(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(95436373, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(95436373, 'hit', window.location.href);

Будущее налоговой системы: ЭДО, автоматический расчет налогов, ФНС as a service, прозрачная экономика онлайн

С 2013 года началась активная цифровизация налоговых органов. А в 2019 и 2020 году произошли важные изменения в налоговой сфере. В этой статье разберем предпосылки, которые являются базисом для дальнейшего изменения налоговой системы и попробуем представить последствия для бизнеса в РФ.

Куда движется налоговая система

Автоматический расчет налогов

1 января 2019 года был введен режим «Самозанятые» (Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ). Этот режим позволил физическим лицам обелиться и упростить взаимоотношения с физическими и юридическими лицами. Казна получила дополнительный доход, физики и юрики — простоту, удобство и законность работы.

Однако, если посмотреть на этот режим под другим углом, то можно увидеть одну очень революционную идею — налоговый орган впервые взял функцию расчета налога на себя.

Если рассмотреть классическую механику работы налоговых органов, то она выглядит следующим образом:

  1. Налогоплательщик рассчитывает налог к уплате.
  2. Налогоплательщик перечисляет налог к уплате в налоговый орган.
  3. Налоговый орган перераспределяет суммы налога в бюджет.

В истории с самозанятыми налоговый орган взял на себя функцию расчета налога.

Также С 1 января 2021 года бизнесу не нужно рассчитывать налог и сдавать декларации по транспортному и земельному налогу (Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

Рассчитывать налог будет ФНС на основе данных из ГАИ, реестра недвижимости и других источников данных.

В будущем налоговая хочет взять на себя расчет всех налогов, включая УСН, налог на прибыль и НДС — это позиция ФНС.

Для этого у ФНС будут все ресурсы: обязательный ЭДО, прослеживаемость товаров, интеграции с банками и учетными системами компаний в режиме онлайн.

Переход на обязательный ЭДО и прослеживаемость товаров и услуг

С 1 июля 2021 года начинается эксперимент по отслеживанию товаров и услуг на территории РФ и вносятся изменения в НК РФ, которые регламентируют обмен счет-фактурами только в электронном виде (Федеральный закон от 9 ноября 2020 года №-371).

Перечень товаров для прослеживаемости указан в постановлении (ссылка). Например, среди них:

  • Холодильники.
  • Интегральные электронные схемы.
  • Стиральные машины, сушилки.

Прослеживаемость вводится только для товаров, которые ввозятся на территорию РФ и которые указаны в Приложении. Компаниям и ИП потребуется отчитываться в налоговую по операциям с товарами, которые входят в этот перечень (п.п. 1 ст. 1 №-371 ФЗ) и обмениваться счет-фактурами только в электронном виде (п. 1, 2 ст. 2 №-371 ФЗ). Также в счет-фактурах появятся дополнительные поля (п. 5 ст. 2 №-371 ФЗ).

В правительстве и налоговом органе уже начинается работа над тем, чтобы переходить на обязательный ЭДО. А также начинаются попытки полностью оцифровать все движения и транзакции с товарами и услугами.

Это также подтверждает концепция развития ЭДО, принятая Правительственной комиссией по цифровому развитию 25 декабря 2020 года (ссылка на документ).

По этой концепции государство планирует (35 страница документа):

  • Перевести обмен 95% счет-фактур в формат ЭДО до конца 2024 года.
  • Перевести обмен 70% товарных и транспортных накладных в формат ЭДО до конца 2024 года.
  • Увеличение общего объема электронных документов на 20% и более ежегодно с 2022 года.
  • Снижение объема бумажных документов, которые запрашивает налоговый орган на 10% и более с 2023 года.
  • «Переход на использование информации и записи в информационной системе государственных органов вместо документов, представляемых хозяйствующими субъектами.»

Автоматизация налогового администрирования

С 2013 года налоговая начала внедрять инструменты автоматизации администрирования налогов — АСК-НДС.

Программа собирает данные из деклараций по НДС и налогу на прибыль компаний, анализирует и сверяет данные. Если программа находит расхождения в декларациях компаний, то налогоплательщикам отправляются автоматические уведомления с просьбой предоставить документы и объяснить расхождения — это камеральная проверка.

В дальнейшем к процессу могут подключиться люди со стороны налоговой и попросить пересчитать сумму налога, чтобы обойтись «малой кровью» и налоговой не пришлось делать полноценную выездную проверку. Иногда стоимость проведения выездной налоговой проверки больше, чем сумма итоговых доначислений.

Результат внедрения этой системы можно посмотреть на графике.

Рост собираемости НДС составляет порядка 15% в то время, как экономика росла на ~1,5% в год. Источник данных.

По собираемости налога на прибыль можно также увидеть динамику в 15% в год, что больше, чем рост экономики.

Собираемость налога на прибыль по годам. Источник данных.

Налоговая стремится уменьшить количество выездных проверок (источник), а в будущем полностью от них отказаться. За 2020 год их количество уменьшилось на ~40% по сравнению с 2019 годом с учетом коррекции на мораторий по проведению выездных налоговых проверок в 2020 году.

Это логичное продолжение и изменение процессов администрирования налогов: налоговая, как классическая компания уменьшает себестоимость. Гораздо выгоднее направить компаниям автоматические требования по предоставлению документов и «попросить» компании пересчитать сумму налогов к уплате, чем делать полноценную выездную проверку.

Поэтому налоговая инвестирует в развитие IT-инфраструктуры млрд. рублей (источник) и строит собственные дата-центры для обработки данных.

Онлайн-мониторинг

В 2019 году было заключено соглашение между налоговыми органами и Wildberries об онлайн мониторинге (Источник). Компания предоставит налоговой онлайн доступ к учетной системе для регулярного мониторинга и анализа операций. Т.е. налоговая будет иметь доступ 24/7 ко всем операциям компании.

Подключение к онлайн мониторингу — дело добровольное (в узких кругах говорят добровольно-принудительное).

В декабре 2020 года был принят ФЗ 29.12.2020 N 470-ФЗ, который снижает лимиты для компаний, которые хотят подключиться к налоговому мониторингу с 1 июля 2021 года. Теперь его могут применять компании, у которых:

  • Выручка не менее 1 млрд. рублей в год.
  • Размер уплаченных налогов не менее 100 млн. рублей в год.
  • Сумма активов не менее 1 млрд. рублей в год.

Можно предположить, что лимиты в дальнейшем будут снижаться до малого и микро бизнеса. А налоговый мониторинг станет не добровольным, а обязательным.

Зачем это налоговой?

Это уменьшение себестоимости и предупреждение ошибок. Гораздо эффективнее заранее обнаружить ошибку или уход от налога, предупредить налогоплательщика и получить правильно рассчитанную сумму налога.

А если соединить эту концепцию с обязательным ЭДО, прослеживаемостью товаров и услуг, автоматическим расчетом налогов и сдачей деклараций, то можно сказать, что это бизнес будет подключаться к учетной системе налоговой для налогового мониторинга, а не наоборот.

Интеграция банков и ФНС

15 декабря 2020 года Минфин вынес на обсуждение законопроект.

Законопроект вносит изменения в статью 86 НК РФ (Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля) и 102 НК РФ (Налоговая тайна).

С помощью законопроекта предлагается следующее: чтобы ЦБ России мог предоставлять документы и другие сведения, в том числе составляющие банковскую тайну, а также содержащие персональные данные физических лиц налоговым органам. При этом перечень документов и сведений и порядок их предоставления будет определяться по соглашению между ЦБ и ФНС.

С вводом этого законопроекта налоговая сможет запрашивать банковскую выписку юридических и физических лиц без проверок и требований, обходя п.1 ст. 86 НК РФ. И сможет автоматизировать это дело, чтобы выписка подтягивалась каждый день или каждые пару часов. Причем по каждой организации или ИП.

С принятием этого законопроекта налоговая сможет видеть все финансовые потоки организаций онлайн, сверять их с отчетностью и другими информационными базами. Налоговая будет накапливать данные, анализировать и находить закономерности, чтобы эффективно администрировать налоги: пресекать попытки обналичивания, дробления, ухода от НДС и других серых операций.

Также налоговая сможет анализировать доходы и расходы всех физических лиц. Если налоговая обнаружит несоответствие между доходами, расходами и уплаченным НДФЛ, или регулярный поток денег из непонятного источника, то налоговая сможет направить запрос для дачи объяснений или подаст в суд на физика за уход от уплаты НДФЛ.

У налоговой для этого будет доступ ко всем базам данных: онлайн доступ ко всем банковским счетам, ЗАГС, ЕГРН, ГИБДД и другим системам.

Налоговая уже пробовала сделать доначисление налогов НДФЛ физическим лицам (2015 год) при приобретении транспорта или недвижимости. Налоговая находила физических лиц с около нулевым официально задекларированным доходом и при крупных покупках задавала физику вопрос: «Откуда деньги?». И обращалась с этим делом в суд. Обычно физические лица ссылались на то, что они накопили сумму или им кто-то дал в займы.

Суды до апелляционной инстанции поддерживали ФНС. Однако верховный суд встал на сторону физического лица (Вопрос 9) в 2015 году, сославшись на п.6 ст. 108 НК РФ. Налоговая должна доказать, что физическое лицо получило определенную сумму дохода и с этой суммы физическое лицо не уплатило НДФЛ.

С принятием этого законопроекта налоговая получит доступ ко всем доходам, которые будут проходить через банковские счета всех физических лиц. Налоговая сможет увидеть доходы и расходы родственников, займодателей. Выявить закономерности по снятию наличных или переводам. В этом случае у налоговой будет больше доказательной базы.

Налоговая использует комплексный подход к обелению экономики: заходит со стороны юридических и физических лиц.

Технологии ФНС на 2023-2024 год

По данным РБК ФНС планирует реализовать в 2023-2024 годах следующий проект:

  • ФНС будет использовать машинное обучение и нейросети для создания голосового ассистента для консультаций.
  • ФНС будет использовать машинное обучение и нейросети для создания классификаторов по вновь поступаемым вопросам и товарным наименованиям.

Налоговая хочет стать сервисом, которым удобно и просто пользоваться. Предприниматель сможет зайти на сайт налоговой и получить ответ на любой интересующий вопрос. В этом случае компания сможет сэкономить на бухгалтере и налоговом юристе.

Однако это в идеальном сценарии. На практике голосовые ассистенты не настолько развиты, чтобы давать полноценные налоговые консультации на которые можно положиться с 100% уверенностью, даже с учетом перспективы в 10 лет. Скорее это будет похоже на справочную голосовую систему, а значит знания бухгалтерии и налогов все же пригодятся.

Классификатор по товарным наименованиям — это вероятный этап в создании централизованной системы прослеживаемости товаров и услуг, чтобы отслеживать все экономические движения в экономике вплоть до определенного вида товара или услуги.

ФНС as a service

Общая тенденция налоговой — сделать экономику цифровой, а ФНС налоговым сервисом. Налоговая хочет развить культуру уплаты налога в России, сделать уплату налога максимально простой, удобной и неизбежной.

Это официальная позиция первых лиц налоговой.

Михаил Мишустин, на тот момент еще глава ФНС, выступал на Московском Финансовом форуме в 2017 году, где рассказал про стратегию развития и результаты налоговых органов в России (ссылка на youtube).

Кратко его выступление можно описать слайдом из его презентации:

Слайд из презентации Михаила Мишустина на Московском Финансовом форуме в 2017 году.

Также в январе 2021 года на Гайдаровском форуме Д.Егоров (глава ФНС на 2021 год) и А. Сазонов (заместитель главы Минфина) озвучили долгосрочную стратегию развития налоговой системы Российской Федерации. Видео доступно по ссылке.

Краткие итоги выступления Д.Егорова — главы ФНС:

  • Переосмысление института жалоб. Налоговая хочет находить win-win решение в спорах с налогоплательщиками и найти решение, которое позволит избежать подобных прецедентов в будущем. Чтобы для налогоплательщика все было просто и понятно, а для налоговой прогнозируемо.
  • Выстраивание коммуникаций. Налоговая хочет делать удобный сервис, чтобы налогоплательщикам было удобно и просто взаимодействовать с госорганами и уплачивать налоги.
  • Создание онлайн налогового администрирования. ФНС будет брать функцию по исчислению налога (относится ко всем налогам) на себя.

Краткие итоги выступления А.Сазонова — заместителя главы Минфина:

  • Упрощение налогового администрирования. ФНС исследует налогоплательщиков и понимает, что нужно исправить, чтобы повысить собираемость налогов и время жизни налогоплательщиков. Далее ФНС передает свои запросы в Минфин, которое дорабатывает законодательство под запросы ФНС.
  • Повышение эффективности налоговых льгот. Минфин будет проводить анализ эффективности текущих льгот, особенно инвестиционных, налоговые и социальные трогать не собираются.
  • Минфин хочет двинуться в сторону «цифровых налогов» и придумать что-то в этой области. Возможно, для IT-компаний в будущем появятся новые виды налогов.

Последствия для бизнеса

  • Бизнес перейдет на полноценный и обязательный ЭДО: обмен документами с контрагентами, внутренние документы и кадровые документы перейдут в электронный формат. Бизнес будет тратить меньше времени и средств на обмен, хранение и поиск документов.
  • Бизнес будет тратить меньше времени на взаимодействие с госорганами. Налоговой не потребуется отправлять требования с предоставлением документов и пояснениями по операциям — налоговая будет видеть бухгалтерию компании онлайн.
  • Условия для компаний станут равнее: компании, которые пользуются «серыми схемами» и получают конкурентное преимущество перед белыми компаниями уйдут в прошлое, т.к. налоговая будет самостоятельно рассчитывать налоги и все схемы по уходу от налогов будут отслеживаться и выявляться.
  • Бизнес значительно сократит расходы на бухгалтерию. Если в 2020 году компании нужно было 5 бухгалтеров, чтобы обрабатывать весь поток документов и делать отчеты для налоговой, то в будущем потребуется 0,3 налогового консультанта, чтобы он проверил расчеты налоговой, а документы загрузятся автоматически из ЭДО.
  • У рынка будет больше возможностей к получению данных по экономике и компаниям: у государства появятся данные по объемам продаж определенной группы товаров или услуг — это будет сокровищница данных для аналитиков, маркетологов и предпринимателей.
  • Государство будет видеть все денежные и товарные потоки в экономике по каждому юридическому и физическому лицу.

Последствия для экономики

С точки зрения экономики и государства — это правильный вектор развития:

  • Больше данных позволят эффективнее управлять экономикой и стимулировать те отрасли, которые будут в этом нуждаться. Возможно, в будущем появятся стимулирующие льготы для юридических или физических лиц в разрезе отдельного субъекта или специальные льготные кредиты для развития в разрезе отдельной компании.
  • Государство увеличит собираемость налогов и пополняемость бюджета. Государство сможет направить больше средств на стимулирование экономики, создание новых технологий и видов продуктов (IT, медицина, высокотехнологичное производство), а также направить больше средств на развитие социальной сферы, здравоохранения, образования и науки.
  • Увеличится производительность экономики за счет перехода к цифровому взаимодействию бизнеса, потребителей и государства.

Однако все зависит от итоговой реализации этих инициатив. Надеемся, что развитие пойдет в верном направлении и от этих инициатив все останутся в выигрыше, чтобы в 2025-2030 году не была актуальна картинка снизу.

Изображение из романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984»‎. 

Материал подготовили S4 Consulting.

Наш Telegram канал, в нем мы рассказываем про бухгалтерию, налоги и управленку для предпринимателей на языке предпринимателей.

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Алексей Хамарханов

У самого проблема с открытием ИП :) Уже месяц не могу открыть, 3 разных метода, 10 писем в поддержку. 20 звонков на 8800 (других нет). Никаких сподвижек. В итоге делаю через Альфабанк с подписью... И то идет с трудом.

Сказочное будущее. *** — не мешки ворочать.

А пока:

После 16.03.21 все документы ФНС будут направляться в формате 3.01 или 4.00. На документ в формате 3.00 с датой в имени файла большей 15.03.21 можно отвечать отказом (PB) в формате 3.00 или 4.00. Допускается также направление подтверждения, справки, выписки как в формате 3.00, так и в формате 4.00.

В переходный период на документ ФНС России, отправленный в формате 3.00 допускается ответ как в формате 3.00, так и в формате 4.00.

Например:

На запрос (ZSO, ZSN, ZSV), решение (RРО, RОО) в формате 3.00 можно отправлять подтверждение (PB), справку об остатках (BOS), справку о наличии, выписку как в формате 3.00, так и в формате 4.00.

На поручение, требование (PNO, PKO, APN, APO, …, TRB, …) в формате 3.00 можно отправлять подтверждение (PB) как в формате 3.00, так и в формате 4.00.

На запрос, решение в формате 4.00 следует отправлять подтверждение (PB), справку об остатках (BOS), справку о наличии, выписку только в формате 4.00.

На поручение, требование в формате 3.01 следует отправлять подтверждение (PB) только в формате 4.00.

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Да, сейчас "сервисность" налоговой распроянется только на самозанятых. Самостоятельно взаимодействовать с госорганами сейчас - это ад.

А почему сразу не обратились в банк за открытием ИП? При открытии расчетного счета они бесплатно регистрируют ИП и всю головную боль с регистрацией берут на себя. Альфа, кстати, еще достаточно лояльна по отношению к 115-ФЗ.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Хамарханов

Не знал.

Сначала Госуслуги. Отказ без объяснения причин, причины не смог найти.
Потом Налог.ру, сайт и приложение → зависли на оплате госпошлины (хотя с карты сняли), уже неделю "подождите несколько минут. платеж обрабатывается".

Сейчас вот ребята своего корпоративного менеджера дали в Альфе. Вроде делаем потихоньку. Отправили второй раз на рассмотрение документов, первый раз не приняли.

Самое печальное — осознание отношения к тебе, как к гражданину. Тут на игру потратишь 10 баксов тебе спасибо скажут, оближут. А миллион налогов в год отдашь →  отношение как с скоту. Грустно. И еще грустнее что нет никаких вариантов особо повлиять на ситуацию. Просто плати и не пи***и.

Россия для грустных :)

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Хорошо, что обратились. Менеджеры банка добьют задачу, ведь им нужен ваш расчетный счет)

С клиентоориентированностью среди госструктур еще нужно работать и работать. Однако немного радует, что про "удобность и клиентоориентированность" уже говорят наверху. Надеемся, что будут изменения к лучшему.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Хамарханов

Ну менеджеры банка на марже с твоих денег. Гооооораздо меньших, чем госпиявки. Но у тебя приоритетная линия в Альфе, а в Налоговой приоритетный извилистый путь в монопенисуальное путешествие, известное всем кто сталкивается в своей жизни с госаппаратом.

Непонятно почему такие скоты...
То ли эхо войны, то ли крепостная скорлупа до сих пор не стлела.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

Отдать сбор налогов частично частным компаниям типа тинькова. Чтобы ты мог переходить от одной к другой при желании. И вопрос с клиентоориентированностью решиться конкуренцией

Ответить
Развернуть ветку
Илья М

эти схемы еще в средние века проходили: государства отдавали на откуп территории или направления бизнеса частникам, а тем сами "крутились" как могли. Практика вроде бы не прижилась?

Ответить
Развернуть ветку
Leo Uvarov

а  платоны, маркировка лекарст итд, это разве не оно?

Ответить
Развернуть ветку
Илья М

Кстати, да, похоже, был неправ с "не прижилась". Если операторы (не разработчики) систем маркировки и Платона - частники, и только потом передают в бюджет долю. Маркировка бухла вроде ФГУПом каким-то контролируется, не знаю про другие виды товаров.
Сюда, наверное, можно и платные дороги отнести?

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Интересная концепция. Возможно возникнут дополнительные расходы на администрирование, которые потребуется возмещать за счет налогоплательщиков. Однако борьба за налогоплательщика будет сильнее.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

И ещё - у чиновника первая задача сделать так, чтобы людям было неудобно, чтобы вопрос решился только личными платежами. Не верю в гос сервисы

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Мы все-таки верим в хороших людей, которые хотят помогать людям и работают в налоговых органах и госаппарате. Однако жаль, что таких людей немного.

Но мы встречали на практике налоговых инспекторов, которые шли нам на встречу и помогали избежать крупных доначислений (были проблемы с документами у клиента, схемы ухода от налогов не было). Причем без личных платежей.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

Единичные истории не меняют общего концепта

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда