Неочевидные условия договора. Часть II

Ранее у нас выходила статья про неочевидные условия в договоре возмездного оказания услуг, которые могут упростить вам жизнь.

В ней мы обратили внимание на такие аспекты как пропажа заказчика, современные способы связи и кое-что еще.

Если вы не успели ознакомиться с предыдущей статьей, то рекомендуем это сделать.

В настоящей статье рассмотрим еще ряд моментов, которые могут поджидать вас при исполнении договора оказания услуг. Готовы узнать, какие еще подводные камни скрываются за простыми формулировками? Поехали!

1. Личный подход или делегирование: кто должен оказывать услуги и почему это важно?

🚩 Проблема:

Заказчик заключает договор возмездного оказания услуг с конкретным исполнителем, потому что доверяет именно этому специалисту, ценит его квалификацию, опыт или уникальный подход к работе. Однако в договоре содержится условие, позволяющее исполнителю привлекать для выполнения услуг третьих лиц. Это создает конфликт интересов: заказчик хочет, чтобы работу выполнял только тот, с кем он подписал договор, а исполнитель, ссылаясь на договор, может делегировать выполнение услуг другим лицам.

🧩 Решение:

Важно прописать в договоре, должен ли исполнитель оказывать услуги лично, или может привлечь третье лицо. При этом лучше всего урегулировать данный момент на этапе согласования договора и если заказчику важно, чтобы услуга оказывалась именно исполнителем, то можно включить следующую формулировку: "Исполнитель обязуется оказывать услуги лично без привлечения третьих лиц. В исключительных случаях, при необходимости привлечения третьих лиц, Исполнитель обязан уведомить Заказчика в письменной форме и получить его согласие."

⚖ Арбитражный суд отметил, что «по договору возмездного оказания услуг заказчика интересует непосредственно процесс деятельности конкретного Исполнителя», несмотря на то, что при рассмотрении дела обоснование важности личного подхода исполнителя к существу спора не относилось.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08 июля 2021 г. № Ф02-3740/2021 по делу № А33-27458/2020.

Важный момент: Иногда исполнитель вправе привлечь третьих лиц для исполнения, даже в тех случаях, когда в договоре существует положение, в соответствии с которым третьи лица для оказания услуги не допускаются. Это связано с закреплением такой возможности в законе или нормативном правовом акте.

⚖ Договор на оказание охранных услуг был заключен между Заказчиком и ООО. В этом договоре не было указано, что можно привлекать третьих лиц для выполнения услуг. Однако, Апелляционный суд обратил внимание на следующие моменты:

  • Личное выполнение услуг: Суд провел детальный анализ договора и пришел к выводу, что исполнитель (охранное агентство) обязан выполнять услуги лично. Это соответствует статье 780 Гражданского кодекса РФ, которая требует, чтобы услуги оказывались лично исполнителем, если в договоре не указано иное.
  • Исключение в законодательстве: Однако суд также учел, что специальные нормы Закона от 11.03.1992 № 2487-1 (который регулирует частную охранную деятельность) допускают возможность привлечения третьих лиц для исполнения услуги, даже если в договоре прописано иное.

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 июля 2015 г. по делу № А33-4284/2015.

2. Год спустя: "А где исходники?"

🚩Проблема:

Представьте: вы — видеомонтажер или фотограф, и спустя год после завершения проекта вам пишет клиент с просьбой: «А можно исходники?» А их уже нет — удалили, освободили место на диске или просто потеряли в цифровом хаосе. В итоге, вы смотрите в договор, а там не указан порядок и сроки передачи и хранения файлов и исходников. Разъяренный заказчик готов идти в суд и требовать возврата денег, так как конечный итог работ не получил.

🧩Решение:

Рассмотрим следующую наглядную ситуацию:

Чтобы избежать таких неприятных моментов, в договоре часто прописывают четкие правила: исходники передаются заказчику и хранятся у исполнителя (или на облачном диске) только ограниченное время — например, неделю, месяц или три месяца, после чего исполнитель не отвечает за их сохранность и имеет право удалить с носителя.

Похожая ситуация бывает с оригиналами документов, которые вы берете у заказчика для оказания услуг. Оригиналы могут понадобиться заказчику аж через год, и если вы вовремя их не передали и не закрепили письменно их передачу, то ждите претензий.

Что тут можно сделать?

  • Организовать систему хранения документов. Исполнитель должен вести учет всех оригиналов, полученных от заказчика, и своевременно возвращать их.
  • Принять и вернуть документы по акту. При принятии и возврате документов оформить акт приема-передачи, чтобы избежать претензий в будущем.
  • Закрепить в договоре положение о сроках возврата. Можно прописать в договоре пункт о том, что после оказания услуг, в течение одного месяца исполнитель возвращает, а заказчик принимает оригиналы документов. Если заказчик игнорирует или отказывается от приемки, то после истечения указанного срока исполнитель не несет ответственности за сохранность документов заказчика.

3. Идеальный финал: как грамотно завершить работу по договору и избежать проблем

Правильное завершение этапа работ или сотрудничества в целом — это важный момент, который часто упускается или выполняется формально.

🚩Проблема:

Неправильное или неполное закрытие работы - это как незавершенное дело, которое может аукнуться в будущем. Бывает, заказчик доволен результатом, платит деньги и думает: «Зачем лишние бумажки? Всё и так хорошо». Исполнитель тоже не настаивает — деньги получены, работа сделана, зачем усложнять? Но если вдруг позже возникнут споры, и дело дойдет до суда, Исполнителю будет сложно доказать, что он выполнил всё как надо.

🧩 Решение:

Помимо включения в договор положения об акте сдачи-приемки услуг по договору, включите в него также условие о сроках, в которые Заказчик должен принять работы или предъявить возражения на полученный акт. Укажите, что будете считать работы принятыми, если не получите ответ в срок. Никогда не пренебрегайте направлением акта Заказчику, после оказания услуг.

⚖ Исполнение договора оказания услуг обычно не предполагает передачи Заказчику какого-либо материального результата. Услуги "потребляются" в процессе их оказания. Часто итог оказанных услуг не требует осуществления процедуры сдачи-приемки чего-то материального. При этом оформление специального документа не противоречит сути такого договора и активно используется на практике. Этот документ служит доказательством факта оказания услуг и помогает снизить риски возникновения разногласий между сторонами.

К такому выводу пришли суды в своих решениях: Постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.06.2023 № Ф07-5811/23, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.02.2023 № Ф02-6844/22, Арбитражного суда Центрального округа от 27.01.2023 № Ф10-5768/22.

Акт сдачи-приемки услуг — это как фотография в финале марафона: она не доказывает, как именно вы бежали, но подтверждает, что вы дошли до финиша. Конечно, отсутствие акта не означает, что услуги не были оказаны, но без него доказать это в спорной ситуации будет сложнее. Поэтому акт - это не просто бумажка, а ваш страховой полис от будущих неприятных ситуаций. Оформить его - дело пяти минут, а сэкономить можно - время, нервы и деньги. Не рискуйте, подписывайте!

Начать дискуссию