{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Дублинская процедура: подводные камни для просителей убежища в ЕС

В 1990 году была создана Шенгенская зона с правом свободного передвижения на ее территории. Одновременно с ней появилось Дублинское соглашение, ставшее впоследствии "регламентом" Европейского Союза. Оно закрепило простой принцип: человек может просить о предоставлении убежища только в одном государстве ЕС. Однако на практике дублинская процедура оказывается довольно сложной. Разбираемся в ее нюансах с экспертами Easy France Pass.

Unsplash

В большинстве случаев именно страна, через которую соискатель международной защиты въехал в Европу, рассматривает его прошение о предоставлении убежища. При этом не учитываются пожелания мигрантов, которые хотят поселиться в другом месте. В разных европейских странах условия приема и предоставления убежища далеко неодинаковые.

В основу регулирования положена логика, которая осталась неизменной с момента его разработки: государство, ответственное за ходатайство о предоставлении убежища, — то, которое законно (путем выдачи визы/разрешения на проживание) или незаконно (нелегальный въезд) разрешило лицу въехать в европейскую зону.

Для подавляющего большинства людей, прибывающих в Европу, именно первая страна Европейского Союза, куда они въехали, несёт ответственность за их прошение о предоставлении убежища, даже если они не подавали там соответствующих для этого документов. Туристически привлекательные Франция, Италия, Испания, Греция и Болгария чаще всего становятся такими странами.

Дублинское соглашение действительно позволяет выдворять мигрантов в так называемую «страну первого прибытия», даже если он там нигде не был зарегистрирован. При этом высылающее государство должно иметь четкие доказательства того, что оно такой страной не является. Для этого могут подойти любые документальные свидетельства: железнодорожные билеты, кассовые чеки или даже свидетельские показания других беженцев.

Применение Дублинской процедуры во Франции

В соответствии с Постановлением Европейского парламента и Европейского совета № 604-2013 от 26 июня 2013 года, известным под названием «Постановление Дублин-III», страной, ответственной за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища, является:

- страна, в которой рассматривается или было отклонено первое ходатайство о предоставлении убежища,

- страна, в которой проживает член семьи (проситель убежища или беженец),

- страна, которая выдала визу или вид на жительство,

- первая страна, через которую человек нелегально въехал в Европу.

Ходатайства о предоставлении убежища по Дублинской процедуре во Франции составили 36% от общего числа полученных ходатайств в 2019 году, что немного меньше, чем в предыдущем году (38%).

В связи с недавним увеличением числа ходатайств о предоставлении убежища во Франции, строгое и неукоснительное применение Дублинского регламента стало неотъемлемым условием для французских властей. Они поставили перед собой цель увеличить трансферы просителей убежища в государства, ответственные за рассмотрение ходатайств по процедуре Дублин. Это стало сдерживающим фактором въезда на территорию Франции для других просителей убежища.

В период с 2017 по 2018 год, в то время как количество ходатайств о предоставлении убежища сократилось на европейском уровне, во Франции число ходатайств о предоставлении убежища выросло на 23%. В результате, Франция стала второй по величине европейской принимающей страной после Германии.

Каков результат?

Несмотря на то, что Франция с 2016 года очень строго применяет Дублинское постановление, и даже несмотря на то, что с 2015 года уровень трансфера просителей убежища в страну въезда несколько увеличился, он остается относительно низким.

По статистике 2018 года только 1 из 10 просителей передавался другому государству, т. е. 3 533 человека из 29 259. Неэффективность этой системы становится еще более очевидной с учетом того, что Франция получает также трансферы от других государств-членов ЕС. В 2018 году во Францию было переведено 1 837 человек из других европейских государств. В конечном итоге, если посмотреть на статистику, то результат Дублинской процедуры почти нулевой. Он может даже уйти в минус, учитывая растущее число людей, которые возвращаются во Францию после прохождения по процедуре Дублин. Однако людские и финансовые ресурсы, мобилизованные для осуществления этих высылок в первую страну прибытия, очень существенны. Расходы на высылку 1 человека составляют 13 794 евро!

Долгая и изнурительная процедура

«Постановление Дублин-III» предусматривает, что процедура перевода в другую страну может занять до 11 месяцев с момента регистрации ходатайства. В течение этого периода Франция располагает 6 месяцами для высылки просителя убежища. Для просителя убежища это ожидание сопряжено с многочисленными неудобствами и психологическим напряжением.

Процедура Дублин начинается с регистрации ходатайства о предоставлении убежища в префектуре. В этот момент страны ЕС снимают отпечатки пальцев каждого соискателя статуса беженца старше 14 лет и отправляют их в электронном виде в головное отделение, где работает оборудование для цифрового сравнения отпечатков. Результат, подтверждающий или опровергающий наличие совпадений отпечатков сравнения, передается запросившей информацию стране члену ЕС. На территории Европы для обработки отпечатков пальцев соискателей и нелегальных мигрантов используется система EURODAC. Если обнаружено совпадение отпечатков соискателя с отпечатками в EURODAC, пересылается также информация о процедуре предоставления убежища. Таким образом можно установить, подавал ли соискатель прошение на статус беженца в нескольких странах членах ЕС.

Независимо от того, идет ли речь о просьбе взять на себя ответственность или принять обратно просителя убежища, сроки передачи следующие:

- 2 месяца в случае совпадения отпечатков в системе Eurodac,

- 3 месяца, когда отпечатки не совпадают.

Ответ государства, считающегося ответственным, должен быть дан в течение 1 месяца. Если после истечения срока европейское государство, у которого запрашивается информация о просителе беженца, не отвечает, его молчание рассматривается как принятие беженца под ответственность французских ведомств. Далее они принимают решение о выдаче убежища.

В случае принятия со стороны запрашиваемого государства соискатель убежища уведомляется о решении о передаче властям ответственного государства. Это решение о высылке принимается префектом и может сопровождаться надзорными мерами (домашний арест или помещение в центр временного задержания).

Государство, которому передается проситель может выбрать порядок передачи:

1. Передача по инициативе просителя: в этом случае заявителю выдается пропуск. Часто он действует в течение одного месяца. По истечении этого срока префектура информирует заявителя о том, что она сможет принудительно исполнить решение о передаче "в принудительном порядке".

2. Трансфер с контролем вылета. Соискателя сопровождает полиция до посадки, где ему выдается пропуск.

3. Передача под конвоем. Соискателя сопровождает полиция во время полета до передачи властям ответственного государства. Речь идет о заявителях, которые перед передачей были арестованы и помещены в центр временного задержания.

Дискреционные положения

«Дублинский регламент» включает в себя два дискреционных положения, позволяющие государству-члену, в котором находится лицо под дублинской процедурой, не применять процедуру и брать на себя ответственность за подачу ходатайства о предоставлении убежища: в случае зависимости просителя от члена его семьи (статья 16) или по гуманитарным соображениям (статья 17).

Франция использовала эти положения после высылки просителей убежища из Кале в октябре 2016 года, однако с тех пор французские префектуры практически больше не прибегают к их использованию.

Возможность обжалования решения о трансфере

В момент уведомления префектуры о решении о высылке просителя убежища, проситель, находящийся под процедурой Дублин, может обжаловать это решение в административном суде. Однако процедура обжалования не является гарантией. В случае отклонения обжалования она только продлевает срок выполнения дублинской процедуры еще на шесть месяцев.

Даже после долгих месяцев судебных разбирательств проситель сталкивается с дилеммой: либо подчиниться повестке префектуры и быть переданным другой стране, либо отказаться ехать в другую страну, а затем быть объявленным "в бегах" и лишиться всех своих прав до окончания периода трансфера на 18 месяцев.

Объявление "в бегах" имеет серьезные последствия для просителей убежища, поэтому перед принятием такого решения Вам лучше проконсультироваться со специалистом.

В 2018 году во Франции более половины трансферов в первую страну прибытия касались Италии (1 647 человек) и Испании (262 человека). Франция по-прежнему делает запросы на высылку беженцев в Болгарию несмотря на то, что продолжают поступать сообщения о нарушениях прав просителей убежища в этой стране. Не было трансферов в Венгрию, но в 2018 году Франция направила 859 запросов о переводе в Венгрию. Венгрию также обвиняют в нарушении права просителей убежища. Против страны было возбуждено уголовное дело по факту нарушения прав соискателей убежища.

Права просителя убежища в рамках процедуры Дублин

Права этих людей почти ничем не отличаются от прав других просителей убежища. Но просители убежища в рамках процедуры Дублин не имеют доступа к CADA (Центру по приёму лиц, просящих убежище). Им может быть предложено место в центрах экстренного размещения до момента их передачи государству, ответственному за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища в соответствии с Дублинскими правилами.

Право на пособие ADA

Этим правом пользуются все соискатели, в том числе и те, чьё дело рассматривается в рамках процедуры "Дублин". Пособие перестает выплачиваться с момента перевода в страну, несущую ответственность за заявку о прошении убежища.

Доступ к здравоохранению

Просители убежища могут обратиться в центры медицинского обслуживания (PASS), которые расположены в больницах. Лечение и лекарства предоставляются бесплатно. Существуют также бесплатные стоматологические, офтальмологические и психологические услуги, предоставляемые ассоциациями или службами охраны материнства и детства.

Всеобщая медицинская страховка (CMU). Заявители имеют право на получение CMU, как только их заявление о предоставлении убежища зарегистрировано. Эта страховка позволяет заявителю бесплатно получать все медицинские и больничные услуги для себя, супруга/супруги и детей.

Также соискателям предоставляется административный (почтовый) адрес (domiciliation), что дает им возможность получать почту. Это очень важный момент для всех соискателей, так именно на этот адрес будет приходить вся информация из органов, отвечающих за прием лиц, ищущих убежище.

Из всего вышесказанного становится очевидным, что дублинская система не оправдывает себя. Она является дорогостоящей для самих государств и источником неясности и неудобств для просителей убежища. Бывший директор OFPRA (Французское ведомство по защите беженцев и лиц без гражданства) открыто указывает на провал дублинской процедуры. В связи с европейскими выборами весной 2019 года некоторые партии предлагали провести тщательный пересмотр Дублинской процедуры. В ожидании изменений европейские страны продолжают последовательно применять дублинскую процедуру и высылают соискателей убежища в первую страну прибытия.

0
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр

Бюрократия...

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда