{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Лучший способ согласовать договор внутри компании

У семи нянек дитя без глазу. К сожалению, иногда это выражение применимо и к договору, который недостаточно тщательно проверили на этапе согласования. Один руководитель отдела поставил подпись, торопясь по своим делам, другой сделал точно также, в результате все понадеялись на кого-то еще, а невыгодные условия, прописанные в договоре, привели к существенным потерям для компании. Ксения Амдур, советник уголовно-правовой и общей практики Alliance Legal CG порассуждала о том, как избежать подобной ситуации.

Классическая схема распределения зон ответственности между разными отделами компании в ходе согласования договора предполагает отнесение определенного раздела документа к компетенции соответствующего сотрудника или отдела. В конечном итоге каждый ответственный за согласование сотрудник изучает только «свою» часть и визирует именно ее. Такой подход представляется логичным и обоснованным, но его полноценная реализация возможна только при грамотном юридическом сопровождении.

По моему мнению, договор будет работать на компанию, а не против нее, только тогда, когда его итоговые условия, в том числе и финансовые, проработаны и согласованы юристами. На практике это означает, что заинтересованный в совершении сделки отдел или конкретный сотрудник, например, PR-менеджер, принимает на себя ответственность за формулировку предмета договора, будь то поставка, аренда помещения, оборудования, лизинг и так далее. Он же обозначает принципиальные условия исполнения такой сделки, важные для надлежащей работы его отдела. В самых распространенных договорах – поставки, подряда, оказания услуг – это касается сроков и качества, но могут быть и другие моменты. Далее договор отправляется на согласование в другие отделы, каждый из которых смотрит и дает добро относительно «своей» части договора.

Здесь может возникнуть следующий нюанс: например, административно-хозяйственному отделу не интересна закупка PR-менеджером нового баннера для рекламы, а отделу производства – приобретение офисных принадлежностей, но поставить свою визу на договоре должен каждый отдел компании. Поэтому фактически согласование договора незаинтересованными в совершении сделки отделами носит уведомительный характер. Поставив свою визу на рекламном договоре, начальник отдела производства будет просто знать о совершении сделки, но какие-либо значимые последствия для него не наступят ни в результате исполнения договора, ни в случае нарушения его условий.

Очевидно, что такой подход не может быть применен ни к финансовому директору, ни к юридической службе, которые должны нести ответственность за конечный вариант всех условий договора. Так, финансовый директор не может ограничиться проверкой «своей» финансовой части и посмотреть только на раздел «Стоимость и порядок расчетов», «Ответственность сторон», а юрист – не может не проанализировать конечную совокупность всех условий.

Я бы рекомендовала помимо классического листка согласования, прилагающегося к договору, использовать чек-лист важнейших моментов, разработанный юристами совместно с финансовым отделом и финансовым директором. В нем можно отразить принципиальные для компании условия общего характера, за которые ни один из специализированных отделов не несет ответственность: порядок расторжения и изменения договора, порядок направления сторонами друг другу уведомлений, порядок сдачи-приемки работ/услуг, оформление приложений к договору.

Данный список не имеет ограничений и должен быть разработан именно в тандеме финансистов и юристов с учетом сферы деятельности компании и специфики ее работы. Отталкиваясь от чек-листа, финансовый директор не пропустит значимые условия договора, даже если они не касаются напрямую его зоны ответственности. И, безусловно, последним, кто проверяет и одобряет результат в виде готового договора, является юридическая служба. Ведь именно она при необходимости будет отстаивать интересы своей компании в суде, опираясь на все тот же совместно одобренный договор.

0
1 комментарий
Александра Дьякова

Ооо, когда я работала в студенческом журнале, мы договор на печать номера подписывали не меньше чем у 10 разных людей! действительно, иногда визу ставят руководители подразделений, которые даже не читают сам договор и подписывают все по привычке

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда