Ужесточение правил работы с мигрантами в общепите: как работать с иностранцами в 2025 году
В 2025 году в миграционное законодательство России были внесены изменения, ужесточающие правила пребывания иностранных граждан на территории страны. Одним из ключевых нововведений стало предоставление органам внутренних дел права принимать решения об административном выдворении иностранных граждан. С 5 февраля 2025 года в России вступили в силу новые правила, касающиеся пребывания иностранных граждан на территории страны. Эти изменения направлены на ужесточение миграционного контроля и обеспечение соблюдения законодательства для тех, кто находится в России без законных оснований.
Сфера гостеприимства в России традиционно испытывает нехватку рабочей силы, и иностранные граждане играют важную роль в решении этой проблемы. Однако в 2025 году многие регионы установили внутренние нормативные акты, вводящие запреты или ограничения на прием на работу иностранных граждан, работающих на основании патента, в компаниях с кодом ОКВЭД «56» (деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков).
Полный запрет на оформление иностранных граждан
Некоторые регионы полностью запретили оформление иностранных граждан в компании с основным кодом ОВКЭД 56. К их числу относятся:
Белгородская область
Волгоградская область
Камчатский край (за исключением некоторых профессий)
Краснодарский край
Калининградская область
Калужская область
Липецкая область
Саратовская область
Самарская область
Севастополь
Смоленская область
Тверская область (за исключением некоторых профессий)
Томская область
Тульская область
Республика Крым
Республика Саха (Якутия)
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Челябинская область
В некоторых регионах введены частичные запреты на прием иностранных граждан в организации питания. Например, в Московской области ограничение касается только компаний с определенными кодами ОКВЭД, такими как:
56.10.2 (деятельность по приготовлению и/или продаже пищи, готовой к употреблению на месте, с транспортных средств или передвижных лавок);
- 56.10.22 (деятельность передвижных продовольственных лавок по приготовлению и/или продаже пищи, готовой к употреблению);
- 56.10.23 (деятельность вагончиков и палаток по приготовлению и продаже мороженого);
- 56.10.24 (деятельность рыночных киосков и торговых палаток по приготовлению пищи).
Рекомендации для работодателей
Работодателям следует внимательно отслеживать свои зарегистрированные виды экономической деятельности в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ, ЕГРИП) при трудоустройстве иностранных граждан. Если основной вид деятельности подпадает под запрет, это ограничение распространяется и на дополнительные виды.
Несмотря на существующие запреты, работодатели могут привлекать к работе граждан стран ЕАЭС (Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия), поскольку для них патент не требуется.
Однако необходимо соблюдать требования по заключению трудовых договоров и уведомлению органов МВД о таких договорах.
Также возможно привлечение граждан из визовых стран. Например, работодатели всё чаще рассматривают возможность найма работников из Индии или стран Африки. Процесс оформления визовых работников сложен и требует профессионального подхода, но он может помочь решить проблему нехватки кадров.
Увольнение иностранного гражданина при ограничениях
Вопрос увольнения иностранных работников действительно сложный и требует внимательного подхода к законодательству.
Согласно п.13 ч.1 ст.83 Трудового кодекса РФ, основанием для увольнения иностранного работника может быть возникновение ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, установленных федеральным законом. Если постановление главы субъекта РФ вводит запрет на работу для иностранных граждан в определенных отраслях, это может быть основанием для увольнения.
Однако некоторые юристы могут аргументировать, что такие постановления не являются законными основаниями для прекращения трудовых отношений, если они не прописаны в федеральном законе. Это действительно спорный вопрос, и его разрешение может зависеть от конкретных обстоятельств и интерпретации законодательства.
Штрафы за несоблюдение миграционного законодательства
Также стоит учитывать возможные штрафы за несоблюдение миграционного законодательства, что добавляет дополнительное давление на работодателей. Штрафы могут быть значительными как для должностных лиц, так и для юридических лиц, что делает соблюдение норм особенно важным.
Таким образом, если работодатель решает уволить иностранного работника по основанию, связанному с введением ограничений на трудовую деятельность, ему следует тщательно оценить правовые последствия и, возможно, проконсультироваться с юристом, чтобы избежать дальнейших проблем.
Для законной работы в России иностранным гражданам необходимо иметь соответствующие документы, например, пройти медкомиссию, получить патент или разрешение на работу (для граждан визовых стран), пройти процедуру дактилоскопии и пр.
Необходимо учитывать, что согласно статье 18.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, работодатели и заказчики работ (услуг) могут быть подвергнуты штрафам за несоблюдение установленных федеральным законом ограничений для иностранных граждан и лиц без гражданства.
Размер штрафа для должностных лиц составляет от 45 до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 800 тысяч до одного миллиона рублей. Также возможно административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Важно отметить, что иностранные граждане, работающие по патенту, имеют право трудиться только в одном регионе и по той профессии, которая указана в патенте. За нарушение этого требования предусмотрен штраф по статье 18.10 КоАП РФ за незаконное осуществление трудовой деятельности. Размер штрафа для иностранного гражданина составляет от 2 до 5 тысяч рублей, с возможностью административного выдворения из России или без такового. В случае нарушения в Москве или Санкт-Петербурге, либо в Московской или Ленинградской области штраф увеличивается до 5-7 тысяч рублей, также с возможным выдворением.
Штрафы в сфере миграции весьма значительны. Например, за привлечение к работе иностранца без патента согласно части 1 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрены следующие санкции: для должностных лиц — от 25 до 50 тысяч рублей; для юридических лиц — от 250 до 800 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Если компания не оформит разрешение на привлечение иностранных работников, когда это требуется по закону, то штраф составит для должностных лиц от 25 до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 250 до 800 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Кроме того, если организация не уведомит органы МВД о заключении или прекращении трудового договора с иностранным гражданином в установленный срок (не превышающий трех рабочих дней), то на должностных лиц может быть наложен штраф от 35 до 50 тысяч рублей, а на юридических лиц — от 400 до 800 тысяч рублей, с возможностью административного приостановления деятельности. В Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области размеры штрафов будут выше: для должностных лиц — от 35 до 70 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 400 тысяч до одного миллиона рублей, также с возможностью приостановления деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Для получения консультации и полного списка необходимых документов для приема на работу иностранных граждан, включая информацию о патентах, обратитесь к нашим специалистам. Это поможет избежать нарушений законодательства и упростить процесс трудоустройства.
Также присоединяйтесь в наш закрытый Telegram-клуб для рестораторов и отельеров. Здесь мы регулярно проводим мастремайнды с экспертами по трудовому и налоговому законодательству, по ссылке можно подробнее ознакомиться с темами ближайших эфиров.