже в миллион рублей, а десятки миллионов по товарным знакам взыскивают чрезвычайно редко.

Кроме того, правообладатели узнают о нарушителях не сразу. Какое-то время продавец-нарушитель будет продавать свои товары, а маркетплейс будет получать с них комиссию. Вполне возможно, что комиссия от продажи контрафакта с лихвой перекрывает потери от единичных случаев, где с продавца не получилось взыскать убытки.

Политику маркетплейса тоже можно понять, они по-своему правы. Маркетплейс — это коммерческая организация, цель которой — зарабатывать как можно больше денег. И зарабатывают они их на продаже сотен тысяч товаров, а не на консультировании предпринимателей и их защите. Это нормально. Получается, что в отношениях между продавцом и маркетплейсом, продавец — это единственный, кто заинтересован в том, чтобы не нарушать чужие товарные знаки и защищать собственный бренд.

Товарные знаки и маркетплейсы: памятка

1. Единственный способ юридически закрепить за собой право на бренд — зарегистрировать товарный знак в Роспатенте.

2. В качестве товарного знака можно зарегистрировать что угодно: название, слоган, логотип. Главное, чтобы такое обозначение соответствовало требованиям законодательства и не было уже кем-то занято.

3. Прежде чем вывести товар на маркетплейс, всегда уточняйте, как обстоят дела с товарным знаком. Если название не принадлежит как товарный знак вам или вашему поставщику, вполне может оказаться, что оно давно принадлежит кому-то другому.

4. Если кто-то продает на маркетплейсе товары с таким же как у вас или слишком похожим названием — он нарушает ваши права. Вы можете подать в суд на продавца или на сам маркетплейс, чтобы они перестали использовать ваш товарный знак, уничтожили контрафактный товар и выплатили вам компенсацию до 5 миллионов рублей.

5. Договоры многих маркетплейсов устроены так, что в конечном счете за нарушение товарного знака платит продавец. На всякий случай проверьте в вашем договоре с маркетплейсом разделы «Заверения», «Ответственность сторон», «Интеллектуальная собственность» или «Результаты интеллектуальной деятельности».

Как всегда — общие вопросы пишите в комментарии, частные вопросы по именно вашей ситуации (проверка и регистрация товарных знаков, договоры и споры) можно написать мне в телеграм @bchlf или ВКонтакте.

Если вам в целом показалась полезной эта публикация, заходите ко мне в телеграм-канал «Бизнес-юрист». Там я разбираю самые частые юридические ошибки предпринимателей и рассказываю, как их избежать, при этом стараюсь сделать каждый материал максимально понятным и полезным.

Если вы предприниматель и регулярно работаете с маркетплейсами, заходите на портал MPGO — ребята публикуют всю основную информацию по маркетплейсам и собирают сообщество предпринимателей, которые работают с маркетплейсами. Именно по их вопросам я и написал эту статью.

Возможно, вам пригодятся мои прошлые публикации на vc.ru о товарных знаках:

0
98 комментариев
Написать комментарий...
Людмила Тябина

я чуть не опухла, пока все прочитала)) но стоит отдать должное автору статья годная. вот бы еще сами маркетплейсы так обо всем рассказывали, было бы вообще супер

Ответить
Развернуть ветку
Александр Нечаев

"Еще сами маркетплейсы так обо всем рассказывали" - зачем им это? В статье так и написано ....

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Kislyak

Благодарю за статью, очень полезно)
Такой вопрос, если на маркетплейсе кто-то продает детские игрушки под товарным знаком "Знак", а я начал продавать чехлы для телефона под названием "Знак", будет ли это считаться нарушением, учитывая, что разные товарные категории?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Пожалуйста, рад, что пригодилось :)
В общем  случае, если товарный знак «Знак» продавца детских игрушек действует только на детские игрушки и не распространен на чехлы для телефонов, то ответ — нет, нарушения этого знака у продавца чехлов для телефонов не будет. Товарные знаки же защищаются не сами по себе, а в отношении конкретных товаров и услуг, указанных в перечне (и однородных им, скажем так). Если товары хоть и с одинаковыми или слишком похожими названиями, но сами по себе из разных категорий, неоднородные, то и нарушения нет.

Подводные камни тут бывают чаще всего такие:
1. Продавец игрушек продает игрушки, но его товарный знак действует еще на десяток категорий товаров, в том числе и на чехлы для телефонов, атомные реакторы и услуги по прокладке трубопроводов.Тогда продавец чехлов все-таки нарушитель.
2. Товары возможного нарушителя находятся в другом классе МКТУ и навскидку кажется, что он ничего не нарушает, но на деле выясняется, что товары однородные, хоть и из разных классов.
3. Продавец чехлов использует не только название, а логотип продавца игрушек. Тогда нарушения товарного знака нет, но зато есть нарушение исключительного права на объект авторских прав — графический логотип. 
4. Пока продавец чехлов и продавец игрушек занимаются спором между собой, может оказаться, что знак «Знак» на чехлы для телефонов зарегистрировал вообще кто-то третий.

Если вышеуказанных подводных камней нет, то скорее всего, все в порядке :)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Максим Ермилов

Спасибо за статью

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

Смотря вот на это:

Предприниматель продавала на Озоне товары для дома под собственным брендом. Какие-то нарушители повадились продавать на Озоне те же товары под таким же названием, как у нее.

Задается такой вопрос: А если это не контрафакт. Т.е. купили в 2016 году для розницы "Чапельники Бобра", не продали(потеряли на складе). За 4 года товар остался надлежащего качества и обязательств нету. И вот человек/фирма решает продать его на маркетплейсе, где уже торгует Бобр своими чапельниками(он владеет этим брендом).
Вопрос такой, будут ли у этой фирмы проблемы?
Продаваемые "Чапельники Бобра" настоящие, оригинальные, но по цене ниже чем официал(обязательств нету на цену). Грозит ли что-то фирме?

Ответить
Развернуть ветку
badResistor

В принципе в комментариях увидел ответ. 
Не будет нарушением.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Aleksey Klimov

Прочитал вашу статью, зашел на ВБ - есть! одежда под нашей ТМ. Аж 92 позиции. Как думаете, если в суд подать сколько на этом можно заработать? 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеев

Если сможете доказать в суде, что данная одежда произведена не вами, как владельцем ТЗ - то да. Но в случае с одеждой это не просто. Придется делать сначала нотариальный осмотр сайта торговой площадки, затем контрольную закупку с надлежащим протоколированием - тут советую обратиться к профильному юристу - есть нюансы связанные с дистанционной торговлей (не все так просто как в случае личной закупки на физической точке).
По компенсации - зависит как убедительно в суде докажете ущерб (он ведь из нескольких составляющих будет).

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алексей Башук
Автор

Тут нужно смотреть на сам знак, на обозначения потенциальных нарушителей, на товары, а также ряд других фактов. Только изучив все эти факты в совокупности, можно оценить размер компенсации, который имеет смысл требовать от нарушителя. 

На всякий случай отмечу, что подход «заработать на нарушителях» — он не совсем правильный. Дело в том, что правовая природа компенсации за нарушение права на товарный знак — это, собственно, компенсация, то есть взыскание такой компенсации должно способствовать именно восстановлению нарушенных прав правообладателя, но не его обогащению (на эту тему было разъяснение от Конституционного Суда: http://www.garant.ru/news/1404592/  )

Конечно, есть и патентные тролли, и просто правообладатели, цель которых заработать на нарушителях. У некоторых это вполне себе получается. Но вообще, конечно, правильно относиться к компенсации как именно к компенсации, то есть нужно учитывать не только сам факт нарушения, но и то, какие негативные последствия для правообладателя повлекло такое нарушение.

Размер компенсации должен рассчитываться исходя из необходимости восстановления имущественного положения правообладателя, то есть компенсация должна поставить правообладателя в такое имущественное положение, в котором правообладатель бы находился, если бы его товарный знак использовался бы правомерно.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Ильченко

Спасибо за интересную статью Алексей!
А если мы продаём фильтры и мешки для пылесосов известных брендов Philips, Electrolux и др., но НЕ оригинальные. Можем ли мы указывать в карточке товара на изображениях и в текстовом описании, что фильтры подходят для таких то брендов и таких то моделей пылесосов? Или это будет нарушением?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Пожалуйста, рад, что статья вам пригодилась :)

Про фильтры и мешки — если на самих неоригинальных фильтрах и мешках не стоит маркировка Philips, то продажа такого мешка не будет нарушением прав на товарный знак. Если вы на сайте указываете в описании мешка «Подходит для пылесосов X, Y, Z…», то на мой взгляд это не нарушение, т.к. вы по сути указываете таким образом только технические характеристики изделия, а не индивидуализируете его как товар названием фирмы, изготавливающей сами пылесосы, следовательно, не используете чужой товарный знак. 

Подводный камень №1: указание названия фирмы на сайте должно быть именно в характеристиках. Ни в коем случае не в названии, не в тайтле веб-страницы, не в ключевых словах в контекстной рекламе, не в обычной рекламе. Только в качестве характеристики, так, чтобы даже двусмысленно нельзя было трактовать указание названия фирмы как бренд самого мешка. Иначе могут все-таки найти нарушение, т.к. даже предложение к продаже товара под чужим товарным знаком или использование чужого товарного знака в рекламе — уже нарушение.

Подводный камень №2: не используйте логотипы компаний у себя на сайте, используйте только названия. Помимо того, что логотип зарегистрирован как товарный знак, на него еще как и на любую другую картинку действуют авторские права. Это значит, что графические логотипы по умолчанию нельзя копировать, не только для индивидуализации товаров, а в принципе. Поэтому только названия, без картинок.

Подводный камень №3: отсутствие нарушение товарного знака не исключает возможного нарушения других прав. Например, может оказаться, что сам мешок запатентован в качестве полезной модели. Или его дизайн запатентован как промышленный образец. В таком случае, даже при отсутствии нарушения права на товарный знак могут предъявить претензии в нарушении других прав. Если планируете заниматься этим делом ближайшие год-два, то лучше на всякий случай проверить все это дело по базам патентов и промобразцов. Тем более, что компании крупные, патентов у них сотни, кто знает — может быть на эти штуки у них тоже есть патенты.

И еще момент, который стоит учитывать — то, что мы с вами не считаем это нарушением, не значит, что производители тоже так считают. Тут штука такая: если производителям не понравится ваше участие на рынке, они могут присылать вам досудебные претензии, писать жалобы в госорганы и так далее — даже если на самом деле правы вы, а не они.

Правота поможет в конечном счете выиграть дело, но она не избавит от спора как такового. Поэтому если вы работаете в такой сфере, где возможно пересечение интересов с крупными компаниями, нужно морально быть готовым к тому, что однажды от них может прийти претензия. Я часто сталкиваюсь с такой историей, когда юротделы крупных брендов присылают претензии даже в таких случаях, где они очевидно неправы. Ничего чрезмерно страшного в таких делах нет, просто стоит понимать, что рано или поздно с этим можно столкнуться, даже если с точки зрения закона делаешь все правильно.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Татьяна

Спасибо! Действительно, очень интересная статья. Об этом и не думают, выдвигаясь на маркетплейсы. 
У меня есть, возможно, глупый вопрос. Но тема может быть интересна кому-то тоже.

Как можно купить у поставщика (посредника) какой-то товар с ТЗ и продавать его на маркетплейсах без риска? Какие документы и у кого можно запросить, чтобы не сойти за параноика?

В каком случае нужно письмо-согласие на продажу товара?

Я не понимаю: что, все миллионы магазинчиков в России на всю свою продукцию должны спрашивать у кого-то разрешение?
Простите за мою неосведомлённость))

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Пожалуйста, вам спасибо за добрые слова :)

Все в порядке, это очень правильные и хорошие вопросы. Наоборот, гораздо хуже, когда люди ими не задаются — просто покупают что-то, просто продают, а потом возникают проблемы. Особенно это актуально с учетом того, что суды последнее время все чаще и чаще говорят о том, что предприниматели должны проявлять должную осмотрительность и проверять, на каких основаниях используются товарные знаки в их бизнесе.

Чтобы снизить риски в таком случае, можно сделать следующее:
1) посмотреть, какие обозначения используются на товаре, который вы покупаете (названия, логотипы, этикетки)
2) запросить у поставщика свидетельства или хотя бы номера регистраций товарных знаков этих обозначений в качестве товарных знаков
3) проверить эти регистрации в Реестре товарных знаков на сайте Роспатента. Нужно, чтобы регистрации были действующими, правообладателем был ваш контрагент, а в перечне товаров и услуг товарного знака были указаны те виды товаров, которые вы покупаете

Если с регистрациями все в порядке, то никаких отдельных писем-согласий не нужно, достаточно просто того, что вы покупаете оригинальный товар у производителя-правообладателя. Для спокойствия можно добавить в договор отдельный пункт про товарные знаки, но это необязательно. Если регистрация на производителя, и поставщик показал вам договор с ним — то в целом тоже все в порядке, главное, чтобы поставщик вас не обманул.

Если поставщик не дал информацию о регистрациях, то тут тогда все сложнее. Нужно тогда самим искать информацию о правообладателях и выяснять у них, действительно ли этот поставщик продает вам легальную продукцию, а не контрафакт.

Проблема в том, что может оказаться так, что, например, название товара зарегистрировано как товарный знак третьими лицами, к которым поставщик не имеет никакого отношения. В таком случае ответственность за продажу контрафакта будет нести непосредственно продавец: он на виду, проще всего доказать его нарушение, чем где-то там искать оптовика. Конечно, потом продавец в теории сможет взыскать убытки с поставщика, поставившего контрафакт, но получится ли это сделать и где к тому моменту будет поставщик — это уже большой вопрос.

Получается, нужно проверять на кого и как действуют товарные знаки, использованные на товарах. Если все в порядке, то никаких согласий не надо, достаточно договора с поставщиком. Если возникли сомнения, то тут уже в каждой ситуации могут быть свои нюансы: кому принадлежит знак, есть ли сходные, есть ли вообще регистрация, действует она или нет, когда истекает, на какие товары действует и что там по однородности, в каких странах действует, как был зарегистрирован знак, «жив» ли правообладатель, нет ли на товаре еще каких-то объектов ИС, и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Max Raskolnikov

Очень доходчиво. Спасибо. 
Регистрация программного обеспечения - это другая тема? Или все аналогично - 10 лет и пр. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Пожалуйста :)
Регистрация программ — это отдельный дивный мир. Там есть и товарные знаки, и патенты, и авторское право. О том, как все это добро работает, я писал в Т—Ж, возможно вам пригодится: https://journal.tinkoff.ru/programm-files/

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Jimi Veet

Посоветуйте книгу, где бы рассказывалось, про товарный знак, сертификацию товара и ТП.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Я сам не нашел простых и понятных книг на эту тему, поэтому написал свою, ее и могу посоветовать :)
 https://www.litres.ru/aleksey-bashuk/nazvaniya-v-biznese-vybrat-i-zaschitit/ 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Юдин

Добрый день! Мы реализуем на данный момент на Wildberries продукцию зарубежного бренда (ТМ бренда зарегистрирована в РФ зарубежной компанией), по отношению к которому выступаем дистрибьюторами. Недавно этот же бренд на ВБ начали продавать другие оптовики, которые закупают товар у нас же. Подскажите, если мы оформим эксклюзивный дистрибьютерский договор с брендодержателем, сможем ли мы запретить другим поставщикам продавать его на Wildberries?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Здравствуйте! Смотрите, даже если у вас или вашего производителя зарегистрирован товарный знак, то прямого и одинакового решения для всех правообладателей в такой ситуации нет.

Дело в том, что существует такая штука, как исчерпание права на товарный знак:

«Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия» (ст. 1487 ГК РФ)

Это значит, что если вы легально покупаете оригинальный товар, то вы потом вправе продавать его как угодно и где угодно, право на товарный знак тут не нарушается. Получается, юридически продавец товаров не имеет права ограничивать покупателя в способах дальнейшей реализации. Нельзя продать товар под условием «вы как бы купили, но продавать этот товар в интернете вам нельзя». Если покупатель купил товар, значит он принадлежит ему и он вправе продавать его как угодно.

Если задача заключается в том, чтобы ограничить выход оптовиков на маркетплейсы, то товарный знак здесь не сильно поможет — они его не нарушают. Можно, конечно, написать и разослать претензии и продавцам, и маркетплейсу (на юрадрес, а не в техподдержку). Скорее всего часть товаров пропадет, но этот вариант не самый надежный, потому что все-таки нарушения права тут нет и работает такой ход ровно настолько, насколько убедительно и грозно написана претензия.

Поэтому в таких ситуациях нужно искать дополнительные варианты. В моей практике мы реализовывали разные варианты, комбинировали юридические и экономические рычаги воздействия на продавцов. Где-то можно доработать договоры поставки, переделать их в агентские договора, где-то убрать товары с маркетплейсов за счет указания на нарушения норм авторского права (картинки в товарах, тексты в описаниях), где-то достаточно рассылки претензий.

Конкретное решение зависит от товаров, которые вы продаете, условий ваших договоров, юридических и экономических возможностей. Еще сильно влияет рынок: где-то производитель в слабой позиции — ищет кому бы продать товар и дистрибьюторы диктуют ему условия, грозясь заменить товар на аналоги, а где-то наоборот дистрибьюторы стоят в очереди к производителю и боятся с ним лишний раз поспорить. Еще ситуация может кардинально поменяться в том случае, если вы — иностранная компания. В таком случае нужно будет изучать вопрос с точки зрения параллельного импорта.

В общем, решения есть, но все они очень разные и сильно зависят от особенностей конкретной ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Лукич

Уважаемый автор, прошу ответить на мой вопрос: Может ли владелец бренда badoo заявить на схожий бренд точно такой же тематики с названием baddo, если цвета, шрифт и графический элемент лого другие.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Да, если старший товарный знак «badoo» зарегистрирован на те же товары и услуги, что использует младший «baddo», то с высокой долей вероятности и Роспатент, и суд в случае спора придет к выводу о сходстве между этими обозначениями. 

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Скрытник

Прочитала несколько ваших статей про ТЗ, очень полезная информация, спасибо!
Подскажите, пожалуйста, ваше мнение на такой вопрос:
Я планирую выйти на Маркетплейс (товар натуральное мыло и свечи ручной работы), зарегистрированного знака нет. Возможно ли торговать вообще без бренда, т.е. на этикетках например будет написано "Авторское мыло/свечи мастерская Ольги Скрытник". Будет ли это нарушением и могут ли слова "мастерская Ольги Скрытник" расцениваться как товарный знак? Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Пожалуйста, рад, что публикации вам пригодились!

По вашему вопросу — с одной стороны, вы можете зарегистрировать название «Мастерская Ольги Скрытник» как товарный знак. Компании и предприниматели регистрируют достаточно много «фамильных» знаков. Регистрировать бренд или нет — зависит от ваших задач и перспектив.

Если задача только в том, чтобы обезопасить себя от претензий со стороны других правообладателей — вполне можно работать и без регистрации товарного знака. Едва ли найдется другой человек с такой же фамилией, который захочет использовать ее для тех же товаров — риски невысокие. С другой стороны, если у вас большие перспективы и есть вероятность подделок, то лучше зарегистрировать знак, потому что он обеспечит возможность борьбы с подделками. 

Ответить
Развернуть ветку
Лика

Добрый день! Подскажите пожалуйста как запретить на маркетплейсе всем подряд продавать наш товар. Мы производители, на маркетплейс подобрали 1 надеждного дистрибьютора. Сейчас на маркетплейс с нашим товаром вышли ещё 5 продавцов и объем размывается, они некорректно консультируют покупателей и ставят старый неактуальный контент в карточки товара. Маркетплейс не отвечает. Можем мы как-то запретить этим продавцам торговать нашим товаром? Тоаар они покупают у другого нашего дистрибьютора.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Здравствуйте! Даже если у вас зарегистрирован товарный знак, то прямого и одинакового решения для всех производителей в такой ситуации нет. Дело в том, что существует такая штука, как исчерпание права на товарный знак:

«Не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия» (ст. 1487 ГК РФ)

Это значит, что если вы легально покупаете оригинальный товар, то вы потом вправе продавать его как угодно и где угодно, право на товарный знак тут не нарушается. Получается, юридически продавец товаров не имеет права ограничивать покупателя в способах дальнейшей реализации. Нельзя продать товар под условием «вы как бы купили, но продавать этот товар в интернете вам нельзя». Если покупатель купил товар, значит он принадлежит ему и он вправе продавать его как угодно.

Вместе с тем, я понимаю, как выглядит ситуация с вашей стороны. Вы производите продукцию, продаете ее напрямую на маркетплейсе по своим ценам и правилам, а потом внезапно рядом с вашими товарами появляются карточки товаров мелких оптовиков, которые плохо прорабатывают описания, консультируют покупателей не так, как это сделали бы вы, и так далее. Конечно, в такой ситуации нужно попробовать ограничить их выход на маркетплейсы.

Товарный знак здесь не сильно поможет — они его не нарушают. Можно, конечно, написать и разослать претензии и продавцам, и маркетплейсу (на юрадрес, а не в техподдержку). Скорее всего часть товаров пропадет, но этот вариант не самый надежный, потому что все-таки нарушения права тут нет и работает такой ход ровно настолько, насколько убедительно и грозно написана претензия.

Поэтому в таких ситуациях нужно искать дополнительные варианты. В моей практике мы реализовывали разные варианты, комбинировали юридические и экономические рычаги воздействия на продавцов. Где-то можно доработать договоры поставки, где-то убрать товары с маркетплейсов за счет указания на нарушения норм авторского права (картинки в товарах, тексты в описаниях), где-то достаточно рассылки претензий.

Конкретное решение зависит от товаров, которые вы продаете, условий ваших договоров, юридических и экономических возможностей. Еще сильно влияет рынок: где-то производитель в слабой позиции — ищет кому бы продать товар и дистрибьюторы диктуют ему условия, грозясь заменить товар на аналоги, а где-то наоборот дистрибьюторы стоят в очереди к производителю и боятся с ним лишний раз поспорить. В общем, решения есть, но все они очень разные и сильно зависят от особенностей конкретной ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Ксения Дарк

Праавильно ли я поняла что если я продавец на мп, но продаю продукцию  не своей тогровой марки то мне необходимо иметь  договор на поставщика что это его торговый знак? Продаю изделия одного тз, у них свое производство все чисто. но это не моя тз, яя как перекуп выступаю. Как подстраховаться и надо ли в таком случает готовить заранее какие-то документы?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

В таком случае отдельный договор на товарный знак не нужен, достаточно того, что вы покупаете оригинальный товар у производителя по договору. На всякий случай можно включить в этот договор положения о гарантиях поставщика и его ответственности, что он заверяет вас в том, что его товар не нарушает интеллектуальные права третьих лиц.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Иван Сергеев

А как же исчерпание исключительных прав?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Здравствуйте, Иван! :)
Исчерпание — это когда у производителя есть товарный знак, и товар введен в оборот им самим или с его согласия. Получается, поставщик покупает товар у законного производителя-правообладателя, и продает его на маркетплейсе. В таком случае  юридических проблем нет — право исчерпано, никто ничего не нарушает.

Но многие производители сами справляются с тем, чтобы выставить свой товар на маркетплейсы. При этом они, как производители, ставят на маркетплейсах цену чуть ниже, чем та, по которой товар продают в рознице их оптовые покупатели. Таким образом некоторые производители добиваются того, чтобы только они сами напрямую продавали товар на маркетплейсе и перекупщикам было просто невыгодно дублировать их товар на тех же маркетплейсах.

Поэтому достаточно много предпринимателей занимаются тем, что сами производят какой-то товар из комплектующих и брендируют сами свой товар, получается, или делают что-то вроде OEM-производства: у производителя закупают товар без марок, а брендируют его уже сами своим собственным брендом. И вот если название для таких товаров не проверяли и не регистрировали, то тогда и происходят те истории, на которые я ссылался в статье.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Alex Kuz

Сильная страшилка, но пока так поработаем, без регистрации;)

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Lynkin

Здравствуйте,Спасибо за статью!Мы продаём на маркетплейсах импортный шоколад известных мировых брендов. Официально они в России не представлены. Мы тоже можем влететь или это иная история?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей

Алексей, а если вот такая ситуация: некая фирма Рога с зарегистрированным товарным знаком продаёт товар (женские куртки) фирме Ромашка. Ромашка продаёт куртки через свой небольшой интернет-магазин. Через некоторое время фирма Рога запрещает продажу курток фирме Ромашка и грозит судами за использование товарного знака Рога, хотя весь товар приобретался у фирмы Рога. Как поступить в данной ситуации Ромашке?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

В целом я думаю, что компания Ромашка тут не права. Они не должны ограничивать покупателя в порядке распоряжения товаром. Если Рога купили товар законно у правообладателя, значит они могут делать с ним что угодно и нарушения товарного знака тут нет, т.к. товар был приобретен правомерно.

Вместе с тем всегда нужно смотреть особенности конкретной ситуации — на сам договор купли-продажи, нужно посмотреть на что там вообще товарный знак зарегистрирован, что за компания. Плюс надо разобраться, нет ли там сопутствующих нарушений: например, часто бывает так, что компания покупает товар законно у производителя, а вот например картинки товаров с сайта они у него копируют без спроса и выставляют их на маркетплейсе. А это уже — нарушение, к которому производитель может действительно прицепиться. Еще интересный момент — не происходит ли какого-то внесения изменений в продукт или обозначение при продаже.

Еще вопрос — на какой стадии находится конфликт. Если там уже прислали досудебную претензию, то нужно готовить ответ, а если там только позвонили и попытались конфликтовать, то можно попробовать обойтись переговорами. В общем, вариантов много, поэтому лучше всегда смотреть конкретную ситуацию. Если это в целом актуальная задача — напишите мне в ЛС, давайте посмотрим документы, попробую помочь.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Р

Алексей, подскажите, пожалуйста, у меня есть товар приобретённый оптом как у правообладателя ТЗ, так и у третьих лиц. 
Могу ли я без дополнительных разрешений от правообладателя ТЗ размещать его на маркетплейсах? Могу ли использовать их ТЗ (лого, наименование в названиях товаров) 
Заранее спасибо.  

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

В том случае, если вы приобрели товар правомерно и знаете, что этот товар не является контрафактным — вы его собственник, а значит можете продавать его где угодно и как угодно, в том числе и на маркетплейсах. Дополнительное разрешение производителя можно попросить для собственного спокойствия, но оно совершенно необязательно. Помечать товар на странице названием можно, едва ли это можно счесть нарушением, когда вы продаете оригинальный товар.

Главное — не допустить нарушений на другие объекты. Например, вы не можете копировать фотографии товаров с официального сайта производителя и ставить их себе на маркетплейс или на сайт. Потому что товар товаром, а фотографии — это самостоятельный объект, который вы можете использовать только в том случае, если у вам предоставили такие права.

Ответить
Развернуть ветку
Лариса Ляховецкая

Здравствуйте! Полезно и интересно! А у Вас есть статьи об ИС несовершеннолетних? Детских рисунках и стишках? Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Спасибо! Пока что про ИС несовершеннолетних еще не писал :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Jimi Veet

Посоветуйте книгу по данной теме.

Ответить
Развернуть ветку
Лариса Ляховецкая

Здравствуйте! Мне понравилась свежая книга А.М. Дорофеевой "ИС в шоу-бизнесе, моде и спорте", там, правда, нет про детей(

Ответить
Развернуть ветку
Елена Сазонова

Добрый день! Мы являемся производителем товара, у нас есть представитель - оптовый покупатель на маркетплейсе. И вот столкнулись с тем, что ряд мелких продавцов - ИП с нашим товаром вышли на маркетпоейс. Нас это не устраивает, они занижают цены и с покупателями грубы, что в итоге влияет на наш авторитет как производителя.  Фото и описание товаров они используют свои, нарушения авторского права не видим. Вы упомянули про изменения договоров продажи. Можно поподробнее? Подскажите пожалуйста что можно в этой ситуации сделать, чтобы убрать данных продавцов с маркетплейса?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Здравствуйте! Тут все зависит от конкретной ситуации, однозначного и подходящего для всех решения тут нет. Если продавец сам купил товар легально, то он может продавать его где хочет и как хочет. С другой стороны, с неадекватными перекупщиками тоже нужно как-то бороться. В таких случаях комбинируют юридические и экономические рычаги воздействия на продавцов. Про изменение договоров — иногда договоры поставки переделывают в агентские договора (мол, мы вам не продаем товар, а поставляем под реализацию, и реализация будет идти по нашим условиям), иногда ведут претензионную работу с такими продавцами, иногда за счет цены делают так, чтобы перекупщику было просто невыгодно выставляться на маркетплейсе. 
Конкретное решение зависит от товаров, которые вы продаете, условий ваших договоров, юридических и экономических возможностей. Еще сильно влияет рынок: где-то производитель в слабой позиции — ищет кому бы продать товар и дистрибьюторы диктуют ему условия, грозясь заменить товар на аналоги, а где-то наоборот дистрибьюторы стоят в очереди к производителю и боятся с ним лишний раз поспорить. 

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Буздин

А у меня такой вопрос: Если я правообладатель товарного знака, продаю свой товар другим юр. лицам. Но мой товар начинают продавать на маркетплейсах, без моего согласия на это? Мы сами продаем свой товар на МП и не хотим конкуренции. Является  ли это нарушением с их стороны и что мы можем сделать в данном случае?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

В целом это не нарушение, но здесь все зависит от того, какие условия и как написаны в вашем договоре поставки, а также от того, как ваши оптовики продают товар. Если нужно, их можно ограничить, чтобы избежать конкуренции — через товарные знаки и авторские права. Чтобы это сделать, обычно нужно внести изменения в договоры с оптовиками, а потом обратиться в юротдел маркетплейсов.

Ответить
Развернуть ветку
Алена Кисилевская

Здравствуйте.  Мы торгуем брендом больше года он не был зарегистрирован , недавно мы узнали ,что месяц назад некто его оформил. Мы торгуем этим брендом под другим брендом . Вопрос нас могут заблокировать на валберис  по письму владельца? 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Здравствуйте. Да, по письму владельца знака поставщика могут заблокировать. Могут заблокировать как отдельный товар, так и весь магазин сразу. Пока товарный знак есть и он действует, его обязаны защищать. Не только Вайлдберрис, госорганы и суды тоже.

Обычно в таких ситуациях сначала блокируют маркетплейсы, а потом правообладатель обращается в суд. Маркетплейсы заинтересованы в том, чтобы заблокировать нарушителя товарного знака, потому что только благодаря своевременной блокировке они смогут сами избежать ответственности за нарушение. Если блокировки не будет, нарушителем могут признать сам маркетплейс и они будут обязаны платить компенсацию правообладателю.

В такой ситуации есть два выхода: или перестать использовать чужой бренд, или идти в Палату по патентным спорам, чтобы аннулировать регистрацию этого  товарного знака, если его правообладатель нарушил ваши права.

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Куропаткина

А если имеется зарубежный продукт, зарегистрированный на территории Литвы, например, сам производитель (правообладатель) разрешает мне как ИП продажу его товара на территории России без ограничений, на данный продукт в сертификационном центре выдается отказное письмо. Но Озон отказывается принимать подобное официальное письмо, ссылаясь на то что такого товарного знака в РФ не зарегистрировано. Вопрос: разве я могу регистрировать зарубежный товарный знак в России с таким названием и как в таком случае быть с Озон?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

В вашей ситуации товарный знак не просто можно регистрировать — его очень желательно регистрировать.

Смотрите, есть в Литве производитель, он делает товар под брендом, условно, «Camomile». Даже если у него зарегистрирован знак в Литве, этот литовский знак действует только на территории Литвы. В России этот знак не действует.

Когда товар с маркой «Camomile» приходит в Россию, тут может быть все, что угодно. Может быть у нас такой знак уже кем-то зарегистрирован, и ваш литовский «Camomile», получается, контрафакт. А может быть такой знак еще не зарегистрирован, и тогда литовцам явно стоит поторопиться, чтобы этого не сделал кто-то другой.

Если литовцы вовремя не зарегистрируют свой знак «Camomile» в России, они рискуют потерять рынок. Допустим, вы зарегистрируете «Camomile» на себя, и станете здесь правообладателем этого бренда. Кроме вас товар под таким брендом в РФ продавать никто не сможет, даже сами литовцы. Получается, что вы станете эксклюзивным дистрибьютором, и неважно, хотят они того, или нет. А если они будут сильно против, то вы просто смените литовского поставщика на китайского и продолжите продавать свой «Camomile» в России.

Конечно, выше я описал случай, уже близкий к недобросовестной конкуренции, но таких случаев уж очень много, и большинство конфликтов вокруг иностранных брендов, не зарегистрированных в России, крутится вокруг примерно такого развития событий. 

Озон сказал вам все правильно. Сертификация товара и регистрация товарного знака — это совсем разные вещи. Сертификацию вы уже прошли, а регистрацией товарного знака занимается Роспатент, это совсем другая история. В вашем случае нужно или вам на себя зарегистрировать знак, или литовцам надо зарегистрировать его на себя и дать вам разрешение на использование знака и продажу их товаров в РФ. 

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеев

...

Ответить
Развернуть ветку
Дарья

Иван, я полностью согласна с Вашим комментарием! Но как считаете, почему тогда маркетплейсы стали запрашивать именно разрешение на использование ТЗ (вероятно, именно в целях подтверждения использования контента в маркетинговых кампаниях и просто на брендированных страницах), а не подтверждение легальности закупки товара у правомерно введшего в гражданский оборот РФ товара? Почему им резко стало недостаточно письменно заверения продавца в договоре? Ведь многие крупные правообладатели физически не выдают такие разрешения, поскольку это огромный объём (и огромное количество продавцов в цепи). Не говоря уже о лицензиях.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Демидов

А скока стоит регистрация товарного знака ?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Смотря что понимать под «регистрацией товарного знака» :) Сейчас расскажу подробнее, тут есть нюансы, о которых стоит знать.

В целом стоимость регистрации товарного знака складывается из двух составляющих: госпошлин и услуг патентного поверенного (юриста).

С госпошлинами все более менее одинаково: они складываются из пошлин за подачу заявки, экспертизу, регистрацию знака в реестре и выдачу свидетельства на него. Если сложить все четыре пошлины при регистрации знака на один вид деятельности (класс МКТУ), в сумме у вас получится 33 000 рублей.

Если подавать заявку в электронном виде в Роспатент, то можно применить льготу в 30% и эти 33 тысячи уменьшатся до 23 100 рублей. В электронном виде заявки обычно подают профильные юристы, у которых настроена система Роспатента «АРМ Регистратор» для электронного делопроизводства. Некоторые юристы умудряются в рекламе называть это «личной скидкой от Роспатента», но на самом деле эта скидка ни черта не личная, и получить ее может любой, кто подаст заявку в Роспатент в электронном виде. Просто с настройкой системы «АРМ Регистратор» обычно заморачиваются только юристы и поверенные. В общем, если вашей регистрацией занимается профильный специалист, то он скорее всего применит вам все эти льготы и вы заплатите пошлину в уменьшенном размере.

Кардинально меньше, чем та сумма пошлин, которую я указал, пошлина быть не может принципиально. Если вам кто-то скажет, что пошлина за всю регистрацию, например, 12 000 рублей — значит вам недоговаривают. Технически вы можете сэкономить 1400 рублей на том, что не будете получать красивое бумажное свидетельство с печатью, но на этом обычно не экономят. Вы можете пересчитать все сами сами в «Калькуляторе пошлин»: https://new.fips.ru/podacha-zayavki/kalkulyator-poshlin/index.php  . 

Итого: пошлины от 23 100 рублей, если классов МКТУ больше одного, то будут добавляться еще несколько тысяч рублей за каждый класс. Обычно предприниматели регистрируют знаки на 2-3 класса и пошлина получается в диапазоне 25-30 тысяч.

Теперь про услуги юристов, тут чуть сложнее, но тоже важно.

Штука в том, что разные юристы вкладывают разный смысл в фразу "регистрация товарного знака". Сама по себе регистрация складывается из следующих этапов: проверка знака, подготовка и подача заявки, ответы на все запросы экспертизы (в том числе на предварительный отказ, который бывает в 80% делопроизводств) и получение самого свидетельства на товарный знак.

В моем понимании, когда мы говорим цену за регистрацию, мы должны называть полную цену, сколько человек заплатит за то, чтобы получить свидетельство. То есть человек заплатил и закрыл для себя этот вопрос, без каких-то доплат. Если считать «регистрацией товарного знака» всю процедуру от начала и до конца, то в среднем она стоит в диапазоне от 30 до 50 тысяч рублей. Точная сумма зависит, как и на рынке любых других услуг, от сложности задачи, репутации компании, гарантий и так далее.

Но бывают и другие юристы, которые считают, что им платят за процесс, а не за результат. Они могут называть "регистрацией товарного знака" не всю регистрацию от начала и до конца, а только подачу. Проверка знака, без которой на самом деле нет смысла подаваться на регистрацию, у них оплачивается отдельно. Ответ на предварительный отказ, который бывает очень и очень часто, тоже отдельно. У некоторых даже само получение свидетельства оплачивается отдельно. В итоге то, что они называют "регистрацией" у них стоит дешевле, но на самом деле вся история со знаком обходится предпринимателю в итоге дороже. Просто о доплатах они рассказывают потом. Возвращаются через три месяца после подачи и говорят: «здравствуйте, а нам тут из Роспатента вот документ пришел, подготовка ответа будет стоить 15 тысяч. Будем делать?».

Я не буду давать оценку такой ценовой политике, хорошо это или плохо — решать вам. Но сам я не буду работать по такой системе и считаю, что так относиться к доверителям нельзя. На мой взгляд, толковый юрист может заранее оценить свои трудозатраты и заранее назвать полную стоимость услуг, не прося доплат потом за отдельные действия.

Более подробно о таком подходе к ценообразованию я писал в предыдущей статье, возможно вам будет интересно:
https://vc.ru/legal/62642-chto-nedogovarivayut-yuristy-pri-registracii-tovarnyh-znakov

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Иван Сергеев

В полтос можно уложиться :-)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Илья Осипов

А где можно проверить свободен или нет торговый знак?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Можно посмотреть например на сервисе https://linkmark.pro/ . Такая самостоятельная проверка подойдет, когда у вас есть десяток вариантов названий и вам нужно отсеять те, которые точно заняты, чтобы отдать патентному поверенному на проверку не все десять, а два-три. Итоговое название, то, которое вы будете использовать в бизнесе, лучше, чтобы перед подачей все-таки проверял профильный юрист. Это снизит вероятность получения неожиданного отказа от Роспатента.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Герман

Проверить конкретно Ваш знак (словесный или изобразительный) на предмет возможного нарушения и вероятности последующей регистрации в режиме реального времени можно на профессиональном сервисе https://poiskznakov.ru/. База  сервиса идентична базе заявок и регистраций Роспатента, поисковый инструмент не хуже, а может быть и превосходит государственный аналог,   имеются  базы других средств индивидуализации и обозначений (ОТЗ, НМПТ и ГУ, МНН),  можно производить поиски по товарным знакам Евразийского экономического союза и других стран ближнего зарубежья, имеются также другие сервисы (мониторинг товарных знаков, поиск промышленнх образцов, проверка на возможный конфликт интересов) Стоимость услуг несоизмеримо меньше цены возможных последствий нарушения.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Кшиштоф Граблевский

Алексей, вы же поверенный по изобретениям. На деятельность в области товарных знаков ваш статус не распространяется. Вы же экзамен в Роспатенте провалили недавно на специализацию товарные знаки. Зачем вы из раза в раз указываете в своих рекламных статьях о товарных знаках, что являетесь поверенным, если ваш статус на товарные знаки не распространяется, опять недобросовестные практики?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

О, а вот и вы — мой анонимный коллега-доброжелатель, а я уже было начал переживать, что в этот раз вы не придете..))

Рад, что у вас не нашлось ни одной претензии к самому содержанию моей публикации, что не оставило вам иного выхода, кроме как перейти на личности.

Ну хорошо, давайте разберем по частям вами написанное.

— Зачем вы из раза в раз указываете в своих статьях о товарных знаках, что являетесь поверенным
Потому что я являюсь поверенным, очевидно. Я пишу не только о товарных знаках, а об интеллектуальной собственности в целом, в том числе патентах и авторском праве. Я написал больше 50 публикаций на vc.ru, в Т—Ж и других медиа, и везде указываю, что являюсь патентным поверенным.

— в своих рекламных статьях о товарных знаках
Вы пытаетесь обесценить мой труд своим ярлыком «рекламные статьи». Но «рекламные» они же только в лично вашей картине мира. Остальным читателям мои статьи дают пользу (чего нельзя сказать о вашем комментарии). Если вам не нравятся мои статьи — напишите свои. Тем более что вы, судя по вашей погруженности в тему, тоже юрист по ИС или поверенный.

— На деятельность в области товарных знаков ваш статус не распространяется.
Да, из-за этого я не могу лично представлять интересы иностранцев в Роспатенте в делах по товарным знакам. Но ведь вы же сами понимаете, что это никак не влияет на работу с российскими заявителями. И это не помешало мне помочь более чем тысяче российских компаний и предпринимателей зарегистрировать их товарные знаки в России и других странах, отстаивать интересы доверителей в Палате по патентным спорам и помогать им выходить из самых непростых ситуаций. Благо вы и сами это видите по Реестру товарных знаков, который вам доступен. 

— Вы же экзамен в Роспатенте провалили недавно на специализацию товарные знаки
Говорите «А» — говорите и «Б». Да, весной этого года я проходил аттестацию на расширение специализации поверенного — по товарным знакам. Квалификационную комиссию не устроил мой ответ в части одного единственного вопроса — на тему международного ограничения перечня по Мадридскому соглашению. А меня не устроило решение комиссии. Я подал жалобу, и, — сюрприз! не знали? — апелляционная комиссия уже удовлетворила мою жалобу на результаты того экзамена. Порадуетесь вместе со мной?

Раз я ответил на ваши вопросы, то давайте и я задам вам парочку.

Зачем вы пытаетесь обесценить мою работу? Вы же видите по другим комментариям, количеству лайков и закладок, что мои статьи полезны людям. Почему вас это так раздражает? Что заставляет вас из раза в раз заходить в комментарии к каждой моей статье, статьям других юристов и анонимно пытаться всех хотя бы чем-то, но уязвить?

Откройте ваши комментарии в своем профиле и посмотрите их все. Чувствуете? Мир такой огромный, а вы тратите свою жизнь на то, чтобы писать язвительные комментарии в интернете тем людям, которых вы не знаете.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Башук
Автор

.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Микаелян

У меня вопрос таков, могу ли я закупать уже существующий товар оптом и поставлять его на маркетплейс уже со своим товарным знаком, но не меняя коробки и вид товара в целом ? (Он также имеется на маркетплейсе уже в продаже) в такой же категории
Суть вопроса уточняю, могу ли я просто по своему назвать товарный знак и продавать то, что уже продаётся ?  Что мне для этого надо? Не писать название товара или его изменить ?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Если я правильно понял вопрос, то да — у нас достаточно много компаний продают товары на маркетплейсах под своим сборным брендом. Например, ваш магазин называется «Ромашка» и вы продаете одежду, которую закупаете у поставщиков. Тогда получается вы регистрируете товарный знак своего магазина «Ромашка» и под этим названием продаете одежду на маркетплейсах. Даже если на этой одежде уже и есть какой-то бренд производителя, вы не обязаны его указывать в карточке товара на маркетплейсе.

Ответить
Развернуть ветку
Альбина Ахметова

Добрый день, Алексей! Возможно здесь уже были похожие вопросы, но конкретно на свои не нашла, извиняюсь заранее если повторюсь. Я ищу поставщика для выхода в маркетплейс. Нашла оптовика, спросила у них могу я использовать их сертификат и закупить товар для выхода в МП. Они отказали использовать их товарный знак. Вопрос: могу я покупать товар у них, выходить под своим брендом, но при этом использовать их сертификат? Будут ли нарушения? Может договор составить? 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Елисеев

Здравствуйте! А если я буду закупать брендовый товар у оптового поставщика, имею ли я право продавать его на маркетплейсах? Или для этого надо что-то получать, например, дилерское соглашение?
А если закупать буду напрямую у производителя, нужно ли будет что-то заключать?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Здравствуйте! По общему правилу — да, можно перепродавать товар на маркетплейсах, если он не контрафактный. Но тут нужно разбирать каждую ситуацию в отдельности — проверять договор, товарные знаки и права на объекты, которые используются в рекламе на маркетплейсах — картинки, фотографии. Там достаточно много нюансов, возможно вам пригодится другая моя публикация, как раз про маркетплейсы: https://j.tinkoff.ru/tg/kontrafakt-na-ozone  

Ответить
Развернуть ветку
Александр Иванов

В статье есть пример, в котором владелица бренда написала претензию в Озон на продавца товара под ее брендом. Т.е. ее товара, купленного где то и перепродаваемого? Если так, то как же толковать ст. 1487 ГКРФ?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

В той истории нарушители использовали ее товарный знак без разрешения. Они не покупали ее оригинальные товары, а просто взяли и без разрешения использовали ее товарный знак в названии своего магазина на маркетплейсе.

Ответить
Развернуть ветку
95 комментариев
Раскрывать всегда