{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Avito и общеизвестные товарные знаки

В феврале 2021 года в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков был внесен еще один – товарный знак «Avito».

Признания обозначения «Avito» общеизвестным товарным знаком правообладатели добивались на протяжении практически 2 лет.

В своем отказе коллегия Роспатента мотивировала свою позицию несколькими аргументами, один из которых – тот факт, что опрашиваемым респондентам демонстрировалось словесное обозначение «AVITO», тогда как фактически оказание заявленных услуг 35, 38 классов МКТУ осуществляется посредствам комбинированного обозначения.

Однако Суд по интеллектуальным правам указал, что представленными в дело доказательствами в совокупности подтверждается, что использование слова «Avito» без графического элемента столь же известно потребителю, как комбинированное обозначение; использование комбинированного обозначения не влияет негативно на узнаваемость словесного обозначения, входящего в его состав (Дело № СИП-186/2019).

Выработанная специалистами Роспатента практика признания обозначений общеизвестными товарными знаками предполагает необходимость доказывать также и общеизвестность непосредственно лица, обратившегося с таким заявлением.

Известными стали дела о признании товарных знаков «Доширак» (Дело № СИП-1099/2019) и «Роллтон» (Дело № СИП-961/2019) общеизвестными.

Пунктом 1 статьи 1508 ГК РФ предусмотрено, что по заявлению лица, считающего используемое им в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, по решению Роспатента такое обозначение может быть признано общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если это обозначение в результате его интенсивного использования стало на указанную в заявлении дату широко известным в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.

Вследствие этого, основной причиной отказа в признании обозначений «Доширак» и «Роллтон» общеизвестными товарными знаками являлось то, что потребители не ассоциируют указанные обозначения с их правообладателями.

Однако Суд по интеллектуальным правам решения Роспатента признал недействительными и указал, что что общеизвестность товарного знака может определяться не только в отношении конкретного производителя, но также и в отношении лица, воспринимаемого в качестве источника происхождения товаров. Таким источником могут быть и иные лица, входящие в группу лиц с правообладателем, если потребители ассоциируют заявленное обозначение с одним из указанных лиц и могут полагать, что такие лица связаны между собой.

Признание товарного знака общеизвестным служит показателем успеха бренда и позволяет усилить правовую охрану обозначения, распространив ее действие на любые другие товары и услуги, которые могут ассоциироваться в глазах потребителей с этим знаком.

Данный статус расширяет сроки правовой охраны общеизвестных товарных знаков: если обычные товарные знаки охраняются в течение 10 лет с возможностью дальнейшего продления, то общеизвестные товарные знаки охраняются бессрочно. При этом правовая охрана может предоставляться ретроспективно: с любой даты, на которую бренд имел высокую популярность. Такая позиция была отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 19.09.2019 № 2145-О. Конституционный Суд указал, что дата приоритета общеизвестного товарного знака может быть установлена ранее даты такого признания, ранее даты подачи правообладателем заявления о признании товарного знака общеизвестным, а также и ранее даты первичной регистрации названного товарного знака.

Более того, признание товарного знака общеизвестным на территории одного государства-участника Парижской конвенции дает правообладателю возможность получить защиту и противодействовать использованию аналогичного обозначения на территории другого государства-участника Парижской конвенции.

В Приказе Минэкономразвития России от 27.08.2015 № 602 перечислены материалы (сведения), способные подтвердить общеизвестность товарного знака или обозначения:

• об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации (дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака или обозначения; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака или обозначения; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в соответствующем секторе экономики и тому подобные сведения);

• о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность;

• о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты);

• о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;

• о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на интернет-сайте Роспатента.

Признание товарного знака общеизвестным дает коммерческим предприятиям преимущественное положение на рынке. Именно поэтому на сегодняшний день в России зарегистрировано только 244 общеизвестных товарных знака. Последствиями большого количества общеизвестных товарных знаков может являться монополизация некоторых рынков и существенное ограничение конкуренции, что может негативным образом отразиться на экономическом развитии государства.

Подготовила Очирова Амулана Чингисовна

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда