{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как не дать мошенникам заработать на имени компании или испортить репутацию

Кропотливая работа — продвигать свой бренд, найти целевую аудиторию, понять ее и создавать для нее качественный, и главное, нужный продукт. К сожалению, те фирмы, которым удалось заработать имя на рынке и попасть в топ в своем сегменте, привлекают внимание мошенников и конкурентов, которые создают дубликаты страниц оригинальной компании, зарабатывая на чужом имени или чтобы испортить репутацию и «выбить» конкурента из топа. Как заблокировать такой сайт и можно ли сделать это до вынесения судебного решения (спойлер — да) — в материале.

Sora Shimazaki, pexels.

В 2020 году случился ряд подобных историй. Помимо атак на торговые площадки, финансовые сервисы (PayPal) или IT-компании (BITPoint, WhiteBIT, Dbrain), мошенники не боялись копировать даже сайты государственных учреждений. Например, в Казахстане создали веб-страницу для оплаты штрафов ГИБДД, а на территории РФ мошенники скопировали сайт Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и выманивали деньги у граждан, которые имели задолженности и даже СМИ, выманивая деньги.

О том, сколько за 2020 год хакеры в итоге украли в криптовалютной индустрии — можно почитать тут.

Нельзя сказать, что появляются все новые и новые способы обмана. Как правило, это телефонные звонки от имени сотрудников какой-то фирмы, рассылки писем со ссылками, ведущими на сайт, крадущий личные данные пользователей, спуфинг телефонов или почты.

Особенно сконцентрироваться в материале хочется на копировании сайтов. По информации Forbes, в среднем ущерб от такой атаки составляет 1,5 млн рублей (об атаках на крупнейшие российские корпорации можно почитать тут). Брендбук, почта, разделы сайтов и контент, в них содержащийся — клонируется все. В ситуациях, когда от имени компании звонят и предлагают инвестировать в бизнес или, скажем, криптовалюту (о чем в очередной раз сообщали Cointelegraph), представляясь сотрудниками компании и даже предоставляя «сайт» с условиями, конечно, крайне сложно поправим репутационный ущерб.

“Мошенники действуют довольно агрессивно, как только понимают, что бренду доверяют на рынке. На сайте-клоне нашей биржи появилось множество сообщений об акциях, которые мы не проводили, появились фальшивые страницы в Facebook, полностью копирующие наш брендбук. Они не поленились даже запустить рекламу и продумать акции. Естественно, для пользователей это чревато кражами денег — мы получали такие сообщения неоднократно. Для нас это, конечно, невероятные репутационные потери, потеря доверия клиентов”, — ответили на мой запрос в компании WhiteBIT.

Что делать, если ваш сайт (дизайн, брендбук) скопировали

Краткая справка: чтобы проверить, копировался ли текстовый контент с вашего ресурса, воспользуйтесь Google Alerts или, банально, сервисами проверки уникальности контента.

Источник: pexels.com

До того, как будут предприняты какие-либо действия в сторону злоумышленников, укравших сайт, нужно провести исследовательскую работу, точнее, собрать доказательства и задокументировать процесс кражи.

  • Зафиксировать дату, когда произошла кража сайта, контента или дизайна, сделать скриншоты оригинального веб-ресурса и сайта-копии, а также зафиксировать URL-адреса.
  • Задействовать сервис Wayback Machine, чтобы впоследствии доказать правоохранительным органам, что контент / сайт / брендбук сначала появился у вас (то есть был создан вами и скопирован мошенниками). Либо собрать веб-архивы.
  • Если злоумышленники выходят на связь — тщательно документировать любые коммуникации с ними.

Шаг 1

Использовать WHOIS, чтобы определить регистрационные данные о владельце доменного имени, его IP-адреса и автономных систем. Это на случай, если на сайте-копии не указаны контакты для связи (чаще всего, нет).

Если все же есть e-mail для связи, нужно воспользоваться и этой возможностью. Составить письмо, в котором вы объясняете, что ваш ресурс защищен авторским правом, а также определить сроки, в течение которых контент или сайт должны быть удалены.

Шаг 2 и 3

Направить письмо хостинг-сервису о блокировке домена-нарушителя. К письму нужно приложить все собранные на данный момент доказательства: скрины, доказательства права на сайт.

То же самое нужно проделать в отношении социальных сетей. Так, например, у Facebook есть специальная форма о фактическом нарушении или попытке нарушить авторские права (краже товарного знака). Найти ее можно здесь. В предлагаемой форме — 8 пунктов, из них два касаются нашей темы. Если речь об авторском праве — жалобу можно составить здесь. О нарушении прав на товарный знак — здесь.

Дальше нужно привлечь поисковые системы, если сайт мошенников уже попал в рейтинги поисковиков. Чтобы проверить, высокие ли позиции у вашего клона, можно воспользоваться специальным ресурсом типа seranking (для гугл и яндекс).

В случае, если контент или сайт уже был удален, но все еще находится в рейтинге поисковиков, можно подать запросы в поисковые системы с просьбой удалить из выдачи устаревшую информацию, которая, тем не менее, уже была изменена или удалена из Сети.

Через Google Search Console можно также дать запрос (ссылаясь на DCMA — закон о защите авторских прав в цифровую эпоху). Для начала нужно доказать, что сайт действительно ваш (подтвердить право собственности).

Способы подтверждения:

  • размещение HTML-файла на сервере (гугл дает файл, который встраивается на сайт, удалять его после нельзя);
  • размещение мета-тега Google в HTML-разметке конкретной страницы;
  • создание записи DNS в системе регистратора доменных имен;
  • задействуйте Google Analytics и код отслеживания;
  • используйте Google Менеджера тегов (нужен код-фрагмент контейнера тегов);
  • и другими методами.
Источник: pexels.com

Шаг 4

В случае, если владелец мошеннического сайта не отреагировал на ваши просьбы, нужно подключать адвоката, который сперва должен обратиться с предупреждением об иске, и затем подать иск. Обязательно ссылаясь на право интеллектуальной собственности (патенты, авторское право, товарный знак).

Шаг 5 (для предпринимателей РФ)

Как поясняют в патентном бюро «Защитовед», если перечисленные выше способы не сработали, необходимо подать исковое заявление в уполномоченный правоохранительный орган (суд по месту жительства). Если вы не знали, сайт-мошенник можно заблокировать предварительно, то есть до вынесения решения судом. Для того, чтобы суд удовлетворил эту просьбу, нужно предоставить доказательства. Если с первой попытки просьба не была удовлетворена, можно подать апелляцию (срок подачи — 15 дней после первого отказа).

Помимо правоохранительных органов, на защиту авторского права должен встать Роскомнадзор. Имея на руках одобрение о предварительной блокировке сайта от суда, а также зарегистрировавшись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), необходимо составить заявление.

Заключение

Способом обеспечения надежной защиты интеллектуальной собственности в любом бизнесе, будь то криптовалютная индустрия, энергетическая промышленность или создание игр, является защита как можно большего количества прав интеллектуальной собственности. Каждое право интеллектуальной собственности защищает различными способами и в различных обстоятельствах. Однако это гораздо больше, чем просто регистрация IP. Часто требуется наличие соответствующих соглашений о найме и конфиденциальности, а также эффективных условиях ведения бизнеса, считает консультант Малого и среднего бизнеса (SME) Америки Ширин Смит.

Конечно, в случае, если сайт-копия проворачивал незаконные сделки, подстрекал пользователей к тратам и т. д., на восстановление репутационных потерь уйдет какое-то время. Но согласно 4 части ГК РФ, пострадавший имеет право на компенсацию ущерба, в том числе морального. Дерзайте!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда