Как не дать мошенникам заработать на имени компании или испортить репутацию
Кропотливая работа — продвигать свой бренд, найти целевую аудиторию, понять ее и создавать для нее качественный, и главное, нужный продукт. К сожалению, те фирмы, которым удалось заработать имя на рынке и попасть в топ в своем сегменте, привлекают внимание мошенников и конкурентов, которые создают дубликаты страниц оригинальной компании, зарабатывая на чужом имени или чтобы испортить репутацию и «выбить» конкурента из топа. Как заблокировать такой сайт и можно ли сделать это до вынесения судебного решения (спойлер — да) — в материале.
В 2020 году случился ряд подобных историй. Помимо атак на торговые площадки, финансовые сервисы (PayPal) или IT-компании (BITPoint, WhiteBIT, Dbrain), мошенники не боялись копировать даже сайты государственных учреждений. Например, в Казахстане создали веб-страницу для оплаты штрафов ГИБДД, а на территории РФ мошенники скопировали сайт Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и выманивали деньги у граждан, которые имели задолженности и даже СМИ, выманивая деньги.
О том, сколько за 2020 год хакеры в итоге украли в криптовалютной индустрии — можно почитать тут.
Нельзя сказать, что появляются все новые и новые способы обмана. Как правило, это телефонные звонки от имени сотрудников какой-то фирмы, рассылки писем со ссылками, ведущими на сайт, крадущий личные данные пользователей, спуфинг телефонов или почты.
Особенно сконцентрироваться в материале хочется на копировании сайтов. По информации Forbes, в среднем ущерб от такой атаки составляет 1,5 млн рублей (об атаках на крупнейшие российские корпорации можно почитать тут). Брендбук, почта, разделы сайтов и контент, в них содержащийся — клонируется все. В ситуациях, когда от имени компании звонят и предлагают инвестировать в бизнес или, скажем, криптовалюту (о чем в очередной раз сообщали Cointelegraph), представляясь сотрудниками компании и даже предоставляя «сайт» с условиями, конечно, крайне сложно поправим репутационный ущерб.
“Мошенники действуют довольно агрессивно, как только понимают, что бренду доверяют на рынке. На сайте-клоне нашей биржи появилось множество сообщений об акциях, которые мы не проводили, появились фальшивые страницы в Facebook, полностью копирующие наш брендбук. Они не поленились даже запустить рекламу и продумать акции. Естественно, для пользователей это чревато кражами денег — мы получали такие сообщения неоднократно. Для нас это, конечно, невероятные репутационные потери, потеря доверия клиентов”, — ответили на мой запрос в компании WhiteBIT.
Что делать, если ваш сайт (дизайн, брендбук) скопировали
Краткая справка: чтобы проверить, копировался ли текстовый контент с вашего ресурса, воспользуйтесь Google Alerts или, банально, сервисами проверки уникальности контента.
До того, как будут предприняты какие-либо действия в сторону злоумышленников, укравших сайт, нужно провести исследовательскую работу, точнее, собрать доказательства и задокументировать процесс кражи.
- Зафиксировать дату, когда произошла кража сайта, контента или дизайна, сделать скриншоты оригинального веб-ресурса и сайта-копии, а также зафиксировать URL-адреса.
- Задействовать сервис Wayback Machine, чтобы впоследствии доказать правоохранительным органам, что контент / сайт / брендбук сначала появился у вас (то есть был создан вами и скопирован мошенниками). Либо собрать веб-архивы.
- Если злоумышленники выходят на связь — тщательно документировать любые коммуникации с ними.
Шаг 1
Использовать WHOIS, чтобы определить регистрационные данные о владельце доменного имени, его IP-адреса и автономных систем. Это на случай, если на сайте-копии не указаны контакты для связи (чаще всего, нет).
Если все же есть e-mail для связи, нужно воспользоваться и этой возможностью. Составить письмо, в котором вы объясняете, что ваш ресурс защищен авторским правом, а также определить сроки, в течение которых контент или сайт должны быть удалены.
Шаг 2 и 3
Направить письмо хостинг-сервису о блокировке домена-нарушителя. К письму нужно приложить все собранные на данный момент доказательства: скрины, доказательства права на сайт.
То же самое нужно проделать в отношении социальных сетей. Так, например, у Facebook есть специальная форма о фактическом нарушении или попытке нарушить авторские права (краже товарного знака). Найти ее можно здесь. В предлагаемой форме — 8 пунктов, из них два касаются нашей темы. Если речь об авторском праве — жалобу можно составить здесь. О нарушении прав на товарный знак — здесь.
Дальше нужно привлечь поисковые системы, если сайт мошенников уже попал в рейтинги поисковиков. Чтобы проверить, высокие ли позиции у вашего клона, можно воспользоваться специальным ресурсом типа seranking (для гугл и яндекс).
В случае, если контент или сайт уже был удален, но все еще находится в рейтинге поисковиков, можно подать запросы в поисковые системы с просьбой удалить из выдачи устаревшую информацию, которая, тем не менее, уже была изменена или удалена из Сети.
Через Google Search Console можно также дать запрос (ссылаясь на DCMA — закон о защите авторских прав в цифровую эпоху). Для начала нужно доказать, что сайт действительно ваш (подтвердить право собственности).
Способы подтверждения:
- размещение HTML-файла на сервере (гугл дает файл, который встраивается на сайт, удалять его после нельзя);
- размещение мета-тега Google в HTML-разметке конкретной страницы;
- создание записи DNS в системе регистратора доменных имен;
- задействуйте Google Analytics и код отслеживания;
- используйте Google Менеджера тегов (нужен код-фрагмент контейнера тегов);
- и другими методами.
Шаг 4
В случае, если владелец мошеннического сайта не отреагировал на ваши просьбы, нужно подключать адвоката, который сперва должен обратиться с предупреждением об иске, и затем подать иск. Обязательно ссылаясь на право интеллектуальной собственности (патенты, авторское право, товарный знак).
Шаг 5 (для предпринимателей РФ)
Как поясняют в патентном бюро «Защитовед», если перечисленные выше способы не сработали, необходимо подать исковое заявление в уполномоченный правоохранительный орган (суд по месту жительства). Если вы не знали, сайт-мошенник можно заблокировать предварительно, то есть до вынесения решения судом. Для того, чтобы суд удовлетворил эту просьбу, нужно предоставить доказательства. Если с первой попытки просьба не была удовлетворена, можно подать апелляцию (срок подачи — 15 дней после первого отказа).
Помимо правоохранительных органов, на защиту авторского права должен встать Роскомнадзор. Имея на руках одобрение о предварительной блокировке сайта от суда, а также зарегистрировавшись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), необходимо составить заявление.
Заключение
Способом обеспечения надежной защиты интеллектуальной собственности в любом бизнесе, будь то криптовалютная индустрия, энергетическая промышленность или создание игр, является защита как можно большего количества прав интеллектуальной собственности. Каждое право интеллектуальной собственности защищает различными способами и в различных обстоятельствах. Однако это гораздо больше, чем просто регистрация IP. Часто требуется наличие соответствующих соглашений о найме и конфиденциальности, а также эффективных условиях ведения бизнеса, считает консультант Малого и среднего бизнеса (SME) Америки Ширин Смит.
Конечно, в случае, если сайт-копия проворачивал незаконные сделки, подстрекал пользователей к тратам и т. д., на восстановление репутационных потерь уйдет какое-то время. Но согласно 4 части ГК РФ, пострадавший имеет право на компенсацию ущерба, в том числе морального. Дерзайте!