{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Правильная ликвидация ООО — лучший способ избежать проблем

Иногда ненужные компании просто бросают: не проводят операции по расчётному счёту, не сдают отчетность. Спустя год брошенную компанию может принудительно ликвидировать ФНС.

Такой способ избавления от ООО имеет серьезные минусы — руководителю и учредителям могут на три года запретить руководить или владеть бизнесом. Если у компании есть долги, через суд их могут привлечь к субсидиарной ответственности. Чтобы избежать подобных неприятных последствий, ликвидируйте ООО по закону.

Вот как выглядит правильная последовательность действий. В жизни может не получиться так гладко, но лучше выполнить все пункты.

Принять решение о ликвидации

После того, как вы решили ликвидировать компанию, необходимо зафиксировать это на бумаге. Для этого нужно провести общее собрание участников ООО и составить его протокол. Решение о ликвидации должно быть принято единогласно всеми участниками и все они должны присутствовать на собрании. Если участник компании один — то он принимает решение о ликвидации как единственный учредитель.

Также на собрании необходимо выбрать ликвидатора или назначить ликвидационную комиссию. Учитывайте, что именно к ликвидатору перейдут все полномочия по управлению вашим ООО на этапе ликвидации. Поэтому не стоит назначать ликвидатора формально, именно этот человек будет подавать все документы в ФНС, и он должен быть готов это делать.

Строгой формы протокола общего собрания нет, но в нем стоит отразить:

  • Дату, место, время и форму собрания,
  • Название компании,
  • Повестку собрания,
  • ФИО, паспортные данные и подписи участников,
  • Причину ликвидации и её срок (не более года),
  • Решение об утверждении ликвидатора или состава комиссии и её руководителя.

Уведомить о ликвидации ФНС

После принятия решения о ликвидации в течение трех рабочих дней необходимо оповестить об этом Федеральную налоговую службу. Если не успеть, могут оштрафовать на 5000 рублей.

Подавать документы необходимо в инспекцию по месту нахождения юрлица. Таких документа два — протокол общего собрания участников ООО о его ликвидации и уведомление по форме Р15001. Скачать шаблон уведомления можно с сайта ФНС.

Важно. Подлинность подписи заявителя на уведомлении по форме № Р15001 обязательно нужно заверить у нотариуса до подачи в ФНС.

Подать документы в налоговую может лично ликвидатор или его представитель, если у него есть нотариальная доверенность, а также — через нотариуса, либо отправить почтой. Ещё подать документы можно онлайн через сайт налоговой, если у вас есть ЭЦП. Если нет, то почитайте нашу статью «Как оформить электронную подпись и упростить себе бизнес», может быть полезно.

Спустя 5 рабочих дней ФНС выдаст лист о внесении в ЕГРЮЛ записи о том, что ваша компания ликвидируется.

Опубликовать извещение о ликвидации в СМИ

После того, как получите из ФНС лист о процессе ликвидации, нужно будет опубликовать сообщение в журнале «Вестник государственной регистрации». Это обязательно.

На сайте журнала нужно будет зарегистрироваться и заполнить заявку, вот подробная инструкция о том, как это сделать. Способа подачи два: с электронной подписью или без. Отличаются они тем, что при подаче заявки без электронной подписи, документы необходимо будет привезти в региональное представительство журнала, а с ЭЦП всё можно сделать онлайн.

Также нужно будет приложить сопроводительное письмо (оно сформируется автоматически при подаче заявки), решение о ликвидации и назначении ликвидатора, лист записи ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации или соответствующую выписку. Еще потребуется дополнительная доверенность, если электронная подпись используется не тем человеком, на кого она оформлена. Скачать образец доверенности можно на сайте «Вестника государственной регистрации» (скачивание начнется автоматически). Нужно будет приложить платежный документ, он сформируется после заполнения заявки, стоимость рассчитается автоматически по цене в 114 рублей за 1 кв. см сообщения.

Также нужно опубликовать уведомление о ликвидации ООО в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Также необходимо письменно уведомить кредиторов о ликвидации и сообщить им срок предъявления требований — не менее двух месяцев. Сохраняйте копии уведомлений, отправленных кредиторами, это требование ФНС.

Оповестить сотрудников и центр занятости

Не позже, чем за два месяца до даты увольнения необходимо оповестить о нем сотрудников. Уведомление можно составить в произвольной форме, указав в качестве основания ликвидацию компании. Вот примерный шаблон уведомления. Подписать уведомление в двух экземплярах должны все сотрудники.

Также не позднее, чем за два месяца до даты увольнения сотрудников, необходимо оповестить об этом службу занятости. Примерную форму документа можно взять по этой ссылке.

Важно. Если увольнение сотрудников массовое, то службу занятости необходимо уведомить не за два, а за три месяца. Критерии массового увольнения отличаются в зависимости от региона, но в среднем начинаются от 15-20 человек.

Из-за пандемии коронавируса до 31 декабря 2020 действует ещё одно правило: работодатели должны не позднее следующего рабочего дня передавать порталу «Работа в России» данные о ликвидации компании, сокращении штата и иных сведениях о занятости. Также до конца года необходимо не позже следующего рабочего дня после увольнения работника сдавать в пенсионный фонд отчетность по форме СЗВ-ТД. Скачать форму можно на сайте ПФР.

Составить промежуточный ликвидационный баланс

После того, как пройдут 2 месяца (или тот срок, что вы указали для предъявления требований кредиторов) с момента публикации сообщения о ликвидации, необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс. Этот этап похож на первый — когда вы принимали решение ликвидировать компанию.

Необходимо снова провести собрание участников ООО и утвердить его протокол. Или решение, если у ООО один учредитель. На собрании нужно утвердить сведения об имуществе компании, а также информацию о предъявленных кредиторами требованиях и итогах их рассмотрения.

Протокол нужно предоставить в ФНС вместе с еще одним уведомлением по форме Р15001. Подпись заявителя на уведомлении также необходимо заверить у нотариуса.

Важно. Если судом рассматривается иск кредитора к вашей компании или налоговая проводит проверку, то промежуточный баланс могут не зарегистрировать, лучше дождаться завершения этих процедур.

Сдать отчетность

В течение месяца с момента утверждения ликвидационного баланса компания должна сдать отчеты об уволенных сотрудниках. Вот эти отчеты (кликнув на каждый, можно скачать нужную форму):

СЗВ-отчёты и СЗВ-СТАЖ — в пенсионный фонд;

4-ФСС — в фонд социального страхования;

Расчёт по страховым взносам — в налоговую инспекцию.

Также в налоговую нужно сдать формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ и налоговую декларацию по вашей форме налогообложения. Здесь срок в месяц не установлен, главное сделать это до даты внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ.

Рассчитаться с долгами

С долгами можно рассчитываться после утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Делать это нужно в порядке, утвержденном статьей 64 ГК РФ:

  • требования граждан, перед которыми юрлицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью,
  • выходные пособия и оплата работникам,
  • расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды,
  • требования других кредиторов.

Если денег на погашение всех долгов не хватило, то распродается имущество компании. Если и это не помогло, то ликвидатор начнёт процесс банкротства компании.

Составить окончательный ликвидационный баланс

После того, как расплатитесь со всеми кредиторами и рассчитаетесь со всеми долгами, нужно будет составить ликвидационный баланс. Он нужен, чтобы отчитаться перед налоговой о финансовом состоянии компании на момент ликвидации. А также чтобы собственники могли оценить, какой объем активов остался у компании.

Единой формы для него не утвердили, можно воспользоваться формой обычного баланса. Затем нужно провести ещё одно общее собрание участников ООО и утвердить окончательный баланс. Или принять баланс решением участника, если он один.

На этом этапе можно распределить имущество и невыплаченную прибыль, если они остались после расчетов с кредиторами. Каждый участник ООО получает активы пропорционально доле в уставном капитале.

Подать документы о ликвидации в ФНС

Последний рывок — осталось подать пакет документов в налоговую службу. В налоговую сдают:

  • Ликвидационный баланс,
  • Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001 — подпись заявителя необходимо заверить у нотариуса,
  • Квитанция об уплате госпошлины в 800 рублей — если подавать документы в электронной форме, то оплата пошлины не нужна,
  • Документ, подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда — но его предоставлять не обязательно, тогда ФНС сама запросит данные в ПФР.

Сдать документы может лично в отделении ФНС руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор; представитель, имеющий нотариальную доверенность. Либо же их можно отправить по почте с объявленной ценностью и описью вложения. Подать документы можно в электронном виде с помощью специального сервиса ФНС, но отсканированные документы потребуется подписать ЭЦП или заверить у нотариуса.

Получить свидетельство о снятии с учета

Через 5 рабочих дней человек, подававший документы, либо его представитель по доверенности может получить в ФНС документы о государственной регистрации ликвидации юридического лица, либо их направят по почте. Таких документа будет два — лист записи ЕГРЮЛ и уведомление о снятии с учета юридического лица в налоговом органе. С этого момента ваше ООО закрыто.

Важно. Если в государственной регистрации ликвидации вам откажут, то также выдадут документ, где изложат причину отказа.

Однако есть ещё ряд действий, не являющихся обязательными для того, чтобы закрыть ООО, но полезных. Нужно закрыть расчётный счёт в банке, снять с учета онлайн-кассу и уничтожить печать компании. Также важно сдать оставшиеся от ООО документы, срок хранения которых не истек, в архив — иначе ликвидатора компании могут привлечь к уголовной ответственности за сокрытие официальных документов.

Коротко о том, как закрыть ООО

  • Приготовьтесь к тому, что закрытие ООО — это довольно долгий процесс, он займет от нескольких месяцев до года.
  • Лучше заранее оформить электронную цифровую подпись — это очень упростит процесс добровольной ликвидации ООО.
  • В процессе закрытия нужно будет трижды собрать общее собрание учредителей компании, лучше оповещать их о примерной дате собрания заранее, чтобы не растягивать срок ликвидации.
  • Чтобы закрыть ООО потребуется сдать кучу отчетности (читайте в тексте) и рассчитаться со всеми долгами. Но этот вариант лучше, чем просто бросить компанию и ждать, пока её ликвидирует ФНС — за это налоговики могут наказать.

— Мария Воронова

_______________________________

«Подпишитесь на наш блог, чтобы первыми узнавать лайфхаки для бизнеса»

0
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Делобанк
Автор

практически идеальная нативочка, но нет.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда