{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Какие российские законы нужно знать блогерам

В этой статье мы рассмотрим самые важные законы для ведения блогерской деятельности: ответственность, реклама, налоги, интеллектуальная собственности и пр. Эта статья – начало цикла публикаций об основах безопасного блогерства, так что stay tuned!

Основные законы, применимые к деятельности блогеров Buzko Krasnov

Закон о рекламе

Самый важный закон для блогера – закон о рекламе, потому что реклама является одним из главных источников дохода блогера.

Правила о рекламе можно разделить на два вида: правила, исходящие от государства и закрепленные в законодательстве, и правила, составленные конкретной платформой (Instagram, Facebook, Youtube и т. д.).

Сегодня речь пойдет только о законодательном регулировании рекламной деятельности. Самый важный закон в этой части – Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 года («Закон о рекламе»). В соответствии с положениями Закона о рекламе под словом «реклама» понимается информация, которая:

  • Распространена любым способом, в любой форме и с использованием любых средств,
  • Адресована неопределенному кругу лиц, и
  • Направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Закон о рекламе предусматривает три роли, которые блогер может играть в ходе осуществления рекламной деятельности:

  • Рекламодатель – непосредственный изготовитель или продавец рекламируемого товара, а также лицо, определяющее содержание рекламной кампании;
  • Рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
  • Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

От того, какую именно функцию выполняет блогер в рекламной кампании, зависит его зона ответственности в соответствии с законодательством о рекламе. Тем не менее есть ряд ограничений, применимых к любому из трех субъектов рекламной деятельности. К таким ограничениям относятся, в частности, правила рекламы отдельных видов товаров и услуг или запрет на такую рекламу.

Так, например, особые правила устанавливаются в отношении следующих категорий объектов рекламы:

  • Лекарства, БАДы и пищевые добавки;
  • Игры и пари, основанные на риске, включая букмекерские конторы;
  • Финансовые услуги и финансовая деятельность;
  • Алкогольная продукция.

В отношении этих категорий товаров и услуг законом устанавливается ряд критериев, несоблюдение которых может привести к признанию рекламы незаконной, что грозит блогеру наложением административного штрафа в размере до 500 тыс. рублей.

Так, например, в отношении пищевых и биологически активных добавок законодатель установил требования, согласно которым:

  • Запрещается создавать впечатление о том, что они являются лекарствами или обладают лечебными свойствами;
  • Запрещается ссылаться на случаи улучшения самочувствия или излечения от заболеваний определенных людей в результате применения добавок;
  • Запрещается использовать благодарственные отклики людей в связи с использованием таких добавок;
  • Запрещается упоминать исследования как аргумент в пользу преимуществ таких добавок;
  • Необходимо указывать дисклеймер о том, что такие добавки не являются лекарственными препаратами, который не может занимать менее 10% от всей рекламной площади.

За нарушение любого (!) из этих требований блогеру может грозить штраф от 2 до 500 тыс. рублей.

Стоит также отметить, что реклама указанных выше товаров всегда привлекает повышенное внимание со стороны Федеральной антимонопольной службы России (ФАС). В этой связи совет юристов обычно заключается в том, что не стоит пренебрегать требованиями, установленными законодательно, во избежание возложения на вас юридической ответственности.

Более подробный гайд по регулированию рекламной деятельности с учетом правил самых популярных платформ вы можете найти в путеводителе по юридическим аспектам деятельности блогеров.

Кодекс об административных правонарушениях РФ

В отношении блогеров может быть применено сразу несколько административных составов, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ («КоАП РФ»):

  • Ст. 5.61 КоАП РФ: Оскорбление личности. Размер ответственности за публично выраженное блогером оскорбление будет варьироваться от 5 до 700 тыс. рублей.
  • Ст. 20.3.1 КоАП РФ: Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Названный состав предусматривает возложение на блогера штрафа в размере от 10 до 500 тыс. рублей.
  • Ст. 14.3 и 14.3.1 КоАП РФ: Нарушения законодательства о рекламе. Применение указанных статей влечет наложение штрафа в размере до 500 тыс. рублей.
  • Ст. 14.33 КоАП РФ: Недобросовестная конкуренция. Этот состав запрещает недобросовестную конкуренцию путем дискредитации, введения в заблуждение, некорректного сравнения. Применяется чаще всего в связи с осуществлением блогером рекламных кампаний.

Уголовный кодекс РФ

Исходя из особенностей блогерской деятельности, в Уголовном кодексе РФ («УК РФ») можно выделить два состава, которые представляют собой отягченные версии правонарушений, предусмотренных КоАП РФ:

  • Ст. 128.1 УК РФ: Клевета. Ответственность за клевету может быть возложена исключительно на юридических лиц, в том числе блогеров, которые ведут свою деятельность посредством ООО. Такая ответственность может иметь вид штрафа в размере от 500 000 до 3 000 000 рублеи.
  • Ст. 282 УК РФ: Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Указанный состав применяется в тем случае, если блогер совершил правонарушение, предусмотренное ст. 20.3.1 КоАП повторно в течение 1 года после привлечения к административной ответственности.

Часть 1 Гражданского кодекса РФ

Блогер может нести не только ответственность административную и уголовную ответственность, но и ответственность гражданско-правовую. Одним из оснований возложения такой ответственности выступает распространение противоречащих действительности сведений, которые порочат честь, достоинство и деловую репутацию лица.

Так, в соответствии со ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации («ГК РФ») лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведении и возмещения убытков, если распространившее такие сведения лицо не докажет, что они соответствуют деиствительности.

Для удовлетворения иска о защите чести, достоинства и деловой репутации истцу достаточно доказать, что сведения были распространены ответчиком, и что такие сведения носят порочащий деловую репутацию характер. В свою очередь ответчик по такому иску может избежать ответственности, одновременно доказав два условия:

  • Сведения являются утверждениями о фактах, соответствие деиствительности которых можно проверить, а не оценочными суждениями, которые не являются предметом судебнои защиты;
  • Сведения соответствуют деиствительности.

Часть 2 Гражданского кодекса РФ

Ни для кого не секрет, что при осуществлении блогерской деятельности, в том числе при создании контента, блогерам зачастую приходится прибегать к услугам третьих лиц – для монтажа видеороликов, ведения аккаунтов в социальных сетях, запуска своей линии одежды и т. д.

Нередки при этом случаи, когда популярные блогеры публикуют печальные истории о том, как их обманули их подрядчики, партнеры или рекламодатели. Во избежание таких случаев всегда нужно в зависимости от конкретной задачи заключать договор, который позволит снизить риски, связанных с неисполнением обязательств вашими контрагентами, а также обеспечит вам возможность установления ответственности за такое неисполнение.

Часть 2 ГК РФ содержит требования к содержанию гражданско-правовых договоров, которые наиболее часто заключаются блогерами – договоров подряда, оказания услуг и и т. д.

Кроме того, даже если среди огромного количества договоров, напрямую поименованных в ГК РФ, вы не сможете найти наиболее подходящий под вашу задачу, статья 421 ГК РФ позволяет вам заключить любой не противоречащий закону договор. Таким может быть, к примеру, договор на управление социальными сетями.

Однако в таком случае стоит быть особенно осторожными, поскольку небрежность по отношению к юридическим нюансам может привести к тому, что в случае возникновения спора оно может быть признано недействительным. И такое соглашение, в свою очередь, не сможет защитить вас от любых юридических рисков, которые возникают в рамках правоотношений между вами и вашим контрагентом.

На практике среди наиболее распространенных договоров в деятельности блогеров можно выделить:

  • Договор на управление аккаунтом в социальной сети – договор, предоставляющий третьему лицу право выступать в качестве администратора аккаунта блогера за определенное вознаграждение.
  • Договор на размещение рекламы – договор, определяющий общие договоренности сторон относительно рекламной кампании, проводимой блогером или по его заказу у третьего лица.

Эти договоры вы можете скачать в составе пакета документов для блогеров, ссылку на который мы приводили выше.

Часть 4 Гражданского кодекса РФ

В процессе своеи деятельности по созданию контента блогер так или иначе использует материалы третьих лиц. Такие материалы могут часто являться охраняемыми объектами авторского права или средствами индивидуализации. ГК РФ причисляет к объектам авторского права:

  • Литературные произведения (например, посты других блогеров);
  • Музыкальные произведения с текстом или без текста (например, уникальные музыкальные произведения известных артистов);
  • Аудиовизуальные произведения (например, клипы исполнителеи);
  • Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства (работы веб-дизайнера, иллюстратора и т. д.);
  • Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии (например, фото, сделанные известными фотографами) и др.

Следовательно, при создании контента блогеру необходимо обращать внимание на потенциальную возможность нарушения прав третьих лиц, закрепленных частью 4 ГК РФ. Для того чтобы избежать этого при использовании фрагментов чужих произведений, вам следует получить разрешение от правообладателей либо приобрести право использования (лицензию) у правообладателя.

Тем не менее, главныи способ избежать рисков нарушения исключительных прав третьих лиц – использовать в своем блоге только оригинальныи контент, которыи был создан вами лично, либо создан для вас третьим лицом на основании договора авторского заказа.

В случае, если между блогером и подрядчиком был заключен договор авторского заказа, не предусматривающий отчуждения исключительного права на произведение в пользу блогера, такой договор должен предоставлять блогеру лицензию на использование произведения в целях, не противоречащих законодательству.

В противном случае в отношении блогера может быть установлена юридическая ответственность в виде штрафа в размере до 5 миллионов рублей за неправомерное заимствование фрагментов чужих произведений.

Налоговый кодекс РФ

Блогерская деятельность, как и любая другая приносящая доход деятельность, облагается налогами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации («НК РФ»).

На практике блогер может вести деятельность как:

  • Физическое лицо, то есть не предпринимая никаких дополнительных шагов для оформления своеи деятельности;
  • Самозанятыи (плательщик налога на профессиональныи доход);
  • Индивидуальныи предприниматель («ИП»);
  • Общество с ограниченнои ответственностью («ООО»).

Блогер может выбрать для себя любой из 4 наиболее подходящих для него режимов налогообложения, исходя из особенностей каждого режима, которые приведены в таблице ниже.

Сравнение разных форм ведения блогерской деятельности Buzko Krasnov

Надеемся, что представленный обзор законодательства поможет начинающему блогеру сориентироваться в правилах, которые разбросаны в разных законах.

Более подробный анализ правовых аспектов осуществления блогерской деятельности вы можете почерпнуть из нашего пакета юридических документов для блогеров и инфлюенсеров, куда кроме самого путеводителя входят еще самые распространенные договоры, подписка на регулярные обновления и краткая консультация.

Ну, а если вы блогер, который может позволить себе работать удаленно, вам также может быть полезен наш налоговый путеводитель для цифровых кочевников.

Авторы статьи – юристы из Buzko Krasnov, где они консультируют граждан и компании по всем юридическим аспектам ведения блогерской деятельности.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Ol Ka
Какие российские законы нужно знать блогерам?

А зачем? Жизнь и недавние события наглядно показывают, что даже знание законов от ответственности в России не освобождает 🤭

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrov

конкурентов душить

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кириллов
например, фото, сделанные известными фотографами

Почему же только известными?

Ответить
Развернуть ветку
Roman Buzko

Верное замечание. Не только известными!

Ответить
Развернуть ветку
Андрен Норов

первый и главный закон блогера:
1. эвакуироваться из рф

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Шолеров

«Всем привет, ребята!
Кхе-кхе
А спонсор сегодняшнего выпуска — компания Один Икс!»
©Мужик из «Гараж 54»

Ответить
Развернуть ветку
Никита

Я не пойму почему они безнаказанно рекламируют букмекерские конторы, пирамиды и никто их не наказывает за это?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Гражданский

И до блоггеров добраться хотят, все им мало.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Клюев

не только добраться, но и цензуру установить, как над всеми известными сми

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда