{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Зачем нужно проводить Legal Due Diligence?

Legal Due Diligence дает информацию о наличии критических проблем в бизнесе 

На примерах рассказываем зачем компаниям нужен юридический аудит (Legal Due Diligence).

Пример 1: Одна быстро развивающаяся компания (назовем ее - ООО «ВебСофт») столкнулась с тем, что размер выручки приближался к пороговым значениям УСН, и нужно было понять, каковы будут последствия перехода на ОСНО.

Пример 2: В другом случае, бизнесу (условно - ООО «Перевозчик») для дальнейшего развития бизнеса понадобились кредитные средства и банки задали юридические вопросы, на которые у компании не было готовых ответов.

Как правило Legal Due Diligence (по тексту - LDD) возникает в сделках по продаже бизнеса или по привлечению инвесторов. По его итогам, Покупатель принимает решение инвестировать или нет и запасается аргументами для снижения цены сделки. Продавец либо ничего не получает, либо сталкивается с необходимостью «отбивать» цену сделки на переговорах из-за выявленных проблем, а иногда попросту теряет время на исправление недостатков и не закрывает сделку с Покупателем.

А теперь разборы примеров.

В первом случае, LDD возник в тот момент, когда компания ВебСофт поняла, что в очередном налоговом периоде нужно считать себестоимость и амортизацию основного актива – ПО, применять налоговые льготы положенные IT-компаниям и реорганизовать взаимодействие между структурными подразделениями компании. Однако не представлялось возможным с существующими договорами и юридической структурой управления. Риски - налоговые потери и штрафы контролирующих органов.

Базовый Legal Due Diligence выявил три группы проблем:

1) права на IP активы,

2) права на занятие деятельностью, требующей специального разрешения,

3) оформление дистанционной работы персонала.

1) Проблема с правами на IP активы.

В связи с быстрым развитием ВебСофт не обращала внимания на оформление прав на IP-собственность. Способы «лечения» этих таких типичных «проблем роста» известны – депонирование кода, заключение договоров с разработчиками на передачу прав (особенно за прошлые периоды и особенно с теме кто уже не работает в компании), у компании возникли сложности с оформлением этих прав, которые нужно было получить от девелоперов из разных стран. Еще одной проблемой являлась передача прав на web-site компании, который по структуре повторялся в нескольких доменных зонах, с небольшими изменениями. К тому же на сайте были размещены чужие товарных знаков без согласия правообладателей (Риск - приостановление хостинга сайт по требованию правообладателя, включение сайт в список запрещенных в РФ Роскомнадзором). В ходе аудита этот риск реализовался - требование от правообладателя и от хостинг - провайдера поступило, пришлось срочно реагировать, чтобы сайт не был заблокирован и не потерял трафик.

2) Оформление права на занятие специальной деятельностью. Компания оформила это разрешение на одну из партнерских компаний, которая не оказывала услуг конечным клиентам - то есть фактически неправильно. Оформить договор задним числом – не сложно. Вот только, налоговые органы при проведении проверки по признакам дробления бизнеса (при приближении к пороговым значениям УСН, такие проверки реальны), будут задавать много вопросов по договорам, по которым нет платежей. Потенциальный инвестор тоже обязательно ухватится за эту тему и будет снижать цену сделки используя этот аргумент.

3) Оформление дистанционной работы персонала. До апреля 2020 года фрилансеров устраивал статус самозанятого /либо ИП, с которыми заключались подрядные договоры. Потом люди стали задумываться об оплате больничных листов, отпусках, гарантиях при увольнении, предоставляемых работникам компании. Кроме того, при детальном рассмотрении, договоры с фрилансерами содержали условия, которые позволяли квалифицировать их труд как труд наемных работников. Риск для работодателя в такой ситуации: 1) работник может потребовать предоставления компенсаций, предусмотренных ТК РФ (например, невозможность расторгнуть договор без причины, или компенсацию за неиспользованный отпуск), 2) налоговая инспекция осуществит доначисление социальных налогов на все выплаты таким работникам. А в случае, если работник выполняет задачи на территории, например, Молдавии или Узбекистана и в связи с ограничениями по передвижению потерял статус налогового резидента РФ, то возникает вопрос и о размере НДФЛ, который необходимо удерживать с суммы платежа: 13% НДФЛ для налоговых резидентов и 0% НДФЛ для налоговых нерезидентов, место выполнения трудовой функции которых находится за пределами РФ (в этом случае человек сам осуществляет уплату налогов).Таким образом, легко устранимые недочеты во внутренней структуре сделок и оформлении бизнес-процессов, могли повлечь неприятные вопросы, решать которые пришлось бы уже по ходу событий, либо платить штрафы и компенсации. Такие дела.

Пример 2: ООО «Перевозчик», который не провел юридический аудит перед тем как попросить кредит в Банке.

Напомним, компании понадобились деньги на оборотные средства и они отправились за кредитом банк. Банк запросил кучу документации о деятельности компании и выявил проблемы с закреплением корпоративных прав и прав на основной актив, в результате чего в выдаче кредита отказал.

А целью получения этих денег был необходимый ремонт транспортных средств в период минимальной загрузки, в результате чего на следующий период перевозки вышел не весь транспорт. Подготовка Legal Due Diligence по этой компании и выработка решений по исправлению ситуации заняло 3 недели. Реализация плана мероприятий была рассчитана на 2 месяца. Таким образом, чуть больше 2,5 месяцев отделяло «Перевозчика» от продолжения полноценной работы. Компания с большим трудом добралась до конца срока, а ведь этот кассовый разрыв мог стать критическим.

Выводы.

К сожалению, такие ситуации возникают в жизни компаний, где есть штатные юристы и где их нет.

Даже базовый LDD, в объем которого войдет:

- оценка подтверждения корпоративных прав,

- оценка ключевого бизнес-процесса,

- оценка прав на основные активы

даст информацию о наличии критических проблем.

По результатам этой работы вы определите наиболее рисковые для вашего бизнеса зоны, сможете исправить ситуацию и избежать ненужных расходов и финансовых потерь.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда